Книга: На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
Ижевск — Казань
Ижевск — Казань
Из Ижевска в Казань идет прямая электричка. Отправляется она спозаранок. Регион попал во власть ливневых дождей, которые шли не переставая. Нужно было добраться до вокзала ранним утром. Идти пешком под дождем — вариант не из лучших. Оказалось, на сайте Ижевского городского транспорта можно посмотреть расписание трамваев. Первый отправлялся от остановки «Магазин „Океан“» в сторону вокзала в 5:25. По словам хозяйки хостела, трамваи ходят точно по расписанию. Я рассчитал время, чтобы к первому трамваю уже быть на остановке.
С утра, как и всю ночь, шел дождь. Пока я завтракал на кухне, крупные капли барабанили по жестяному отливу окна. Из раскрытой форточки тянуло свежестью. В окно были видны огромные лужи во дворе. С неба город накрыло шапкой холодной мороси.
Девушка шла в босоножках прямо по лужам, которые покрывали дороги так, что их было не обойти. Меня обогнал рыбак в намокшем брезентовом плаще. Он тоже торопился на остановку. В ожидании трамвая я спрятался под козырек ларька. Прошел трамвай — в противоположную от вокзала сторону. Сонные пассажиры рассеянно зевали, сидя на лавках старого чешского вагона. Сквозь запотевшие стекла были едва различимы фигуры в плащах и дождевиках. Показался трамвай, идущий к вокзалу. Он встал на светофоре, деловито цокая поворотным огнем. Не торопясь подполз к остановке. Пассажиры выскочили из укрытий и устремились к дверям вагона. Похолодание в металлическом вагоне трамвая чувствовалось особо. Стекла запотели, а с одежды и зонтов текла вода.
На вокзале я ожидал электропоезд, отогреваясь горячим кофе. Лучший способ согреться — пройти пару километров с рюкзаком за спиной. Люди удивляются: как мне не холодно в одной футболке в такую погоду? А вы попробуйте взять за плечи 20 килограммов и походить полчаса с этакой ношей. Еще и жарко будет!
Как только я зашел в электричку и занял место в головном вагоне, загудел громкоговоритель, и машинист объявил маршрут: Ижевск — Казань. Он предупредил пассажиров, что на станции Агрыз нужно будет пересесть на согласованную электричку. В моем кармане лежал полный билет до Казани, и я ехал спокойно. В пути показывал билет входящим и выходящим контролерам и большую часть времени наблюдал за меняющимся за окном пейзажем. Низко над землей клубились темные тучи. Иногда начинало моросить. Капли дождя летели на стекла вагонов, оставаясь на их поверхности, чтобы потом собраться в ручейки и зигзагом стечь вниз.
Миновали несколько брошенных деревень и пустующую исправительную колонию с мастерскими и цехами. В стене одного из цехов красным кирпичом было выложено: «Решения XXI съезда ЦК КПСС в жизнь! Слава труду!» Территория зоны заросла мелкими деревцами. Клочья ржавой колючей проволоки свисали с покосившегося забора. Окна вышек охраны смотрели на цеха колонии пустыми глазницами. Двери и ворота были нараспашку. Бодрая надпись про труд и жизнь среди сурового пейзажа смотрелась необычно и странно.
В Агрызе объявили конечную. С тем же билетом я пересел в электропоезд, стоящий на путях впереди. В нем было три вагона второго класса с мягкими креслами и один с обыкновенными лавками. За размещение во втором классе к стоимости билета нужно было доплатить контролеру на месте. Я не изменил своему принципу и разместился в головном вагоне. Он оказался обыкновенным, без доплаты.
Часто в голове поезда едут интересные люди. Этот раз не был исключением. На сиденье рядом раскладывал многочисленные узлы и чемоданы пенсионер-путешественник. Сразу видно — личность неординарная. Взять хотя бы внешний вид: широкополая соломенная шляпа, пиджак, рубашка, серые брюки и кроссовки. Смешение стилей дополняли очки в металлической оправе, слегка подремонтированные проволокой. Пенсионер разместил свой багаж по полкам и подошел ко мне. Сперва поинтересовался, как регулируется резкость на моем фотоаппарате. Затем сделал комплимент рюкзаку и завел разговор, который может сложиться между двумя путешественниками в вагоне электрички.
Пенсионер ехал в Канаш — небольшой поселок за Казанью. Он почти добрался до места, был благодушен и очень общителен. Я первым делом осведомился об электричках от Казани на запад. Вопрос этот волновал меня больше всего, так как таблица с расписаниями и стыками, которую я обычно подготавливаю, выезжая из очередного города, показывала пробелы в пригородном сообщении.
Электричка ехала по Татарстану. Время московское. Наконец-то! Нет больше путаницы в расписаниях, вопросов, по какому времени пойдет поезд, высчитывания в уме разницы во времени и подвода часов. В Татарстане местное, московское и железнодорожное время совпали.
По составу прошла бригада контролеров. «Шимардан ас-с-с, — кричали они на татарском, на весь вагон, как на базаре. — Ас-с-с Шимардан, вошедшие!» Въехали в Казань. Чтобы добраться до хостела, лучше всего было сойти на платформе Ометьево. Любопытно, что следующая остановка — платформа Аметьево с переходом на одноименную станцию метро. Разница в одной букве, а на слух — одинаково. Перепутать элементарно. С поезда на платформу сошел только я. Станция непопулярная, находится в самом центре частного сектора в Казани. Большинство пассажиров едут до метро «Аметьево» или до вокзала.
В лицо моросил холодный дождь. Чтобы не промокнуть, я натянул штормовку. Брезент защищал от дождя на пятерку. Грязь, лужи и размытая грунтовка среди высоких заборов и домов частного сектора — так встретила меня Казань. Пройдя через квартал с избушками и деревянными домиками, я спустился с горы по каменной лестнице и внезапно оказался в городе с его высотками, асфальтовыми многополосными магистралями и непрерывным потоком машин и автобусов. Резким и неожиданным был этот переход, грань между городом и деревней.
Хостел я нашел сразу, во многом благодаря описанию в одном из отзывов в сети, где постоялец сетовал на долгие поиски гостиницы. Хорошо, что это была не просто жалоба, а практическая инструкция как добраться. При заселении меня предупредили, что по вечерам собираются ребята и играют в покер: может быть шум и громкий смех. Как впоследствии оказалось, в карты действительно играли, а шум и громкий смех исходили от самих администраторов гостиницы, которые присоединялись к игре.
Придя в себя после переезда Ижевск — Казань и разместившись в гостинице, я выбрался на прогулку. В Казани я бывал и раньше и прекрасно знаком с центром города и его архитектурой. Хотелось просто побродить по городу в размеренном темпе без определенной цели. Иногда такие прогулки выводят в интересные места или знакомят с теми людьми, с которыми при обычных обстоятельствах не пересекаешься. Я шел по улицам Казани так, как обычно ходят местные жители. Чтобы ощутить ритм города, прочувствовать его особенность. В таком ритме уже через 20 минут сливаешься с пейзажем, становишься его частью, выглядишь горожанином, вышедшим на прогулку. В этот момент важно быть максимально открытым, чтобы увидеть все новое и примечательное, что показывает город. И даже хорошо знакомые места могут быть по-новому интересны.
На площади перед Татарским театром кукол «Экият» в небольшом сквере развернулась выставка трамваев: серия «Х», конка, крытый вагон. Экспонаты под открытым небом были доступны для посещения. Можно было забраться внутрь, потрогать руками, понажимать педали, посидеть на сиденьях и сфотографироваться. По соседству, на стене вестибюля метро, красным полотном развернулась доска почета «КазаньЭлектроТранс». На ней была подборка фотографий лучших машинистов метро, водителей троллейбусов и путейцев.
В центре Казани несколько озер. Правда, они больше смахивают на пруды. Верхний Кабан, Средний Кабан, Ботаническая протока, Нижний Кабан вытянулись в цепочку через весь город с юга на север. За озерами, на противоположной стороне, находится Татарская слобода — заповедный уголок со множеством деревянных домиков и старинных мечетей. В слободу я попал, перейдя по ремонтируемому мосту через Ботаническую протоку.
Когда я подходил к Татарской слободе, меня заинтересовал арт-объект во дворе дома культуры. На парковке перед зданием стоял вертолет Ми-2. Хвоста и двух лопастей винта не хватало. В остальном вертолет производил впечатление целого. Это было по меньшей мере странно — увидеть вертолет прямо на автостоянке. Вывеска поясняла: «Дом занимательной науки и техники». Я не мог пройти мимо.
В холле меня встретили администратор и преподаватель робототехники. Они поведали, что Детский центр творчества создан для просвещения. На занятия приходят дети — от самых маленьких до старших школьников. Преподаватели простым языком, без формул, на наглядных примерах и опытах объясняют ребятам принципы работы сложных механизмов и действие основных законов физики. В зале установлен распиленный пополам автомобиль «Ока», на котором хорошо видно его устройство. Самолет, катушка Тесла, роботы — наглядная демонстрация этих механизмов вкупе с объяснением преподавателя позволяет ребятам получать технические и научные знания в игровой форме.
Получился современный аналог дворца пионеров, которые были в СССР почти в каждом городе. Задумка интересная. Занялись этим делом энтузиасты, арендовав сначала часть, а потом и весь дом культуры. Сделали ремонт, создали своими силами экспонаты, нашли преподавателей. Проектом занимаются молодые люди — самому старшему 35 лет. На память они подарили мне свой буклет. На обложке лозунг: «Твори, выдумывай, пробуй!» Такие слоганы использовали городские станции юных техников. Теперь очередь за домом занимательной науки и техники.
Прогулявшись по знакомым улицам центра, я вернулся в хостел по улице Баумана. Это казанский «Арбат», туристическая улица с сувенирными лавками, бутиками и кафе. Уличные музыканты выступали в разных уголках, перекрикивая друг друга. Переборы гитарных аккордов, веселый смех, улыбки встречных. Вспышки фотоаппаратов, путешественники с развернутыми картами в руках. В таких местах приятно почувствовать себя туристом и гостем города.
Когда я вернулся в хостел, карточная игра была в самом разгаре. С кухни доносился гомон, спор и стук фишек. Расположившись за свободным столиком, я наскоро поужинал, потом устроился на ночлег. Шум не помешал мне заснуть. После городской прогулки ноги гудели, ведь утром я проснулся в Ижевске, а вечером засыпал уже в Казани.