Книга: 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга
Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
Это здание в ансамбле Театральной площади кажется насквозь наполнено музыкой. Может быть, это ощущение связано и с тем, что по обеим сторонам первой в России Петербургской консерватории стоят памятники великим русским композиторам.
Это памятники Михаилу Ивановичу Глинке и Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову.
Судьба старейшей в стране Консерватории, известной не только в России, но и за рубежом, неотрывно связана с этой площадью.
Театральная площадь в Санкт-Петербурге – одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных неподалёку.
Но славу ей принесло время, когда она получила название Карусельной. Именно тогда на ней впервые зазвучала музыка. Да ещё какая!
Первая знаменитая Карусель состоялась 16 июня 1766. По мнению многочисленных гостей, петербургская Карусель затмила по своей роскоши, фантазии и размаху все европейские Карусели. Карусель – это конная военная игра, которая заменила средневековые турниры. Главным компонентом Карусели были кадрили, состоявшие из отряда всадников, сопровождаемых пажами, оруженосцами и обязательно – музыкантами. Порядок Карусели был следующий: под звуки труб кадрили всадников парадировали перед публикой, скрещивались и разъезжались, образуя различные фигуры. Участники петербургской Карусели делились на четыре кадрили: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийскую. Каждая группа имела не только соответствующие наряды, лошадиную сбрую и вооружение, не только особые колесницы для участвующих в состязании дам, но даже различные музыкальные инструменты. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» восклицала: «Сколь великое стечение по улицам было народа, того описать невозможно». После раздачи призов и ужина «бал в масках» под музыку оркестров длился до пяти часов утра.
Здание Консерватории на Театральной площади
Как в первой, так и в последующих Каруселях участницы Карусели стремились превзойти друг друга в роскоши туалетов. Обозреватель газеты «Санкт-Петербургские ведомости», описывая одну из Каруселей, утверждал, что «зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных камениях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах. Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными камениями, но на дамских уборах сокровища явились неисчетные: словом, публика увидела бриллиантов и других родов каменьев на цену многих миллионов». После Карусели пажи на золотых подносах вынесли богатые «прейсы» для награждения победителей. Все призы были украшены бриллиантами, а раздавала их занявшая первое место среди дам молоденькая графиня Наталья Петровна Чернышёва. (Вскоре она вышла замуж за князя Голицына и была известна под прозвищем Венеры Московской, а много позднее послужила Пушкину прототипом Пиковой дамы.)
Карусели, сопровождавшиеся игрой на «различных музыкальных инструментах» проводились ещё не раз.
Наверное, поэтому именно на Карусельной площади в 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр. Он здесь строился с 1775 по 1783 год по проекту Антонио Ринальди. Это было первое в России монументальное здание – Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе. А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед Каменным театром.
В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется её нынешнее название – Театральная.
Сильный пожар 1811 года практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин: «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены – всё один партер». Восстановленный после пожара Большой Каменный театр стал в основном использоваться для гастрольных выступлений иностранных трупп и перестал быть главным театром столицы.
Здание Каменного театра полностью перестраивается только в конце XIX века, но уже для Петербургской Императорской консерватории по проекту архитектора Владимира Владимировича Николя.
Петербургская консерватория основана Русским музыкальным обществом (РМО) по инициативе и благодаря активной организаторской деятельности выдающегося пианиста и композитора А.Г. Рубинштейна.
Официальное открытие Консерватории состоялось под патронатом великой княгини Елены Павловны 8 сентября 1862 года. Правда, первоначально Консерватория располагалась в другом здании.
Первым выпускником-композитором, окончившим Консерваторию с большой серебряной медалью в 1865 году, был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский – его имя высечено первым на почетной мраморной доске в преддверии Малого зала (Зала квартетных собраний), а в фойе Оперной студии установлена скульптура композитора, выполненная скульптором Владимиром Александровичем Беклемишевым.
В 1891 году Большой театр окончательно закрыли. Участок, на котором он находился, отвели под строительство первого в России высшего музыкального учебного заведения – Императорской консерватории. По проекту архитектора В.В. Николя лишь часть стен Большого театра была встроена в новое консерваторское здание.
Николя сумел не только разместить в старых стенах Большого театра Консерваторию с её классами и Малым концертным залом, но и дополнительно пристроить к нему новые, довольно вместительные помещения.
Консерватория с её учебными классами и Большой зал представляли собой единое монолитное сооружение с двумя главными фасадами. Главный фасад Консерватории обращен на север, к Офицерской улице, а главный фасад Большого зала – на юг, к Торговой улице. Западный и восточный фасады нового музыкального учебного заведения смотрят соответственно на Мариинский театр и жилую застройку Театральной площади.
Величественный главный фасад Консерватории выдержан в классических ордерных формах в духе итальянского Возрождения и обработан рустом.
Его центр зодчий выделил четырёхколонным портиком ионического ордера и завершил треугольным фронтоном с барельефом. На нем изображены крылатые фигуры в развевающихся одеждах и лира с ветвями лавра. Это Славы.
Боковые части главного фасада декорированы пилястрами ионического ордера, объединяющими два верхних этажа. Общую композицию, увенчанную аттиками, украшают мраморные балконы, разнообразные по рисунку наличники окон и сандрики. Лепной фриз, опоясывающий фасад в его верхней части, составлен из гирлянд цветов и музыкальных инструментов, перевязанных лентами, отражающих функциональное назначение здания.
Кстати, в Большом зале существовал Театр музыкальной драмы (ТМД). Творческим кредо театра было реалистическое воплощение произведений. Труппа театра была сформирована из молодых певцов и студентов Консерватории.
В 1912 году архитектор Т.Я. Бардт несколько перестроил здание Консерватории. В основном перестройка коснулась Большого зала, так как в нём была неудовлетворительная акустика. Кроме того, сцену с задних рядов было плохо видно. Основной задачей для архитектора было укоротить и расширить зал, что потребовало переделки южного фасада.
В таком виде здание сохранилось до наших дней. И в Малом, и в Большом залах проходят регулярные выступления мастеров сцены. А сама Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова обучает будущих музыкантов на семи факультетах. Поэтому музыка здесь звучит постоянно.
- Предисловие
- Ансамбль Петропавловской крепости
- Ансамбль Адмиралтейства
- Невский проспект
- Новая Голландия
- Ансамбль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
- Ансамбль стрелки Васильевского острова
- Английская набережная – парадная набережная Санкт-Петербурга
- Петровская набережная и Домик Петра I
- Ансамбль Марсова поля
- Ансамбль площади Островского
- Ансамбль Дворцовой площади
- Ансамбль Суворовской площади
- Ансамбль Елагина острова
- Каменноостровский проспект
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Здания Сената и Синода
- Здание Двенадцати коллегий
- Российская Академия художеств
- Дом бывшего Дворянского собрания (Большой зал филармонии)
- Особняк Матильды Кшесинской
- Дом компании «Зингер» («Дом книги»)
- Витебский вокзал
- Меншиковский дворец
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Михайловский (Инженерный) замок
- Мариинский дворец
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Мраморный дворец
- Таврический дворец
- Летний дворец Петра
- Аничков дворец
- Михайловский дворец (Русский музей)
- Каменноостровский дворец
- Юсуповский дворец
- Дворец великого князя Владимира Александровича («Дом учёных»)
- Воронцовский дворец
- Строгановский дворец
- Шуваловский дворец на Фонтанке
- Шереметевский дворец
- Дворец Ивана Ивановича Шувалова
- Николаевский дворец
- Дворец Бобринских
- Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича)
- Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
- Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)
- Казанский собор
- Смольный собор (Смольный Воскресения Христова собор)
- Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова)
- Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)
- Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)
- Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец
- Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)
- Соборная мечеть
- Большая хоральная синагога
- Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»)
- Александровская колонна (Александрийский столп)
- Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)
- Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
- Сфинксы на Университетской набережной и спуск к Неве
- Памятник Екатерине II
- Нарвские триумфальные ворота
- Московские триумфальные ворота
- Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы
- Пискарёвское мемориальное кладбище
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук)
- Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
- Крейсер «Аврора»
- Летний сад
- Михайловский сад
- Ботанический сад
- Александровский парк
- Александринский театр
- Государственный академический Мариинский театр
- Михайловский театр
- Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
- Эрмитажный театр
- Государственная академическая Капелла
- Благовещенский мост
- Дворцовый мост
- Троицкий мост
- Литейный мост
- Мост Петра Великого (Большеохтинский)
- Канал Грибоедова
- Мосты Фонтанки
- Аничков мост
- Мойка
- Кронштадт
- Большой Стрельнинский (Константиновский) дворец
- Петергоф
- Парки Петергофа: Александрия и Луговой парк
- Петергофские острова: Царицын и Ольгин
- Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум
- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе
- Александровский дворец в Царском Селе
- Большой Павловский дворец в Павловском парке
- Большой Гатчинский дворец
- Приоратский дворец
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
- Лето в имении
- Проспект Римского-Корсакова
- Была ли Петербургская губерния неграмотной?
- Стадион имени C.M. Кирова
- Глава четвертая Императорские форумы, или Проспект имени Муссолини
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- Проспект Римского-Корсакова, 3
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук)
- Храм священномученика Климента, папы Римского
- Эпилог Любовь, не смеющая называть себя по имени
- Детская городская больница № 19 имени К.А. Раухфуса