Книга: Петербург Достоевского. Исторический путеводитель
Литейный проспект, 62
Литейный проспект, 62
Дом № 62, как и соседний, построил в 1858 году архитектор Гаральд Боссе и с тех пор он не перестраивался. Это особняк Эммануила Нарышкина – сына Александра I и знаменитой красавицы польки Марии Антоновны Нарышкиной-Четвертинской (ее законный муж – «рогоносец величавый» Дмитрий Львович Нарышкин). Эммануил Дмитриевич Нарышкин, человек во всех смыслах достойный, служил при дворе в звании обер-камергера и знаменит был обильными пожертвованиями. Будучи тамбовским помещиком, облаготетельствовал город Тамбов, построив там музей, библиотеку и учительский институт, и щедро их финансировал. Дом свой Нарышкин в 1870-е годы продал в казну, и в нем разместилась казенная квартира обер-прокурора Святейшего Синода. В 1880 году им стал хороший знакомый Федора Михайловича – Константин Победоносцев, переехавший сюда с Большой Конюшенной улицы (там он жил в доме Финской церкви).
Константин Победоносцев происходил из духовной среды: предки по мужской линии – священники, отец – профессор московского университета. Закончив училище правоведения, Константин Победоносцев считался лучшим в России специалистом по гражданскому праву. В юности либеральничал, и даже, состоя на службе в Сенате, пописывал под псевдонимом обличительные статейки в герценовский «Колокол».
С 1861 года преподавал законоведение тогдашнему наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, а когда тот умер, его брату – будущему императору Александру III. К этому времени мировосприятие Победоносцева изменилось, он стал убежденным консерватором. Министры-реформаторы Александра II для него – «люди, оторванные от земли, не имеющие корней в быте общества». Он пишет про царствование царя-реформатора: «Нас тянет роковым падением в какую-то бездну. Прости, Боже, этому человеку – он не ведает, что творит, и теперь еще менее ведает. Лучше уж революция, русская и безобразная смута, нежели конституция. Первую еще можно побороть вскоре и водворить порядок на земле; последняя есть яд для всего организма, разъедающий его постоянною ложью, которой русская душа не приемлет». Победоносцев стал идеологическим наставником цесаревича Александра, вдохновителем так называемой партии Аничкого дворца (резиденции Александра Александровича). Она состояла из людей, желавших прекратить всякое движение России в сторону «Общечеловеческих ценностей» и вернуться в политике к известной идеологической триаде «Самодержавие, православие, народность». И когда Александр II погиб от взрыва бомбы Игнатия Гриневицкого, Победоносцев по существу возглавил государственный переворот.
Написанный им манифест от 29 апреля 1881 года означал перемену политики, отказ от конституции и отставку почти всех министров предыдущего императора. Победоносцев на 20 лет стал главным идеологом русского самодержавия, действительным тайным советником, статс-секретарем. Гонитель старообрядцев, сектантов, местного самоуправления, свободной мысли, он, вместе с тем, не напоминал идеологических церберов XX века, таких как Жданов или Суслов, – он являлся плодовитым и талантливым писателем, знатоком литературы и истории, полиглотом, законопослушным подданным.
В письме к вдове Достоевского Победоносцев писал: «В последние годы часто приходил он (Достоевский. – Л. Л.) ко мне по субботам вечером на беседу – и как теперь помню, как бывало, одушевляясь и бегая по комнате, рассказывал он главы Карамазовых, которые писал тогда». После смерти Достоевского Победоносцев ходатайствовал о пенсии семейству Федора Михайловича и был назначен опекуном его детей.
Совершенно по-другому относился Победоносцев к Толстому, собственно именно он подготовил знаменитое «Определение Синода», в котором говорилось: «Церковь не считает Толстого своим членом». Вполне возможно, что Победоносцев послужил для Льва Николаевича прототипом Алексея Александровича Каренина, благо в обществе ходили слухи, что супруга, Екатерина Энгельгардт, его обманывала. Бог не дал им детей, и они в конце концов удочерили подкидыша (девочку подкинули на парадное крыльцо особняка на Литейном).
В октябре 1905-го Победоносцева отправили в отставку, через полтора года он умер. Мимо его дома шли демонстрации и специально приостанавливались у фасада, чтобы выкрикнуть какую-нибудь гадость. Может быть и прав Константин Петрович: «Да знаете ли Вы, что такое Россия? Ледяная пустыня и по ней ходит лихой человек».
- Николаевский (ныне – Московский) вокзал
- Знаменская церковь
- Знаменская (ныне – октябрьская) гостиница
- Лиговский проспект, 10
- Дом сливчанского
- Лиговский проспект, 25
- Дом Струбинского
- Греческий проспект, 6
- Павловский институт
- улица Восстания, 8
- Родильный дом им. В. Ф. Снегирева
- улица Маяковского, 5
- Музей-квартира Н. А. Некрасова
- Литейный проспект, 36
- Мариинская больница
- Литейный проспект, 56
- Квартиры Михаила Салтыкова-Щедрина и Федора Трепова
- Литейный проспект, 60
- Дом Константина Победоносцева
- Литейный проспект, 62
- Гостиница «Москва»
- Невский проспект, 49
- Дом Корсаковых (ныне – театр им. Ленсовета)
- Владимирский проспект, 12
- Церковь Владимирской иконы Божией Матери
- Владимирский проспект, 20
- Дом Каншина
- Кузнечный переулок, 2-6
- Ремесленная управа
- Загородный проспект, 2
- Квартира Николая Чернышевского
- Большая Московская улица, 6
- Подворье Коневского монастыря
- Загородный проспект, 7
- Штаб-квартира «Народной воли»
- переулок Джамбула, 15
- Первая гимназия
- улица Правды, 11
- Дом Тулубьева
- Поварской переулок, 13
- Дом Всеволода Гаршина
- Дмитровский переулок, 5
- Извозчичий трактир
- Стремянная, 4
- Дом князя Владимира Мещерского
- улица Марата, 9
- Квартира Григория Данилевского
- Невский проспект, 71
- Гостиница «Пале-Рояль»
- Пушкинская улица, 20
- Памятник А. С. Пушкину
- улица Пушкинская
- Литейный проспект
- Литейный проспект, 36
- Литейный проспект, 56
- Литейный проспект, 60
- Центральный проспект Рима
- Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта
- Невский проспект. Дом за домом
- ОТ ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ И АДМИРАЛТЕЙСКОГО ПРОСПЕКТА ДО МОЙКИ
- ВДОЛЬ ПО *ПРОСПЕКТУ АНДРАШИ
- Загородный проспект
- Старо-Петергофский проспект
- Смольный проспект