Книга: Легенды старого Оренбурга

Искусству в городе быть!

Искусству в городе быть!

 «... Ноября, семнадцатого дня, года 1834-го инженер-подполковник Тафаев сдал, а комендант города Глазенап принял построенный каменный манеж семиметровой высоты и пятидесятичетырехметровой длины». Примерно так начинался акт передачи городу в постоянное пользование здания манежа, первоначально предназначенного для обучения верховой езде воспитанников рядом расположенного Неплюевского военного училища...

В апреле 1843 года город отмечал свой юбилей — столетие со дня основания. В город на торжества были приглашены актеры. Для их выступлений в манеже была устроена временная легкая сцена. Позднее к этому приему прибегали много раз. Прибегали много раз, до тех пор, пока, как говорят, жена генерал-губернатора Оренбурга Николая Андреевича Крыжановского как-то раз сказала: «Ну сколько можно людей мучить? Искусству в городе быть, ваше превосходительство! — с милой улыбкой промолвила она. —  Пора на месте экзерциргауза постоянный театр ставить. Городу будет то подарком отменным!»


Последний Оренбургский и Самарский генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский, много сделавший для развития культуры и экономики Оренбургского края.

Так, в 1868 году, манеж был окончательно передан городу. 14 января 1869 г. состоялось открытие городского театра. В бывшем манеже были отстроены фойе, ложи, коридоры, был сооружен третий ярус — галерка, с отдельным входом со стороны Николаевской улицы. Расширена сцена, и была сделана сверху закрывающаяся «музыкальная яма». Театр получился небольшой, но уютный. Позднее на его подмостках выступали Модест Писарев, Волжина-Покровская, Вера Федоровна Комиссаржевская, Пелагея Стрепетова. Как говорят, в 1891 году здесь пел Федор Шаляпин! Эти подмостки видели и других именитых актеров...

И вот первый спектакль! Справа, в первой от сцены ложе, «при полном параде» с супругой сидит генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский. Рядом — его ближайшее окружение. С тех пор ту ложу прозвали «губернаторской». Она постоянно занималась элитной верхушкой Оренбурга. Тем не менее, датой рождения Оренбургского драматического театра многие считают 1856 год и связывают его с именем графа Василия Алексеевича Перовского...


Городской театр. Справа виден выход на балкон.

Стоит на улице Советской здание, известное в городе как Дом учителя. Построено оно в 1839 году в стиле позднего русского классицизма по проекту профессора архитектуры Константина Кона, считают одни исследователи. Их оппоненты автором считают друга В. А. Перовского, известного русского архитектора А. П. Брюллова. Торжественное открытие Благородного (Дворянского) собрания, которое разместилось в этом здании, состоялось 2 декабря 1841 года блестящим балом, на котором присутствовал не менее блестящий, обожаемый местными дамами генерал-губернатор Перовский. Вначале тут давались любительские спектакли, но осенью 1856 года в Оренбург был приглашен антрепренер Соловьев со своей группой актеров. Вот почему многие краеведы именно этот год считают датой рождения городского драматического театра.

Это здание знаменито еще и тем, что в 1920 году здесь проходил І-ый съезд Советов Кирреспублики, провозгласивший Оренбург столицей Казахстана. Но пребывать в столицах судьба нашему городу отпустила недолго — в 1925 году правительство Кирреспублики выехало в город Перовск (ныне — г.Кзыл-Орда). В двадцатых годах здесь собирались ЧОНовские отряды перед уходом на операции для ликвидации бандитизма в нашем крае. В довоенные годы во дворе Дома учителя, в тенистом саду работало кафе, как говорят, сохранившееся с дореволюционной поры. В годы Великой Отечественной здесь работал Оренбургский театр музыкальной комедии... В те годы геббельсовская пропаганда на весь мир трубила, что «солдаты Великой Германии дойдут до Урала!» Сбылись надежды Гитлера —  они действительно дошли до Урала, но ... в качестве военнопленных, силами которых и производилась реконструкция городского театра, построенного еще при последнем военном губернаторе Н. А. Крыжановском — был видоизменен партер, ликвидированы уютные ложи, все три яруса стали сообщаться друг с другом, был увеличен и размер сцены. Таким театр выглядит и в наши дни.

Мне, коренному оренбуржцу, памятны те счастливые для актеров театра дни, когда на афишах и в его кассе висела табличка: «Аншлаг! Билеты проданы!». Я помню на сцене этого театра начинавшую путь к звездным вершинам Эдиту Пьеху с ансамблем «Дружба», выступления женского джаз-оркестра под управлением Блехмана, джаза Олега Лундстрема, гастроли популярных актеров кино: Бориса Чиркова, Юрия Яковлева и многих других. Этому театру я обязан личным знакомством с популярнейшим в те годы психиатром-гипнотизером Вольфом Мессингом и его очаровательной женой...

Я помню блестяще-богатые декорации и костюмы художника Александрова «периода застоя»! Но я не помню нищеты костюмов и убогости декораций, ставших характерными для наших дней. В том нет вины театра — то его беда! Но памяти не прикажешь...

И тем не менее — «искусству в городе быть!»

Оглавление книги


Генерация: 0.466. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз