Книга: Стамбул. История. Легенды. Предания

Стамбульские базары

Стамбульские базары

Неотъемлемую часть облика Стамбула составляют базары, которых в городе всегда было много — в большинстве своем крытых и чаще всего специализированных. Существовали рынки по продаже мяса и рыбы, овощей и фруктов, мехов и тканей, ювелирных изделий и т.д. Как правило, восточные рынки представляют собой лабиринты улочек и переулков со сводчатыми крышами. Десятки лавок торговцев и ремесленников составляли рыночный комплекс, где с раннего утра начиналась обычная для восточных базаров шумная и суетливая жизнь. Строились такие рынки в основном по проектам известных архитекторов, в частности, по проекту знаменитого Синана был сооружен рынок Тирьяки.

В системе торговых центров средневекового Стамбула особое место занимали бедестаны — массивные каменные здания с железными решетками. Французский путешественник С. Морис в XVI в. так описывал первый бедестан:

«Это место в Константинополе, где золотых и серебряных дел мастера, ювелиры и торговцы тканями, затканными золотом, и другими ценными вещами выставляют для продажи свои товары. Оно состоит из двух больших крытых помещений, окруженных стенами толщиной в шесть футов. В стенах имеются четверо двойных дверей (одни против других), соединенных сводами. Сами помещения также сводчатые, а купол поддерживается двадцатью четырьмя колоннами. Там есть множество маленьких лавочек, встроенных в стенах и пилястрах, — нечто вроде шкафов в шесть футов шириной и четыре фута длиной. Перед ними стоят маленькие столики, чтобы выставлять товары на продажу. Доступ к бедестану ограждается железными воротами, которые запираются поздно, а открываются рано».

Богатства бедестанов были неисчислимы: монеты, драгоценные камни, всевозможные украшения, шелковые ковры, роскошные вышивки, золото, оружие. И все это, на европейский взгляд, сложено самым странным образом — в более или менее скрепленных железом еловых ящиках с очень незамысловатыми замками. И несмотря на это на бедестане не было воровства. К тому же купцы и другие владельцы товара содержали большое количество сторожей.

Некоторые стамбульские базары устраивались на базе рыночных комплексов Константинополя. Так, на месте нынешнего Аврет-базара (Женского рынка) находился форум Аркадия, на котором (как говорилось ранее) в 421 г. император воздвиг колонну в честь своего отца Феодосия I и с его статуей. Колонна от основания до вершины была украшена барельефами, изображавшими победы императора Феодосия Великого над скифами. Этот памятник стоял на своем месте до 1719 г., а потом во время землетрясения упал на землю. Само же основание, на котором стояла колонна, сохранилось и доселе остается на своем месте. В прошлом оно долгое время служило жилищем одному турку, который за небольшую плату открывал свой приют любопытным.

Неподалеку от форума Аркадия располагалась площадь Быка, которую часто называли просто Быком. Свое название площадь получила от громадного бронзового быка, который иногда служил печью для сожжения преступников. Ныне эта местность известна под названием Ак-Сарай.


Капалы-чарши (Крытый рынок) — самый большой в Стамбуле

На базе константинопольского рынка возник и сохранившийся до нашего времени Капалы-чарши (Крытый рынок) — самый большой в Стамбуле. Построенный в 1461 г. султаном Мехмедом II с целью упорядочения дел и безопасности городских торговцев, он «состоял из длинных, широких и перепутанных между собой коридоров под высокими арками, куда свет проникал через отверстия, сделанные в кровле. Своды и стены рынка были расписаны цветами и фруктами, по обеим сторонам галереи устроены поставцы, но так, что оставалась дорога посредине. На прилавке у каждого поставца сидит купец… Позади него крупный товар уставлен по стенам, а мелкий — в неуклюжих стеклянных ящиках возле него — на прилавке, где все сбито грудою… Снабженный крышею и охраняемый от ветра, этот базар служит целый день прибежищем многочисленным толпам народа. В летнюю жару он особенно приятен. Все спешат из душной атмосферы некрытой улицы в его освежительную прохладу. Тогда он похож на подземный город, кипящий хлопотливым населением многих тысяч людей, которые шумят, покупают и продают в холодном полусвете сумерек. Торговали здесь решительно всем — благовониями и драгоценностями, тканями и обувью, булатными клинками и старинными рукописями»[70].

Не раз перестраивавшийся и расширявшийся после больших пожаров и землетрясений Капалы-чарши к началу XVIII в. был реконструирован в том виде, каким мы его видим сегодня. А к концу столетия, когда была сооружена его основная часть (бедестан), он превратился в целый торговый городок площадью 30 702 кв. м. Описание этого гигантского рынка встречалось в книгах всех путешественников, побывавших в Стамбуле.

В Капалы-чарши легко заблудиться, так как в нем сосредоточены тысячи лавок и мастерских, несколько складов и фонтанов, несколько маленьких мечетей и одна большая… В 1704 г. при султане Ахмеде III был устроен Старый бедестан («Базар оружейников»), который представляет собой сооружение со сводами и куполами, опирающимися на колонны. Площадь, которую занимает этот бедестан, равняется 1336 кв. м. Здесь торгуют наиболее ценными и дорогими вещами; а в прежние времена в подвалах магазинов в железных сундуках хранились сокровища ювелиров и драгоценности горожан. На Старом бедестане продаются и антикварные вещи, поэтому он еще называется «Базар редкостей».

Турецкие купцы торжественно восседали на своих местах, почти не обращая внимания на покупателей, которые с изумлением пробирались среди всего этого богатства. Филигранные серебряные и золотые изделия Египта, алмазы Голконды, бирюза из Сингапура, рубин, жемчуг, кораллы, браслеты, ожерелья, кольца — все свидетельствовало и свидетельствует о пристрастии восточных народов к украшениям. Здесь же можно было увидеть восхитительно маленькие туфельки, расшитые золотыми нитями; халаты, персидские шали, шелковые женские плащи, покрывала, расшитый яркими цветами бархат, ковры, изделия из слоновой кости, всевозможные диковинки… Недаром говорится: «Если вы не найдете на Капалы-чарши нужной вам вещи, значит, в мире ее вообще не существует».

На «Базаре оружейников» не разрешалось курить трубку, потому что этот бедестан составлял гордость мусульманина, привыкшего считать дорогое оружие единственной роскошью, которая дозволена каждому человеку. Если повезет, вы можете найти здесь старинные изделия и костюмы, древние монеты, византийскую керамику, оружие и мечи… Французский писатель Теофиль Готье писал: «Неисчислимы сокровища, заключенные в Базаре оружейников. Тут вам покажут дамасские сабли и уверят, что они из числа тех, которыми султан Салах-ад-Саладин налету разрубал пуховые подушки в присутствии Ричарда Плантагенета. Здесь есть булатные мечи, которые в руках искусного воина могут врубиться в наковальню, будто в мягкое дерево. Есть тут и заколдованные мечи — со словами молитвы на клинке, с зарубками на своей тупой стороне, которые означают число убитых врагов. На стенах висят ятаганы, столь крепкие и острые, что могут проколоть толстый панцирь, словно это листок бумаги. Здесь вам покажут кинжалы с рукоятками только из драгоценных камней и бердыши, которые поднимались, может быть, в руках Тамерлана или Чингисхана и которыми они одним махом разбивали шлем и череп противника. Весь живописно-свирепый арсенал раскидывается перед вашими взорами, и когда луч солнца, прокравшийся с высоты свода, падает на все это собрание стали, золота, сапфировых звезд, бриллиантовых лун, серебра и меди — весь базар блещет и оживляется, поражая дух ваш невыразимым смятением».

Правда, может оказаться, что «средневековые» ружья и пистолеты сделаны в соседних мастерских, но даже подделка здесь прекрасна. Да что там оружие! Анализы и исследования показали, что некоторые из «доисторических» изделий, якобы найденные в турецкой земле и хранящиеся в крупнейших музеях мира, на деле тоже оказались подделками. Прекрасная имитация десятилетиями вводила в заблуждение ученых даже с мировым именем…

С Большим базаром, как и со многими другими местами Стамбула, тоже связано старинное предание.

* * *

Так как число бедняков в городе постоянно росло, султан Баязид II распорядился отвести на этом базаре место и им, чтобы они могли торговать своим старьем. Аллаху была угодна мысль благочестивого султана, и бедняки вскоре разбогатели. С тех пор среди старьевщиков Большого базара вошло в обычай каждое утро, перед началом торговли, собираться на общую молитву, в которой они обязательно поминают своего благодетеля. Если кто-то без уважительной причины уклонялся от общей молитвы, того артель исключала из своей среды.

Большой базар к настоящему времени несколько осовременился, но и сейчас, когда идешь мимо ювелирных лавок, в которых сверкают бриллианты, кольца, цепочки, серебряная филигрань, кажется, что попал в пещеру из сказок «Тысяча и одна ночь». Вокруг рынка разместились многочисленные постоялые дворы (хане) с выходом в Капалы-чарши, и, таким образом, они составляют с ним единое целое. Ворота Большого базара запираются ровно в семь часов вечера, и на ночь в нем остается 50 сторожей.

На Ясыр-базаре продавали невольников и невольниц (в основном из Аравии и Грузии), и надо отметить, что покупали их не только мусульмане, но и христиане. Невольники содержались, как птицы в клетках. Покупатели осматривали их нагих с ног до головы — нет ли на теле каких-либо изъянов или следов болезни. Женщинам цена назначалась в зависимости от их красоты, и часто богатые и знатные люди покупали их себе в жены.

В Турции всегда было много и пленных русских, которых в рабство в основном продавали татары. Главный рынок русских невольников был в Константинополе, где еще со времен Киевской Руси продавались русские рабы. После завоевания византийской столицы турками в гавань в иной день заходило по 3—4 корабля с русскими невольниками, которых потом продавали на торговых площадях Стамбула.

Истинным украшением Константинополя был и нынешний Чирчи-базар, тоже представляющий собой бесконечный лабиринт коридоров, под низкими и мрачными сводами которых расположились лавки со всевозможным товаром: восточные ткани, туфли, ковры, книги, ювелирные изделия… И тут же тесно скучились ссудные кассы, пивные и кухмистерские, хозяева которых под самым носом проходящей публики поджаривали на ярком огне жирный шашлык.

Кроме турок, в лабиринте Чирчи-базара торговало немало греков и евреев, которые выдавали себя за французов. Торговля в Константинополе, не облагаемая никакими налогами, давала простор для деятельности всяких наций. У посетителей разбегались глаза от массы всевозможных товаров и разнохарактерных физиономий. Турецкие продавцы научились узнавать русских и сразу окликали их: «Хады сюда!» и «Чево хочешь?» Русских всегда встречали приветливо, но это не мешало торговцам запрашивать безбожные цены, поэтому торговаться надо было не жалея глотки.

В районе Эминеню расположился другой большой рынок Стамбула — Мысыр-чарши (Египетский), история возникновения которого очень любопытна.

* * *

В царствование султана Мехмеда IV его мать Туркан Хатидже возвела неподалеку от Ени-джами медресе. Как-то раз решила она взглянуть, чем там занимаются софты. Занятий у них в тот день не было, и, собравшись все вместе в одной комнате, они весело болтали: «Хорошо нам в этом медресе. Жаль только, что султанша не позаботилась о развлечениях для нас!». Услышав такие разговоры, Туркан Хатидже на другой же день разогнала студентов, а медресе повелела превратить в базар.

* * *

Возведение Египетского рынка осуществлялось на деньги, которые в качестве пошлины платили купцы из Каира (прежде всего торговцы пряностями). Строительство начал архитектор Касым-ага, а завершил в 1663 г. зодчий Мустафа-ага. До сих пор еще с внутренней стороны дверей, обращенных на север, видны два знака, указывающих, что здание обращено в базар из медресе. Формой своей этот рынок напоминает латинскую букву «L»; когда в 1943 г. здесь производились реставрационные работы, деревянные лавки были снесены.

Рынок, имеющий шесть входных дверей и 86 магазинов, теперь известен больше под названием «Базар пряностей»: это настоящий музей восточных запахов — смолы, лекарств, трав, специй, духов, благовоний — как будто все земли Азии собрали здесь свои экзотические ароматы. Стручковый перец, сахарный тростник, имбирь, мускатный орех, фисташки из Алеппо, смолистая мастика с острова Хиос, восточные притирания для бровей, хна для волос, ладан, сандаловое и кактусовое масло…


На «Базаре пряностей»

Рассказывают, что, когда султан Абдул-Азиз вернулся в 1867 г. из заграничного путешествия, народ стал роптать, что он безрассудно тратит деньги. Чтобы убедить подданных в богатстве казны, султан повелел выставить на Египетском базаре мешки с золотом…

Над одним из входов в Египетский базар расположен знаменитый ресторан «Пандилли», которому больше 450 лет. Ресторан выложен голубыми изразцами, перемежающимися синими полосами. На стенах небольших, соединяющихся между собой залов висят тарелки; с высоких куполообразных потолков спускаются люстры; через окна, пробитые в невероятно толстой стене и забранные решетками, доносится несмолкаемый шум стамбульских улиц. «Пандилли» знаменит на весь мир: сюда специально приезжают любители восточной кухни из Франции, Испании, Южной Америки, Японии и других стран.

В районе Эминеню добавляет свои ароматы к запахам пряностей, бастурмы и рыбы и Цветочный рынок. Рядом с ним разместился небольшой Птичий базар, потому что многие стамбульцы являются поклонниками птичьего пения и нередко в старых чайных, кофейнях или парикмахерских держат в клетках певчих птиц. Сохранился и обычай покупать птиц, чтобы выпустить их на волю: в старое время богатые турки, покупая раба, облегчали свою душу, давая свободу нескольким птичкам.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.678. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз