Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина
КОСТЕЛ ВОЗНЕСЕНИЯ НАИСВЯТЕЙШЕЙ ДЕВЫ МАРИИ И ЕГО УСЫПАЛЬНИЦА
КОСТЕЛ ВОЗНЕСЕНИЯ НАИСВЯТЕЙШЕЙ ДЕВЫ МАРИИ И ЕГО УСЫПАЛЬНИЦА
(По материалам районной книги «Памяць»)
Первый костел в местечке Желудок построили в 1490 г. по указу великого князя Казимира IV. В 1506 г. этот деревянный храм сожгли крымские татары.
В 1529 г. костел в местечке был восстановлен по указу короля Сигизмунта Старого.
В 1686 г. (по другим данным в 1682 г.) минский подчаший, Лидский подкоморий, староста кревский и лидский Казимир Францкевич-Радзиминский вместе с женой Александрой основал в Желудке монастырь кармелитов с костелом. Монастырь просуществовал до 1832 г. Что касается здания костела, то оно в 1839 г. было передано под лазарет эстляндского егерьского полка.
В 1854 г. из бутового камня и кирпича на главной улице Желудка был построен в стиле позднего классицизма костел Вознесения Наисвятейшей Девы Марии. Его фундатором считается Германиция Уруская, а автором проекта — архитектор Кароль Подчашинский. Храм — прямоугольный в плане, накрыт двухскатной крышей, оснащен треугольным фронтоном на главном фасаде. Вход оформлен массивным четырехугольным портиком.
В начале XX в. в архитектуре храма произошли некоторые изменения — была снята восьмигранная шатровая колокольня над главным фасадом и такая же по форме сигнатурка над алтарной частью.
В зале на боковых стенах пресбитерия две беломраморные мемориальные доски с барельефными изображениями графини Г. Тизенгауз (1822-91) и графа С. Уруского (1817-90), маршалка шляхты Варшавской губернии. В костеле хранилась чудотворная икона Богородицы, перенесенная сюда из деревянной часовни деревни Красули. Об этой иконе известно, что она была привезена паном Василием Губарем из Смоленска в 1523 г. В желудокский костел икона собирала тысячи паломников.
Что касается усыпальницы владельцев Желудка, то она располагается под алтарем. Всего в ней пять мраморных плит. Под каждой плитой разные захоронения. Из склепа костела кармелитов, здание которого не сохранилось, в здание костела Вознесения (ныне действующего) были перенесены останки Тизенгаузов с XVIII в. Это было сделано по распоряжению Германиции Уруской (Тизенгауз), примерно, в 50-е гг. XIX в. В новый склеп проследовали и останки подскарбия надворного, который умер 31 марта 1785 г. в Варшаве. Они, еще останки его брата Михаила и их отца Бенедикта — все были перезахоронены вместе под одной плитой. На этой плите так и написано на польском: «Тут покоятся останки членов рода графов Тизенгаузов с XVIII столетия перенесенные из гробов старого костела в эту святыню». Об остальных четырех захоронениях этого склепа я речи не веду.
Итак, Антоний Тизенгауз похоронен в общей семейной могиле… Где только возможно я говорил: на площадях Гродно и Постав должны стоять памятники не Ленину, а великому подскарбию Антонию Тизенгаузу. Этот человек посвятил свой талант, положил здоровье свое, отдал все силы свои, физические и моральные, решению одной задачи — подтянуть, приблизить наше государство к цивилизованному миру. Поэтому нам следует знать, где его могила и хотя бы раз в жизни наведать ее.
- Крест и полумесяц на берегах древнего Понта (Черноморский район)
- В него верю как в бога!
- Егорьевский район
- Тень великого зодчего. Первые проекты высотных домов были забракованы Сталиным…
- «Что такое жизнь и для чего люди живут?»
- ЕГОРЬЕВСК, ГОРОД
- Сегодня в Удельной…
- Дела сегодняшние
- Люди нашего времени
- Древний город Афины и его памятники
- «Обычные люди своего времени»
- С чего начинается родина?