Книга: Вольная Африка. 47 стран от Египта до ЮАР. Практический путеводитель для самостоятельных путешественников

Мавритания

Мавритания

В.Крыштановский, с дополнениями С.Лекая, 2006

Страна, промежуточная по климату, населению и образу жизни между Северной и Западной Африкой, а также самая бедная из арабских стран. После закрытия для путешественников алжирской и ливийской Сахары, через Мавританию стал проходить единственный наземный путь в Западную Африку. Туристов и путешественников в Мавритании немало, но это в основном транзитники, которые задерживаются максимум на неделю. Однако, Мавритания интересна не только как транзитная страна. Для исследований пустыни Мавритания подходит лучше любой другой страны Сахары, и традиционный быт арабов сохранился тут лучше, чем в цивильных странах севера.

ИСТОРИЯ

В старинные времена Мавритания была куда более богатым и цивильным местом, чем сейчас. Тогда пустыня была меньше и на большей части страны можно было заниматься сельским хозяйством. Около тысячи лет назад в южной Мавритании находился центр крупного негритянского государства Гана. На севере тогда кочевали берберы и туареги. Позже страну захватило арабское кочевое племя Бени-Хасан из Йемена. Долгое время Мавритания была объединена с Марокко. В исторических книжках, кстати, Мавританией называется современное Марокко, а маврами — все арабы вообще. Французы из-за малонаселенности Мавритании решили не выделять ее в отдельную колонию, а объединить с Сенегалом. После независимости мавританцы стали спешно отстраивать новую столицу (старая — Сен-Луи — осталась в Сенегале) и установили военную диктатуру, которая продолжается по сей день. В 1975 году Мавритания оккупировала часть Западной Сахары с городом Дахла, но проиграла войну за нее с фронтом "Полисарио" (а территория в результате досталась марокканцам).

В 1996 году в Мавритании побывал первый российский автостопщик — Ф.Леонтьев, а в 2000 сюда добрались и прожили тут более 9 месяцев супруги Фатеевы. Вскоре тут побывали К.Степанов и А.Мамонов, а потом — С.Лекай и О.Смирнова, потом В.Крыштановский, а за ними и другие граждане. Поскольку соседняя Марокко стала безвизовой для россиян, можно прогнозировать рост числа путешественников и здесь.

В 2005 году в стране произошел очередной военный переворот, но на повседневную жизнь сей никак не повлиял.

ПРИРОДА и ПОГОДА

В отличие от остальных стран Сахары, где пустыня — это малонаселенная окраина, в Мавритании в пустыне находится экономический центр страны. Пустыня занимает около 70 % площади, в ней находятся крупнейшие города — Нуакшотт и Нуадибу. Южная граница пустыни проходит примерно по "Дороге надежды". Прибрежная часть пустыни покрыта редкой травой. Оазисы сосредоточены в гористом районе Адрар, который находится вокруг города Атар. Еще невысокие горы имеются под Немой и вдоль трассы Аюн — Ниоро. Скалы в пустыне часто приобретают очень необычные формы. Юго-восточная часть страны — это Сахель, полупустынная саванна с редкими колючими деревцами. Юго-запад, близ реки Сенегал — плодородная равнина. Диких животных почти не осталось, самый крупный хищник — фенек (пустынная лиса), даже антилопу или газель встретить — большое счастье. Последнее стадо слонов вроде еще тусуется близ Аюна. Ядовитых гадов тоже мало, зато очень много ящериц (особенно на юге). Из птиц самая распространенная — ворон, он очень любит гнезиться в пустыне близ человеческих жилищ, а питается на свалках. На юге страны встречаются баобабы. Погода в сахельской части летом холоднее, чем в пустыне, в остальные сезоны жарче. Пустынный климат переносится легче из-за прохладных ночей. Температуры жаркого сезона: +45 днем, +35 ночью. Ночью в пустыне иногда понижается до +15. Самый жаркий месяц на севере — июнь, на юге — апрель. Дожди на юге бывают в июле-августе, но редки, а на севере могут пойти когда угодно, а могут вовсе не пойти. Атлантический океан недружелюбен, берег в основном скалистый, пляжей мало, а у побережья постоянно дует сильный ветер.

НАРОДЫ

Мавры — народ весьма интересный. От прочих людей мавра всегда легко отличить по уникальному мужскому костюму. Он состоит из рубахи, штанов до колен и огромного плаща-халата "бубу", который доходит до щиколоток и имеет нереально гигантские прорези для рукавов. Эта одежда бывает трех цветов — белого, голубого и индиго — и покрыта интересной вышивкой. Мавры часто закрывают лицо специальной черной тряпкой, но для них, в отличие от туарегов, это не ритуал. В традиционной одежде ходит большинство мужского населения. Женская одежда менее интересна. Общество у мавров кастовое. Народ делится на: "чистых арабов" (самые светлые), тех, у кого есть берберская кровь (таких большинство), и черных рабов и вольноотпущенников (да, в Мавритании еще есть рабство).

Национальный характер мавров специфичен. Они очень жадные и просят денег буквально за все. В одной деревне у меня попросили денег за ведро грязной воды, чтобы помыться. В каждой лавке за любой товар, даже самый дешевый, с иностранца просят втридорога. Торгуются весьма неохотно. Самое грустное — что до мавра не может дойти мысль о безденежности иностранца. Все иностранцы — богачи по определению, а если кто-то говорит, что денег мало или нет — значит, лукавит, и определенной настойчивостью можно у него деньги выудить. Такой подход есть везде, кроме наиболее глухих деревень и городков, где еще осталось традиционное арабское гостеприимство. Но есть и положительная особенность в характере мавров — из всех арабов они считаются самыми спокойными и хладнокровными. Здесь на улицах города никогда не увидишь разборок и драк, бандитизм весьма невелик, вообще преступности почти нет, если только не считать лавочников грабителями.

Негры в Мавритании бывают двух видов — харатины и суданцы. Харатины — это рабы или вольноотпущенники, они говорят по-арабски и носят мавританскую одежду. Таких несколько сот тысяч. Суданцев еще больше, они составляют половину в деревнях к югу от "Дороги надежды", а район вдоль реки Сенегал — полностью суданский. Суданцы в Мавритании — это вовсе не беженцы из Судана, а те же самые негры, что в Мали и Сенегале, принадлежат к народам волоф, фульбе, тукулер, сонинке и прочим. Одежду носят современную. Кроме одежды, харатинов можно отличить от суданцев по разрезу глаз и форме черепа, харатины вообще несколько похожи на белых.

Мавры по жизни занимаются кочевым скотоводством. Стоянка выглядит так: несколько шатров стоят посреди пустыни и образуют круг, в центре которого — непременный джип. Суданцы — в основном земледельцы.

Также в Мавритании кочует племя туарегов, но их сложно отличить от мавров.

ЯЗЫКИ

Мавры говорят на языке хасания, который обычно считается диалектом арабского, но, как говорят знающие люди, довольно сильно отличается от других диалектов. В отличие от всех остальных арабских стран, где официальный язык — арабский классический, в Мавритании государственный язык — это именно хасания. Французский — самый популярный из европейских языков, но по-французски в Мавритании говорят хуже, чем во всех соседних странах и эффективным средством общения французский язык может стать только в Нуакшотте. Официального статуса французский не имеет. Английский малополезен. Суданцы говорят на своих языках, но арабский понимают почти все.

РЕЛИГИЯ

Исламская Республика Мавритания — одна из пяти исламских республик на Земле; государство с достаточно строгим соблюдением шариата. Спиртное продавать запрещено по всей стране, а гомосексуализм официально карается смертной казнью. Как и все арабы, мавританцы любят болтать о религии и доказывать белым преимущества ислама. Но вот фундаменталистских движений в этой стране нет. Мавританские негры — тоже мусульмане, но к религии относятся менее тщательно. Храмов других религий в Мавритании замечено не было.

ИНТЕРЕСНОСТИ

Мавритания — страна довольно занятная. Здесь отлично сохранилась традиционная культура, а для лазаний по пустыне Мавритания — самая удобная страна Сахары. Во-первых, это единственная страна Сахары, где нет законодательных ограничений на передвижение иностранцев по пустыне. Во-вторых, здесь есть разные святые места, до которых фиг доберешься каким угодно способом, типа Бир-Могрейна или Рашида, или всего северо-востока. Лучше всего тем, кто с машиной, но хардкорщикам, рассекающим по зимникам Крайнего Севера, тоже понравится. Только надо запастись временем и деньгами, потому что страна недешевая и неторопливая. К тому же, в Мавритании почти нет людей, что многим понравится. По пустыне можно ехать сотни километров, не встречая населенных пунктов. Между Нуакшоттом и Нуадибу на 500 км — всего один рабочий поселок, да и тот в стороне от трассы. Городов в полном смысле в Мавритании всего четыре — Нуакшотт, Нуадибу, Россо, Каэди — а остальные — скорее большие деревни, пыльные и гадкие. Все четыре города тоже совершенно скучны, а вот чтобы добраться до исторических мест, придется попотеть. К сожалению, российские вольные путешественники до исторических городов Мавритании пока не добрались, вы можете стать первопроходцем. Нац. парк в стране один — Аргенский Берег, там почти нет зверей, зато много птиц. Еще одна достопримечательность — знаменитый Поезд.

ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

Самая опасная болезнь в Мавритании — дизентерия. Качество воды из колодцев совершенно гадкое, там живут амебы и другие звери. Даже на вкус вода противна (хотя ее тоже продают за деньги). В этой стране действительно надо закупать бутылированную воду и таскать ее с собой, а то быстро что-нибудь подхватите. В Нуакшотте водопроводную воду тоже пить нельзя. Другие болезни особо не встречаются. Малярии почти нет, желтой лихорадки нет. Диких зверей бояться не надо. Преступности мало — в основном мелкие кражи. Самоходством по пустыне не надо заниматься, не имея воды.

Менты довольно вредные, но не опасные. С цивильных туристов просят "кадо" (взятку), а автостопщиков не трогают. Особенно вредные менты находятся в области Нема, они прогоняют с постов и проверяют документы, а некоторые требуют регистрацию (ее бесплатно делают в Неме). Говорят, раньше по всей стране менты были такие, но после переворота новое правительство возжелало развивать туризм и в других областях они проверками не занимаются. Закрытых территорий в стране нет.

ЕДА

Еда в Мавритании дешевая и вкусная. Кроме обычных для Африки кускуса, риса и макарон с мясом, есть уникальные вещи, например, мясной фарш, который кладут в пирожки и сэндвичи. В Нуакшотте много ливанских забегаловок, где можно взять шаверму и кофту. Супы тоже бывают. Если едете на юг, то учтите, что в Мали дешевая еда гораздо хуже. Магазинная еда дешевле, чем в Мали. Во всей французской Африке Мавритания — единственная страна, где пьют чая больше, чем кофе. Кофе бывает только в Нуакшотте, его делают на марокканский манер и стоит он дорого — 250 угия за чашку. Чай пьют повсюду и постоянно, это очень важный элемент культуры мавров. Делают чай по-сахарски: очень крепкий и очень сладкий, пьют из маленьких стаканов, много раз переливают из стакана в стакан. Из холодных напитков пьют в городах биссап (отвар листьев гибискуса), а в деревнях — сухое молоко, разведенное подслащенной водой. Своих фруктов и овощей в стране нет, кроме фиников. Импортируются манго и бананы. Есть принято в помещении, бывают даже мини-ресторанчики типа марокканских, но обычно это просто комната без мебели, народ лежит на коврах и подушках.

НОЧЛЕГ

В отличие от большинства стран мира, где ночлег найти сложнее, чем еду и транспорт, в Мавритании ночевка — дело легкое и безденежное. Здесь у народа нет такого мнения, что спать на улице греховно, в том числе иностранцу. В городах и деревнях, которые на трассе, при "гаражах" (местный вариант автовокзала) стоят шатры, а в них — циновки, где спят разные транзитники. Остерегайтесь воров! Днем можно спать в ресторанах, но на ночь их обычно закрывают. Местные неплохо вписывают, причем за вписку (в отличие от всего остального) денег не просят. Палатку можно ставить где угодно. Цены на кемпинги — 2–3 евро, на дешевые отели — 4–5 евро, в Нуакшотте отели подороже, но есть общаги за 5 евро. Интересно, что на кровати в Мавритании спать не принято.

ВИЗЫ

Посольство в Москве выдает месячные визы с 3-месячным коридором за 40 долларов, но просит приглашение или бронь отеля, которые надо отправлять факсом. После получения факса визу делают в течение 1–2 суток. Для граждан СНГ срок может быть длиннее. Но лучше не маяться с приглашением и сделать визу в соседней стране или на границе. В Касабланке виза стоит 20 евро, делается сутки. В Бамако — 40 евро и в тот же день. Еще визы делаются в Ниамее и Дакаре, условия неизвестны. На границе визу выдают, но не всегда. Точно известно, что визу можно получить на границе с Марокко (25 евро, нужна ксерокопия паспорта), но на границе с Мали и Сенегалом вроде нельзя. Насчет аэропорта неизвестно. Наконец, учтите, что Мавритания знаменита тем, что постоянно меняет правила выдачи виз, всегда старайтесь получить новую информацию. Сертификат о желтой лихорадке при получении визы не нужен, но его спрашивают при въезде из Мали и Сенегала.

ПОПАДАНИЕ

Самолетом. В Нуакшотт летают только две авиакомпании: Air France и Royal Air Maroc. Первая удобнее, потому что марокканцы не летают в Москву. Регулярный билет по молодежной скидке будет стоить порядка 800 евро в два конца (с пересадкой в Париже). Также известно, что временами из России в Нуадибу летают чартерные рейсы, везущие наших рыбаков.

По трассе. Кратчайший путь из России в Мавританию лежит через Евросоюз и Марокко (безвизовое для россиян). Он вполне проходим, но если ехать назад в Россию, то нужно заранее иметь шенгенскую визу, ибо в Марокко она почти неполучаема. Всякие проблемы, которые раньше были на марокканской границе (конвои и пр.) более не существуют. Единственный переход с Марокко находится на западносахарской трассе в 50 км от Нуадибу. Там большой траффик и большие очереди на границе (с марокканской стороны). Вторая размеченная на картах дорога, идущая из Лааюна в Бир-Могрейн, закрылась после начала войны с "Полисарио". Погранперехода там нет, хотя гипотетически есть возможность нелегального проезда. Государство "Западная Сахара" с Мавританией не граничит, потому что его не существует, а его территорию заняли марокканцы. Границы с Алжиром, Сенегалом и Мали открыты. В Алжир из Мавритании очень редко кто ездит из путешественников. Там длинная и очень скверная писта, но вроде есть какой-то траффик. Главный переход с Сенегалом — паромная переправа из Россо. Большой траффик.

С Мали все очень хитро. Ни в одной из виденных мной (даже самых новых) картах и путеводителях нет правдивой информации про переходы в Мали. Врут насчет наличия дорог, их качества и возможности законно пройти. Единственная асфальтовая дорога в Мали — это трасса Аюн-Эль-Атрус — Ниоро-дю-Сахель. Подавляющее большинство машин и почти все буржуйские туристы едут там. Второй официальный переход находится на трассе Нема — Нара. Есть еще штук пять пист, вдоль которых натыканы деревни, ими пользуется местное население. Это Киффа — Кайес, Тимбедра — Дидьени, Тимбедра — Нара, Уалата — Гундам и пр. Там очень маленький траффик и никакой реальной границы нет, штампов о въезде и выезде никто не поставит. Если решили ехать по такой писте — то лучше из Мавритании в Мали, чем наоборот, потому что Мали — менее ментовское и бюрократическое государство, чем Мавритания, там на штампы всем наплевать. Но если есть виза Сенегала — езжайте в Мали через Дакар, это быстрее.

ДОРОГИ

Дороги бывают двух типов: новые хорошие асфальтовые и ужасного качества писты. Асфальт класть мавританцы сообразили совсем недавно и сейчас этим очень активно занимаются (2006). Качество асфальта везде отличное. Перечень асфальтовых дорог таков:

1) "Дорога надежды". Нуакшотт — Алег — Киффа — Аюн-Эль-Атрус — Тимбедра — Нема. Самый старый асфальт страны. Траффик хороший до Алега, средний между Алегом и Аюном, плохой после Аюна. Участок Аюн — Нема очень плохо проходится стопом, там дальнобои ходят раз в два дня, и иногда хотят денег. Вот стоишь на этой трассе и надеешься, что может хоть сегодня попадется неденьгопросная машина. Потому и "Дорога надежды". Почти весь транспорт там рейсовый. Ландшафт: пустыня до Бутилимита, дальше — буш. Трасса некрасивая, все поселки на ней весьма уродливы.

2) Нуакшотт — Россо — Дакар. Говорят, что на этой трассе лучший траффик в Мавритании. Быстрейший способ попасть в Сенегал и Мали. Много европейских машин.

3) Западносахарская трасса. Нуакшотт — Нуадибу. Ландшафт — пустыня, редкотравье. Как и в Марокко, отличается большими количествами западных туристов на своих машинах, мотоциклах, велосипедах. Идут они в основном с севера на юг. Иногда подвозят. Промежуточных населенных пунктов на трассе нет. Траффик неплохой, за день трассу реально пройти. В 40 км не доезжая до Нуадибу — поворот на Марокко (12 км до границы). В принципе, если ехать в Марокко, заезжать в Нуадибу нет резона. Асфальт здесь положили только в 2005 году, а раньше тут была крайне мерзкая писта, которой машины избегали, объезжая через Атар и Шум.

4) Нуакшотт — Акжужт. До Атара асфальтовую дорогу пока не довели, а писта уходит дальше на Атар, Шум, Бир-Могрейн. Свойства неизвестны.

5) Аюн — Ниоро. Асфальтирована совсем недавно. Очень хорошая и красивая трасса с баобабами и скалами. Траффик невелик. В Ниоро асфальт кончается. На малийской стороне штампы ставят в Ниоро, а не на границе.

6) Санграфа — Тиджикжа. Вроде эту дорогу тоже недавно асфальтировали. Свойства неизвестны.

Прочие трассы — это писты, то есть колеи в песке или грунте. Ехать по ним тяжело из-за тряски, а если едешь в кузове пикапа, постоянно надо уворачиваться от веток (там, где есть деревья). Скорости там — около 50 км/ч для легковушки. Траффик обычно весьма мал: 5–7 машин в неделю, большей частью рейсовые, 1–2 дальнобойщика в неделю. В центре и на востоке страны писты совсем заброшенные, пройти по такой дороге стопом — это небольшой подвиг. Например, писта Шингетти — Тиджикжа порождает, как говорят, одну — две машины за две недели. Из Марокко в Мали надо ехать через Нуакшотт, а не по этой дороге, хотя она и более короткая.

ТРАНСПОРТ

Самое тяжелое в Мавритании — это попасть откуда-то куда-то. Транспорта мало, он ужасного качества и дорог.

Железная дорога представлена единственной веткой Нуадибу — Шум — Зуэрат. В отличие от остальных африканских железных дорог, ее построили не колонизаторы, а аборигены. Предназначена ж/д для доставки железа из рудников в порт Нуадибу. Ежедневно по ней ходит товарняк, к которому цепляют пассажирские вагоны. Этот состав считается самым длинным в мире — 2.5 км. Идет он от одного конца до другого 18 часов, что по мавританским меркам весьма быстро. Проезд очень дешев, и предполагают, что возможна бесплатность. Трассы вдоль ж/д нет, машины грузят на платформы.

Автобусов в Мавритании нет вообще. Рейсовый транспорт представлен дрянными старыми микроавтобусами (их очень мало), буш-такси (старые пятидверные "Пежо", в которые втискиваются восемь человек, а на крышу кладут множество тюков, очень тесное и опасное средство передвижения), новых мерседесов (комфортнее, быстрее и дороже) и джипов-пикапов для езды по пистам. На микроавтобусах на 10 угия можно проехать 1.5 км, но их еще не каждый день найдешь, на "Пежо" — 1 км, это самый распространенный транспорт, на "Мерседесе" — того меньше. Но самое дорогое — это джипы. При движении по писте драйвер берет дополнительную мзду за "вредность производства" и в компенсацию поломок, которые на пистах происходят постоянно. Джип берет людей в кабину и в кузов. В кузове — 10 угия за 1 км, в кабине в два раза дороже, а альтернативы этим джипам на пистах почти нет. Места посадки в рейсовый транспорт — называется не "автовокзал", а "гараж". Автовокзалом это действительно нельзя назвать — просто большой пустырь, вокруг которого стоят машины, а по центру под пологом валяется народ на циновках. Все это выглядит грязно и нецивильно.

Автостоп в Мавритании исчезающе плох. Местные считают, что за проезд обязательно надо платить. В некотором роде они правы, потому что транспорт в этой стране не изобилен, каждое место в машине на счету, а большинство транспорта — это такси. Легковушки все деньгопросны, даже дальние грузовики (они почти все старые, с маленькой кабиной и темно-зеленые) просят денег, правда там можно давать очень мало, а можно и вообще не давать. На пистах, а также "проблемных" асфальтовых участках (типа Нема — Аюн) на автостоп не надо рассчитывать, если не хотите висеть сутками. Впрочем, даже если вы платите деньги, от зависаний вы не застрахованы. По особо глухим пистам рейсовый транспорт ходит раз в неделю, а если хотите уехать быстрее — платите в 2–3 раза больше. Несколько лучше ситуация с автостопом только на Западносахарской трассе.

Техника автостопа в Мавритании, конечно, особая. Стоять на трассе с поднятой рукой — это совершенно ерундовое занятие. Надо ходить по деревне, наводить справки, выяснять, как обычно ходят машины, подходить ко всем грузовикам, даже если они идут в обратную сторону, и т. д. Кстати, машины в Мавритании постоянно ломаются, так что если вы застопили машину до пункта А — это еще не означает, что вы дотуда на этой машине доедете.

Поговаривают также, что в глухих пустынных районах еще ходят верблюжьи караваны. Идут караваны со скоростью пешехода. Возможность застопить караван не изучалась, но скорее всего вас попросят заплатить за собственное пропитание.

ДЕНЬГИ и ЦЕНЫ

Валюта — мавританская угия. Стабильно привязана к евро. В январе 2007

1 евро = 328 угия, 1 рубль = примерно 10 угия,

1 угия = 2 франкам CFA. 1 US$ = 276 угия.

Угия необычна тем, что делится всего на пять хумов. Но этих хумов все равно никто в глаза не видел. Реально попадаются монеты в 5, 10 и 20 угия и купюры в 100, 200, 500, 1000 угия. Более крупных купюр нет, и это неудобно при обмене больших сумм. Угия не является СКВ и ее не берут в банках соседних стран. Инфляции не существует. Фактически угия привязана к евро, потому что 1 угия всегда равна 2 франкам сефа, а франк жестко привязан к евро. Обмен денег не представляет проблемы, но надо долго торговаться, чтобы получить выгодный курс. Меняют в Нуакшотте и на границе. Евро менять выгоднее, за доллары бывает плохой курс. В банках можно только купить, но не продать угия, но это не проблема, потому что обмен с рук широко распространен и не карается. Официально угия запрещена к ввозу и вывозу, но это не проверяют. Банкоматы есть только в Нуакшотте и принимают только карты Visa. Western Union есть много где, но в маленьких городках обычно они направляют запрос в Нуакшотт и перевод идет несколько дней.

Цены в Мавритании довольно средние относительно региона, дешевле, чем в Мали и Сенегале. Обед в кабаке — 500–600 угия, поллитра биссапа — 50 угия, проезд на самом дешевом общественном транспорте — 10 угия за 1.5 км, час интернета — 250 угия, плащ "бубу" среднего качества — от 6 до 8 тыс. угия.

ИНФОРМАЦИЯ и СВЯЗЬ

Междугородних телефонов много повсюду. Интернет проник во все крупные города и некоторые мелкие, но все-таки он есть не везде и часто нет франкоязычной вывески. Цены общеафриканские, существенно дороже, чем в Марокко.

В интернете довольно много информации по стране, в основном по-французски. Науке известен только один специальный путеводитель по Мавритании из серии Le Petit Fute (на французском). Он продается в Нуакшотте. Также описания Мавритании есть в путеводителях по Западной Африке из серий Lonely Planet, Rough Guide (на английском) и Routard (на французском). Их в Нуакшотте нет. В Нуакшотте два книжных магазина, они располагаются рядом на Avenue Charles de Gaulle. Там есть путеводители (не только по Мавритании, но и по другим странам) и краеведческие книжки — все это на французском, а на английском почему-то только женские романы.

НУАКШ?ТТ

Столица и крупнейший город Мавритании (700 тыс.), крупнейший город в пустыне Сахара. Был построен вскоре после независимости, в 1961 г., на месте крошечной деревушки посреди пустыни. В Нуакшотте нет даже оазиса. Совсем рядом с городом бродят песчаные дюны, а обочины улиц занесены песком так, что сложно передвигаться.

Восприятие города зависит от того, откуда в него въезжать. Если с севера — Нуакшотт покажется совершенно диким, пыльным и нецивильным городом. Если с юга — то это форпост цивилизации и вообще почти Марокко. На самом деле Нуакшотт со своими относительной цивильностью и относительной дешевостью — отличное место для остановки перед Черной Африкой. В Мали, например, таких приятных городов нет. Красивых домов и каких-то особенных мест в городе нет. Планировка перпендикулярная, ориентироваться нелегко, потому что все районы друг на друга похожи, а местность совершенно плоская. Помогают две мечети: саудовская в центре города и марокканская на юге. Море находится всего в 5 км от города, но сам город на море не стоит. В самом центре — базар, рядом с ним правительственные здания. На севере — район вилл и посольств. Городской транспорт — только такси, но они недорогие. Автовокзалов три: на Нуадибу, на Россо и на Атар/Нему. Они находятся у соответствующих выездов из города. Говорят, есть музей, но мы там не были.

Посольство Сенегала находится к северу от центра, на главной улице Avenue Charles de Gaulle. Как и прочие сенегальские посольства в Африке, оно не выдает виз россиянам само, а отправляет запрос в Дакар, а когда придет ответ — никто не знает.

Посольство Мали — к северо-западу от сенегальского, близ стадиона. Мы не получали малийскую визу здесь, но говорят, что это посольство, как и другие посольства Мали, спокойно выдает визу в день обращения за 30 евро. Посольство России — недалеко от центра, свойства его неизвестны. Там же и марокканское посольство, россиянам уже (2006) бесполезное, ибо Марокко безвизово.

Нуакшотт — наверно, самый простой город мира, чтобы поменять деньги. В городе огромное количество менял, которые атакуют белых людей, зазывают их в свои лавки, а иногда просто сидят на перекрестке, а на коленях держат чемодан с деньгами. Евро реально продать за 320, купить за 340. В меняльных конторах могут взять франки сефа и дирхамы, но их выгоднее менять на границе.

ПО СТРАНЕ

НУАДИБУ. Бывший Порт-Этьен. Второй город страны и крупнейший порт. Находится на мысу, всего в 5 км от марокканской границы. Достопримечательностей нет. Чище и цивильнее, чем Нуакшотт. Ж/д вокзал — это просто будка с мужиком, продающим билеты, находится на оконечности мыса в 5 км к югу от города. В Нуадибу большой рыбный порт и много русских рыбаков, иногда летает чартер в Россию.

АДРАР. Гористый район в пустыне вокруг города Атар, в котором расположены несколько оазисов. Не путать с алжирским Адраром! Адрар — самый главный туристический аттракцион страны. Интересные места таковы.

АТАР — крупнейший город Адрара, экс-столица Мавритании. Тут концентрируются всякие гостиницы, гиды и интернет. Недалеко от Атара находятся Азуги (руины крепости и мавзолей) и Тержит (единственное в пустыне озеро).

Шингетти — самый знаменитое место Мавритании. Старинный полузаброшенный город, считается святым городом ислама, но немусульман туда свободно пускают. Сохранились старый квартал, мечеть и библиотеки с древними манускриптами. Ехать от Атара 80 км по писте. Из Атара в Шингетти есть две писты. Вторая — более заброшенная и длинная, но более красивая и проходит через некую пещеру с первобытными рисунками. От перевала на южной, короткой писте отходит священная писта на Тиджикжу, по которой, как говорят, ничего не ходит. Кто пройдет эту писту — получит от меня шоколадку.

УАДАН — еще один полувымерший старый город, стоит на горе. Находится километрах в 80–100 от Шингетти. После Уадана писта идет на восток аж до самого Тауденита (Мали), но там нет ни городов, ни деревень, и возможность пройти без своей машины под сомнением.

БИР-МОГРЕЙН. На некоторых картах — Бир Ум Грайн. Маленький шахтерский поселок на самом севере страны. При других обстоятельствах стал бы большим транспортным узлом, ибо здесь сходятся трассы на Марокко и на Алжир. Но дорога на Марокко закрыта (вроде бы как), а на Алжир мало кто ездит. Говорят, что сам поселок и территория вокруг него контролируются "Полисарио". Попавший в Бир-Могрейн тоже получит шоколадку.

МОНОЛИТЫ. Близ железной дороги между Нуадибу и Шумом (50 км к западу от Шума) стоит монолит Бен-Амера — второй по величине камень в мире. От ближайшей остановки поезда (именно остановки, а не станции — он прям посреди пустыни останавливается) можно дойти пешком. Берите воду — не факт, что в этом районе живут люди, а поезд только раз в день ходит. Рядом есть еще несколько больших монолитов.

АРГЕНСКИЙ берег (Banc d'Arguin). Единственный нац. парк Мавритании, весной и осенью там собираются на отдых перелетные птицы. Вытянут вдоль берега между Нуакшоттом и Нуадибу. Поворот на рыбацкую деревеньку находится примерно в 100 км от Нуакшотта, на перекрестке нет нас. пунктов, но есть указатель. Пермиты для парка вроде продают в Нуадибу дешево.

НЕМА. Город, в котором кончается "Дорога надежды". До Нуакшотта 1100 км. Рядом небольшая горная цепь. Типичный пример современного мавританского города-деревни. Гараж находится в самом центре. Делится на две секции — рейсовую и дальнобойщицкую. Дальнобойщики дружелюбные, ночевать лучше у них. Интернет-кафе есть, находится напротив комиссариата, но замаскировано. Транспорта на Тимбедру и Аюн немного, почти исключительно такси. На Нару писта отходит от асфальтовой дороги там, где кончается город. Транспорта мало: одна рейсовая в день (до границы, а не до Нары) и грузовики пару раз в неделю. Буржуйские автотуристы здесь проезжают редко. На Уалату еще меньше транспорта.

УАЛАТА. Древний город в 80 км от Немы. Говорят, что здесь необычной формы двери домов и вообще симпатичный город. Попасть затруднительно, машины из Немы редки. Известны люди, вышедшие из Уалаты по писте на восток и дошедшие таким образом до реки Нигер. Пройти так возможно, но затруднительно и требует больших денег, если не хотите в каждом поселке по пути неделю ждать регулярного буш-такси (прямых там нет).

ТИДЖИКЖА. Еще один древний город в пустыне. Сохранился старый квартал и мечеть. В 35 км к северу на горе стоит древний город Рашид, в котором сейчас вроде никто не живет.

ТИШИТ. Ближайшее цивильное место к Тишиту — это Тиджикжа (255 км). Почти город-призрак, здесь живет меньше тысячи человек, а когда-то он тоже был богат и цивилен. Красивые декоративные дома в старом городе.

КУМБИ САЛЕХ. Бывшая столица империи Гана. Когда-то был крупным и цивильным городом, но несколько веков назад был полностью заброшен. Раскопки города начались, но были прерваны. Вокруг этого места нет ни одного поселения, но оттуда недалеко до писты Тимбедра — Нара (65 км от Тимбедры), по которой несколько раз в неделю ходят джипы, что делает возможным попадание без своей машины.

Оглавление книги


Генерация: 0.410. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз