Книга: Исторические районы Петербурга от А до Я

Парнас

Парнас

Редкое для Петербурга древнегреческое название ныне связано не только с именем горы в Шуваловском парке, но также с промышленной зоной, с конечной станцей метро на второй (бывшей «Московско-Петроградской») линии и даже с гипермаркетом «Мега-Парнас». Впрочем, надо отдать должное: если бы не промзона со столь странным для нее названием, топоним «Парнас» вообще бы растворился в Шуваловском парке. А так он стал одним из важнейших координат северных новостроек Петербурга.

Появился Парнас под Петербургом на территории парголовской усадьбы графа Шувалова в середине XVIII в. – он был насыпан руками крепостных. Высота горы составляла 60 метров, а название ее связано с древнегреческой мифологией, где Парнас считался местом обитания бога Аполлона и муз. В переносном значении Парнас – содружество поэтов…

Гора Парнас в Шуваловском парке долгое время была одной из главных достопримечательностей северных окрестностей Петербурга. Сюда непременно приезжали дачники любоваться восхитительным закатом солнца. Говорят, что с вершины горы, на которой была устроена специальная огороженная площадка со скамейками, был виден даже Финский залив. Сегодня с Парнаса так далеко не видно – можно оглядеть разве что панораму северных новостроек. А вот пруды фигурной формы, упоминавшиеся выше, в статье «Парголово», такие же, как и в XIX в.

Виной тому, что Парнас стал гораздо ниже, не только то обстоятельство, что Шуваловский парк давно уже превратился в густой дремучий лес. В начале 1990-х гг. гору порядком разрыли экскаваторами, когда искали мальчишек, которые оказались погребенными под сводами проходивших в горе заброшенных подземных лабиринтов, оставшихся еще с войны. Ведь на территории Шуваловского парка в военную пору находился запасной штаб Ленинградского фронта.

Что же касается переноса названия Парнас – сперва на железнодорожную станцию, а потом на промзону, то она такова. Когда во время Советско-финской войны 1939 – 1940 гг. оказалось, что ленинградский железнодорожный узел перегружен, началась прокладка новых веток, одной из которых стала линия Ручьи – Парголово с промежуточной станцией Бугры. Начало новой войны остановило стройку, и ее завершили только в 1946 г. Однако с названием станции произошла заминка: использовать топоним Бугры было невозможно, так как выяснилось, что на Октябрьской дороге уже есть станция Бугры. Тогда решили использовать ближайшую географическую точку, которой и послужил Парнас.

Как отмечает исследователь Сергей Наконечный, первая улица на промзоне появилась в 1976 г. и называлась она Домостроительной, в честь находившегося на ней Домостроительного комбината № 7. Ранее ее неофициально именовали Центральной, так как она проходит посередине промзоны. Другая улица – Верхняя – получила свое название в 1977 г., вероятно в связи со своим расположением в самой верхней части карты города. До этого она неофициально называлась Железнодорожной (так как шла вдоль железной дороги). Остальные топонимы не отличаются большим разнообразием: на «Парнасе» существует восемь Верхних переулков.

«Городские власти во все времена старались создавать промышленные предприятия на окраинах Петербурга, – отмечает Сергей Наконечный. – Но город разрастался, и сегодня многие заводы и фабрики находятся в историческом центре. Промзона „Парнас“ создавалась как основная резервная территория для вывода промышленности из центра города. Кроме „Парнаса“ в Петербурге существует еще одиннадцать промышленных зон, районов и узлов. На топографической карте 1987 года можно видеть уже развитую инфраструктуру „Парнаса“: очистные сооружения, котельные, насосные станции, эстакады, станция горюче-смазочных материалов. Повсюду строительные площадки, на окраинах – свалки. Кроме Домостроительного комбината функционируют мясоперерабатывающий завод и несколько других предприятий. Промышленные объекты соединены между собой внутренними железнодорожными линиями.

В начале 1990-х годов „Парнас“, как и вся страна, переживал сложные времена. Никто толком не знал, сколько фирм работает в промзоне и чем они занимаются. В недостроенных зданиях и вокруг теплосетей селились какие-то темные личности, везде были груды строительного и бытового мусора, дороги и инфраструктура нуждались в капитальном ремонте. Кстати, через „Парнас“ проходила и так называемая „пьяная дорога“, по которой можно было въехать в город, минуя пост ГАИ на проспекте Культуры»…

Несмотря на все трудности, в 1990 г. в промзоне открылся пивоваренный завод «Балтика», ставший одним из самых крупных предприятий «Парнаса». В 1992 г. мэр Петербурга А.А. Собчак подписал распоряжение о разработке «Схемы генплана развития промзоны „Парнас“». Его целью являлось «завершение общеузлового и транспортного комплекса промзоны „Парнас“ и обеспечение планомерной реализации мероприятий по охране окружающей среды и благоустройству промзоны». Разработка схемы поручалась генеральному проектировщику нежилых зон Санкт-Петербурга и области – Проектному институту № 1.

В результате промзона начала оживать. В 1992 г. находящийся в самом ее «сердце» Парголовский завод строительных конструкций («Паркон»), производящий изделия из железобетона для строительства жилых и сельскохозяйственных объектов, стал акционерным обществом. В этом же году по соседству с «Парконом» был основан Домостроительный комбинат «Блок». Это предприятие выпускает серийные и единичные железобетонные изделия для строительства и монтажа жилых домов модернизированной 137-й серии. На том же ДСК «Блок» появилась единственная в промзоне «Парнас» православная святыня – часовня Святых Царственных мучеников (ее адрес – 3-й Верхний пер., 5), приписанная к храму Святого великомученика и целителя Пантелеймона на Ручье.

По данным на 2005 г., на территории промзоны «Парнас» находилось более 75 крупных предприятий. Среди них, кроме тех, о которых уже упоминалось, – Парнасский опытный завод металлоконструкций, асфальтобетонный завод, ЛПО «Вибратор», Предприятие № 2 «Петрохимоптторг», мясокомбинат «Парнас-М», компании «Пепси-Кола», «Вимм Билль Данн», «Ивеко». Здесь же расположены Северный таможенный пост, таможенные склады и терминалы. Существует на «Парнасе» и одноименный бизнес-центр (Домостроительная ул., 4А). В первое десятилетие 2000-х гг. число предприятий и компаний на «Парнасе» значительно увеличилось.

В конце декабря 2006 г. рядом с промзоной открылась долгожданная станция метро «Парнас». На схемах метро ее начали обозначать еще в 1980-х гг., причем она фигурировала там под именем «Парнасской». Ветку метро в сторону «Парнаса» начали строить сразу же после запуска в августе 1988 г. станций «Озерки» и «Проспект Просвещения». Однако метростроителей ждал неприятный сюрприз: в районе пересечения улицы Шостаковича и проспекта Энгельса произошла внезапная просадка грунта, которая поставила под угрозу несколько жилых зданий. И хотя угроза быстро миновала, и жители вернулись в свои дома, на ликвидацию последствий этого ЧП (заморозку грунтов) ушло немало лет.

Затем, с начала 1990-х гг., строительство ветки до «Парнасской» затормозилось из-за отсутствия финансирования. К идее строительства конечной станции метро вновь вернулись в начале 2000-х гг., когда в Петербурге развернулся строительный бум и пошла речь о возведении нового района новостроек за соединительной линией железной дороги (см. очерк «Северная долина»). За основу взяли проект Владимира Хильченко и Николая Ромашкина-Тиманова, одобренный еще в 1986 г.

Наземная станция «Парнас» (метро здесь выходит на поверхность) торжественно открылась 26 декабря 2006 г. Следуя за названием, создатели метровокзала украсили его витражами на тему древнегреческих мифов («Поход аргонавтов, открывающих мир», «Похищение Европы», «Бог Гелиос на колеснице», «Летящая богиня Ника»). Изготовили эти произведения мастера Академии художеств. Остается добавить, что «Парнас» стал 60-й по счету станцией петербургского метрополитена.

Оглавление книги


Генерация: 0.747. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз