Книга: 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга

Мосты Фонтанки

Мосты Фонтанки

У каждой реки в Петербурге есть свой неповторимый облик, своё неповторимое обаяние.

Архитектурный облик реки Фонтанки, помимо набережных, во многом определяют мосты. Достаточно назвать лишь один – Аничков. А ведь ещё есть Египетский, Старо-Калинкин, Ломоносова, Пантелеймоновский и другие. Всего пятнадцать.

Река Фонтанка, самый большой южный рукав Невской дельты, всегда была важной магистралью Петербурга. До середины XVIII века в Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. Первый каменный мост через Фонтанку был сооружен над её истоком в 1769 году. Он назван Прачечным, потому что на левом берегу находился дворцовый прачечный двор. Двора давно нет, а мост стоит и радует горожан. Длина моста составляет 40,9 метра, ширина – 14,3 метра. Строительство моста велось под руководством «квадраторного дела мастера» (впоследствии архитектора) Тимофея Ивановича Насонова.

Прачечный мост – один из редких примеров в мостостроении Петербурга, где гранит как бы превращён в пластическую массу, из которой вылеплены арочные своды с замковыми камнями, а парапеты изогнуты в плавную дугу. Сочетание со спокойными, строгими линиями набережной и торжественно-монотонным рисунком ограды Летнего сада и самого старого Прачечного моста образует гармоничный ансамбль. Считается, что архитектура Прачечного моста отразила особенности переходного периода в русском зодчестве, когда на смену пышному барокко пришёл строгий и сдержанный классицизм. Но этот факт мало волнует влюблённых, которые давно облюбовали этот тихий поэтический уголок.


Фонтанка. Мост Ломоносова

В 80-х годах XVIII века берега Фонтанки – самого длинного и широкого из южных рукавов Невской дельты – начали облицовывать гранитом. Фонтанка была важной транспортной магистралью Петербурга, и поэтому на её набережных устроили специальные наклонные съезды (пандусы) для выгрузки товаров.

В период с 1784 по 1787 год через Фонтанку соорудили шесть однотипных мостов с башнями, напоминающими средневековые. Все они строились по одному «образцовому» проекту: Симеоновский (ныне Белинского), Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин мосты. Седьмой, Екатерининский, мост, переименованный вскоре в Чернышёв, проектом не предусматривался. Когда в 1785 году его начали строить, пришлось разбирать недавно законченные набережные.

Строительство мостов целыми сериями характерно для Петербурга. Уже в XVIII веке русские строители хорошо понимали преимущества «образцового» типового проекта. Этот метод давал не только ощутимую экономию, но и позволял придать панорамам петербургских рек и каналов ту строгость и то композиционное единство, которые в конце концов стали их архитектурной особенностью.

Из ансамбля семи мостов сохранились до нашего времени лишь два – мост Ломоносова (б. Чернышёв) и Старо-Калинкин.

Остальные во второй половине XIX века либо лишились башен (мосты Белинского, Измайловский), либо были полностью перестроены.

Сегодня мосты Старо-Калинкин и Ломоносова относятся к числу самых интересных в Санкт-Петербурге: гранитные башни придают им своеобразный облик, овеянный флёром старины. Однако и башни, и свисающие с них цепи – не просто украшение: раньше мосты были разводными и в башнях находились специальные механизмы, которые при помощи цепей поднимали кверху деревянные крылья средних пролётов, чтобы пропускать суда с мачтами.

Строительство каменного Чернышёва моста (ныне Ломоносова) вместо деревянного осуществлялось в 1785–1787 годах. Мост возводился по проекту инженера Жана Рудольфа Перроне. Длина нового строения составила 57 метров, а ширина – 14,6 метра. В первое время своей жизни это сооружение носило название Екатерининский, в честь императрицы Екатерины II. Однако постепенно наряду с официальным наименованием в народе привилось другое имя моста – Чернышёв, так как трасса его проходила по оси переулка, носившего аналогичное название. Сам переулок стал Чернышёвым благодаря располагавшейся здесь усадьбе генерал-аншефа Григория Петровича Чернышёва, участника Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.

Имеющий двоякое название мост стоял на каменных опорах. Береговые пролетные строения были каменными, арочными, с башнями на быках, в которых размещались подъёмные механизмы. Башни эти представляли собой открытые беседки, состоящие из колонок. Башни венчали искусно вырубленные из серого гранита сферическими купола, с шаровидными золочёными урнами. Центральный пролёт моста, выполненный из дерева, был разводным, двукрылым.

В ходе реконструкции в 1912–1913 годах, по проекту инженера Андрея Павловича Пшеницкого были усилены опоры и свод, заменены деревянные пролётные строения на металлические балочные, и сменена часть облицовки моста. В середине 1915 года мост получил уникальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками, выполненные по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина. Иван Александрович считается создателем стиля неоклассицизма в русской архитектуре.

В 1948 году Чернышёв мост получил новое имя и стал называться в память великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Второй из сохранившихся семи мостов – Старо-Калинкин.

Первый деревянный мост Старо-Калинкин через устье реки Фонтанки был переброшен в первой трети XVIII века. Название моста связано с существовавшей тогда поблизости Калинкиной деревней, известной ещё с XVII века.

В 1786–1788 годах здесь был построен новый каменный трёхпролётный мост. Он стал одним из тех семи типовых мостов на Фонтанке. Тротуары были отделены от проезжей части парапетами, с четырёх сторон при входе на мост находились обелиски и гранитные скамьи.

Реконструкцию Старо-Калинкина моста провели в 1892–1893 годах. Деревянный разводной пролёт был заменён на постоянный каменный. Обелиски, парапет и скамьи были утрачены, сохранились только башни разводных механизмов.

В 1965 году Старо-Калинкину мосту были возвращены ранее утраченные детали: парапет, обелиски и скамьи. В 1969 году на шарах башен и обелисков была восстановлена позолота. В 1986–1987 годах воссоздали восемь шестигранных фонарей, таблички на башнях с датами начала и окончания строительства Старо-Калинкина моста. Таким образом, Старо-Калинкину мосту вернули облик конца XVIII века.

Египетский мост. Название этого моста говорит само за себя – он был построен в начале XIX века, в период увлечения историей и культурой Египта, и оформлен в древнеегипетском стиле. А на берегах Фонтанки, по обеим сторонам моста, были размещены четыре чугунные скульптуры работы П.П. Соколова, изображающие сфинксов.

В таком виде Египетский мост прослужил петербуржцам до начала ХХ века, а потом неожиданно обрушился, причем произошло это в тот момент, когда по нему через Фонтанку переезжал эскадрон конногвардейского полка. Истинная причина этой аварии так и осталась невыясненной.

На месте рухнувшего Египетского моста был построен временный деревянный мостик, оказавшийся весьма долговечным – лишь через полвека его вновь заменили на каменный. Новое сооружение почти 47 метров в длину и 27 метров в ширину не похоже на богатый украшениями старый мост. Но египетские мотивы старого моста всё-таки не были забыты: в узоре ограды видны цветки лотоса, а её стойки украшены пышными лавровыми венками. Эта ограда и оставшиеся от старого Египетского моста чугунные скульптуры сфинксов были поставлены на свои прежние гранитные постаменты.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.655. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз