Книга: Япония нестандартный путеводитель
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В ТОЁХАСИ
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В ТОЁХАСИ
Когда речь заходит о православных храмах и церквях в Японии, все, конечно же, прежде всего вспоминают большой храм Никорай кё:кайдо: (известный как Никорайдо:), расположенный в самом центре Токио, в районе Тиёда. Никорайдо: был возведён в 1891 году. Он является главной святыней Японской Православной Церкви, построенной во время миссии отца Николая — Ивана Касаткина — в Японию. По архитектуре Никорайдо: напоминает Измайловский собор в Петербурге.
Мне так и не удалось попасть внутрь храма. Я приехала в Токио погостить неделю у знакомых под Новый год и днём 31-го числа отправилась к Никорайдо:. Стояла дождливая погода, всё было окрашено скорее в осенние, чем в зимние краски. Храм оказался закрыт, ворота заперты, и я стала обходить его по кругу, чтобы найти хоть какую-нибудь информацию о предстоящей новогодней службе. Каково же было моё удивление, когда у заднего входа я вдруг натолкнулась на приятеля из России, с которым не виделась около полугода, хотя мы выезжали в Японию вместе, но, волею судеб, оказались живущими в разных городах. Мы не могли поверить своим глазам, ведь это было поистине знаковое совпадение — оказаться спустя столько месяцев в одно и то же время у православного храма!
Однако, так как до токийского Никорайдо: добираться из Нагоя очень долго, я, уже на Пасху, стала искать православные церкви поблизости от своего местоположения. Мне повезло: в Интернете я натолкнулась на страницу Японской Православной Церкви с адресами всех её приходов. Один из них — Тоёхаси Харисутосу Сэйкё:кай — оказался в городке Тоёхаси на берегу Тихого океана, всего в часе езды от Нагоя.
Была суббота, и в России, наверное, все готовились к вечерней службе. Уже накрасили яиц, напекли куличей, намыли до блеска квартиры. Скорей всего, в Петербурге стояла прохладная погода, ещё пахло зимой, может, шёл дождь.
В Японии же была настоящая жара, и лишь изредка доносился ветерок, насыщенный ароматом весенних цветов, по которому только и можно было понять, что лето ещё не наступило. В такой обстановке трудно было обрести пасхальный настрой. Тем не менее, я накрасила яиц и отправилась в Тоёхаси, надеясь, что мне удастся попасть на службу.
Поездка на поезде линии Мэйтэцу заняла час. По прибытии в Тоёхаси я почувствовала, что там попрохладнее, ветер с океана покачивал верхушки деревьев. На станции мне сказали, что основной транспорт в городе — трамваи. Это был первый сюрприз, так как трамваев в Японии мне до того момента видеть не доводилось. Постепенно, откуда-то издалека стал приближаться и вырисовываться образ далёкой России. От остановки я шла минут десять, чтобы добраться до церкви. Когда же она, наконец, предстала передо мной, я несколько минут не могла придти в себя. Было такое ощущение, что я оказалась в России, причём не в центральных её городах, а на окраине, где в центре старой деревушки высится шедевр деревянного зодчества — православный храм. За изгородью, во дворе храма росли несколько елей и яблонь. В их тени стоявшая духота рассеивалась, образуя благодатный оазис. Храм также оказался закрыт, но меня, скорей всего, из окон, увидел священник и вышел во двор. Это был молодой японец в очках, с чёрной бородой, прекрасно говоривший по-русски. Мы побеседовали, он показал мне храм с красивейшим иконостасом, рассказал о проходящих в нём службах, тоёхасских прихожанах и о своих поездках в Москву. На прощание батюшка подарил мне маленький кулич, специально испечённый в храме к Пасхе. Служба в храме в Тоёхаси была назначена на следующий день, немного позже, чем в России.
Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Тоёхаси началась в 1861 году, а уже в начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) там было открыто строительство деревянного храма в византийском стиле, завершённое в 1915 году. Православие, которое уже через несколько лет стало преследоваться в России, нашло крепкую опору в Японии.
В тот день я ещё долго бродила по Тоёхаси, который оказался совсем маленьким городком. Последняя остановка трамвая, минутах в двадцати от центра, была уже где-то у подножия лесистых гор. Так, посреди зарослей бамбука, холмов и пиний, мне посчастливилось отыскать кусочек России.
Православие японцы называют просто «русской религией», часто не связывая её с византийскими предыстоками, и только в названиях церквей можно прочитать правильное слово «православие». Также большинство японцев, тех, кто не имеет отношения к русской церкви, транслитерируют слово «Христос» как «Кирисуто» по аналогии с английским языком, и лишь немногие говорят «Харисутосу», имея в виду слово греческого происхождения. Интересно, что само христианство, в основном, делится в сознании японцев на католическую и русскую церкви, хотя мало кто сможет перечислить различия в них, кроме территориальных. Что же касается встретившихся мне японцев, исповедующих католичество, то у меня сложилось впечатление, будто они не совсем верно осознают понятие Бога в нём как такового, делая акцент именно на культе Иисуса Христа. С православными же, за исключением батюшки в Тоёхаси Харисутосу Сэйкё:кай, мне общаться почти не доводилось.
Тогда же, вернувшись в Нагоя, я получила письмо от своей знакомой, которая сообщила мне, что и в Нагоя тоже есть православный храм. В отличие от тоёхасского, нагойский храм располагается внутри обычного каменного дома, и он совсем маленький, хотя и отличается богатым внутренним убранством. В православном храме в Нагоя служба проводилась в тот же вечер. Мне удалось на неё попасть. Русских в церкви я встретила двоих-троих. В основном, были греки, болгары, румыны, грузины и несколько англоговорящих. Служба велась на японском, русском, греческом, болгарском, румынском, грузинском и английском языках, и это было удивительно интересно — слушать, как на восклицание «Христос Воскресе» из зала откликалось трое-четверо русских, на «Christ resurrected» — пять-шесть православных англичан и т.д. Но казалось — на каком бы языке ни были произнесены эти слова, утверждающие жизнь и нарождение нового солнца, — всё вокруг вторит им с благоговением.[17]
К. Г.
- ЯПОНИЯ: НЕСТАНДАРТНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ Ксения Головина Елена Кожурина
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- О ПОЕЗДАХ И БИЛЕТАХ
- ГДЕ В ЯПОНИИ МОЖНО ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ?
- РАБУ-ХОТЭРУ — ОТЕЛИ ДЛЯ ЛЮБВИ
- АРЕНДА ЖИЛЬЯ
- ОБУСТРОЙСТВО БЫТА И О ТОМ, КУДА ОБРАТИТЬСЯ С ВОПРОСАМИ
- ИЗ ЖИЗНИ ОДНОГО ОБЩЕЖИТИЯ
- АРУБАЙТО
- БУКАЦУ
- СЁРИНДЗИ КЭМПО
- МУСОР В ЯПОНИИ
- ПОИСК РАБОТЫ В ЯПОНИИ
- ЯПОНСКАЯ ЗИМА
- ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
- ТАЙФУНЫ
- ЯПОНСКИЕ ТАРАКАНЫ
- СЭМИ — ЯПОНСКИЕ ЦИКАДЫ
- ЕЩЁ РАЗ О НАСЕКОМЫХ
- ЦУРУГА
- ФУТАМИ: СВЯТЫНЯ В ВОДЕ
- ОКИНАВА
- УЛИЧНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ГОРОДКЕ НИСИБИВАДЗИМА
- ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В ТОЁХАСИ
- УТЕШИТЕЛЬНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА
- РОЖДЕСТВО В ЯПОНИИ
- ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА В ЯПОНИИ
- БЭНТО:
- ЯПОНЦЫ И РИС
- ПРИЗРАЧНАЯ ЯПОНИЯ
- ЯПОНСКИЕ СТРАШИЛКИ
- ЯПОНСКИЕ ПРИМЕТЫ
- СЁ:ТЭНГАЙ- УЛИЦА РАЗВЛЕЧЕНИЙ
- ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ ХАМБАЙКИ
- ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РАЙ
- ЯПОНСКИЕ МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
- МОЭ
- КОРЕЙСКИЙ БУМ В ЯПОНИИ
- ВЕЧЕРИНКИ В ЯПОНИИ
- ВАРИКАН
- ПОДАРКИ
- ИСКУССТВО НАПИСАНИЯ ПИСЕМ
- ХАНКАТИ И АСЭФУКИ
- ОБУВЬ В ЯПОНИИ
- ХАНАМИ
- МОМИДЗИГАРИ — ОСЕННЕЕ ХАНАМИ
- ТАК КАК ЖЕ ОНИ К НАМ ОТНОСЯТСЯ?
- ТОКИО И ОСАКА
- ЯПОНЦЫ И ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (ХОВАЙТО У:МАН, ИЛИ БЕЛАЯ ЖЕНЩИНА)
- НА ЭКРАНЕ
- ПРИЛОЖЕНИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
- ПОСЛЕСЛОВИЕ
- ОБ АВТОРАХ
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Часть 1 Православные христианские храмы
- Храм Неба
- Глава 4 Храмы во имя Святой Троицы
- От Луксора к нубийским храмам
- Глава 3 Храмы с именем Иисуса Христа
- Сорё: храм науки, жемчужина поэзии
- **Нубийские храмы
- Прогулка по острову Ратанакосин «Весь покрытый храмами, абсолютно весь…»
- Часть 2 Христианские храмы других конфессий
- Самые известные храмы Санкт-Петербурга
- **Луксорский храм
- «Кругом храмов разводят сады и аллеи»