Книга: 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга
Благовещенский мост
Благовещенский мост
О нём, конечно, было сказано много прекрасных слов. Но, наверное, самые искренние и точные слова о первом мосте через Большую Неву прозвучали из уст одного из современников, свидетелей его открытия: «Любимая прогулка теперь – Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днём он кажется прозрачным, будто филиграновый, лёгкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города…»
Благовещенский – это первый постоянный мост через Неву. Он соединил Васильевский и Адмиралтейский острова. Мост протянулся от некогда безымянной площади между и 5-й и 6-й линиями до Благовещенской площади (ныне площадь Труда). В 1995 году безымянной площади на Васильевском было присвоено имя архитектора Доменико Трезини, основоположника раннего так называемого петровского, барокко, автора первого осуществленного генерального плана строительства Петербурга. Выбор места для увековечения был обусловлен тем, что на площадь выходит дом № 21 по Университетской набережной, принадлежавший Трезини. В нём он жил с 1726 года до конца своих дней.
По линии Благовещенского моста проходит водораздел между Большой Невой и началом Финского залива – Невской губой. Ширина реки в этом месте достигает 280 метров. Длина моста 331 метр, ширина – 24 метра.
Прогулки по Благовещенскому мосту. XIX в.
Чугунно-арочный мост через Неву был сооружен в 1843–1850 годах по проекту инженера Станислава Валериановича Кербедза. Это стал самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его архитектурном оформлении принимал участие один из лучших архитекторов того времени – А.П. Брюллов.
Мост был восьмипролетным. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполняли прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что, когда спустя восемьдесят лет арки моста стали разбирать, в швах не оказалось «ни ржавинки, ни соринки».
С пролётами и была связана первая легенда о мосте. Мол, Николай I пообещал пожаловать Кербедзу одно звание за каждый пролёт моста, после чего инженер переделал проект и сделал восемь пролётов вместо пяти в первом варианте. То есть, начав строительство майором, он завершил его в чине генерал-майора. На самом деле ещё перед началом постройки он уже получил чин подполковника, хотя после окончания строительства в 1850 году он всё-таки стал генералом.
Размеры мостовых пролётов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Пологость арок была постоянной во всех пролётах, и это придавало силуэту моста легкость и изящность, несмотря на значительную массу его металлических конструкций, которая составляла 95 000 тонн. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной – из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 метров. Мост предполагалось еще украсить аллегорическими фигурами на устоях по рисункам П.К. Клодта и Н.С. Пименова. Однако на эту затею не хватило средств.
Мост был открыт 21 ноября 1850 года и получил название Благовещенский от одноименной церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега.
Петербуржцев завораживали элементы архитектурного оформления. Например, перила – непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей между такими же «прозрачными» стойками. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент. Или установленные у каждой опоры моста газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова, – стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.
Интересно, что мост особенно понравился питерским курильщикам, ибо, он был единственным в то время металлическим мостом и на нём разрешалось курить.
В 1854 году по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта моста была сооружена часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца.
В феврале 1855 года мост переименован в Николаевский в связи с кончиной императора Николая Павловича, в царствование которого было построено это замечательное инженерное сооружение. При этом вспоминали историю, случившуюся именно на этом мосту. Однажды император Николай I, проезжая по мосту, увидел медленно двигающуюся навстречу повозку, на которой стоял грубо сколоченный, неокрашенный гроб. Сзади шли два инвалида в солдатских шинелях. Государь приказал остановить карету и послал адъютанта узнать – кого хоронят? Адъютант доложил, что хоронят отставного солдата, более четверти века служившего Богу, Царю и Отечеству. Тогда государь вышел из кареты и пошёл за гробом солдата. За ним потянулась свита. Бедный солдат при жизни и в самых смелых мечтах не мог представить, что его будут провожать в последний путь сам государь и самые блестящие офицеры российской столицы.
Мост не только радовал петербуржцев своими формами и архитектурными деталями, но и обеспечивал, с одной стороны, транспортную связь частей города, а с другой – пропуск судов.
Однако мосты, как и всё, имеют свойство стареть, причём как физически, так и морально. К 1930 годам старый мост, имевший недостаточную ширину проезжей части и малое расстояние разводного пролёта, уже не обеспечивал пропуска как сухопутного, так и водного транспорта. После сооружения Беломорско-Балтийского канала увеличились количество и тоннаж проводимых по Неве судов.
Проект реконструкции моста был выполнен инженером Г.П. Передерием. Под его руководством производились и работы в период с 1936 по 1939 год. Были частично использованы опоры старого моста. Для устройства разводного пролёта посредине моста две средние опоры были расширены. В них размещены механизмы развода и павильоны управления.
Интересна судьба арочных конструкций старого моста. Отлитые из чугуна ещё в сороковых годах XIX столетия, они прекрасно сохранились. Поэтому их решили использовать на строительстве нового моста в городе Калинине (Твери). Но этому помешала война. Только после победы уцелевшие части ленинградского моста были установлены на втором мосту через Волгу в городе Калинине (Твери). Старые фонари моста были перевезены на Марсово поле.
Новый мост, уже именовавшийся мостом Лейтенанта Шмидта, после реконструкции являлся более современным и совершенным сооружением, но в архитектурном отношении значительно уступал своему предшественнику.
В конце ХХ века опоры моста стали не справляться с нагрузкой транспорта. Тогда было принято решение о генеральной реконструкции моста.
Реконструкция Благовещенского моста началась в 2006 году. Работы были завершены 15 августа 2007 года. Результатом масштабной реконструкции стало возвращение старого, восьмипролётного облика моста и возвращение первоначального имени – Благовещенский.
Ширина современного моста достигает 37 метров, ширина тротуаров по краям – 3 метра, трамвайные пути на мосту, существовавшие на двух предыдущих версиях моста, были демонтированы, длина моста осталась прежней и составила 331 метр.
- Предисловие
- Ансамбль Петропавловской крепости
- Ансамбль Адмиралтейства
- Невский проспект
- Новая Голландия
- Ансамбль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
- Ансамбль стрелки Васильевского острова
- Английская набережная – парадная набережная Санкт-Петербурга
- Петровская набережная и Домик Петра I
- Ансамбль Марсова поля
- Ансамбль площади Островского
- Ансамбль Дворцовой площади
- Ансамбль Суворовской площади
- Ансамбль Елагина острова
- Каменноостровский проспект
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Здания Сената и Синода
- Здание Двенадцати коллегий
- Российская Академия художеств
- Дом бывшего Дворянского собрания (Большой зал филармонии)
- Особняк Матильды Кшесинской
- Дом компании «Зингер» («Дом книги»)
- Витебский вокзал
- Меншиковский дворец
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Михайловский (Инженерный) замок
- Мариинский дворец
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Мраморный дворец
- Таврический дворец
- Летний дворец Петра
- Аничков дворец
- Михайловский дворец (Русский музей)
- Каменноостровский дворец
- Юсуповский дворец
- Дворец великого князя Владимира Александровича («Дом учёных»)
- Воронцовский дворец
- Строгановский дворец
- Шуваловский дворец на Фонтанке
- Шереметевский дворец
- Дворец Ивана Ивановича Шувалова
- Николаевский дворец
- Дворец Бобринских
- Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича)
- Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
- Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)
- Казанский собор
- Смольный собор (Смольный Воскресения Христова собор)
- Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова)
- Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)
- Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)
- Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец
- Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)
- Соборная мечеть
- Большая хоральная синагога
- Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»)
- Александровская колонна (Александрийский столп)
- Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)
- Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
- Сфинксы на Университетской набережной и спуск к Неве
- Памятник Екатерине II
- Нарвские триумфальные ворота
- Московские триумфальные ворота
- Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы
- Пискарёвское мемориальное кладбище
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук)
- Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
- Крейсер «Аврора»
- Летний сад
- Михайловский сад
- Ботанический сад
- Александровский парк
- Александринский театр
- Государственный академический Мариинский театр
- Михайловский театр
- Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
- Эрмитажный театр
- Государственная академическая Капелла
- Благовещенский мост
- Дворцовый мост
- Троицкий мост
- Литейный мост
- Мост Петра Великого (Большеохтинский)
- Канал Грибоедова
- Мосты Фонтанки
- Аничков мост
- Мойка
- Кронштадт
- Большой Стрельнинский (Константиновский) дворец
- Петергоф
- Парки Петергофа: Александрия и Луговой парк
- Петергофские острова: Царицын и Ольгин
- Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум
- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе
- Александровский дворец в Царском Селе
- Большой Павловский дворец в Павловском парке
- Большой Гатчинский дворец
- Приоратский дворец
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Двадцать четвертая экскурсия Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I – Николаевский дворе...
- Николаевский (ныне – Благовещенский) мост
- Палитра «цветных» мостов реки Мойки
- Аничков мост
- Дворцовый мост
- Третья экскурсия Зоологический музей – Кунсткамера – Дворцовый мост
- «Чугун решеток и мосты»
- Мост Эржебет
- Чернышёв мост
- Самостоятельные путешествия
- Дом терпимости на берегу канала
- От Балчуга до большого Устьинского моста