Книга: Швеция без вранья

Шведская вежливость Ну и с какой стати официант стал бы вам прислуживать?

Шведская вежливость

Ну и с какой стати официант стал бы вам прислуживать?

Когда я обедаю в китайском ресторане, меня поражает тамошний уровень сервиса. Официанты то и дело подходят, чтобы проверить, не нужно ли мне чего. Повар лично спрашивает, понравилось ли мне. И еда такая вкусная, искусно оформленная на тарелке, украшенная цветочками из лука и морковки. И меню тоже очень красивое, перевязанное розовой ленточкой. Такие замысловатые названия блюд, что сразу хочется попробовать. Десерт бесплатно – подарок фирмы. А перед уходом получаешь еще и пирожок с запеченным пожеланием удачи. Персонал тебя едва ли не расцелует в дверях. Приходите еще! Мы на следующей неделе снизим цены вдвое, только приходите!

Такого сервиса, конечно, не получишь ни в одном шведском заведении. Я бы не сказала, что шведы не умеют вкусно готовить, но сервис отнюдь не входит в список их талантов.

В шведском ресторане (магазине, агентстве по оказанию услуг и так далее) персонал ни за что не будет вокруг вас прыгать. Официант подойдет к вам тогда, когда сочтет нужным. Придется посидеть и подождать – не слишком долго, но и не слишком мало. Он поздоровается и подаст вам меню, не делая никаких попыток казаться приветливым. Может быть, вы получите сдержанную улыбку, а может быть, и нет. Дальше официант спокойно развернется и уйдет, предположив, что вам нужно время, чтобы самостоятельно ознакомиться с меню и сделать свой выбор. Официант палец о палец не ударит, чтобы, так сказать, озвучить текст. Он не предложит вам фирменное блюдо, не спросит «чего изволите?», даже не поговорит о погоде. Если вы его позовете, он вернется, сложит руки на животе и будет ждать. Если зададите вопрос – ответит. Не зададите – будет так стоять: молчание его не тяготит. Шведы вообще с большой непринужденностью стоят и молчат, они не чувствуют потребности начать разговор.

И не думайте, что можно ускорить процесс при помощи денег или командного тона. Все будет происходить с той же торжественной медлительностью, что и всегда. Свое блюдо вы получите тогда, когда оно будет готово. Не слишком поздно, но и не слишком рано. В самый раз, по мнению шведов. Я несколько раз видела, как иностранные туристы, пораженные таким к себе отношением, начинали скандал: «Да ни в одной стране мира ко мне так не относились, как в этой гостинице!» Официант при этом невозмутимо удалялся на кухню и продолжал обслуживать других посетителей. Он не был ни капли впечатлен!

Скандалистов можно понять, они считают, что официант не продемонстрировал им должного сервиса, за который были уплачены деньги. А именно: не пресмыкался. Ну а сам официант полагает, что отлично справляется со своими обязанностями, давая посетителям спокойно изучить и обсудить меню и никак не влияя на их свободный выбор. Они друг друга не поняли!

Вообще, шведским официантам, продавцам, агентам, уборщицам и нянечкам даже в голову не придет кому-то «прислуживать». Зачем бы они стали это делать? Какой бы работой человек ни занимался, пусть самой в социальном плане незавидной, он и не подумает кого-то там бояться. Шведы живут в твердой уверенности, что все люди равны и никто никому служить не может по определению. И если уж кто-то работает официантом, то он будет делать только то, что ему положено по долгу службы, и ни на грамм больше. Официант должен поздороваться, указать столик, подать меню (если оно не лежит на столе), принять заказ, принести заказанные блюда, принять оплату. Всё. Может быть, он еще улыбнется в виде бонуса. И все это будет сделано вовремя, без задержек, без накладок, без ошибок – так, как надо. Но перевязывать меню ленточкой и украшать блюдо цветами из лука-порея – это уж, извините, слишком!

А что творится в магазинах? Особенно в больших магазинах одежды. Иногда пройдешь через все здание и не увидишь ни одного продавца. Сам ищешь, что тебе надо, сам меряешь, сам вешаешь одежду на место. В случае чего, даже вопрос задать некому. Единственный живой человек – кассирша, но она на вопросы не отвечает. Если ее о чем-нибудь спросить, то она, скорее всего, улыбнется и спокойно скажет: «Не знаю». Шведы вообще с большой легкостью сообщают всем и каждому, что они не знают каких-то самых элементарных вещей. Их это ничуть не смущает. И действительно, почему кассирша должна что-то знать? Она стоит и принимает оплату, выбивает чеки, в чем еще она должна разбираться?

Я слышала историю, как группа туристов заблудилась в магазине Н&М. Они бродили и не могли найти отделение детской одежды, а спросить было не у кого. Представляете, даже охранники в дверях не стояли! Заходи не хочу, бери что хочешь! Никому и дела нет. В Швеции все настолько механизировано, что присутствие людей практически не требуется. Приезжие, не знакомые с этим обстоятельством, часто чувствуют себя очень одиноко. И жалуются на отсутствие сервиса, само собой.

К слову об отсутствии охранников. Так как везде установлены камеры наблюдения, а двери защищены сигнализацией, то живые охранники не требуются. Как ни странно, но далеко не все воры об этом знают! То и дело вижу в супермаркетах, как ни с того ни с сего останавливают женщин с полной сумкой одежды, которую они пытались вынести. Пустой магазин, никто не следит, бери что угодно и уходи, и тут вдруг появляются полицейские: «Пройдемте, гражданочка». Так что охранники существуют, их просто не видно.

Многие жалуются на шведский сервис, я даже слышала расхожее мнение, что сервис и Швеция – понятия несочетаемые. Обслуживающий персонал даже и не пытается казаться приветливым или услужливым! Правда, и враждебным он тоже не кажется. Персонал вообще не пытается казаться никаким. Люди просто делают свою работу, кто-то лучше, кто-то хуже, это уж как получится. Целоваться с вами никто не будет, в этом можете быть уверенны, но и на хамство вы никогда не нарветесь.

Также на первый взгляд поражает отсутствие вежливости. По крайней мере, вежливости в том виде, как я ее понимаю. Приведу классический пример. В транспорте не принято уступать место беременным, пожилым, инвалидам. И уж тем более женщинам! Вполне может случиться, что взрослый, полный сил мужчина оттесняет женщину и занимает сиденье, при этом ничуть не смущаясь и не пряча глаза за развернутой газетой. Просто он успел занять место первым, вот и все. Если бы женщина хотела сесть, она бы сама его оттолкнула. Это как в спорте – побеждает сильнейший. «The winner takes it all!» – как пела группа АВВА.

Шведы не считают, что между женщинами и мужчинами существует какая-то разница, кроме внешней (и то немного). Да и вообще, между людьми нет разницы: ни возрастной, ни социальной, ни экономической – никакой. И с какой стати уступать место тому, кто точно такой же, как ты сам, твоя копия? Это все равно что уступить место своему брату-близнецу. Какой смысл? Почему он должен сидеть, а я должен стоять? У него что, ног нет? К нему требуется какое-то особое отношение?

Я бы сказала, что в шведском транспорте (и в обществе) царит дух соревновательности. Бой равного с равным, честная игра. Посмотрим, кто кого! Шведы не стесняются бороться с каким угодно противником, пусть даже мне кажется, что этот противник выступает в совершенно другой весовой категории. А вот шведам так не кажется! Они соблюдают свои интересы, живут и дают жить другим, как говорится.

И раз уж мы заговорили про вежливость в транспорте. Если вы едете в автобусе и вокруг много народу, а вам надо выходить, то это может быть довольно-таки проблематично. Потому что пассажиры не подвинутся и не пропустят, будьте к этому готовы. Можно стоять у них над душой хоть целую вечность, проезжая остановку за остановкой, никто и пальцем не пошевельнет! Можно подняться с сиденья, собрать свои сумки, даже спросить, выходит ли ваш сосед, а он будет сидеть, смотреть прямо перед собой и делать вид, что не понимает намека. Какое свинство! – воскликнут многие мои читатели. Ну неужели сложно подвинуться? А я вам открою секрет, что сосед в автобусе не просто притворяется, что не понимает, он и вправду не понимает. Угадывать ваши желания – не его забота, он об этом даже и не думает. Кто знает, почему вы вскочили с кресла и схватились за сумку? Может быть, вас это развлекает. Сосед-то здесь при чем?

Как же выйти из автобуса в час пик? Чтобы выйти из шведского автобуса, нужно, собственно, начать активно из него выходить. Как говорилось в анекдоте: «Мама, вы жарьте, а рыба будет!» Когда вы приметесь перелезать через колени соседа, он поймет, что вы выходите, и подвинется. Обязательно подвинется, и при этом окажется вежливым и предупредительным. Теперь продолжайте идти к дверям прямо по людям, не стойте и не ждите, они разойдутся в стороны по мере вашего продвижения. Вот вы у двери, и автобус остановился. Выходите! Двери еще не открыты – и не откроются, вы можете стоять и ждать до посинения, пока автобус снова не тронется с места. Секрет заключается в том, что выходить надо в закрытую дверь – она распахнется в момент касания лбом. В дверях установлен чувствительный элемент, вот в чем секрет. В людях, видимо, тоже.

Про вежливость в общественных местах… Эталоном шведской вежливости считается вести себя нейтрально и не привлекать внимания. Если вы не кричите, не смеетесь, не говорите слишком громко, не чихаете и не сморкаетесь, не хлопаете дверями, не скрипите новыми ботинками, не вздыхаете, не хрустите суставами и не жестикулируете – это хорошо. Еще лучше все-таки не говорить по мобильнику и не набирать эсэмэски с включенным звуком. Нужно, чтобы от вас не пахло парфюмом или потом, хотя второе шведы переносят лучше, чем первое. Парфюм – это прямой билет в страну всеобщей ненависти. Лучше, чтобы от вас вообще ничем не пахло. Не нужно заговаривать с окружающими, задавать вопросы, лезть без очереди, есть острую пищу, интересоваться соседями, разглядывать людей и гладить чужих собак. Если вы все это соблюдаете, то будете считаться вежливым и приятным человеком.

При этом в список не входит такая добродетель, как приветливость. Никто не посчитает вас невежливым, если вы годами не будете здороваться с соседкой по лестничной площадке. Если вас на улице спросят, который час, можно со спокойной душой пройти мимо, притворившись глухим. Если вас пригласили на день рождения, можно на него не пойти без объяснения причин и даже не извиниться. Можно не поздравить родную бабушку с Новым годом. Можно не принять подарок. И при этом все равно считаться вежливым, воспитанным человеком.

И про волшебное слово «извините». Шведы очень мало извиняются по сравнению с людьми из других стран. Я знаю, что в других культурах «извините» используется направо и налево, зачастую в виде вводного слова. С извинения очень удобно начинать свой вопрос. Извините, не подскажете, как пройти в библиотеку? Нет, не подскажу. Извините, я не местный. Извините, но месторасположение библиотеки все-таки нужно знать. Извините мою прямоту, вы ужасно невежливы, извините!

Шведы редко начинают разговор с извинения. И не от душевной черствости! Такая у них привычка: извиняться только тогда, когда они виноваты. И то сперва еще надо подумать, так ли уж ты виноват. Если я наступаю кому-то на ногу и извиняюсь, мои шведские приятели очень удивляются. Зачем я извиняюсь, я ж не нарочно! Он сам первый полез, я вообще не виновата. Шведы не любят извиняться, да и не особо любят, когда перед ними извиняются. Потому что не понятно, как себя вести. Стоишь, краснеешь и принимаешь извинения, а все на тебя смотрят.

Будьте морально готовы к тому, что в толпе вас будут толкать и не извиняться. Если кассир вас случайно обсчитает, он тоже не извинится. Пересчитает еще раз и вернет недостающую сдачу. Продавец неправильно оформит заказ, вам пришлют не тот товар не по тому адресу – и никто не станет рассыпаться перед вами в извинениях. Скорее всего, сначала продавец будет молча слушать ваши жалобы, а потом вы получите сдержанные заверения в том, что заказ оформят по-новому в течение следующей недели. Водопроводчик не придет в указанное время, а вы будете сидеть и ждать – и он тоже не извинится. И зачем бы он стал извиняться? Чем лично он перед вами провинился? Он не специально опоздал – на дорогах были пробки. Это рабочий процесс, всякое может случиться, к этому нужно быть готовым. Как говорил Карлсон: «Пустяки, дело житейское!»

Смешное выражение, касающееся вежливости. Если швед прилюдно извиняется за то, что он натворил, это называется «делать пуделя». Он сделал пуделя или показал пуделя. Мне очень хорошо представляется подстриженная собачка в юбочке, которая стоит на задних лапках и танцует собачий вальс на потеху публики.

Зато шведы с большим удовольствием говорят «спасибо». Это заменяет им все остальные волшебные слова. Как пройти в библиотеку? – спасибо. Не курите в помещении, спасибо. Взвесьте мне полкило яблок, спасибо. Здесь нельзя стоять, спасибо.

Это звучит так, как будто ты уже выполнил просьбу и тебя за это уже поблагодарили. Аванс получен, теперь нужно заняться своей частью работы. Не остается никакого выбора, приходится делать то, что требуют хитрые шведы.

Чего же требует шведская вежливость? Правила довольно-таки просты: не звоните после девяти, не звоните в пятницу вечером, не звоните по воскресеньям. Утром обязательно спрашивайте коллег, как они спали. Не замечайте соседей, чтобы они не подумали, что с вами надо общаться, и не испугались. Не гладьте чужих собак. Не заговаривайте с незнакомыми детьми. Не смотрите ни на чьи окна. Не требуйте к себе внимания. В общественных местах не говорите по мобильному телефону, не хлопайте дверями, не чихайте, не топайте, не вертитесь на стуле. И вообще, поменьше бросайтесь в глаза. Не одевайтесь лучше, чем другие, не одевайтесь красиво, не одевайтесь некрасиво. Не вешайте на окна необычные занавески. Не ездите на слишком дорогой машине, чтобы никого не раздражать. Отберите черную фасоль от белой, посадите сорок розовых кустов… Нет, это из какой-то другой сказки.

Или сделайте так, как поступают сами шведы: не соблюдайте никаких правил вежливости, чтобы вас, боже упаси, не посчитали чудаком, а то и злонамеренным ханжой. Скажем так, всякий человек хорош сам по себе, он никому ничего не должен, в том числе быть вежливым.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.234. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз