Книга: Вольная Африка. 47 стран от Египта до ЮАР. Практический путеводитель для самостоятельных путешественников

Алжир

Алжир

(Владислав Крыштановский, 2006)

Алжир — вторая страна Африки по площади после Судана, и 12-я в мире. Делится на две природные зоны — горы Атлас на севере и пустыню Сахара на юге. Пустыня занимает 85 % площади страны, но в ней проживает всего 10 % населения. Климат на севере субтропический, зимняя температура около +15 днем, в море купаться зимой нельзя. В горах зимой выпадает снег. На севере Алжира осадки идут в основном зимой. В пустыне — резкие перепады температур, разница между днем и ночью может составлять 20–25 градусов, дожди могут пойти в любой сезон. Зимой существенно прохладнее и приятнее, чем летом, хотя по ночам возможны заморозки.

Государство со столицей в городе Алжир было основано морским пиратом Барбароссой в XVI веке. Несколько веков порт Алжир был главным логовом средиземноморских пиратов, под предлогом борьбы с которыми страну захватили французы. Алжир был французской колонией более 100 лет. Французы относились к стране, как к своему главному владению за рубежом, всячески развивали экономику и промышленность. На момент получения независимости в стране жило несколько миллионов французов. Оран, например, был почти полностью французским городом. После независимости французов в стране не осталось. К власти пришли социалисты, началось сотрудничество с СССР. После распада соцлагеря в стране началась длительная гражданская война с исламистами, в ходе которой происходили жуткие зверства, а также похищения туристов. Исламисты власть так и не захватили, но правящий режим превратился в военно-капиталистический. Сейчас война уже закончилась, но несмотря на это Алжир — одна из самых закрытых и малопосещаемых стран мира.

Алжир — богатая и цивильная страна, там есть нефть и газ. Благосостояние народа — примерно как в России. Много иммигрантов из черной Африки. Образ жизни народа претерпел сильное влияние Франции. Но при всем этом Алжир — страна изолированная и совершенно лишенная иностранных туристов, своего рода параллельный мир.

Для вольного путешественника Алжир — страна неудобная по трем причинам. Во-первых, виза делается только через приглашение из Алжира. Во-вторых, на севере страны множество всяких гопников, террористов и просто воров. В-третьих, большая часть пустыни официально закрыта для вольных путешественников, из-за чего невозможно самостоятельно законным способом попасть в Мавританию, Мали и Нигер (только в составе дорогого организованного тура).

ВИЗЫ

В Москве консульство Алжира находится на Большой Спасской улице, рядом со станцией Каланчевская. Посольство находится в другом месте. Нужны 7 евро, 4 одинаковых фотографии и приглашение. Делают месячную визу с коридором в 1 месяц, сингл, если очень попросить, сделают дабл. Если приглашение сделано на севере страны — ни в коем случае не пишите в анкете, что поедете в пустыню. Срок изготовления визы — неделя. С вольными путешественниками, не имеющими приглашения, там даже не разговаривают, посылают сразу. Приглашение можно сделать через турфирму, занимающуюся отправкой в Алжир цивилов (это недешево), можно попробовать закорешиться с алжирцем в интернете. Алжирские менты очень любят проверять документы, поэтому просрочивать визу крайне нежелательно. Возможности продления визы не изучались.

Во всех соседних странах представлены посольства Алжира, но делают ее очень долго (не менее месяца), а иногда и отказывают. Нередко требуют приглашение и авиабилет. Во всяком случае, никому из вольных путешественников последних лет (2000–2006) не удавлось получить алжирскую визу в других странах Африки — несмотря на наши многочисленные попытки.

В нигерском городе Агадес есть консульство, где вроде бы можно получить визу Алжира для наземного посещения, если вы купите тур и договоритесь, чтобы на алжирской стороне вас встретил гид.

ДЕНЬГИ и ЦЕНЫ

На январь 2007,

$1 = 71 алжирскому динару, 1 евро = 86 динаров.

На черном рынке курс лучше — до 80 динар за доллар. Монеты бывают до 100 динар, купюры — от 100.

Обмен денег в Алжире проблематичен. Во-первых, не все банки меняют деньги. Обмен невозможен без паспорта, из которого клерк тщательно перепишет все данные, да еще спросит вашу профессию, цель визита, имя и фамилию отца и матери. Во-вторых, иностранец не может продать динары в банке. Это можно сделать только у барыг по невыгодному курсу. Валюты соседних стран — Марокко, Туниса, Ливии, Мавритании и франк CFA — в банке поменять нельзя.

Цены в Алжире примерно как в России, еда несколько дешевле. Большой контраст между едой в кабаках и на базаре. Обед в кабаке стоит 200–250 динар, а на базаре можно аналогично поесть раза в три дешевле. Отели дороги, и качество их плохое. Дешевый отель стоит $7–8. В столице самый дешевый отель стоит $10. В целом столица существенно дороже других городов.

Следует иметь в виду, что алжирцы говорят цену в копейках, то есть если кофе стоит 15 динар, вам скажут "1500". Не пугайтесь и учитесь делить на 100! В отличие от других арабов, алжирцы подчеркнуто не любят торговаться. Во всех магазинах цены фиксированные, и даже в лавках на базаре иногда висят ценники. В музеях цены очень дешевы, с иностранцев дополнительных денег не берут.

НАРОДЫ

Подавляющее большинство алжирцев — арабы. В горах живут несколько племен берберов — коренного населения Атласа. Крупнейшее племя — кабилы, живут в центре северного Алжира. Кабилы очень светлокожие, похожи на немцев. Другое нацменьшинство — туареги — обитают в основном в райoне Таманрассета. Туареги знамениты тем, что закрывают лицо специальной вуалью, а также любят возить группы цивильных туристов по пустыне. В целом народ в Алжире приятный, образованный, традиционное арабское гостеприимство имеется. Понять вашу сущность для алжирца не составит труда. Многие были во Франции и Тунисе и знают, что существуют на свете туристы, бэкпэкеры и автостопщики, хотя в Алжире они таких и не встречали. Отношение типа "белый мистер" не встречается, к вам будут относиться как к местному. Деньгопрошение за подвоз и вписку в Алжире считается грехом и не развито. Часто предлагают деньги. К сожалению, за годы гражданской войны алжирцы стали очень подозрительны, боятся останавливаться на трассе и даже обычные люди просят показать документы.

ЯЗЫКИ

Главные языки Алжира — арабский и французский. Французский язык используется повсеместно, на нем свободно говорит больше половины населения. В крупных городах часто можно услышать, как местные говорят по-французски между собой. Часто говорят на смеси французского и арабского. Однако, французский язык не имеет статуса государственного, поэтому арабские надписи не дублируются французскими в государственных учреждениях, документах и на железной дороге. В пустынной части страны, а также среди дальнобойщиков вам могут попасться не знающие французского люди. А вот любителям английского языка в Алжире делать нечего, потому что здесь этот язык не знает никто. Даже люди, которые утверждают, что знают английский, говорят на нем крайне скверно.

РЕЛИГИЯ

В подавляющем большинстве алжирцы — мусульмане-сунниты малакитского толка. К религии отношение двоякое. С одной стороны, народ европеизирован, все ходят в современной одежде, иногда пьют пиво, женщины не знают паранджи, часто вообще не закрывают голову, намаз совершают по 2–3 раза в день. С другой, алжирцы ощущают себя частью мусульманского мира, очень гордятся тем, что они мусульмане и всячески пытаются переманить путешественника в свою веру или устроить религиозный спор. На юге страны ситуация спокойнее, а берберы и туареги относятся к исламу пофигистически. В райoне Мзаб живут остатки известной исламской секты хариджитов, также их называют ибадитами. У них жизнь более традиционная.

ИНТЕРЕСНОСТИ

Таковых в Алжире весьма много. В северной части страны сосредоточено особенно много аттракционов для путешественника. Во-первых, два десятка римских городов, из которых лучше всего сохранились Джемила, Тимгад и Типаса. Во-вторых, в каждом городе есть старые мечети, есть и медины, хотя сохранность их хуже, чем в Марокко. В-третьих, красивые горные леса в нац. парках Шреа, Эль-Кала и прочих. В пустынной части интересны города Мзаба, Эль-Уэд, горы Тассили Н'Адджер и Хоггар, еще в некоторых местах сохранились пещеры с первобытными рисунками.

ТРАНСПОРТ

Пассажирский транспорт представлен железными дорогами и автобусами. Железные дороги находятся в грустном состоянии. Всего в стране есть 8 поездов. 4 ходят из Алжира в Оран (все они дневные), один из Алжира в Эш-Шелиф, один из Орана в Тлемсен, и два ночных из Алжира в Аннабу и Константину. Железные дороги в Лагуат и Бискру не функционируют. В Тунис и Марокко поездов нет. Поезд стоит дороже автобуса, но идет быстрее, например из Алжира в Оран — 4.5 часа. Автобусы — главное средство передвижения алжирцев. Они весьма дешевы, примерный расчет — один динар за один километр. На направлении Алжир — Аннаба, где в горах могут прятаться террористы, автобусы по ночам не ходят. На трассе автобусы не останавливаются и автостопщиков не вписывают. Дороги повсюду хорошего качества. Траффик на большинстве трасс большой, это касается и главных трасс пустыни, но автостоп плох. Рекомендуется стопить на заправках и у кафе. В безлюдных местах стоять не надо по соображениям безопасности.

В пустыне автостоп имеет свою специфику. Дело в том, что в пустыне никто не живет и расстояния между населенными пунктами достигают нескольких сот километров. Надо обязательно убедиться, что машина не свернет на какую-нибудь нефтяную вышку, а довезет до обжитого места. Вообще имеет смысл брать машины только из одного города в другой, каким бы ни было расстояние, хоть 1000 км. Вообще слово "отостоп" или "стоп" в Алжире весьма популярно, его понимают все, включая ментов. В пустыне автостопом ездят и местные, поэтому каждая хорошая позиция будет заполнена "тюленями". Алжир — страна ментовская, поэтому один из самых удобных способов передвижения — ментостоп. Менты и жандармы часто сами будут предлагать вам помощь в добирании до всяких отдаленных мест. Если у них не получится поймать вам машину — они вас сами довезут.

ЕДА

В Алжире много вкусной и дешевой еды. Представлены арабская и французская кухни, причем французской еды больше. Хлеб — исключительно французские батоны. Пиццы, круассаны, омлеты, французские фри, эскалопы и т. д. Очень популярны сэндвичи с мясом и картошкой. Море всяких слоек. Цены таковы: сэндвич — 70-100 динар, кусок пиццы — 30, шаурма — 150, брошетт (маленькие шашлыки) — 150. Из супов есть лубия (фасолевый) и шурпа. А вот кускус почти исчез, в общепите его не готовят. Сладости еще лучше и дешевле. Чудесные пирожные и муссы в десятках разновидностей стоят по 15–25 динар за штуку. Бывает пахлава и другие арабские сласти. Любимый напиток алжирцев — кофе. Пьют черный и очень крепкий кофе в больших количествах. Обычный чай встречается редко. В пустыне популярен крепкий чай с мятой. Заметим, что алжирский общепит делится на две категории — рестораны и кафе. В ресторане — "серьезная" еда, в кафе — только кофе и пирожные. Самый хороший выбор пирожных — в patisserie, это кондитерские магазины, но там обычно есть столики.

НОЧЛЕГ

Вписывают алжирцы неплохо, но на стопроцентную вписку нельзя рассчитывать. Если едете с дальнобойщиком — будете ночевать в кабаке за бесплатно. Ночлег на вокзалах в Алжире невозможен, так как все они (и ж/д, и автобусные) закрываются на ночь, и в них нет залов ожидания. В городах типа Сетифа, куда поезд приходит ночью, вокзал открывается за час перед поездом, а потом закрывается опять.

Палатку поставить несложно, но лучше отойти подальше от населенных мест и от трассы, чтобы избежать ограбления. Отели в стране плохи и недешевы. Часто попадается номер без батареи и вентилятора, где нельзя высушить вещи. Конура без душа стоит 7 баксов, в столице 10. Еще есть система молодежных общежитий. Общежития обычно пустынны, койка стоит 100 динар.

ПОПАДАНИЕ

Попасть в Алжир весьма нелегко из-за закрытых границ и запретов на передвижение по стране. Из Москвы в столицу летает самолет компании Air Algerie. Летает он раз в две недели и стоит дорого — 600 баксов в один конец. Дешевле добраться с пересадкой в Париже или Милане. Компания Alitalia летает через Милан за 500 евро в один конец или за 330 по Айсику. Паромы из Алжира и Орана ходят во Францию и Испанию. Цены неизвестны. В Марокко, Тунис, Ливию пассажирского водного транспорта нет. Единственная сухопутная граница, которая проходится беспроблемно — с Тунисом. Известны два перехода. Переход Гардимау — Эль-Мимун совершенно пустынный. Пропускают спокойно, но очень много формальностей на алжирской стороне. В пограничной деревне есть римские руины. Переход под Эль-Уэдом гораздо более оживленный, но там нельзя перейти без гида. Если за вами не приехал гид на границу — вас подержат в ментовке, пока не приедет гид, нанятый ментами. Он попросит у вас много денег за то, чтобы сопроводить вас в Бискру — ближайший город, где гид не обязателен. Будете упираться — вас вернут в Тунис. Видимо, есть и другие переходы с Тунисом, их суть неизвестна.

Граница с Марокко закрыта с 1984 года. По поводу нее ходят самые разные слухи. Большинство людей говорит, что граница абсолютно закрыта и перейти через нее невозможно. Но есть и такое мнение, что иностранец, выписавший в полиции некую бумагу, может пройти через погранпереход Магния — Уджда. К сожалению, эта информация никем не проверялась. В любом случае, планирующим пройти вокруг Средиземного моря будет удобнее идти по Магрибу с запада на восток, имея многократную шенгенскую визу на случай облома.

Самолетом попадание в/из Марокко довольно дорого. Есть только два рейса: Алжир — Касабланка и Оран — Касабланка. Последний дешевле, выполняется авиакомпанией Royal Air Maroc и стоит 18000 динар (полный) или 14000 (по молодежной скидке).

Границы с Нигером и Мали в данный момент открыты (трассы Таманрассет — Агадес и Адрар — Гао), но для вольного путешественника они неполезны ввиду законодательных ограничений на передвижение по алжирской пустыне. Если вы въезжаете из Нигера/Мали, то вас тоже не пропустят в страну без гида. К тому же, граница с Мали ненадежна и периодически закрывается. Граница с Мавританией весьма таинственна. Путешественники проезжают там крайне редко, но все же известны случаи успешного прохождения. Следует помнить, что пограничный район контролируется полутеррористическим фронтом Полисарио. Граница с Ливией под Эль-Бормой открыта и там есть сообщение.

ИНФОРМАЦИЯ и СВЯЗЬ

Повсюду есть телефонные кабины с выходом на межгород, цены божеские. Интернет повсеместен и дешев, порядка 20 динар в час.

Книжных магазинов довольно много, все книги в них арабо- или франкоязычные. Карту страны купить несложно. А вот путеводителей по Алжиру не издавалось уже очень давно. Самый новый — это путеводитель из серии Guide Bleu на французском языке, он издан в 1988 году, не содержит карт, но может пригодиться за неимением лучшего. Вот только в самой стране его не найти. В интернете тоже про Алжир почти ничего нет, кроме пары экспедиционных отчетов десятилетней давности.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Теперь о грустном. Алжир — одна из опасных стран мира. Мешать вам будут как гопники, так и менты. Гопники представлены недобитыми террористами и просто бездельной молодежью, которая берет с террористов пример. Главный вид преступности — бандитизм, причем в самой наглой и беспредельной форме. Нигде нельзя чувствовать себя в полной безопасности, потому что даже в центре города днем на глазах у людей на вас могут наброситься и затащить в подвал. Поэтому в страну не надо ехать с мобильником и дорогим цифровиком. Деньги прячьте. Особую проблему представляют крупнейшие города страны — Алжир, Оран, Константина, Аннаба. В них лучше не задерживаться. В пустыне бандитов меньше.

Менты в Алжире представлены двумя разновидностями — собственно полиция и жандармерия. Жандармерия — это армейское подразделение, но оно выполняет полицейские функции вне населенных пунктов. И менты, и жандармы ведут себя вежливо, взяток не вымогают, но очень любят проверять документы, а общение с ними способно любого вывести из себя, потому что они постоянно задают идиотские вопросы, читают вслух информацию со всех виз в вашем паспорте и делают все очень медленно. И все-таки на севере страны из-за развития бандитизма менты скорее помогают, чем мешают.

Другое дело — пустыня. В 2001 или 2002 году правительство Алжира решило на манер Ливии закрыть пустыню (то есть почти всю страну) для самостоятельного передвижения иностранцев. Чтобы попасть в пустыню, путешественнику нужен гид от официально зарегистрированного турагентства. Гиды обитают в столице и городе Гардая. Им запрещено передвигаться на автобусах, поэтому для человека без машины гид от Гардаи до границы с Нигером будет стоить примерно как самолет (больше 300 евро). Можно попытаться проникнуть нелегально. Мало кто из жандармов (именно в их компетенцию входит слежка за иностранцами) знает закон, поэтому вас вряд ли развернут на первом же посту. Но если вас поймают — скорее всего попытаются депортировать в Тунис через Эль-Уэд, это у них стандартный порядок. Границы "официальной пустыни" — то есть райoна, куда нельзя без гида — таковы: в центре — все, что к югу от Гардаи, на востоке — все, что к югу от Бискры, на западе — неизвестно.

СТОЛИЦА, г. Алжир

По-французски — Алжер, по-арабски — Аль-Джезейр. Чтобы избежать путаницы с названием страны, алжирцы обычно называют город: "Ля Капиталь". Крупнейший город страны, население более миллиона. Город расположен амфитеатром вокруг бухты. Ориентация проста, потому что по мере удаления от моря вы будете идти в гору и море видно почти из каждой точки города. В самом центре находится главпочтамт (grande poste), это самое красивое здание города и место, вокруг которого забивают стрелки. От него отходит центральная улица Дидуш-Мурад, где находятся дорогие магазины и рестораны, там же — самые хорошие книжные. Над Дидуш-Мурад — райoн посольств. К северу от центра будет старый город, к югу — ж/д вокзал и автовокзал. Дешевые отели находятся в старом городе и его окрестностях, качество их очень плохое. Рядом с Дидуш-Мурад есть небольшой и довольно дешевый базар. Еще более дешевые шмотки — к юго-западу от южного ж/д вокзала, там же обитают менялы.

Городской транспорт представлен большими автобусами. Они хорошего качества, ходят не слишком редко, но имеют мало остановок. Проезд стоит 15 динар. С ж/д на автовокзал можно доехать электричкой, которая ходит примерно раз в полчаса.

Железнодорожных вокзалов два — северный и южный. Южный полезнее, оттуда уходит больше поездов. Вокзал очень маленький, зала ожидания нет. Автовокзал Алжира — это местный центр цивилизации, там множество магазинов и кафе. Специального зала ожидания тоже нет, на ночь вокзал закрывается. Билеты, продаваемые на этом вокзале, похожи на самолетные. Система пропуска в автобус — тоже как в аэропорту, только чуть проще. Автобусы в южном направлении идут только до Гардаи, Эль-Уэда и Хасси-Мессауда, а едущие в Адрар, Таманрассет, Иллизи и Тиндуф должны делать пересадку. Автовокзал находится далеко от центра, у главной трассы на Аннабу и Гардаю. В центр можно попасть автобусом или электричкой. Аэропорт Хуари Бумедьенна находится в 25 км к юго-западу от центра, туда ходит автобус. Морской порт находится в самом центре города, его свойства неизвестны.

В Алжире представлены многочисленные посольства, но виз других стран в Алжире никто из нас не получал. Российское посольство вольному путешественнику малополезно, со впиской не помогает, в городе никого и ничего не знает. Хотя откровенной враждебности там тоже нет. Находится посольство вместе со многими другими в квартале непосредственно к западу от Дидуш-Мурада. Адрес — Chemin du Prince d'Annam, El-Blar, Alger, Algerie. Тел.(2132)92-3139, 92-3184, 78-2614.

В плане интересностей Алжир — довольно бедный город, ничего особо красивого тут нет, хотя в целом все довольно приятно и ухоженно. Сохранился старый город, но туда лучше не соваться по соображениям безопасности. На горе к юго-западу от центра стоит огромный и уродливый мемориал мучеников. Рядом с посольствами — национальный музей Бардо, в котором я не был.

К сожалению, в алжирской столице нередко случаются кражи, ограбления и убийства. К тому же, в городе очень мало европейцев, и о вашем приезде скоро узнает весь преступный мир, который уже давно мечтает пограбить белого человека. На автора этих строк в городе было совершено разбойное нападение на оживленной улице средь бела дня. Если у вас нет дел в городе — не приезжайте сюда, если есть дела — сделайте их и уезжайте. Если есть спутник — не ходите в одиночку. Рюкзаки надо сразу куда-нибудь положить — в отель, на вписку или в камеру хранения автовокзала. Особо опасны райoн старого города и ж/д вокзала, также не надо ходить вдоль большой трассы, идущей на юг — например, до автовокзала из центра лучше ехать на автобусе.

ПО СТРАНЕ

КОНСТАНТИНА, по-арабски: Куснатына. Третий город страны, расположен в горах на северо-востоке. Город известен с римских времен, но ничего с тех пор не сохранилось. Исторических памятников в Константине нет, но город очень красив благодаря уникальному природному положению на стыке двух глубоких каньонов. Каньон, известный как "провал Константины", проходит прямо через центр города. Он состоит из трех ярусов. В верхний несложно спуститься из города, там разбит парк, в средний залезть чуть сложнее, а нижний, непосредственно под которым протекает речка, из города недоступен. По нему идет маленькая тропка, чтобы попасть на нее, надо выйти из города. Каньон изобилует пещерами и натуральными арками. Мосты через провал тоже считаются местной достопримечательностью. Кроме того, в городе есть красивый университет, а на самой высокой точке стоит триумфальная арка. Отели Константины по качеству лучше, чем в других городах страны. Ж/д вокзал находится рядом с провалом. Железная дорога в Константине — чудо инженерной мысли, сразу после вокзала начинается огромный туннель, который пересекает весь город. Трасса Алжир — Аннаба проходит к югу от центра, на ней стоит автовокзал, рядом с автовокзалом дешевая общага. Выездов на Батну два, более быстрым считается западный. Однако, выходить из города пешком не советую, в пригородах Константины много гопников.

?ННАБА. Четвертый город страны, находится на крайнем северо-востоке, курортный центр. Летом народ приезжает сюда со всего Алжира купаться на море. Старый город не сохранился. Главная историческая интересность — развалины римского города Хиппо Региус, где жил Блаженный Августин — это к юго-западу от центра. Развалины малоинтересны, а музей во время моего посещения был закрыт на ремонт. К тому же, на руинах водятся гопники. Недалеко, на холме стоит большая католическая базилика Св. Августина, построенная французами в 19 веке. Ее отлично видно почти из любой точки города. Церковь довольно красивая, построена в эклектическом стиле. Порт и ж/д вокзал находятся в самом центре города.

Во время оно на металлургическом комбинате Аннабы работало немало русских специалистов. Этим объяснается наличие русскоговорящих людей, а также генконсульства РФ. Оно находится у моря, к западу от центра, и очень радушно принимает путешественников. Особенно советую поговорить с атташе Петром Поповым, он отлично знает город и его историю, может много чего рассказать и даже показать. Адрес консульства — 1, Boulevard Fellah Rachid, Annaba, Algerie, тел. 86-7810.

В пригороде Аннабы есть небольшой городок Дреан, знаменитый тем, что там родился писатель Альбер Камю.

ТИМГАД. Крупнейший из римских городов Алжира. Находится чуть в стороне от трассы Батна — Тебесса, в 40 км от Батны. Руины огромны, по ним можно бродить часами. К сожалению, сохранился город не очень хорошо, потому что многие постройки местные растащили на камни, а французы помогли. Из того, что осталось, красивее всего триумфальная арка и амфитеатр. Знатоки латыни найдут много камней с надписями. Пейзаж живописный, с полупустынной растительностью и горами с заснеженными вершинами. Вход стоит 20 динар. Во время войны повстанцы захватили город и разграбили музей, который с тех пор закрыт. Новый город довольно симпатичный, с декоративными колоннами и арками.

По соседству с Тимгадом, на той же трассе в 20 км от Батны, есть еще одни руины небольшой крепости. Уцелели только башня, триумфальная арка и храм, но сохранность лучше, чем в Тимгаде. Посмотреть на все это можно прямо с трассы.

ДЖЕМИЛА — ещё один римский город. При римлянах назывался Куйкуль. Находится в 30 км к северу от торгового города Эль-Ульма, что на трассе Алжир — Константина. Траффик на Джемилу очень маленький, лучше взять маршрутку от Эль-Ульмы. Руины сохранились лучше, чем в Тимгаде, но они меньше и не столь живописны. Вход стоит 20 динар. Музей Джемилы открыт, там есть огромных размеров мозаики, но фоткать строго запрещено.

МЗАБ. Исторический район на северном краю пустыни вокруг города Гардая. В XIX веке был независимым государством. Состоит из семи оазисов. Население принадлежит к секте ибадитов, сохраняет традиционный образ жизни и занимается в основном торговлей. Народ в Мзабе дружелюбен и преступности здесь почти нет.

Гардая — крупнейший город Мзаба. Хорошо сохранился старый город, в центре которого находится большая мечеть интересного архитектурного стиля. Официально по старому городу туристам нельзя ходить без гида, но за неимением туристов этого никто не проверяет. В горах над городом есть небольшая деревня, откуда открывается хорошая панорама, а на кладбище есть несколько красивых могил. У выезда на Уарглу — форт Гардаи, бутафорская крепость, построенная несколько лет назад, очень фотогеничная. В Уаргле, кстати, строят такую же. Автовокзал находится в самом центре города. Вокруг него тусуются таксисты и туроператоры и кричат: "Эль-Голеа! Ин-Салах! Таманрассет!" Если вы хотите ехать в сторону Таманрассета — договоритесь с ними, это будет недешево, но в других местах — еще дороже, а автостопом или на автобусе — незаконно. Офисы турагентств расположены рядком вдоль реки к северу от автовокзала.

Эль-Атеуф — это самый старый и самый маленький город Мзаба, там сохранилась одна мечеть необычного стиля. Находится в 10 км от Гардаи.

Бени-Исген — святой мусульманский город, там тоже есть мечети и мавзолеи, но немусульманам нельзя входить без гида, а также нельзя оставаться на ночь.

ХАССИ-РМЕЛЬ. Городок газовиков в полупустыне в 100 км к северу от Гардаи и в 15 км к западу от трассы. Под Хасси-Рмелем расположено самое крупное в мире месторождение газа. Соответственно, город чистый и богатый, есть даже международный аэропорт. Достопримечательностей нет, не считая нескольких газовых "факелов".

ЭЛЬ-УЭД. Город на востоке страны, знаменитый своим архитектурным стилем. В центре города множество аркад и прямоугольных зданий с круглыми куполами. В окрестностях Эль-Уэда тоже этот стиль попадается.

Пустыня САХАРА

Алжирская часть пустыни Сахара — самая большая и, пожалуй, самая интересная. К сожалению, путешествовать там вольными методами стало почти невозможно после того, как алжирские власти обязали иностранных туристов брать гида, и не абы какого, а только из аккредитованной алжирской турфирмы. Тусуются эти гиды в городе Гардая, куда можно попасть свободно. Если вы все-таки решили проникнуть в пустыню нелегально — купите туарегскую тряпку и замотайте ей лицо, это может помочь против постовых жандармов. Ловить иностранцев за безгидовость могут только жандармы, но не полицейские. Жандармы работают только на трассах, так что по городам можно ходить спокойно. Если поймают — пошлют в столицу или в Тунис. Как только поймете, что вас сразу не отпустят — доведите до них, что в Тунис вас не впустят без визы, а на границе визу тунисцы не ставят. Крайне не рекомендуется ездить автостопом: если вы попадетесь, драйверу тоже придется несладко. Прочие меры безопасности таковы: не отходить более, чем на 5–7 км от населенных пунктов, не заниматься самоходством, не ставить палатку на низменностях (ночью может совершенно неожиданно пойти сильный дождь и вы утонете). Вас будут пугать террористами, но сейчас их в пустыне нет, да и на местные машины они не позарятся. Крупных хищников в пустыне нет вообще. Ядовитых тварей немного: два вида гадюк и три вида скорпионов (из них только один смертельно ядовит). Ядовитых пауков нет.

Климат довольно приятный, перепады температур воспринимаются легко из-за сухости.

Людей и поселений в пустыне очень мало. Среднее расстояние между городками — 500–700 км, но благодаря отличным дорогам и отсутствию ограничителей скорости машины проскакивают эти расстояния очень быстро. Деревень нет вообще — только поселения вокруг заправок и ресторанчиков, где живут в основном негры. В нефтеносных районах в восточной части пустыни много рабочих поселков. Иностранцам въезд туда строго запрещен, но мне посчастливилось побывать в двух таких поселках. Они очень современные, просторные и ухоженные.

Ландшафты пустыни бывают трех видов — эрг, рег и хаммада. Регом является 70 % площади Сахары. Это каменистая пустыня, в которой нет ничего — только щебенка, покрытая тонким слоем песка. Эрг — это песчаная пустыня — море из песка с гигантских размеров дюнами. В Алжире около десятка эргов, самые крупные — Большой Восточный и Большой Западный. Постоянная жизнь в эрге невозможна, дома очень быстро заносит песком. Хаммада — скалистая пустыня, в Алжире встречается у марокканской границы, близ Бешара.

Дорог в пустыне весьма немного. Большая часть размеченных на карте дорог — это совершенно убитые писты (так в Сахаре называются песчаные колеи), по которым проезжает одна машина в неделю. Но случаются и хорошие асфальтовые дороги.

Трасса № 1: Алжир — Гардая — Ин-Салах — Таманрассет — Ин-Геззам — Нигер (на Агадес). Она же — Хоггарская трасса. Асфальтова вплоть до Таманрассета, в Нигере асфальт начнется в Арлите. Оптимальный маршрут для попадания в Таманрассет.

Трасса № 3: Бискра — Туггурт — Хасси-Мессауд — Ин-Аменас — Иллизи — Джанет — Нигер (на Бильму). Асфальт до Джанета, хороший траффик. Лучший способ попасть в Джанет. Трасса неудобна тем, что проходит через нефтеносную область Иллизи, для которой нужен пермит и где легче могут зацапать менты. Неизвестно, чтобы кто-то проникал в Нигер этим путем и я сомневаюсь, чтобы там был официальный переход.

Трасса № 54: Бордж-Умар-Дрисс — Таманрассет. Ответвляется от трассы № 3 в маленьком поселке посреди пустыни. Асфальтова. По расстоянию это самый короткий путь в Таманрассет, но не рекомендуется из-за отсутствия траффика (на трассе нет ни одного города), к тому же трасса тоже проходит через область Иллизи.

Трасса № 49: Гардая — Уаргла — Хасси-Мессауд. Соединяет трассы № 1 и № 3. Асфальт, хороший траффик.

Трасса № 53А: Хасси-Мессауд — Эль-Борма — Ливия. Асфальт, траффик.

Трасса № 53: Хасси — Мессауд — Дебдеб — Ин-Аменас. Из Хасси-Мессауда в Ин-Аменас и Джанет едут по трассе № 3, а не здесь. Участок от Дебдеба до перекрестка с № 3 асфальтов, но почти без машин.

Трасса № 55: Бордж-Эль-Хаусс — Таманрассет. Единственный путь из Джанета в Таманрассет. Асфальта тут нет, особого траффика тоже, но ходит автобус.

Трасса № 6: Маскара — Бешар — Адрар — Бордж-Мохтар — Мали (на Гао). Она же — Танезруфтская трасса. Единственный путь из Алжира в Мали. Асфальт кончается не то в Адраре, не то в Реггане. Качество писты здесь, как говорят, лучше, чем на Хоггарской трассе. В Мали асфальт начинается в Гао, а если едете в Тимбукту — то не увидите асфальта после Адрара.

Трасса № 50: Бешар — Тиндуф — Мавритания (на Бир-Могрейн). Ничего про нее не известно, но вроде бы до Тиндуфа должен быть асфальт. В Мавритании асфальт начнется не раньше Шума.

Уаргла — крупный, но малоинтересный город. На выезде из города в сторону Хасси-Мессауда стоит полицейский пост, где не просят гида, зато проверяют пермиты. Пермит можно получить бесплатно и быстро (за пару часов) в комиссариате в центре Уарглы. Он действителен для всей области Иллизи (это весь восток алжирской пустыни), но для жандармов не является оправданием отсутствия гида. Алжирцам эти пермиты тоже нужны.

Хасси-Мессауд — крупный город нефтяников. Название читается как "Хасси-Мсод". Город современный, ничем не знаменит, но здесь крупный транспортный узел — международный аэропорт и обязательная пересадка для едущих с севера в Ин-Аменас, куда ходит один автобус в день.

Национальный парк Тассили-Н'Адджер. Находится под Джанетом. Это горный хребет, где влажность несколько больше, чем в пустыне. Тут сохранились уникальные растения и животные, которые раньше водились по всей Сахаре — сахарский кипарис, даман и пр. Также известны уникальные скальные формации в виде дуг, некоторые из них находятся недалеко от Джанета.

ТАМАНРАССЕТ. Крупный город (80 тыс.) в самом центре пустыни Сахара. В этот святой город российские автостопщики пока не попали, и это очень жаль, потому что про него говорят, что он находится в очень красивых горах Хоггар (они же Ахаггар), а население состоит почти полностью из туарегов. Также в Таманрассете находится выдающее визы консульство Нигера, а также, говорят, и Мали.

Адрар. Крупный город, административный центр западной части алжирской пустыни. Говорят, что ландшафт вокруг Адрара довольно красив, в особенности оазис Тимимун.

Тиндуф. Город у границы с Мавританией. В 1975 году, после захвата Западной Сахары марокканцами, алжирские власти разместили в Тиндуфе беженцев. Также там находится штаб-квартира фронта по освобождению Западной Сахары "Полисарио". Говорят, что именно Полисарио, а не алжирские власти контролирует город и вообще это место стремное. Не знаем, не были.

Ин-Салах. Городок на таманрассетской трассе. Известен тем, что его пересекает движущаяся дюна, которая то засыпает одни дома, то открывает другие.

Большой Восточный эрг. Крупнейший песчаный массив в мире. Начинается под Уарглой, идет на 1000 км на юг и еще дальше на восток, уходит в Ливию и краешком задевает Тунис. Через эрг проходят трассы № 3 и № 53. Песчаных дюн много и они очень высокие. Обязательно посмотрите.

Большой Западный эрг. Тянется полосой от Эль-Голеи до Бени-Аббеса. Хотя этот эрг меньше Восточного, в нем самая большая в Сахаре концентрация песка на единицу площади. К сожалению, в Западном эрге так много песка, что в нем нет ни одного поселения и через него не проходит ни одна дорога, поэтому единственный способ туда попасть — арендовать джип в Эль-Голее или Тимимуне.

Оглавление книги


Генерация: 0.054. Запросов К БД/Cache: 3 / 2
поделиться
Вверх Вниз