Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей

Пате Инвесторы-интервенты

Пате

Инвесторы-интервенты

Что такое компьютер, знает всякий наш современник старше пяти лет. Но не каждому из нынешних тинейджеров, даже преуспевшему в изучении иностранных языков, знакомо слово «патефон», что в компании с предметом, который оно обозначает, безвозвратно покинуло наш активный лексикон. В лучшем случае любознательный подросток начнет раскладывать слово на части и ничего не поймет: ну, «фон», в переводе с греческого это звук, а что такое «пате»? Словари иностранных языков не придут на помощь: Пате – это фамилия. Носили эту фамилию братья-французы, которые в 1897 году основали фирму по производству звукозаписывающей и звукопроизводящей, а также кинематографической, аппаратуры. Какое отношение французская фирма-производитель граммофонов и киноаппаратов имеет к российской столице? У, имеет, да самое непосредственное: в 1907 году в Москве на Бахметьевской (теперь Образцова, но не кукольника, а его отца-академика) улице фирма братьев Пате открыла фабрику граммофонов. А что ж не открыть, если на неохватном российском рынке к этому году уже продали около полумиллиона граммофонов, о чем заинтересованной публике с восторгом сообщал специальный журнал «Новости граммофонов». Граммофоны от Пате в России сразу прозвали патефонами.

Наши читатели из тех, кто постарше, уже представили себе квадратный ящик с ручкой и откидывающейся крышкой? Нет, это был совсем иной агрегат: громоздкая тумбочка, в которой прятался от постоянных насмешек широкий раструб рупора, и пластинка с полметра в диаметре. Аппарат годился и для записи звуков, а пластинки проигрывали от центра к краю – позже, если кто уже не помнит, это делали наоборот. От тумбочки к середине прошлого века останется одно название: «патефон», оно перейдет к ящикам, а потом и портативным чемоданам. Пате обеспечили россиян и первыми грампластинками: памятные поколениям строителей социализма пластинки Апрелевской фабрики начнут выпускать тремя годами позже в пристанционном поселке по Киевской железной дороге.

История фирмы Пате в России – классический сюжет об интервенции иностранного бизнеса в страну неограниченных возможностей и необъятного спроса: в этом смысле продожателями дела Пате можно считать «Кока-колу», «Марс», «Проктер энд Гэмбл»… продолжение следует. Ибо не патефоном единым зарабатывала фирма в России. К 1910 году «Братья Пате» контролировали до 75 процентов российского кинорынка, а в их багаже были, например, съемки не слишком-то одобрявшего на первых порах синематограф Льва Николаевича Толстого. Фильм «Л.Н. Толстой» производства Пате произвел на великого русского писателя столь сильное впечатление, что он кардинально поменял свой суровый взгляд на кино как на пустое развлечение и разглядел в нарождающемся искусстве его огромные просветительские потенции. Толстой даже хотел написать для кино, но не успел, а его похороны фирма Пате снять успела, и через несколько дней после кончины Льва Николаевича на станции Астапово целых три фильма об этом горестном событии уже крутили в кинотеатрах.

Документальные и художественные фильмы, первая цветная, а точнее разноцветная, потому как была раскрашена от руки, картина «Ухарь-купец», первый фильм-балет, первые экранизации и даже первые звуковые фильмы, которые выпускали в комплекте с грампластинками, – это все фирма «Братья Пате». А еще реклама, а еще журнал о кино и много-много другого, в числе которого и… русский кинематограф – он вряд ли развивался бы столь стремительно, если бы не конкуренция со стороны Пате.

Оглавление книги


Генерация: 0.056. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз