Книга: Путеводитель по Библии
Собаки
Собаки
К концу Нагорной проповеди встречается стих, который не связан с предшествующим и последующим, но стоит особняком:
Мф., 7: 6 .Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
И собаки, и свиньи традиционно считались нечистыми животными, которые питались отбросами и поэтому являлись также в буквальном смысле нечистыми. Называть кого-нибудь любым из этих слов было большим оскорблением, и это до сих пор сохраняется во многих культурах. (Например, немецкое бранное слово «Schweinhund» или «свинья-собака».)
Вопрос в следующем: на что или кого ссылались в этом стихе как на собак и свиней? В этом стихе могло просто подразумеваться, что не следует пытаться учить религиозным истинам неисправимых насмешников или совершенно погрязших в грехе, и, тем не менее, это, по-видимому, вряд ли верное толкование. Кого должно учить истине? Того, кто уже и так верит?
Сам Иисус опровергает это, поскольку, когда его обвиняют в связи с грешниками, он говорит:
Мф., 9: 12. …не здоровые имеют нужду во враче, но больные…
С другой стороны, ссылка на собак и свиней может быть цитатой, взятой Матфеем для того, чтобы подтвердить свою собственную точку зрения ориентированного на иудеев христианства. Другими словами, возможно, он говорил, что не следует прилагать большие усилия по распространению учения Иисуса среди язычников. Возможно, точка зрения Матфея была в том, что язычников оскорбят усилия по обращению и они начнут преследовать христиан, «обратившись, растерзают вас», как фактически и случилось на самом деле. Он мог также считать, что те язычники, которые приняли христианство, не зная Закона Моисея, извращают учение Иисуса: они «попрали его ногами своими».
То, что все это могло действительно так и быть, подтверждается другим отрывком из Евангелия от Матфея, где суть утверждаемого совершенно ясна и где значение слова «собака» не вызывает сомнений.
Во время пребывания к северу от Галилеи Иисус заговорил с хананеянкой, которая просила его исцелить свою больную дочь. Сначала Иисус не отвечает ей вообще, но когда она настаивала:
Мф., 15: 24. …Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Мф., 15: 26. …нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Здесь Матфей ясно представляет свою версию жизни Иисуса, дело которого находится полностью в пределах границ еврейского царства. (Безусловно, эти стихи не являются последними в этом конкретном отрывке; далее будет сказано и об этом.) Кроме того, противопоставление «детей» и «собак» ясно предполагает, что оно символизирует противопоставление «иудеев» и «язычников». Это показывает выраженные антиязыческие настроения у некоторых ранних христиан-евреев; на это, как мы увидим в более позднем Евангелии, подробно ответили некоторые ранние христиане-неевреи.
Точка зрения на учение Иисуса, изображенная Матфеем, проявляется и в напутствии Иисуса своим ученикам, которых он посылает для распространения своего учения.
Мф., 10: 5–6. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева…»
- Новый Завет
- Евангелие от Матфея
- Матфей
- Иисус Христос
- Давид
- Рахава
- Жена Урии
- Зоровавель
- Святой Дух
- Мария
- Ирод
- Волхвы с Востока
- Царь Иудейский
- Звезда
- Вифлеем
- Младенцы в Вифлееме
- Египет
- Архелай
- Назарет
- Иоанн Креститель
- Илия
- Фарисеи и саддукеи
- Сын
- Сатана
- Иродиада
- Завулон и Неффалим
- Сын плотника
- Братья Иисуса
- Капернаум
- Симон
- Иаков
- Десятиградие
- Закон
- Мытари
- Отче наш
- Маммона
- Собаки
- Сотник
- Сын Человеческий
- Гергесинская страна
- Двенадцать апостолов
- Симон Кананит
- Иуда Искариот
- Самаритяне
- Ученики Иоанна
- Фарисеи
- День субботний (Шаббат)
- Мать и братья Иисуса
- Притчи
- Дочь Иродиады
- Вифсаида
- Кесария Филиппова
- Петр
- Моисей и Илия
- Иаков и Иоанн
- Елеонская гора
- Храм
- Осанна
- Сын Давида
- Иродиане
- Захария, сын Варахии
- Мерзость запустения
- Талант
- Каиафа
- Иуда Искариот
- Гефсимания
- Поцелуй Иуды
- Христос
- Петр
- Понтий Пилат
- Земля горшечника
- Варавва
- Пилат и жена Пилата
- Распятие на кресте
- Киринея (Кирена)
- Голгофа
- Уксус и желчь
- Или, Или!
- Иосиф из Аримафеи
- Последний день недели
- Мария Магдалина
- Русские собаки — не наши друзья
- Церковь Воскресения Словущего.
- Страна вечных фестивалей
- Переходим к письму
- Улица Печатника Григорьева
- Интересные тылы Дмитровки
- Дом № 43–45 Гостиница В.Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская.»)
- Часть третья, аэропортовая
- Бизнес-центр (Крестовский пр., 11)
- Наряду со сменой силуэта
- ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ
- Российский этнографический музей