Книга: Седая старина Москвы

Церкви в Белом городе

Церкви в Белом городе

Николая Чудотворца, что в Столпах, и при ней памятник боярину Матвееву. Каменная церковь Николая в Столпах[216], между Мясницкой и Маросейкой, сооружена в царствование Михаила Федоровича, но впоследствии она надстроена и переправлена и служит памятником зодчества времен царя Алексея Михайловича. Храм этот был приходской церковью знаменитого боярина Артамона Сергеевича Матвеева, имевшего здесь свой дом. Дом этот был не велик и не отличался роскошью, но гостеприимство Матвеева было известно всей Москве: каждый бедняк находил у него помощь и радушный прием. Деревянный дом этот час от часу приходил в ветхость. Видя малое радение боярина о своем доме, царь Алексей Михайлович хотел сам выстроить ему каменные хоромы, но Матвеев, любя царя, предупредил его и начал постройку. Уже свезены были материалы и готовы работники, но оказалось, что недостает камня на фундамент, и во всей Москве этого камня нельзя было найти. Когда стрельцы и московские жители узнали об этом, то переговорили между собой — и на другой день явились у него на дворе возы с камнем.

— Мы слышали, — сказали они боярину, — что ты нуждаешься в камне под дом: мы тебе привезли и кланяемся им усердно.

Боярин благодарил людей за усердие, но принять подарок не согласился, а хотел заплатить за него.

— Я богаче вас, — сказал он, — положите цену.

Привезшие камень единодушно ответили на это:

— Нет, боярин, мы взяли камни эти с могил отцов наших, и цены им нет; а тебе, благодетелю нашему, кланяемся этими камнями за любовь.

Изумленный таким великодушием, Матвеев поехал к царю и рассказал ему это.

Царь ответил:

— Прими, друг, этот подарок от народа: видно, они крепко любят тебя, если обнажили для тебя могилы родительские. Такого подарка и я бы желал себе от народа[217].

Верный друг царя Алексея Михайловича, Матвеев занимал важное место при дворе и был любим народом за правду и доброту свою. Он принял в дом свой небогатую дворянку Наталью Кирилловну Нарышкину, отец которой Кирилл Полуектович служил тогда под начальством Матвеева. История отвергает анекдот, приводимый голштинским немцем Штелином, будто царь Алексей Михайлович заметил Наталью Нарышкину у Матвеева за ужином, влюбился и посватался за нее, а потом уже сделал по старинному обычаю смотр шестидесяти невестам. Не в сентябре 1670 года, как пишет Штелин, и не в один день, а с 28 ноября 1669 года по 17 апреля 1670 года девятнадцать раз обходил по ночам верховые опочивальни Тишайший царь и выбирал из среды спавших красавиц ту, которая была бы покрасивей и ему, великому государю, приглядней. Среди девушек находилась и Наталья Нарышкина, представленная, как и все другие, на осмотр в опочивальнях, но без всякого исключения в отношении к другим девушкам, привезенным из Других городов. Были привезены на царское смотренье и девицы из Вознесенского монастыря[218].

От брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной родился Петр Великий. Наталья была характера бойкого и веселого. Царь прожил с ней только пять лет: в 1676 году он скончался.

При вступлении на престол юного царя Федора по проискам врагов своих Нарышкиным была объявлена опала, а Матвеев был сослан в отдаленный город Пустозерск. Потом он был возвращен из ссылки и приехал в Москву, когда царя Федора уже не было в живых. Через три дня после приезда, 15 мая 1682 года, он за верность к престолу и за любовь к отечеству сделался в Кремле жертвой неистовых стрельцов. Тело его было изрублено в куски. Тела убитых в этот первый день бунта долго лежали на площади. Стрельцы объявили наконец, что желающие могут брать их для погребения. Тогда явился верный арап Матвеева (крещеный) по имени Иван, собрал в простыню изуродованные останки своего господина и снес их в приходскую церковь Матвеева, Св. Николая в Столпах, где останки были отпеты и погребены. За подвиг свой арап Иван просил одной только милости: быть по смерти погребенным подле своего боярина. Просьба его была исполнена. Над гробом боярина Матвеева тогда же была поставлена палатка в виде одноэтажной избы с окнами. Палатка эта к началу XIX столетия пришла в ветхость и потому была разобрана, а на месте ее в 1821 году потомком Матвеева графом Николаем Петровичем Румянцевым построена новая. При входе в палатку погребен арап Иван. Тут же погребены супруга Матвеева и его сын Андрей Артамонович.

Достойно замечания, что при этой же церкви погребались издревле и Милославские, враги Нарышкиных. Одним из последних был погребен здесь и злейший враг Матвеевых Иван Михайлович Милославский. Он погребен был в 1680 году, но через 17 лет, во время казни стрельцов, полусгнившее тело его как главного соучастника в мятежах было вынуто из могилы, в сопровождении палача на запряженной свиньями тележке отвезено в Преображенское и там рассечено на части. Над гробницей Матвеева следующая надпись: «1682 года, 15 мая, в смутное время от бунтовщиков, убит шестидесятилетний страдалец, ближний боярин Артамон Сергеевич; три дни пребыл в царствующем граде Москве, освободясь из-под стражи из заточения из Пустозерского острова».

Хотя памятник над прахом Матвеева находится в месте нелюдном и невидном, но он напоминает о значении этого человека, которого царь Алексей Михайлович удостаивал следующими письмами:

«Друг мой Артамон Сергеевич! Приезжай к нам скорее: дети мои и я без тебя осиротели. За ними присмотреть некому, а мне посоветоваться без тебя не с кем».

Это царь писал к Матвееву, когда последний находился под осажденным Смоленском.

Архитектура церкви Св. Николая в Столпах несколько тяжеловата, но правильна. Над нижней церковью сделана кругом крытая галерея, кровля которой поддерживается старинной формы, наподобие кувшинов, каменными частыми столпами. Внизу храм во имя св. Николая Чудотворца, вверху — во имя Рождества Богородицы. Приделы: Рождества Иоанна Предтечи, Симеона и Анны и Преподобного Сергия Радонежского.

Полагают еще, что церковь «в Столпах» называется так потому, что при доме Матвеева находился столп с ящиком, куда опускались прошения, которые Матвеев передавал государю.

Гребенская, или Гребневской Божьей Матери. Церковь находится при входе на Мясницкую улицу с Лубянской площади, по правую руку. Она построена сперва деревянной, во имя Успения Богородицы, великим князем Иваном III в 1472 году в память покорения Новгорода. Прежде церковь носила название Успения на Бору; название же Гребенской, или Гребневской Божьей Матери, получила от чудотворной иконы, поднесенной Дмитрию Донскому жителями города Гребня и стоявшей прежде в Успенском соборе. Иван III брал с собой эту икону во время похода на Новгород, после чего украсил ее серебром и драгоценными каменьями, на киоте велел написать акафист Богородицы в похвалу ее и благодарение за дарование ему сына Василия и поставил икону во вновь созданном им храме. Икона эта была ознаменована впоследствии многими чудесными событиями. В 1612 году русские дружины с этим образом отразили поляков. В 1687 году церковь Гребеневской Божьей Матери была объята пламенем, так что не успели вынести и самого образа; но он «внезапу обретеся на воздухе». Каменная церковь, где настоящий престол Успения Божьей Матери и два придела Иоанна Нового, Белградского и Преподобного Сергия Радонежского, построена царем Иваном IV Васильевичем также после возвращения из Новгородского похода. Церковь древней архитектуры и мала; внутренность церкви представляет собой нечто мрачное и весьма древнее. В трапезной храма погребен первый русский математик и сочинитель арифметики Леонтий Филиппович Магницкий, любимец Петра Великого. Тут же в 1850 году, при перестройке, найден надгробный камень с могилы известного профессора Тредиаковского. При входе в храм есть две надписи с царскими орлами, гласящие, по какому случаю храм воздвигнут и возобновлен[219]. Возобновление совершилось в 1711 году при Стефане Яворском, и в том же году церковь освящена.

Иоанна Предтечи на Малой Лубянке. Храм Иоанна Предтечи находится недалеко от церкви Гребневской Божьей Матери, на Малой Лубянке. Нынешняя церковь построена в 1689 году. Но первоначально она была построена при великом князе Иване Даниловиче Калите в 1337 году, и тут же находился загородный великокняжеский дом. Доселе в настоящей Предтеченской церкви в иконостасе находятся замечательные по древности местные иконы, а именно: Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Екатерины Великомученицы, Спасителя и Виленской Божьей Матери. Последняя икона напоминает о сношениях русского двора с литовским, или с Вильно, столицей бывшего Литовско-Русского княжества. Недалеко от этой церкви находился и Литовский двор, потому что церковь по старинным актам писалась «у Литовского двора». Так же писалась и церковь Гребневской Божьей Матери.

Всех Святых на Кулишках. Находится близ Варварских ворот, на Солянке, в глубине Варварской площади. Она построена великим князем Дмитрием Ивановичем Донским для поминовения православных воинов, убиенных в Куликовской битве. Церковь воздвигнута немедленно по возвращении князя с Куликова поля в Москву. По обветшании она в 1687 году перестроена и несколько исправлена в 1845 году. Перед входом в церковь есть образ Всех Святых большого размера, перед которым горит неугасимая лампада. Внутренность церкви тесна и явно представляет несовершенство зодчества того времени. Иконостас фигурно-резной, иконопись его старинная, утварь богата. При церкви приделы: Св. Николая Чудотворца и Св. Пророка Наума. Церкви принадлежит чудотворная икона Боголюбской Божьей Матери, находящаяся у Варварских ворот, в часовне со стороны площади.

Часовня построена в московском стиле эпохи Грозного. Башня же Варварских ворот сооружена в 1538 году, в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, и возобновлена в 1880 году. Внутреннее устройство башни, как стратегической техники прежних времен, представляет много любопытного. Пушки были здесь расставлены в несколько ярусов, сообщение между ними производилось по приставным лестницам. Башня, по-видимому, на целый этаж вросла в землю, или, как объясняют, имела подвальный ярус пушечных амбразур, из которых стреляли ниже уровня почвы, вдоль рвов.

Тут, на Варварской площади у Боголюбской часовни, в прошлом столетии разыгралась история, имевшая весьма печальные последствия.

В 1771 году в Москве свирепствовала чума. Умирало ежедневно до тысячи человек. Картина города была ужасающая: дома опустели, на улицах лежали непогребенные трупы, всюду слышались унылые погребальные звоны колоколов, вопли детей, покинутых родными. И вот в ночь на 16 сентября в Москве вспыхнул бунт. Причина бунта была следующая. В начале сентября священник церкви Всех Святых на Кулишках стал рассказывать о будто виденном сне одного фабричного: последнему привиделась во сне Богородица, которая сказала, что так как находящемуся на Варварских воротах ее образу вот уже более тридцати лет никто не пел молебнов и не ставил свечей, то Христос хотел послать на Москву каменный дождь, но она умолила Его и упросила послать на Москву только трехмесячный мор. Этот фабричный поместился у Варварских ворот, собирал деньги на какую-то «всемирную свечу» и рассказывал свой чудесный сон. Толпы народа повалили к воротам, священники бросили свои церкви, расставили здесь аналои и стали служить молебны. Икона помещалась высоко над воротами: народ поставил лестницу, по которой и лазил, чтобы ставить свечи. Очень понятно, что проход и проезд был загроможден. Чтобы положить конец этим сборищам, весьма вредно действующим при эпидемиях, московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, успевший заслужить ненависть невежд искоренением разных злоупотреблений, велел запечатать кружки с деньгами и хотел снять самую икону. В это время раздается набат, чернь бросается в Кремль, где, не найдя Амвросия, истребляет все находившееся в его покоях, а на следующий день хватает его самого в Донском монастыре, где и убивает. Тело Амвросия лежало на улице весь день и ночь. На месте, где он был убит, воздвигли каменный крест. Благодаря генералу Еропкину[220] бунт был прекращен. Трое главных убийц повешены; двенадцать человек, огласивших мнимое чудо, сослали на галеры; шестьдесят человек наказали кнутом и сослали на каторгу. В течение целого года покойного Амвросия поминали во все службы, а убийцам возглашалась анафема.

С тех дней вышел приказ прекратить набатный звон по церквам и ключи от колоколен иметь у священников.

Объясним теперь слово «на Кулишках» (иногда говорят: на Кулижках). В простонародье и доселе сенокосные равнины называются кулигами. Весьма понятно, что на местах церквей, к которым прилагается слово «на Кулишках» (таких церквей еще есть две: Трех Святителей, близ Хитрова рынка, и Богородицерождественская на Солянке[221]), находились сенокосные равнины.

Софии Премудрости Божьей. Первоначально церковь построена около 1480 года переселенцами из Новгорода в воспоминание о новгородском Софийском соборе. Эти же новгородцы дали название и местности — Лубянка, потому что в Новгороде находилась улица Лубяница[222]. Нынешняя церковь на месте старой построена и освящена при патриархе Никоне 19 июня 1650 года. Придел Св. Николая при ней построен стольником Моисеем Овцыным в 1691 году. Церковь называлась прежде «у Пушечного двора», потому что рядом с ней находился Пушечный двор, немного далее к Рождественке, а напротив к Кремлю — дом князя Долгорукого. Трапезная при церкви вновь построена в 1842 году. При ней еще придел Казанской Божьей Матери. Церковь одной стороной выходит на Софийку, а с трех других сторон сжата частными постройками.

Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке[223]. Первоначально построена по повелению великого князя Василия Ивановича в 1514 году мастером Алевизом Фрязиным. Вновь перестроена в 1745 году.

При этом храме впервые заявил себя как защитник Москвы князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

По смерти второго самозванца («тушинского вора») Москве не было уже необходимости мириться с поляками, находившимися в городе, из страха к шайкам самозванца. К Москве в то время приближался со своим ополчением Прокопий Ляпунов. Поляки принимали меры зашиты. Они стали втаскивать пушки на башни и послали на рынок звать русских извозчиков к себе на помощь. Извозчики не согласились помогать им, вследствие чего между ними и поляками завязался спор. Вокруг спорящих образовалась толпа, а немцам, бывшим на службе у поляков, представилось, что уже начинается народное восстание, которого они ждали со дня на день, и они бросились на толпу с оружием в руках. Поляки их поддержали, начав бить безоружных людей. До 7 тысяч человек пало под их ударами в Китай-городе. Но в Белом городе поляки встретили сопротивление: толпы горожан успели вооружиться, загородили улицы чем попало — бревнами, скамьями, столами — и стали стрелять в поляков. К горожанам присоединились немногие ратные люди, а начальство над ними принял князь Пожарский. Он отбил поляков на Сретенке, оттеснил их обратно в Китай-город и поставил укрепление у церкви Введения, Стесненные поляки подожгли Белый город, а потом Замоскворечье. Пожарский целый день отбивался от поляков, но был ранен и отвезен в Троицкий монастырь.

Против церкви Введения находился и дом Пожарского[224]. Находящийся на каменном столбе при доме образ Знамения Богоматери есть копия с того образа, который, по преданию, принадлежал князю Пожарскому, и находится в церкви Введения. Такое же предание приписывает князю Пожарскому возобновление обветшалой и сожженной поляками церкви Введения и постройку при ней придела во имя преподобной мученицы Параскевы Пятницы в память первой своей супруги.

В этой церкви находится образ Казанской Божьей Матери, украшенный золотом и драгоценными каменьями и поставленный самим князем Пожарским. При церкви есть придел Св. Николая Чудотворца.

Сама по себе церковь невелика, но архитектура ее довольно оригинальна. По-видимому, при перестройках придерживались первоначального алевизовского стиля.

Успения Божьей Матери, что на Покровке. Это один из величественных храмов в Москве[225], смесь готического стиля с итальянским. С первого взгляда храм покажется вам какой-то громадой составленных церквей, но, всмотревшись в него хорошенько, можно заметить, что все части храма имеют симметрию и непостижимую легкость. Тринадцать куполов его, расположенных в различных возвышениях, образуют совершенную пирамиду, шпиц коей составляет средняя глава. Нижняя церковь, как видно на имеющейся в ней надписи, построена в 1696 году, а верхняя, как видно из надписи на свитке при входе в нее, с западной стороны, на колонне: «Лета 7214 (1696) октября 25 дня. Дела рук человеческих делал именем Петрушка Потапов».

Храм, по преданию, построен на иждивение гостя Ивана Матвеевича Сверчкова, коего род в нижней церкви и погребен.

В нем два придела: Рождества Иоанна Предтечи и Петра, св. митрополита московского.

Своей дивной архитектурой храм удивлял не только русских, из которых можно назвать знаменитых Баженова и Карамзина, но даже и приезжавших в Россию иностранцев. Так, между прочим, им любовался Наполеон и, желая сохранить его в 1812 году от пожара, поставил вокруг него особую стражу.

Флора и Лавра, у Мясницких ворот, против почтамта. Построена в 1657 году. Архитектура церкви самая тяжелая. Иконостас весьма древен; есть много икон, лики на коих за древностью нельзя и распознать. В ней придел Св. апостолов Петра и Павла.

Церковь замечательна тем, что по ней царь Алексей Михайлович своим указом от 16 апреля 1658 года приказал именовать Мясницкие ворота Флоровскими. В бумагах ворота и именовались так, но в народе, по привычке, и до сих пор сохранили прежнее свое название Мясницких. По преданию, церковь перенесена сюда от Спасских ворот при Иване Грозном.

Архангела Гавриила, известная под именем Меншиковой башни. На Мясницкой был обширный двор, принадлежавший любимцу Петра Великого князю Александру Даниловичу Меншикову, и тут же, недалеко, близ Поганого пруда, находилась древняя церковь во имя Архангела Гавриила. В 1705 году князь Меншиков на месте древней церкви построил новую каменную церковь наподобие высокой башни. Пруд был очищен и назван Чистым, а новопостроенный храм стал называться церковью Архангела Гавриила, что на Чистом пруде, или Меншиковой башней. Она была построена по плану архитектора Ивана Петровича Зарудного, с высоким шпилем, превышавшем на полторы сажени колокольню Ивана Великого. На церкви были поставлены часы с курантами, купленные дорогой иеной в Лондоне, которые играли каждый час и полчаса и били четверти. К этой церкви была пристроена трапеза с приделом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. После перенесения Петром столицы в Петербург и отъезда Меншикова из Москвы церковь пришла в упадок и, наконец, в 1779 году была разрушена ударом грома: с нее сшибло верх, задев немного и третий ярус. Долго стояла она неисправленная, наконец в 1787 году ближайший домовладелец Г. З. Измайлов соорудил новый храм, а в 1806 году почт-директор Ключарев приделал к нему колокольню с приделом Федора Стратилата. При церкви находятся еще два придела: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя Божьей Матери Нечаянная радость.

Св. князя Владимира, что в Старых Садах. Находится против Ивановского монастыря. Храм принадлежит к древнейшим в Москве, так как придел в нем Кирика и Улиты построен по повелению великого князя Василия Ивановича в 1514 году архитектором Алевизом Фрязиным. Другой придел в храме во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Именуется «в Старых Садах» потому, что здесь были долгое время великокняжеские сады, простиравшиеся при Василии Ивановиче до нынешнего Воспитательного дома. Здесь разводились редкие фрукты для великокняжеского стола.

Св. Кира и Иоанна на Солянке. Ранее здесь была церковь во имя Троицы, которая в пожар 1754 года сгорела, но в 1758 году опять возобновлена и освящена митрополитом Тимофеем. Церковь по разобрании старой построена в 1765 году в ознаменование восшествия на престол императрицы Екатерины II, которое совершилось 28 июня в день Св. Кира и Иоанна. Церковь построена по плану архитектора Бланка и освящена митрополитом Амвросием в присутствии самой императрицы в 1768 году. По окончании литургии государыня отбыла в Петербург, В этой церкви сохраняется «царское место», нарочно устроенное для этого дня. При церкви придел во имя Живоначальной Троицы. В 1874 году церковь отдана под Сербское подворье.

Св. Николая Чудотворца в Подкопаях, близ Солянки. Впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева, а позже слывет Подкопай. Вероятнее всего, что название произошло от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви. Существует, впрочем, следующее предание. Воры вознамерились похитить из этой церкви имущество и для того не нашли другого способа, как только подкопаться под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».

При церкви приделы: Казанской Божьей Матери и Св. Дмитрия Ростовского.

В 1814 году церковь была приписана к упраздненному Ивановскому монастырю, из которого в то время образовалась приходская церковь, а в 1855 году отдана под Александрийское, ныне Антиохийское, подворье.

Преображения Господня, что на Глинищах. Находится между Маросейкой и Солянкой, против нового сквера с памятником павшим в бою с турками гренадерам. Тут была старая церковь, неизвестно когда построенная. На месте ее в 1776 году построена новая, с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Великомученицы Екатерины. «На Глинишах» называется потому, что церковь построена на глинистом грунте. Архитектура церкви довольно красива.

Троицы, что на Грязях, близ Покровских ворот. Она так же, как и многие другие, построена на месте деревянной. Как значится в надписи на кресте, имеющемся в церкви, построение это совершено в 1649 году. Затем она перестроена в 1745 году и, наконец, в 1861 году надворным советником Евграфом Владимировичем Молчановым. «На Грязях» церковь называется потому, что здесь от озерца, из которого образованы Чистые пруды, была всегда грязь. При церкви приделы: Собор Пресвятой Богородицы и Св. Николая Чудотворца. Кроме того, в храме имеется чудотворная икона Божьей Матери Трех Радостей, богато украшенная драгоценными каменьями. На иконе изображен младенец Иисус вместе с младенцем Иоанном Крестителем.

Троицы, что на Хохловке. Церковь находится недалеко от Ивановского монастыря и называется еще «в Старых Садах». Построена, как значится в надписи на стене церкви, в 1696 году женой окольничего Евдокией Абрамовной Чириковой на месте старого храма, неизвестно когда воздвигнутого. Название получила от того, что близ этого места был Посольский малороссийский двор, когда Малороссия была еще отделена от Великороссии. Как известно, малороссияне у великорусских простолюдинов и доселе в насмешку называются хохлами (по хохлу, чубу на голове). По другой версии, название Хохловка происходит не от хохлов, а от князей Хохолковых-Ростовских, у которых здесь был дом.

При церкви приделы: Владимирской Божьей Матери и Св. Дмитрия Ростовского.

Св. Николая Чудотворца, что в Кленниках. По-древнему церковь называлась «у Решетки», потому что тут находился вблизи деревянный палисад, отделявший прежде Китай-город от Белого города[226]. А «в Кленниках» слывет по кленовой роще, которая в старину была на этом месте. Церковь находится на Маросейке и построена во имя Казанской Божьей Матери. Имеет придел Николая Чудотворца.

Великомученика Георгия, что в Лучниках. Церковь находится близ Лубянской площади. Построена, как значится в надписи над иконостасом, в 1693 году. Называется «в Лучниках» от живших здесь мастеров, которые делали военные луки. При ней приделы: Благовещения Пресвятой Богородицы, Преподобного Федора Сикеота и Преподобного Нила Столбенского.

Архидиакона Евпла на Мясницкой. Построена в 1750 году. Две церкви: нижняя — во имя архидиакона Евпла, верхняя — Живоначальной Троицы. Придел — Архистратига Михаила.

По имени этой церкви Мясницкая улица до начала XIX столетия носила название Евпловки.

Косьмы и Дамиана. Находится на Покровке, на углу Косьмо-Дамианского переулка. Когда первоначально построена — неизвестно, но в 1639 году была уже каменная. В 1792 году вновь перестроена. Архитектура церкви довольно красивая.

Приделы: Спасителя, исцелившего расслабленного, и Св. Николая Чудотворца.

В этой же церкви находится местночтимая икона Спасителя, исцелившего расслабленного.

Св. Николая Чудотворца, что в Звонарях. Церковь, как видно из грамоты московского митрополита Тимофея графу Ивану Тимофеевичу Воронцову, сооружена в 1781 году. Прежде церковь называлась Боже-домской, потому что при ней был убогий дом, в котором погребали умерших несчастной смертью. Убогий дом был упразднен, а церковь стала именоваться «в Звонарях» потому, что церковная земля заселена была домами звонарей Ивановской колокольни. Настоящий храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Есть и еще приделы: Преподобного Сергия Радонежского, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Св. Дмитрия Ростовского. В храме имеется особо чтимая икона Божьей Матери Взыскания погибших. Храм находится на Рождественке подле бывших клиник, а ныне Строгановского училища.

Преподобной Параскевы, нарицаемой Пятница. Находится на площади Охотного ряда. Первоначально церковь построена в 1667 году, но потом по случаю пожара возобновлена в лучшем виде в 1760 году и затем в 1815 году. Настоящая церковь во имя преподобной Параскевы — внизу. В верхнем этаже — храм Воскресения Христова. Приделы: Св. Николая Чудотворца, Св. князя Александра Невского, Великомученицы Екатерины и Мученика Иоанна Воина.

Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. Построение церкви относится ко временам царя Алексея Михайловича. Название «в Столешниках» получила от того, что здесь была прежде слобода ткачей скатертей и покрывал, которые назывались столешниками.

Церковь имеет весьма хорошие местные образа. Приделы: Преподобного Пафнутия Боровского, Св. Николая Чудотворца и Великомученицы Варвары.

В храме имеется местночтимая икона Божьей Матери Корсунской. Находится на Петровке.

Св. Николая Чудотворца, что в Гнездниках. Построена в 1629 году близ Тверской улицы. «В Гнездниках» называется потому, что здесь была слобода особых мастеров, именовавшихся гнездниками; они делали стрелы. По другим выводам: в древние времена здесь была березовая роща, в которой было множество птичьих гнезд.

Настоящий храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а св. Николая Чудотворца — придел. Еще придел во имя св. Дмитрия Ростовского.

Великомученика Дмитрия Солунского. Находится в конце Тверской улицы. Церковь построена в 1791 году во имя Живоначальной Троицы, но на месте старой, время построения которой неизвестно. Построение совершено прихожанами. Обращает на себя внимание довольно прекрасной архитектурой. Вообще храм имеет в себе нечто величественное. В нынешнем виде церковь возобновлена в 1832 году. Приделы: Великомученика Дмитрия Солунского и Великомученицы Екатерины. В храме чудотворная икона Божьей Матери Печерской.

Успения Божьей Матери, что на Успенском Вражке. Построена, как значилось на надписи сломанной в 1860 году ограды, в 1647 году Григорием Ивановичем Горихвостовым. «На Вражке» называется потому, что близ церкви долгое время был овраг, по которому вода стекала в речку Неглинную. Имеет приделы: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Преподобного Сергия Радонежского и Св. Николая Чудотворца. Находится в Газетном переулке.

Воскресения Христова, что на Успенском Вражке. «На Вражке» называется по тому же, что и Успенская церковь. Построена в 1629 году. Помимо придела во имя св. Николая Чудотворца при церкви есть придел во имя св. Пророка Елисея. Придел этот устроен по случаю упразднения находившейся вблизи церкви во имя этого пророка, которая была построена в 1620 году царем Михаилом Федоровичем в память встречи его на этом месте с отцом своим Филаретом Никитичем, возвращавшимся из польского плена. Церковь сперва была деревянная, потом каменная. Она упразднена после 1812 года. На этом месте построены бани, а церковь Воскресения Христова находится в Брюсовском переулке.

Св. Николая Чудотворца, что в Хлынове. Здесь был сперва Никольский монастырь, который упразднен. Теперь здесь храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, Николая же Чудотворца — придел. Название свое имеет от города Хлынова, лежащего близ реки Вятки. Из этого города в 1552 году, 23 февраля, принесена была в Москву икона Св. Николая, именуемого Великолуцким, и поставлена в этой церкви. В 1556 году икона была отпущена обратно в город Хлынов, названный после Вяткой, и там находится; а в Москве церковь, где стояла икона, названа Хлыновской, или «в Хлынове». Храм расположен близ Никитских ворот.

Косьмы и Дамиана, что в Шубине. В древности церковь носила название «на Ржищах», потому что, по преданию, тут находилось гульбище, на котором наилучшим увеселением была ржаная нива. Потом церковь начали называть «в Шубине», так как тут жили шубники, торговавшие шубами и мехами. Церковь построена в 1626 году и находится между улицами Дмитровкой и Тверской. Храм во имя Благовещения. Приделы: Косьмы и Дамиана и Воскресения Христова.

Великомученика Георгия на Красной горке. Расположена близ Моисеевской площади. Построена в 1629 году. «На Красной горке» называется потому, что здесь в старину справлялся первый весенний праздник, известный в народе под названием Красной горки. Приделы: Пророка Ильи, Св. Николая Чудотворца и Мученицы Татьяны.

Св. Алексия Митрополита на Глинищах. В Глинищевском переулке. Когда построена — неизвестно. Приделы: Всех Скорбящих Радости и Св. Николая Чудотворца.

Преподобного Сергия, что в Крапивках. Расположена близ Петровки, в Крапивненском переулке. Когда построена — неизвестно. Приделы: Усекновения главы Иоанна Предтечи и Св. Николая Чудотворца.

Григория Богослова. Расположена на Большой Дмитровке, в Богословском переулке. Главный храм в честь Преображения Господня. Когда построена — неизвестно. Придел во имя Владимирской Божьей Матери устроен в 1709 году.

Преподобного Сергия. Расположена на Большой Дмитровке. Построена в 1652 году. Главный храм в честь Успения Божьей Матери. Приделы: Преподобного Сергия, Владимирской Божьей Матери и Св. Николая Чудотворца.

Бориса и Глеба. У Арбатских ворот. Построена в 1527 году, возобновлена в 1764 году. Приделы: Казанской иконы Божьей Матери, Воскресения Христова, Положения Ризы Пресвятой Богородицы и Марии Магдалины.

Тихона Чудотворца. У Арбатских ворот. Когда построена — неизвестно, но возобновлена в 1689 году. Приделы: Божьей Матери Утоли мои печали, Св. Николая Чудотворца. В храме находится чудотворная икона Божьей Матери Галатской и другая — Утоли мои печали — древнейший список.

Николая Чудотворца, что в Стрелецкой. Расположена на Знаменской улице, построена стрельцами в 1680 году. Приделы: Богоявления Господня и Великомученика Евстафия.

Знамения Пресвятой Богородицы на Знаменке. Построена в 1600 году. Придел в честь св. Николая Чудотворца. По церкви и улица называется Знаменкой.

Вознесения на Большой Никитской. Тут была деревянная церковь, но когда она в 1629 году сгорела, то на том же месте царицей Натальей Кирилловной построена каменная в 1685 году. При этой церкви был дворец царицы, почему и улица прежде называлась Царицынской. Прежняя Вознесенская церковь в 1831 году разобрана, построена новая, осталась одна только колокольня. Приделы: Св. Иоанна Крестителя и Св. Прокопия Устюжского.

Петра и Павла, что у Яузских ворот. Построена в 1632 году. Настоящий храм Знамения Пресвятой Богородицы, а Св. апостолов Петра и Павла — придел.

Рождества Пресвятой Богородицы в Кулишках, на Солянке. Построена в 1600 году. Приделы: Апостола Иоанна Богослова и Св. Дмитрия Ростовского.

Антипа Священномученика. Расположена на Пречистенке, в Антипьевском переулке. Когда построена — неизвестно[227]. Приделы: Рождества Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и Великомученицы Екатерины. В храме чудотворный образ Священномученика Антипия.

Ржевской Пресвятой Богородицы. Построена при Иване IV Васильевиче. В 1686 году храм пострадал от пожара и был построен вновь окольничим Кондырыным, В храме находится чудотворная икона Ржевской Божьей Матери, явившаяся в 1539 году в Оковицкой волости, в деревне Клочки, близ города Ржева. Икона была принесена в Москву в 1540 году. Церковь находится у Пречистенских ворот и прежде была весьма богата[228].

Приделы: Св. Алексия Божья человека и Св. Николая Чудотворца.

Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмакове. По приделу Св. Николая Чудотворца в простонародье называется «Николая в Башмачках». Когда первоначально построена — неизвестно. Нынешнюю церковь в 1705 году выстроил местный домовладелец Башмаков на месте, выделенном из своего двора. Поэтому и церковь именуется «в Башмакове», или «в Башмачках». В храме есть местночтимая икона Похвалы Пресвятой Богородицы. Храм находится близ Каменного моста, во Всехсвятском переулке.

Трех Святителей на Кулишках. Построена в 1574 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы: Трех вселенских святителей и Мучеников Флора и Лавра.

О церквах, находящихся на местах упраздненных монастырей: Варсанофиевского — Вознесения и Крестовоздвиженского — Воздвижения, — сказано в статье об упраздненных монастырях Белого города.

Оглавление книги


Генерация: 0.308. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз