Книга: Такая удивительная Лиговка
Ново-Каменный мост
Ново-Каменный мост
Ново-Каменный мост
Единственный на Лиговском проспекте Ново-Каменный мост через Обводный канал имеет длину 38,2 м при ширине 44,8 м. Название связано с видом материала, из которого построен мост.
До засыпки Лиговского канала его берега соединяли многочисленные деревянные пешеходные мостики. В середине XVIII в. через Черную речку был построен деревянный мост-акведук, по которому вода Лиговского канала подводилась к фонтанам Летнего сада и прудам Таврического сада. По нахождению в Ямской слободе он получил название Ямского водопроводного моста. В 1816–1821 гг. здесь по проекту инженера П.П. Базена построили однопролетный каменный арочный мост-акведук с гранитным сводом длиной 25,6 м, устои и фасады моста облицевали гранитом, а проезжую часть оградили чугунными перилами. Современники писали, что это «одно из самых смелых сооружений в сем роде» и «навсегда останется безошибочным приложением науки к делу».
В 1846–1848 гг. мост перестроил инженер Александр Николаевич Ераков. Обновленный мост длиной 42,7 м из гранита и кирпича назвали Ново-Каменным. Воды Лиговского канала протекали по открытому лотку вдоль оси моста. Однопролетный, арочной системы акведук с выносными гранитными тротуарами, огражденными чугунными перилами на металлических кронштейнах, имел четыре спускающиеся к воде Обводного канала гранитные лестницы. В Атласе 13 частей столичного города Санкт-Петербурга 1849 г. Н.И. Цылов назвал этот мост Ново-Обводным и показал неосуществленную подземную развязку Лиговского и Обводного каналов. В 1891 г. лоток перекрыли, поскольку Лиговский канал был заключен в трубу на участке от Таврического сада до Обводного канала. Тогда же на мосту появились новые перильные ограждения, их рисунок почему-то имел ярко выраженный узбекский орнамент. В 1896 г. мост расширили до 14 м; впоследствии его несколько раз ремонтировали, а после 1910 г. по мосту проложили трамвайные пути, занявшие пятиметровую полосу.
В 1950-х гг. в связи с интенсивным строительством в южных районах Ленинграда значение Лиговского проспекта как транспортной артерии возросло. Ново-Каменный мост уже не обеспечивал пропуск автомобильного транспорта. Положение осложнялось тем, что по набережной Обводного канала пролегал маршрут транзитного грузового транспорта.
В 1968–1970 гг. мост перестраивается в однопролетный железобетонный с двухшарнирной аркой по проекту инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова (руководитель работ инженер Н.П. Агапов). Тогда же возвели транспортные сооружения: помимо моста – туннель на северном берегу под Лиговским проспектом и двухъярусная набережная. Новая планировка набережных предусматривала сдвиг оси русла канала на 7 м. Мост, спуски к воде, стены канала и парапеты туннеля облицевали гранитом.
- Ново-Каменный мост
- Дом № 153 Набережная Обводного канала, 52
- Дом № 155 Воронежская улица, 38
- Дом № 161 Воронежская улица, 40
- Дом № 171
- Дом № 173
- Дом № 175 Воронежская улица, 52
- Дом № 177 Воронежская улица, 54
- Дом № 179
- Дом № 183 Воронежская улица, 60
- Дом № 185 Курская улица, 16
- Дом № 193 Курская улица, 15
- Дом № 195
- Дом № 197
- Дом № 201 Воронежская улица, 80
- Дом № 203
- Дом № 207
- Дом № 211
- Дом № 215
- Дом № 225
- Участок дома № 229 Прилукская улица, 17
- Дом № 233
- Дом № 235
- Дом № 237
- Дом № 239
- Дом № 241
- Дом № 243
- Дом № 245–247 Воронежская улица, 108
- Дом № 249
- Дом № 251
- Дом № 253 Расстанная улица, 6
- Дом № 130 набережная Обводного канала, 50 (дом И.И. Дурдина)
- Дом № 132 Тамбовская улица, 3
- Дом № 138
- Дом № 140
- Дома № 142
- Дом № 144
- Дом № 146
- Дом № 148
- Дома № 150, 152 Тамбовская улица, 21
- Дома № № 154 и 156
- Дом № 158
- Дом № 160
- Дом № 162 Курская улица, 22
- Дом № 164 Курская улица, 17
- Дом № 166
- Дом № 168
- Дом № 172
- Дом № 174
- Дом № 180–182
- Дом № 194 Прилукская улица, 19
- Дом № 196
- Дом № 198
- Дом № 200
- Дом № 202
- Дом № 210
- Дом № 212
- Дом № 214
- Дом № 216
- Дом № 218
- Дом № 220
- Дом № 222 Расстанная улица, 8
- ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК © И.В. Голоухова, 3.А. Новоселова, Л.В. Петрова — текст, © Е.М. Головач, О.А. Смольянинова, Л.В. Щекало...
- Деденево, поселок (Новоспасское)
- Клеменово
- Консульство Папуа-Новой Гвинеи в Джайпуре
- Палитра «цветных» мостов реки Мойки
- Аничков мост
- Дворцовый мост
- Третья экскурсия Зоологический музей – Кунсткамера – Дворцовый мост
- **Велико Тырново
- НОВО-ПАРГОЛОВСКАЯ НЕМЕЦКАЯ КОЛОНИЯ
- «Чугун решеток и мосты»
- Культура турецких купален и курорты нового времени