Книга: 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга
Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»)
Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»)
В этом таинственном тёмном сооружении много необычного для европейского города: и форма здания, суживающегося кверху; и мощные, облицованные красно-фиолетовым гранитом стены; и узкие окна; и яркий пояс из синего глазурованного кирпича с белыми кругами; и особенно – золочёные конические навершия в виде барабана со свитками молитв внутри – «джалцаны» – на углах кровли.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении вдруг оказывается, что причудливому порождению тибетского зодчества все-таки не чужда некоторая элегантность европейского модерна начала XX века.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») – самый северный в мире буддийский храм.
Буддизм был официально признан в России указом императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. Для народов Бурятии, Тувы и Калмыкии буддизм, неразрывно соединившийся с их более древними традициями, стал частью национальной культуры.
Конечно, буддисты добирались до российской столицы, но никаких буддийских храмов в ней не существовало.
Буддийский дацан
Первыми необходимость воздвигнуть такое культовое сооружение поняли профессор Фёдор Щербатский и единомышленник профессора влюблённый в Восток художник Николай Рерих. Они задумали перевезти в Санкт-Петербург древний храм из Индии. Долго обсуждались детали предприятия. Но вскоре выяснилось, что разборка и доставка храма на корабле из Бомбея в Петербург обойдётся в фантастическую сумму.
И тут в 1908 году в Петербург прибывает с миссией от тибетского далай-ламы бурятский лама Агван Доржиев. Доржиев был направлен в Санкт-Петербург для переговоров в качестве дипломатического представителя далай-ламы. Он-то и передал в министерство иностранных дел России ходатайство далай-ламы о строительстве храма. Ходатайство поддержал Пётр Аркадьевич Столыпин и учёные-востоковеды. А 1909 году в Старой Деревне, на берегу Большой Невки, посланник далай-ламы приобрёл земельный участок.
По преданию, именно Доржиев стал автором проекта дацана. На самом деле первоначальный проект был разработан молодым гражданским инженером Н. Березовским, а потом развит и дополнен талантливым русским зодчим Г. Барановским.
Был создан строительный комитет, в который вошли академики-востоковеды. Из-за отсутствия у комитетчиков практического опыта строительство велось безалаберно. Но всё-таки здание храма было завершено к 1913 году.
Первая служба состоялась здесь 21 февраля в ознаменование 300-летия дома Романовых.
Храм был построен в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к строительству буддийских храмов классического тибетского типа.
Здание состоит из двух половин: южной, основной («зала молебствий») и северной, «сокровенной», расположенной в задней части храма, называемой гонканом.
Южный фасад здания с главным входом украшен портиком из четырёх квадратных в сечении столбов, увенчанных капителями из тёмной бронзы. К портику ведёт широкая и высокая гранитная лестница.
Все здание представляет собой четырёхугольный в плане храм с плоской крышей, предназначенный для молитвенных собраний и занятий лам. В южной половине храма размещён просторный зал, разделённый двумя рядами колонн на три части. Между колоннами располагались места для сидения лам. В молитвенном зале нет окон, а свет в него проникает через отверстие в крыше.
Стены храма были облицованы на всю высоту красно-фиолетовым гранитом; антаблемент выполнен из красного кирпича с горизонтальными полосами из синего с белыми кругами глазурованного кирпича. Во фризе были установлены бронзовые позолоченные зеркальные диски «толи», призванные отпугивать злые силы. К сожалению, они не сохранились.
У северной стены зала молебствий находился алтарь с большой трёхметровой гипсовой статуей Будды (впоследствии её предполагалось заменить бронзовой). Перед Буддой на возвышении помещался «трон» для священнослужителей самого высокого ранга.
В центральной части зала вдоль колонн стояли два длинных стола со священными предметами. Между колоннами были развешены изображения тантрийских божеств.
Из южной части храма через двери в северной стене, размещавшиеся по обе стороны алтарной ниши, можно было войти в наиболее сокровенную, северную, часть храма – «гонкан». Гонкан предназначен для молебствий и служб немногих посвященных лам. На первом этаже гонкана находился алтарь, а над ним, на втором этаже, был ещё один малый алтарь, наиболее сокровенный.
В малом алтаре помещались две позолоченные статуи: сидящий Будда Шакьямуни из сандалового дерева и стоящий бронзовый Будда Майтрейя. Первую статую подарил храму в 1914 году сиамский король, а вторую – русский консул в Бангкоке. Впоследствии статуя Будды Майтрейи была утрачена, а Будду Шакьямуни перенесли в нижний этаж и установили перед Большим Буддой.
Крышу гонкана, который возвышался над остальными помещениями храма, венчала медная позолоченная фигура, заполненная внутри печатными молитвами на освящение храма – «ганчжир».
В особом помещении в западной половине здания были установлены статуи гениев – хранителей храма, восточная половина была предназначена для субурганов (ступ) с реликвиями.
Над порталом храма было установлено восьмирадиусное колесо – буддийский символ мира, со стоящими по обе стороны от него вызолоченными медными фигурами ланей, которые, по преданию, одни из первых пришли слушать первую проповедь Будды.
В верхнем этаже южной части здания находились кельи для лам. Здесь же отвели помещение под библиотеку и кладовые для хранения храмовой утвари, картин и музыкальных инструментов.
По мнению некоторых исследователей, есть основания считать, что храм был освящен в честь Калачакры «Колеса Времени». Калачакра – идам (тантрическое божество), используемое в наиболее сложной системе тантр – Калачакре-тантре. Об этом говорят некоторые детали отделки храма: щиты с узором – монограммами Калачакры, установленные во фризе, знак Калачакры на капителях колонн портика.
На полу зала молебствий было выложено плитками изображение свастики.
Осенью 1919 года храм был занят красноармейской частью и весной 1920 года ограблен и осквернен.
В 1926 году было подписано соглашение между Монгольской Народной Республикой и СССР, согласно которому «буддийский храм с жилыми домами, надворными постройками и усадебным местом» был признан «общим достоянием Тибета и Монголии». Храм вновь стал действующим.
Летом – осенью 1937 года были арестованы почти все буддисты, проживавшие при храме (около 30 человек) и буддийская община перестала существовать. В 1938 году храм со всем имуществом был передан в государственный фонд. Часть имущества поступила в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе. Во время транспортировки была разбита статуя Большого Будды, обломки которой просто скинули в Малую Невку (или в один из прудов на Елагином острове). Затем опустошённое здание храма было отдано в аренду областному комитету профсоюза «для использования под физкультурную базу».
С 1942 года в храме размещалась военная радиостанция, использовавшаяся после войны для глушения вражеских голосов.
В 1960 году здание храма было передано Академии наук СССР для размещения в нем Института народов Азии (Института востоковедения), а в 1981 году – Музею истории религии и атеизма.
В 1989 году в городе была создана новая буддийская община. По её ходатайству здание храма в 1990 году возвращено буддийской общине, и в нём возобновились богослужения.
- Предисловие
- Ансамбль Петропавловской крепости
- Ансамбль Адмиралтейства
- Невский проспект
- Новая Голландия
- Ансамбль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
- Ансамбль стрелки Васильевского острова
- Английская набережная – парадная набережная Санкт-Петербурга
- Петровская набережная и Домик Петра I
- Ансамбль Марсова поля
- Ансамбль площади Островского
- Ансамбль Дворцовой площади
- Ансамбль Суворовской площади
- Ансамбль Елагина острова
- Каменноостровский проспект
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Здания Сената и Синода
- Здание Двенадцати коллегий
- Российская Академия художеств
- Дом бывшего Дворянского собрания (Большой зал филармонии)
- Особняк Матильды Кшесинской
- Дом компании «Зингер» («Дом книги»)
- Витебский вокзал
- Меншиковский дворец
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Михайловский (Инженерный) замок
- Мариинский дворец
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Мраморный дворец
- Таврический дворец
- Летний дворец Петра
- Аничков дворец
- Михайловский дворец (Русский музей)
- Каменноостровский дворец
- Юсуповский дворец
- Дворец великого князя Владимира Александровича («Дом учёных»)
- Воронцовский дворец
- Строгановский дворец
- Шуваловский дворец на Фонтанке
- Шереметевский дворец
- Дворец Ивана Ивановича Шувалова
- Николаевский дворец
- Дворец Бобринских
- Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича)
- Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
- Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)
- Казанский собор
- Смольный собор (Смольный Воскресения Христова собор)
- Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова)
- Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)
- Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)
- Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец
- Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)
- Соборная мечеть
- Большая хоральная синагога
- Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»)
- Александровская колонна (Александрийский столп)
- Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)
- Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
- Сфинксы на Университетской набережной и спуск к Неве
- Памятник Екатерине II
- Нарвские триумфальные ворота
- Московские триумфальные ворота
- Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы
- Пискарёвское мемориальное кладбище
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук)
- Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
- Крейсер «Аврора»
- Летний сад
- Михайловский сад
- Ботанический сад
- Александровский парк
- Александринский театр
- Государственный академический Мариинский театр
- Михайловский театр
- Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
- Эрмитажный театр
- Государственная академическая Капелла
- Благовещенский мост
- Дворцовый мост
- Троицкий мост
- Литейный мост
- Мост Петра Великого (Большеохтинский)
- Канал Грибоедова
- Мосты Фонтанки
- Аничков мост
- Мойка
- Кронштадт
- Большой Стрельнинский (Константиновский) дворец
- Петергоф
- Парки Петергофа: Александрия и Луговой парк
- Петергофские острова: Царицын и Ольгин
- Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум
- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе
- Александровский дворец в Царском Селе
- Большой Павловский дворец в Павловском парке
- Большой Гатчинский дворец
- Приоратский дворец
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Часть 1 Православные христианские храмы
- Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
- Храм Неба
- Глава 4 Храмы во имя Святой Троицы
- От Луксора к нубийским храмам
- География, территория и население Санкт-Петербурга
- Глава 3 Храмы с именем Иисуса Христа
- Сорё: храм науки, жемчужина поэзии
- **Нубийские храмы
- Прогулка по острову Ратанакосин «Весь покрытый храмами, абсолютно весь…»
- Часть 2 Христианские храмы других конфессий
- Население Санкт-Петербурга