Книга: Путеводитель по Библии
Сын Человеческий
Сын Человеческий
В синоптических Евангелиях Иисус в начале своего служения изображается как осторожный, избегающий возбудить подозрения у властей относительно своего мессианского статуса. И религиозные, и светские руководители быстро уничтожили бы того, кого они считали ложно провозглашающим себя Мессией, так как подобный лжемессия мог поднять восстание и причинить много вреда.
Даже если сам Иисус был осторожен, его растущая популярность могла заставить тех, кто следовал за ним, слишком неосторожно провозгласить его Мессией, и, очевидно, этого он и хотел избежать. Поэтому описывается, что он предпочтитал, чтобы его чудесные исцеления также широко не разглашались. Так, после исцеления прокаженного:
Мф., 8: 4. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Другими словами, исцеленный прокаженный должен был сам объявить, что он очистился согласно Моисеевой системе, и он не должен был говорить, как это произошло на самом деле. То же благоразумие Иисус проявил и в отношении к себе. Так, когда книжник хотел стать его учеником, Иисус указывает на связанные с этим трудности:
Мф., 8: 20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Выражение «Сын Человеческий» — это обычный способ сказать просто «человек». Он часто используется в Книге пророка Иезекииля, когда Бог обращается к пророку:
Иез., 2: 1. …и Он [Бог] сказал мне: «сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою».
По-видимому, это выражение подчеркивает низкое положение человека по сравнению с Богом; бесконечно более низкое положение первого по отношению ко второму. Как если бы Бог обратился к человеку: «Смертный!»
Кроме Книги Иезекииля, это выражение есть еще только в последней книге Ветхого Завета — Книге пророка Даниила. Там оно используется в одном случае, точно в такой же ситуации, как и в Книге пророка Иезекииля, когда архангел Гавриил говорит с Даниилом:
Дан., 8: 17. …и сказал он [Гавриил] мне: «знай, сын человеческий…»
И еще в одном месте Даниил описывает апокалиптическое видение:
Дан., 7: 13. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий…
Дан., 7: 14. И ему дана власть, слава и царство… владычество вечное… и царство Его… не разрушится.
Даниил ранее символизировал множество языческих народов, угнетающих Израиль, в виде диких зверей; теперь он символизировал идеальное царство мессианского Израиля в виде человека, показывая его великую ценность. «Как бы Сын Человеческий» может перефразироваться как «образ в виде человека».
Однако из-за этого отрывка выражение «Сын Человеческий» стало использоваться как метафорический способ говорить о Мессии. Возможно, иногда это было полезно, когда было опасно слишком открыто проявлять мессианские надежды. Говоря о «Сыне Человеческом», можно было подразумевать Мессию для тех, кто симпатизировал, но перед судьей можно было утверждать, что это выражение означало просто «человек».
Об Иисусе пишется, что он в ряде случаев называл себя таким способом. Действительно, так он именует себя чаще всего. Мы могли бы обрисовать «исторического Иисуса» как довольного своими успехами и начинающего думать, что его миссия действительно могла бы быть великой. Осторожно он мог начать относить к себе как к «Сыну Человеческому» мессианский титул, который всегда можно было защитить как форму смирения, используемую в манере Иезекииля.
- Новый Завет
- Евангелие от Матфея
- Матфей
- Иисус Христос
- Давид
- Рахава
- Жена Урии
- Зоровавель
- Святой Дух
- Мария
- Ирод
- Волхвы с Востока
- Царь Иудейский
- Звезда
- Вифлеем
- Младенцы в Вифлееме
- Египет
- Архелай
- Назарет
- Иоанн Креститель
- Илия
- Фарисеи и саддукеи
- Сын
- Сатана
- Иродиада
- Завулон и Неффалим
- Сын плотника
- Братья Иисуса
- Капернаум
- Симон
- Иаков
- Десятиградие
- Закон
- Мытари
- Отче наш
- Маммона
- Собаки
- Сотник
- Сын Человеческий
- Гергесинская страна
- Двенадцать апостолов
- Симон Кананит
- Иуда Искариот
- Самаритяне
- Ученики Иоанна
- Фарисеи
- День субботний (Шаббат)
- Мать и братья Иисуса
- Притчи
- Дочь Иродиады
- Вифсаида
- Кесария Филиппова
- Петр
- Моисей и Илия
- Иаков и Иоанн
- Елеонская гора
- Храм
- Осанна
- Сын Давида
- Иродиане
- Захария, сын Варахии
- Мерзость запустения
- Талант
- Каиафа
- Иуда Искариот
- Гефсимания
- Поцелуй Иуды
- Христос
- Петр
- Понтий Пилат
- Земля горшечника
- Варавва
- Пилат и жена Пилата
- Распятие на кресте
- Киринея (Кирена)
- Голгофа
- Уксус и желчь
- Или, Или!
- Иосиф из Аримафеи
- Последний день недели
- Мария Магдалина
- Бейоглу — «Сын господина»
- Бальмонт – сын Бальмонта
- Может ли сын генерала стать маршалом? Глава, в которой автор предается русофобским измышлениям
- Столичные зодчие: отец и сын Кавосы
- «Ах ты сукин сын, комаринский мужик!» или рассказ о юнкерском училище
- ОБ ОТЦЕ-МОЛОЧНИКЕ КАРЛЕ ГОЛЬДЕНШТЕДТЕ И СЫНЕ-АРХИТЕКТОРЕ ВЛАДИМИРЕ ЛИВИНЕ
- СЫН ДЕКАБРИСТА АЛЕКСЕЙ СТАРЦЕВ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И НА ПУТЯТИНЕ Светланская ул., № 69
- От Мадлен и бульваров по следам Александра Дюма-сына
- Енох, сын Сифа
- Енох, сын Каина
- Сын плотника
- 7. АБУСИР. ПИРАМИДЫ СЫНОВЕЙ СОЛНЦА