Книга: Вольная Африка. 47 стран от Египта до ЮАР. Практический путеводитель для самостоятельных путешественников

Эфиопия

Эфиопия

Древнейшая, беднейшая и свободнейшая страна Африканского континента.

Является единственной страной Африки, которая за последние 5000 лет никогда не была колонизирована — только кратковременно оккупирована итальянцами в течение нескольких лет Второй мировой войны.

Древнейшая цивилизация Африки породила предков великого русско-эфиопского поэта А.С.Пушкина. Впрочем, не все эфиопы знают об этом. Те же, кто знает, предполагают, что корни Пушкина прорастают, к сожалению, не из самой Эфиопии, а из мятежной Эритреи.

Ещё лет пятнадцать назад Эфиопия была форпостом строительства коммунизма. Коммунизм не получился, но следы сего — большое количество советской техники, машин и наших соотечественников — порадуют ваш взгляд в сей удалённой стране.

Ещё одна связь между россиянами и эфиопами заключается в том, что большинство эфиопов, как и многие из русских, являются христианами, да ещё и православными. К сожалению, древнее эфиопское православие испорчено напрочь и никакой пользы путешественнику от эфиопской церкви нет. А вот мусульмане, также представленные в этой стране, могут оказать страннику бескорыстную помощь.

ВИЗЫ

Эфиопские посольства, как правило, выдают туристскую въездную визу всем желающим. Вам потребуется пара фотографий, дорожная грамота и большое количество денег — как правило, $50–60.

Посольство Эфиопии в Москве расположено по адресу: 129041, метро "Проспект мира", Орлово-Давыдовский пер., 6, тел.280-1616, факс 280-6608. Туристская виза выдаётся в день обращения за 1560 рублей. Недостаток визы — малый срок годности, только 30 дней с момента выдачи, то есть въезжать в страну нужно очень шустро. А вот срок пребывания в самой стране вам могут написать и один, и три месяца (за одну и ту же сумму). Внимание! Виза, выдаваемая в Москве и большинстве других мест, бывает только "Single" — однократная. Можно взять визу в Хартуме.

Любой человек, проведший в Эфиопии больше 30 дней, обязан получить в Аддис-Абебе ещё и выездную визу (даже если ваша възедная виза была, например, трёхмесячной). Если вы прокатались по стране месяца два, выездная виза обойдётся вам примерно в $20. Если вы гуляли три месяца или полгода, выездная виза более существенно облегчит ваш карман. Ставят выездные визы в Иммиграционном офисе в центре города, к западу от Churchill Av. Там же можно продлить визу за $12.

Внутри страны, в городах и на дорогах, документы спрашивают очень редко. Однако если на выезде случайно обнаружится, что у вас не было визы, или ваша виза просрочена или не в полном порядке — вас могут задержать и этапировать в столицу, где после разбирательства вам будет предоставлена "приятная" возможность покинуть Эфиопию за свой счёт, самолётом до исторической родины. Постарайтесь не давать повода к таким неприятностям.

КЛИМАТ и ПРИРОДА

Эфиопия — самая холодная страна Африки, потому что это горная страна. Столица и многие города её находятся на высоте от 1500 до 2800 метров. Мелкие деревушки и высокогорные дороги забираются выше 3000 метров над уровнем моря. Поэтому в центральной Эфиопии почти нигода не бывает жарко — разве что вдоль границ.

Едучи в кузове, нужно тепло одеться — температура +15 с ветром и дождём покажется вам, посреди Африки, настоящим холодильником. Зимой, в декабре-феврале, будьте готовы основательно помёрзнуть при ночных температурах до +5.

Многочисленные реки, водопады, озёра и зелёная растительность делают Эфиопию одной из красивейших стран региона. Однако, "чистые" горные реки обычно непригодны для питья, а из луж и болот выводятся малярийные комары. Так что не обольщайтесь красотами, следите за своим здоровьем, пейте таблетки от малярии, и помните, что 100 % гарантии они не дают.

САМОЛЕТЫ

Вплоть до 2000 года Эфиопия оставалась единственной страной в регионе, куда летал прямой рейс "Аэрофлота" из Москвы. Теперь его нет, агенство Аэрофлота в Аддис-Абебе прикрыли, и желающие прилететь в Эфиопию или вернуться оттуда должны сделать пересадку в Каире, Франкфурте, Амстердаме или Дубае. "Дешёвый" билет туда-обратно из Москвы в Аддис-Абебу стоит $1000 (Lufthansa) или $900 (KLM). Примерно столько же стоит Kenyan Airways с двумя пересадками.

В одну сторону: самый дешёвый авиабилет Аддис-Абеба — Москва через Найроби и Амстердам стоит здесь $580 (спецпредложение "Kenyan Airways"); столько же стоит улететь в другие страны Восточной Европы и чуть дороже в страны Западной Европы. Это специальный тариф, и билеты на пару недель вперёд обычно раскуплены. Возможно, в другие годы этого тарифа не будет.

Односторонний билет до Каира стоит $516, а до Москвы через Каир — $1000 ("Egypt Air", плохая стыковка, с 6-дневным ожиданием в Каире!); до Москвы через Дубай тоже около $1000 ("Ethiopian Airlines"). "Lufthansa" летает через Франкфурт "всего" за $850. Билеты туда-обратно стоят столько же, сколько в одну сторону, кроме дешёвых кенийских, которые стоят $880 в два конца. Ко всем ценам прибавляется ещё небольшой налог. Иностранцам нужно платить за билеты в долларах.

Из соседних стран, дешевле всего лететь в Джибути ($135), Хартум ($250), Йемен ($300), в Харгейсу и Найроби. Желающие улететь в Сомали, ищите Daalo airways на Bole rd., там где Sabit Building, рядом с Bole printing press, тел.(251-1) 514375, 534688.

Авиабилеты для иностранцев продают только за доллары. В аэропорту за право улететь из Эфиопии с вас обязательно сдерут ещё $20 аэропортовского сбора.

В аэропорту, предъявив авиабилет, вы можете обменять оставшиеся у вас быры на доллары, если дождётесь когда придёт сотрудник банка. Радуйтесь — это единственный "обратный" официальный обменник в стране!

ПЕРЕХОДЫ ПО ЗЕМЛЕ

Весьма интересно добраться до Эфиопии по дорогам через Судан. Но к сожалению, не всегда это было возможно. Так, в годы коммунистического правителя Менгисту въезд в Эфиопию был разрешён только авиаспособом.

Потом от Эфиопии отделилась её бывшая провинция, Эритрея, затем свергли диктатора Менгисту (в 1992 г) и ситуация изменилась. В начале 1990-х из Судана (г. Кассала) ещё ходили прямые автобусы до столицы Эритреи, Асмары, а дорога из Асмары в Аддис-Абебу была вполне спокойной, и даже сама новообразованная Эритрея ещё использовала в качестве валюты эфиопский быр. А вот суданско-эфиопские дела были плохи, и все трансафриканские путешественники ездили через Эритрею. Затем, году этак в 1995-м, граница Судана с Эритреей закрылась тоже. Прошло несколько лет, и с 1 января 2000 года Эфиопия и Судан вдруг подружились, (а с Эритреей совсем поругались), и автопереход между Суданом и Эфиопией заработал. Теперь там хорошая грунтовая дорога, большой поток грузовиков. В 2003 году граница работала и очень активно.

Не только автостопщики, но и многие другие путешественники, автомобилисты, мотоциклисты и просто туристы из буржуйских стран (а иногда и из России) каждую неделю пересекают суданско-эфиопскую границу в Метеме, ибо это единственный реальный трансафриканский маршрут. Интересно, что многие столичные чиновники до сих пор считают, что переход в Метеме открыт только для местных, иностранцам там проезд якобы запрещён.

Развитие дружбы и торговли между Суданом и Эфиопией оживило и другие переходы. По словам местных дорожников, действует переходы в Кумруке и в Гембеле (хотя дороги там плохи и основным маршрутом является Метема). Однако, пускают ли там иностранцев, узнать не удалось. Все интуристы едут через Метему.

Есть возможность попасть в Эфиопию через Джибути (там граница никогда не запиралась, имеется и авто-, и ж.д. переход).

Дорога в Кению вполне проста, и переход в Мояле открыт.

Из Аддис-Абебы туда ведёт асфальтовая дорога, двое суток автостопного пути. Из Найроби до Мояле можно доехать за три дня, дорога на севере Кении — убитая грунтовка.

Дороги в Эритрею действуют, если нет очередной войны с сей бывшей провинцией. Две основных трассы — на Асмару (через Аксум) и на Асаб; последняя вроде бы даже асфальт.

Существует несколько дорог в Сомали. В северную часть Сомали — Сомалилэнд — можно проехать через Харар и Жижигу. Выездные штампы уже ставят в Тог Ваджале (граничная деревня). Являясь на границу, белому человеку необходимо заранее иметь визу Сомалилэнда.

Есть и другие дороги, ведущие в разные части Сомали, подконтрольные разным властям. Проверьте ситуацию перед выездом.

ДЕНЬГИ. ЦЕНЫ

Эфиопская валюта со странным называнием быр (Birr), является одной из достаточно стабильных валют на континенте. К сожалению, быр не является свободно конвертируемым, и в банках можно только продать доллары, но не купить их. Получение переводов через "Western Union" или "MoneyGram" сделает вас обладателем огромных пачек быров. Быры бывают в банкотах 1, 5, 10, 50 и 100 быр (больше не бывает) и в монетах 50, 25, 10, 5 и 1 бырская копейка, именуемая цент. Курс быра примерно стабилен вот уже лет пять.

1 US$ = 8.85 Birr (банк, январь 2007).

1 Birr = 3 руб. (примерно).

Сбыть доллар на чёрном рынке в столице можно, но проблематично: места надо знать, и разница в курсе очень невелика. А вот в отдалении от столицы, и тем более в мелких сёлах, курс доллара будет совсем низким (6–7 быр), причём лавочники предпочитают принимать только крупные и новые купюры: например, не старше 1998 г. выпуска.

Кредитные карточки в стране бесполезны, единственный выявленный в столице банкомат был лишь демонстрационным экземпляром и не был ни к чему подключён; супермаркетов по карточкам нет.

Эфиопия — недорогая страна. Местная еда стоит здесь дешевле, чем в соседних Судане или Кении. Вот цены на всё (в бырах):

Картошка 0.5–1.5 быр за кило, лук 1–2 быр, батон 1–2 быр, мелкий деревенский хлеб 0.35, чай 0.25-0.50 чашечка, "инжера" (традиционное эфиопское кушанье типа блин) 1.00 с перцем, эта же инжера, но с овощами 2.50-3.50, а с мясом и всякими вкусностями и перцем 5.00-7.00; молоко 1.00 в деревнях (плохое), 4.00 в столице хорошее (за литр); кефир (недавно появился в столице) 3.00 за поллитра; бананы, апельсины 2.00-3.00 за кило; бутылочка Кока-Колы 0.33 — 1.50 в столице, 1.75-2.00-2.50 в деревнях. Проезд на автобусе в столице 0.25 городской, 0.50-0.75 пригородный; маршрутка 1.00 в большинстве городов. 100 км на междугороднем автобусе — 10 быр. Надувательство белого мистера в цене мало распространено.

А вот вещи, которые дешевле в столице, дороже в городах, а в деревнях не встречаются. Интернет стремительно дешевеет, в столице 0.25-0.40 (минута), в провинции 0.50-0.75 (минута). Как правило, очень медленный. Звонок по телефону в Москву — 50 быр за минимальный трёхминутный разговор; в столице попадаются частные телекоммуникейшны всего за 12 быр/минута (поминутно). Звонок по стране стоит 2–3 быра за 3 минуты, звонок на мобильник 1.30 за минуту, звонок по городу 0.40 за три минуты, или 0.20 из синих столичных таксофонов, к которым всегда очередь.

Эфиопская национальная обувь, сделанная из автопокрышек, стоит 4 быра за пару. В этих сандалиях ходят миллионы жителей деревень. Китайские носки, атрибут городской роскоши, стоят дороже — целых 5 быр!

Сахар 5 быр в столице, до 10 быр в окраинных деревнях. Мороженое 2.00-3.00 стаканчик. Фотоплёнки 11–20 быр, проявка 6, печать фото 1.25. Буржуйская еда, не производящаяся в Эфиопии, стоит в столице очень дорого, а в мелких городах и подавно.

Сувениры — эфиопские трёхцветные шапочки ("растаманские") — стоят от 15 быр и продаются в столице, наверху Churchill avenue.

Почта — когда-то самая дешёвая в Восточной Африке — подорожала, марка на письмо в Россию стоит 3.50, открытка всего 2.00.

Скоростная почта EMS существует во всех крупных городах Эфиопии; отправление 0.5 кг в Россию стоит 150 быр, 1 кг — 200 быр, 2 кг — 300 быр. DHL на порядок дороже — 482 быра за самую маленькую упаковочку.

Обычные нескоростные посылки очень дороги, авиапосылки от 250 быр самая маленькая, наземной почтой принимают только посылки от 5 килограмм, и стоят также от 250 быр (но уже за 5 кг).

Обедневшие туристы, желающие заработать деньги путём попрошайничества в Аддис-Абебе, вряд ли соберут больше, чем проедят, из-за большой конкуренции. Не рассчитывайте на заработки в стране сей.

ЯЗЫК и ОБЫЧАИ

Основной язык Эфиопии — амхарский, который записывается значками, немножко напоминающими армянские. 250 букв, слоговая азбука: каждая буква означает слог.

Многие слова амхарского языка сходны с арабским ("бэт", "сук" и др.). Аналогия прослеживается и в наименовании цифр. Несколько основных слов и фраз на амхарском языке приведены ниже.

Нет денег Гензеб йеллем

Хлеб есть? Даббо алле?

Хлеба нет Даббо йеллем

Нет проблем Чеггер йеллем

Можно? Ичаляль вой?

Можно. Ичаляль.

Бесплатно Бе неца

Прямо Водефит

Здесь Зих

Спать Метенят

Кушать Меблят, мыгыб

Куда ты идёшь? Водет тыхыдале?

Я иду в Харар! Ине воде Харар ыхыдалеху!

Вода Вуха

Ты Анта

Обмен Зерзер

в банке: Обмен есть? Зерзер алле?

Церковь Каниса керестьян

Мечеть Масгид

Дом Бэт

База Сук

Почём? Сэнтэ но?

Мир Селям (это же слово означает приветствие)

Туалет Шинт бет

Дорога Менгеб

Прекрасно Конджо

1, 2, 3, 4, 5 Анд, хуллет, сост, арат, амэст

10, 15, 20, 30 Асыр, ассра амэст, хайя, сэлясса

40, 50, 60, 70 Арба, хамса, сэлса, сэба

80, 90, 100 Cэмэния, зэтэна, мэто

Кроме амхарского языка, который является родным для половины жителей Эфиопии и объявлен государственным языком, — часть местных жителей говорит на языках тигрини, оромо, арабском и прочих, о коих я здесь распространяться не стану.

Знание европейских языков в Эфиопии проявляется среди всех детей. Первое и единственное иностранное слово, которое знают все эфиопские дети, это "You!" В любой эфиопской деревне вас окружат десятки детей, которые будут кричать вам "You! You! You! You!" и сопровождать вас на километры.

До 10 % людей (в городах больше, в деревнях меньше, в столице до 50 %) знают и другие английские слова. Эти люди, завидев вас, будут предлагать вам свои навязчивые услуги гидов, переводчиков и всячески помогать. Избавиться от них очень трудно, даже уверениями, что денег ты им не заплатишь. Гидов можно использовать, запрягая их на поиски дешёвой гостиницы, пищи или других благ. Помните, что каждый гид мечтает о вознаграждении в бырном виде.

Эфиопия — одна из самых бедных стран мира. Она беднее всех своих соседей. Бедность многих эфиопов объяснимо их нежеланием работать; обилие попрошаек, нищих и бомжей произведут на любого путешественника неизгладимое впечатление. Есть, правда, и цивильные эфиопы, которые работают, ездят на джипах, свободно говорят по-английски, подвозят автостопщиков и угощают их.

Воровство в Эфиопии, несмотря на окружающую нищету, не распространено. Возможно только в туристских местах. В целом эфиопы побаиваются белого мистера, и нападать на него не будут, даже если мистер их обидит. Всяко будьте начеку и не соблазняйте эфиопов дорогими вещами.

ЕДА

Основной пищей в стране является инжера. Это серый блин диаметром 40 см. с множеством дырочек. В самом дешёвом варианте намазывается соусом (который называется "Вот") или же перцем, стоит 1 быр. Бывает с овощами, с чечевицей (от 2.50) и другими вкусностями. В дорогом варианте бывает с мясом (весьма острым), от 5 до 7 быр. Одной инжеры с чем угодно достаточно для пропитания двух человек. Едят инжеру руками.

(Желающие ещё в России попробовать инжеру — посетите единственный в нашей стране “Бунгало-Бар” на Садовом Кольце (к северу от метро “Курская”, примерно на углу ул. Покровки и Земляного Вала) и закажите у настоящих эфиопов настоящую инжеру-VIP за целых 100 быр (в рублях по курсу). Тел. заведения 916-2432).

Почти в каждой придорожной деревне имеется пункт общественного питания. Он отличается от обычных хижин тем, что на стене висит большое блюдо (для инжеры). Также можно определить хижину с чаем по чайнику, который стоит перед ней на таганке, на углях, и греется. Стаканчик чая стоит в деревнях всего 0.25 быр, а чая там примерно 100 мл. Очень сладкий!

К чаю можно приобрести булочки хлеба за 0.25 быр. В некоторых деревнях южной части страны имеется — о чудо! — серо-чёрный хлеб, невиданная редкость для южных стран. Делают его сами эфиопы, запекая в листьях.

Можно купить отличный хлеб за 1 быр. В столице есть "воздушные" французские батоны за 1 быр и дороже.

В деревнях можно к чаю приобрести испечённые в масле маленькие малосладкие булочки, а также солёные треугольнички, наполненные горохом (или чечевицей), также испечённые в масле. И те и другие весьма недороги, в зависимости от величины 4–8 штук на быр.

В городах от 10.000 жителей и более имеются цивильные чайные заведения. В них чай нагревается паром. Специальная машинка напускает в чашку пар, создавая пузырьки и видимость кипения. Реальный нагрев составляет +60*С. Помимо чая (в маленьких 50-граммовых стаканчиках), такие булочные предлагают торты, плюшки и прочие кондитерские изделия. Плюшки и чай в таких заведениях дорожают от мелких городов к столице: плюшки от 0.50 до 2.50 быр, чай от 0.50 до 0.75. Плюшки в крупных городах увеличиваются, а стаканы с чаем уменьшаются. В столице можно приобрести чашечку с подогретым сладким молоком за 1 быр в тех же заведениях. Вдвоём можно позавтракать за 6-10 быр.

Бананы и другие фрукты есть только в крупных городах, в деревнях их почти не видно. Более распространена жареная на углях кукуруза (0.50 быр).

Газировка 0.33 (кока-кола и подобная ей) продаётся во всех городах и во всех больших деревнях. Бутылированная вода распространена лишь в столице и крупных городах (аж 5 быр за 1.5-литровую бутылку). Большинство столовых и ресторанов как в деревнях, так и даже в столице предложат вам бесплатную "питьевую" воду местного подозрительного происхождения (из речки). Есть и минеральные воды местного разлива ("Ambo", "Babile") за 2 быра 0.5 литра (в крупных городах). Большие газированные 2-литровые бутылки в Эфиопии не распространены; в столице редко попадаются пластиковые 1-литровые, весьма дорогие (около 8 быр). Соки, выдавленные при вас, стоят около 3 быр за кружку; пакетированные соки в столичных магазинах стоят около 15 быр за литр и происходят из зарубежных стран.

Из молочных продуктов в деревнях есть "йогурт" (простокваша), из местного нестерильного молока, употребляется с инжерой; очень много коров, но редко увидишь само молоко. Оно бывает горькое и нестерильное, можно подцепить кишечную инфекцию. В столице есть йогурты, молоко и кефир промышленного производства, они безопаснее, стоят от 2.20 (молоко) и 2.90 (кефир) за поллитра; продаются только там, где есть холодильник.

Эфиопы не очень любят кормить других людей — сами не имеют ничего. Изредка водители джипов и грузовиков могут угостить вас в столовой. Жители деревень могут изредка угостить вас кофе, кукурузой или инжерой с перцем.

НОЧЛЕГ

Ночевать в Эфиопии можно разным способами.

1) Проще всего — в палатке. Если ваша палатка боится дождей, можете ставить её под навесами, в эфиопских сараях, которые есть в каждой большой деревне. Опасайтесь мушек, блошек и прочих насекомых. Приятнее всего — на природе, в отдалении от скоплений эфиопов.

Местное население хотя и способно пригласить вас в свои хижины-шалаши, но почти никогда не приглашает. Если даже пригласили, лучше в них не спать.

Мы один раз посетили такой дом и две недели избавлялись от блох. В палатке и чище, и места больше, чем в эфиопской хижине.

2) Церкви. Эфиопские церкви и монастыри, имеющиеся в каждом городе, как правило, заняты лишь извлечением денег из редких туристов. Нам ни разу не удалось переночевать ни в одной эфиопской православной церкви.

Некоторые монастыри предоставляют ночлег паломникам за плату. Если вы найдёте католическую или иную иноземную церковь, возможно, вам повезёт больше — особенно, если пастор белый. Также можно испробовать разных сектантов.

В больших городах можно испытать общежитие студентов. Все студенты в стране — англоговорящие. Можно случайно встретить кого-нибудь из эфиопов, учившихся в России и знающих русский язык.

3). Мечети. Правоверные в Эфиопии гостеприимнее своих православных собратьев, и с удовольствием впишут вас на ночлег в любой мечети, особенно если вы тоже мусульманин и знаете хотя бы несколько слов по-арабски (потому что по-английски имам скорее всего не говорит). Вас, скорее всего даже угостят. Во избежание комаров поставьте в мечети палатку.

Сикхи, столь благотворные в Индии, Кении и других английских колониях, в Эфиопии отсутствуют напрочь.

4). Пролетарские гостиницы. В каждом городе и селе Эфиопии имеется несколько гостиниц. Как правило, они совмещены с баром-рестораном, могут работать также как публичный дом. Содержат много комнатушек, размером от двух метров или более; в номере, как правило, стоит одна большая кровать; иногда есть столик, шкафчик и стул. Стандартная цена за номер — 10-12-15 быр, как в деревнях, так и в столице. Умывальник и туалет общий на всю гостиницу, может быть и холодный душ. В каждом номере имеется ночной горшок и бутылка с водой для подмывания.

Ночлег в гостиницах удобен, если вы не хотите заморачиваться поиском вписки, а палатку в городе ставить негде. Есть два неудобства при пользовании гостиницами. 1) По какому-то древнему эфиопскому закону два лица одного пола не могут спать на одной кровати (даже если она велика), поэтому иногда вас будут принуждать купить два номера вместо одного и потратить 30 быр вместо 15. К счастью, не все этот закон помнят. 2) По другому древнему закону, с иностранца нужно слупить особую повышенную цену, например 70 быр. К счастью, иностранцы так редко останавливаются в таких хотелях, что хозяева также забывают это правило.

Если самостоятельный поиск гостиницы не удался, эфиопы с радостью (и с надеждой на вознаграждение) помогут вам в этом деле. Особо дешевы гостиницы, не имеющие вывесок по-английски и стало быть предназначенные исключительно для местных; но только местные могут найти их. Вероятно, нижний предел цены для таких гостиниц — $1 на двоих в сутки.

При гостинице имеется обычно алкогольно-пивной бар с дешевым пивом и дорогими инжерами, а также проститутки (от 100 быр и ниже), заражённые СПИДом и всеми другими заболеваниями. Не пользуйтесь ими.

5). Буржуйские гостиницы существуют только в столице и в туристских центрах. Там можно найти номера с телевизором, горячей водой и другими удобствами. Самые дорогие столичные хотели стоят более $200 на человека в сутки.

6). Местные жители, даже цивильные, обычно имеют в своих жилищах клопов и блох. Ночуя у них, не забудьте потом прокипятить спальники, палатки, рюкзаки и всю одежду.

Во многих городах Эфиопии можно встретить белых людей, работающих врачами, строителями, лётчиками и т. п… Больше всего имеется россиян и китайцев. Многие иностранцы, работающие в Эфиопии и особенно вне столицы, устав от окружающих эфиопов, увидев в вас коллегу — белого человека, могут приютить вас на ночь.

ДОРОГИ. ТРАНСПОРТ

Эфиопские автодороги есть двух типов.

1) Асфальт расходится лучами из столицы во все стороны. Из Аддис-Абебы в следующих направлениях: на юг до самой кенийской границы (Мояле); на запад до Джиммы и Некамте (старый асфальт, обещают зачинить); на восток до Харара и Дире-Дауа (почти всюду уже проложен!), на северо-восток до Джибути и Асаба всюду асфальт; на север на Велдию старый битый асфальт; на северо-запад асфальт строят (китайцы) на всех участках и году к 2005-му асфальт будет до самого Гондара. На асфальтовых дорогах автостоп очень хорош! Деньгопросов почти нет; есть и грузовики, и цивильные джипы новых эфиопов. В кузов на асфальтовых дорогах берут редко, объясняя это боязнью ГАИшников: якобы в кузове может ехать не более одного человека! Но грузовик с железной продольной трубой-держалкой вдоль кузова — это уже считается "автобус", здесь уже можно ехать в кузове ("салоне") в любом количестве!

Эфиопские водители не очень торопливы. Поэтому, двигаясь на местном транспорте по сим дорогам, приготовьтесь проезжать 350 км в день в центральной части страны. Интересной особенностью является то, что ночью движение на дорогах практически отсутствует — грузовики встают на ночлег с темнотой и возобновляют свой путь в предрассветные часы.

Частного легкового транспорта в силу бедности страны немного, особенно в удалении от столицы.

2) Грунтовки проходят перпендикулярно основным лучам, а также ими являются все второстепенные и окраинные дороги. Приготовьтесь к деньгопрошению, в основном там, где транспорта очень мало (меньше нескольких машин в день). На глухих дорогах севера страны помните и сообщайте всем важную фразу — "Гензеб йеллем!". В сезон дождей некоторые дороги становятся совсем плохими, и порой вам не удастся проехать даже 100 км в день. Возможно и длительное, до нескольких суток, ожидание машин. Ну, так что вы ещё хотели от Африки?

На грунтовых дорогах, в отличие от асфальтовых, принято ездить в кузовах.

В кузове грузовика обычно присутствует собиратель денег за проезд.

По всем автодорогам, помимо машин, ездят также автобусы. Они обнаруживаются издали, так как испускают через динамики непрерывную громкую музыку. Проезд в автобусах производится только на сидячих местах. Стоя и на крыше на эфиопских автобусах ездить запрещено. Проезд стоит в среднем 0.1 быр/км.

3). Железная дорога. В стране есть одна-единственная узкоколейная ж.д., Аддис-Абеба — Дире-Дауа — Джибути, построенная сто лет назад французами. Когда-то весьма современная, за сто лет дорога весьма обветшала. На участке Аддис-Абеба — Дире-Дауа ездят только товарняки; к товарняку прицепляется один пассажирский вагон без стёкол, дверей и электричества. Постоянного расписания нет, поезд ходит иногда раз в несколько дней, заранее никогда неизвестно. Спрашивайте о наличии поезда утром по телефону ж.д. вокзала в столице. Номер телефона потерян.

Если поезд сформировался, проезд в супервагоне до Дире-Дауа стоит 42 быр ($5). Поезд еле тащится, 450 км больше суток, по старой однопутке. В одном месте (перед г. Аваш) ж.д. путь пересекает озеро по еле живой, полузатонувшей насыпи. Вероятно, лет через пять пассажирское, а затем и товарное сообщения по этой дороге полностью прекратятся.

На втором участке, Дире-Дауа — Джибути, поезд ходит чаще (примерно раз в двое суток), проезд до Джибути стоит 32 быр ($4). Станция Чиниле является грузовой и порождает товарняки на север.

Проезд в товарняках, равно как и в товарных вагонах пассажирского поезда, широко практикуется среди местных жителей. 200 км до границы с Джибути поезд преодолевает за 10–12 часов. Dewele (она же Давленне) — пограничная станция эфиопской стороны, здесь собирают документы и возвращают их уже с выездным штампом. Есть здесь и автопереход (пыльная грунтовка).

4). Внутренний авиатранспорт в Эфиопии относительно недорог. Во все основные города страны летают ежедневные самолёты из Аддис-Абебы. Пролёт стоит обычно от $50 (Бахр-Дар) до $80 (Аксум). Сей перелёт позволит вам сэкономить пару дней, которые ушли бы на добирание по дорогам, — но тогда вы не сможете ощутить неповторимый колорит эфиопской жизни. Билеты можно приобрести в каждом большом городе в многочисленных офисах "Ethiopian airlines".

АДДИС-АБЕБА

Аддис-Абеба, один из крупнейших городов Африки, основанный императором Менеликом в конце XIX века, — ныне служит пристанищем для более чем 4.000.000 человек, среди которых добрую четверть составляют нищие и бомжи.

Город расположен на 2400 метров выше уровня моря, поэтому там никогда не бывает излишне жарко. Город большой, и для того чтобы научиться ориентироваться в нём, нужно потратить несколько дней.

Соотечественники. Госпиталь. В городе живёт и работает немало русских. В основном это врачи, населяющие огромный русский госпиталь Красного креста (Балча госпиталь, тел. 51-62-63), расположенный чуть западнее Mexico Square. Там осенью 2000 г лечились трое российских автостопщиков, подцепивших в Эфиопии все болезни мира. Спасибо сотрудникам госпиталя. Если у вас какая-то болезнь, вы можете там проконсультироваться и сдать анализы. Сдача крови+кала стоит здесь 25 быр, результат будет готов через полчаса. Здесь же есть аптека, где русскоговорящий фармацевт продаст вам лекарства от амёбы, малярии и других гадостей.

Посольство РФ находится в северо-восточном углу города, на Fikre-Mariam street, телефон 61-2060 (круглосуточный дежурный телефон), 61-1828, 61-3594, факс 61-3795. Мобильный тел. консула 09228684, зам. консула 09223266. Недалеко, на той же улице — посольства Англии, Кении и других стран, а также выезд на северо-восточную трассу.

Имеется и российский культурный центр, к западу от Пьяззы. Там есть курсы русского языка и другие вещи, мало полезные путешественнику.

Главпочтамт на центральной Churchill avenue позволит вам отправить письма и EMS-скоростные бандероли. Как и во всех эфиопских гос. заведениях, на входе вас общупают и попросят сдать фотоаппарат на хранение.

Дешёвые гостиницы в изобилии обнаружены на Пьязе. Самым удобным оказался Dahab hotel, собирающий по 15 быр за 2- и даже 3-х-местную комнату. Заниматься поисками гостиницы или бесплатного ночлега следует с утра, так как вечером все места уже могут быть забиты: в городе большой поток приезжих.

Городской транспорт — большие жёлто-красные автобусы (проезд в городе 0.25 быр, в пригороде 0.50, дальний пригород 0.75), а также более быстрые и более дорогие маршрутки (стоимость проезда зависит от расстояния, но чаще всего составляет 1 быр).

Использование маршруток не сразу понятно приезжему, так как они не имеют надписей и номеров маршрутов. Зато из каждой сине-белой маршрутки непрерывно выглядывает билетёр, который громко возглашает тот район, куда едет он.

Если он кричит "Мексико-Мексико-Мексико!", значит он едет в район Mexico Square, недалеко от которой находится русский госпиталь. На пл. Мексико вы найдёте другие маршрутки, едущие оттуда на юг города, в сторону суданского, замбийского, ЮАРского, мозамбикского, малавийского и прочих посольств.

Крики "Пьяза-пьяза-пьяза!" означают, что маршрутка едет в северную, "верхнюю" часть города, откуда можно поймать уже машину или маршртку в сторону российского посольства.

Крики "Боле-боле-боле-боле!" означают, что маршрутка едет в сторону аэропорта Боле и посольства Джибути. По дороге попадётся Москаль-square, от неё на юг идёт трасса на Кению.

ПРОЧИЕ ВИЗЫ

Аддис-Абебу называют иногда "дипломатической столицей" Африки; именно здесь (в единственной не-колонизированной стране) находится штаб-квартира Органиации Африканского Единства и представлены посольства почти всех африканских стран. Вот координаты некоторых из них.

Редкое посольство Ботсваны (тел.71-54-22, 71-54-23) мудрецами не изучалось.

Посольство Джибути выдаёт визы всем желающим, но только при наличии рекомендательного письма от российского посольства. Цена $30. Тел. посольства 61-30-06, 61-32-00, расположено на Bole road. Имеется консульство в г. Дире-Дауа, выдающее визы без письма.

Посольство Замбии (тел.71-13-02, 71-15-66) готово выдать визы всем желающим за 25 долларов и 2 суток по предъявлении справки АВП.

Посольство Зимбабве (тел.61-38-77, 61-38-72, 61-34-76) не изучено.

Посольство Йемена находится на Jimma road, к западу от русского госпиталя, и выдавало визы за $50 (465 быр), с применением рекомендательного письма, 1 фото, 24 часа. Проверено мудрецами в 2003 году. Телефон 71-09-90, 71-22-04, 71-81-11, пн-чт 8.30–14.00, пт. 8.30–12.00. До посольства Йемена идёт автобус 3 (от Пьязы), 7, 26, 36, 50, 55, 62, 66, 70. В 2004 году испортилось и перестало выдавать визы кому бы то ни было, кроме эфиопов!!

Посольство Кении, находящееся рядом с российским, ставит туристские визы за двое суток и 50 долларов. Семидневный транзит — 20 баксов. Визы выдаёт не очень охотно; зато на границе — быстрее и за те же деньги. Тел. 61-00-33, 61-03-33.

Виза Малави (тел. посольства 61-58-66) стоит здесь всего 15 долларов — а в Танзании уже 70! Если есть возможность — надо делать здесь!

Посольство Мозамбика наклеивает визы всем желающим, цены же невысоки: $5 недельная, $9 месячная, $18 двухмесячная, $30 многоразовая трёхмесячная. и т. д… Визы имеют трёхмесячный срок годности и выдаются на следующий день. Возможно и срочное изготовление (на 50 % дороже). Тел. посольства 71-90-56.

Представитель Сомалилэнд, mr.Hassan Dahir Dimbi, тел.63-59-21, 62-78-47, мобильник 09219739, проживает в труднонаходимом особняке за зелёными воротами недалеко от Awraris Hotel, рядом с Gabriel Hospital близ Haile Gebreselassie rd., по которой идёт авт.50 и многие другие. Сей загадочный mr.Hassan Dahir Dimbi готов выдать визу своей непризнанной страны в обмен лишь на рекомендательное письмо из посольства нашей всеми признанной страны и $30–50 денег в местной бырской валюте. Но может быть вам и повезёт…

Посольства Сомали (Могадишо) не представлено.

Представителей Пунтленда (Гарове) не выявили.

Посольство Судана, расположенное южнее пл. Мексико, мудрецами не посещалось. Тел. 51-64-77.

Посольство Танзании готово выдать визы всем желающим в течение 48 часов. Тел. 51-81-55, 51-10-63. Обычная цена $20.

Посольство Эритреи было закрыто по причине эфиопско-эритрейской войны. Прежний тел. 51-29-40, 51-43-02. Вероятно, вновь открыто.

Посольство ЮАР (тел.71-30-34) может выдать визу заезжему россиянину только после получения соответствующих разрешений из посольства ЮАР в Москве и из Претории, что занимает две недели. Нужно $50, которые в случае отказа не возвращаются, и приглашение.

ПО СТРАНЕ

Буклеты по крупнейшим достопримечательностям страны с краткой информацией на английском языке можно получить бесплатно в Эфиопской туристической комиссии в Аддис-Абебе.

АКСУМ, в 1000 км к северу от Аддис-Абебы, является наиболее священным и древним городом Эфиопии. Здесь правили древние эфиопские императоры ещё в до-христианскую эру. Путешествие в город по автодороге займёт у вас несколько дней и наполнит вас впечатлениями об эфиопской жизни. Иногда посещение города может быть затруднено — рядом беспокойная эритрейская граница.

БАХР-ДАР, в 555 км (два автостопных дня) к северо-западу от столицы, расположен там, где Голубой Нил (Аббай) вытекает из озера Тана. Город красивый, с очень цивильной улицей. Политехнический университет, построенный с помощью СССР, недавно оцивилился и расширился. Содержит русскоговорящего декана, зовут его Гзачо (передавайте привет!). А ещё здесь работают русские лётчики (привет и им!). Гостиницы вокруг автовокзала предлагают ночлег от 10 быр на двоих.

В 30 км от города находится деревня ТИС-ЫСАТ, где расположены водопады Нила. Когда-то великолепное зрелище сильно испортилось пару лет назад после строительства ГЭС: 3/4 воды украдено ГЭСом, и водопад работает лишь в четверть прежней мощности. Прежний вид водопада изображён на открытках и на купюрах в 1 быр.

До деревни — час езды на автобусе (ходит каждые два часа, стоит 3.60 быр, ехать 1 час 20 минут по очень трясучей дороге) — или автостоп. Осмотр водопадов стоит 5 быр для студентов (активно требуют ISIC или другой похожий документ) или 15 быр для прочих лиц.

На озере ТАНА, на его островах, расположены многочисленные монастыри Эфиопской православной церкви. Не знаю, полегчает ли на душе от их посещения, но в кармане точно полегчает — походы по этим монастырям стоят немалых денег.

ГОНДАР, в 740 км к северо-западу от столицы, содержит в себе несколько древних замков, монастырей и церквей, насыщенных назойливыми билетёрами. Вход в замок — 50 быр. Самолёт до Аддис-Абебы — около $60. На базаре можно увидеть много необычных вещей, которые изготовляют и продают эфиопы. На площади у Главпочтамта имеется уже целых два интернеткафе по одному компьютеру в каждом; Интернет стоит 0.75 быр/минута.

ДИРЕ-ДАУА, железнодорожный городок в 450 км к северо-востоку от столицы. Автодорога — асфальт. Поезд на Джибути — раз в два дня (32 быр), на Аддис-Абебу — иногда (42 быр). Консульство Джибути ($35 в тот же день без рекомендательного письма) и необнаруженное представительство Сомалилэнда. Интернет 0.50 быр/мин.

Город разделён на две части железной дорогой. Восточная часть хорошая, цивильная и широкоуличная; западная — бомжовая. Интересно посмотреть по очереди обе части. В городе есть соотечественники: русские лётчики, летающие в Джибути и в Сомали (Бусасо) с ежедневным грузом чата; и русские врачи.

ЖИЖИГА, городок на северо-востоке Эфиопии, пограничный пост на пути в Сомалилэнд. Выездные штампы раньше ставили здесь, хотя до границы Тог Ваджале ещё целых 70 км. Телефон начальника иммиграционных служб (5)-752560, Фейсал (домашний телефон). Штампы ставят в центре города, в Иммиграционном офисе. Автобусы в Тог Ваджале ходят раза два в день, имеются и редкие машины туда же. Визы Сомалилэнда на границе иностранцам не выдают!!

В самой Жижиге весьма популярная мечеть, где можно обрести ночлег. Там весьма многолюдно.

ЛАЛИБЕЛА. В этой деревне основная достопримечательность — вырубленные в скалах цельные церкви, изготовленные в XII веке. В настоящий момент многие из них накрыты жестяными навесами и былую красоту утратили. Билет для посещения церквей стоит 100 быр ($12!), бесплатное проникновение затруднено.

 После того, как главный менеджер (он же епископ Лалибелы) отказал нам в бесплатном билете, мы (Г.Лапшин, С.Лекай, О.Сенов, А.Кротов) ходили вокруг и фотографировали снаружи одну из церквей. Эфиопы обманом заманили нас внутрь ("О, вы друзья из России? тогда можно и без билета!"), затем заперли и более часа вымогали деньги — около $50 на четверых. Чуть не дошло до рукоприкладства. Прибывшие полицейские освободили нас и перевели в полицейский участок, где нам было предъявлено обвинение: якобы мы, применяя силу, прорвались в церковь! Нам предложили пойти в тюрьму или отдать фотоплёнки, на которых был запечатлён "церковный" скандал. Жалея времени, мы согласились на последнее.

Попадание. От Аддис-Абебы на север до Велдия (520 км), затем на запад около 70 км, там будет поворот опять на север — новопостроенная горная дорога на Лалибелу, круглогодичная, на картах не всегда обозначенная. Машин на ней мало (несколько в день), деньгопрошение отчаянное. Зато есть очень дешёвый самолёт, за $15 от Лалибелы до Гондара.

МЕТЕМА, на границе с Суданом (автопереход открыт в 2000 г). Около 1000 км от Аддис-Абебы, или 200 км к западу от Азезо и Гондара. Большой поток грузовиков — до 10 в день, фулевозы, бензовозы и прочие; дорога в 2003 г. значительно улучшена по сравнению с 2000 г. Есть и автобус Гондар — Метема (25 быр) ежедневно. В Метеме — несколько "хотелей", лавки, обмен денег (суданские деньги поменять легко, доллары — трудно и по гнилому курсу).

Въездные и выездные эфиопские штампы ставили раньше не на границе, а в 50 км от Метемы в сторону Гондара, в деревне Шеди. Теперь штампы в Метеме, а в Шеди — дополнительная проверка паспортов и таможня грузовиков.

МОЯЛЕ, на границе с Кенией, в 800 км к югу от Аддис-Абебы, соединяется со столицей неплохой асфальтовой дорогой. Есть шансы проехать от столицы до границы всего за двое суток. Машин немало на всём протяжении, деньгопросы не навязчивы.

НЕКАМТЕ, в 322 км по старому асфальту от столицы на запад. Большой город без каких-либо достопримечательностей.

ХАРАР, святой мусульманский город в 550 км (2 автостопных дня) к северо-востоку от столицы, в 55 км от города и ж.д. станции Дыре-Дауа на единственной в стране ж.д. Аддис-Абеба — Джибути. От Адиссы до Харара почти всюду асфальт (будет готов полностью к тому моменту, когда вы прочитаете эту книгу). Узкие улочки старого города, рынки, 99 мечетей и конечно же попрошайки-нищие. На базаре и повсюду — недорогие бананы, апельсины и прочие фрукты. Дорога на Бабиле и Жижигу — грунтовка.

СОФ-ОМАР, большая пещера на юго-востоке страны, образованная протекающей сквозь гору на протяжении 1200 м. рекой Вейб. Приблизительно в 300 км на восток от Шешемене (трасса от столицы в сторону Кении). Малопосещаемое туристами в силу относительной труднодоступности место сохраняет аромат настоящей глубинки (в радиусе порядка тридцати км близлежащие деревни не имеют электричества, торговли, а дороги — машин) и достойно посещения — где еще в наше время доведётся посетить неохраняемую пещеру с 15 километрами ходов, в глубине которой под землей течет настоящая порожистая река! К тому же, дорога туда проходит через весьма красивый горный массив Бале, содержащий одну из высочайших вершин страны.

Оглавление книги


Генерация: 0.278. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз