Книга: 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга
Нарвские триумфальные ворота
Нарвские триумфальные ворота
Они до сих пор словно источают суть своего истинного назначение – встречать с радостью. С большой и светлой радостью, которую дарят только близким и родным. Этот грандиозный памятник в честь побед русского оружия в войне с наполеоновской армией поражает своим величием и простотой, красотой и благородством.
Традиция прохода победоносной армии через специально построенные триумфальные ворота (арки) зародилась в Древнем Риме, была воспринята Европой и появилась в России при Петре I.
Первыми триумфальными воротами в городе считаются деревянные Петровские ворота Петропавловской крепости. Триумфальные ворота и арки возводили не раз, в том числе и на главной площади города – Троицкой при Петре I. И на Невском проспекте при Анне Иоанновне. Да и позднее. Но все они были временные. И первые Нарвские триумфальные ворота тоже были временные. Они были созданы в экстренном порядке для торжественного вступления в город русских войск – победителей Наполеона. Причём созданы за невероятно короткий срок.
Война с Наполеоном 1812 года повлияла не только на политику России, но и на внешний облик Петербурга. Памятники в честь тех героических событий заметно изменили образ города. На дворцовой площади появилось здание Главного штаба с триумфальной аркой, в честь победы вознеслась и Александровская колонна. Но первыми были воздвигнуты триумфальные Нарвские ворота. Они были сооружены на заставе, через которую в город входили возвращавшиеся из Европы войска.
Нарвские триумфальные ворота
14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург со срочным курьером была доставлена депеша о вступлении русских войск в Париж. Европа спасена, Наполеон повержен, солдаты возвращаются домой. В связи с этим Сенат собрал экстренное заседание, на котором разработал «обряд торжественной встречи» победителей. Среди прочего в нём значилась и установка триумфальных ворот на дороге, через которую войска будут входить в город.
Сооружение памятника сначала возложили на плечи архитектора Василия Петровича Стасова, но затем передали Джакомо Кваренги, который предложил более простой и быстрый проект.
Скорость строительства Нарвских ворот била все рекорды – Кваренги соорудил их за один месяц.
Это был деревянный памятник в виде однопролётной арки со скульптурной композицией – колесницей Победы-Славы и шестёркой коней. Возле памятника соорудили трибуны для зрителей и специальные галереи для царской семьи.
В июле, сентябре и октябре 1814 года состоялось торжественное шествие вернувшихся из Парижа полков. Сразу за Нарвскими воротами своих родных встречали горожане. Все славили государя Александра I, со слезами умиления наблюдавшего за происходящим из-под крытой галереи.
Спустя десять лет Нарвские ворота обветшали и стали опасны для жизни прохожих. Их решено было переделать – соорудить новые «из мрамора, гранита и меди».
В 1827 году архитектор В.П. Стасов создает новый проект, существенно отличающийся от арки Кваренги как по размерам и пропорциям, так и характеру монументально-декоративного оформления.
Однопролетная двенадцатиколонная арка увенчана колесницей Победы с шестёркой коней. На аттике ворот – восемь крылатых гениев Славы и Победы, у подножия пилонов – четыре изваяния русских витязей. Император утвердил проект Василия Петровича.
В 1827 году состоялась торжественная церемония закладки новых ворот. На церемонии присутствовали император и его семья.
По традиции на дно котлована положили в форме креста золотые монеты и закладные камни с гравировкой.
После подготовки фундамента строительство памятника остановили. Проблемой оказался строительный материал. Император желал гранит, зодчий настаивал на кирпиче и медных листах.
В результате Николай уступил, и в 1830 году работы возобновились. Ворота должны были быть «одеты медными листами, чего никогда еще не было». Строительство шло довольно быстро, но пожар в январе 1832 года заметно отдалил его финал. Лишь осенью 1833 года архитектор заявил об окончании работ. На строительстве ворот трудилось более 2600 рабочих. Для строительства потребовалось 500 000 кирпичей. Конструкцию из кирпичной кладки обшили медными листами. Обшивка из красной меди (меди лучшего качества, той, что шла на чеканку монет) создавала впечатление монолитности и торжественности всего сооружения. Комиссия, осматривавшая памятник, пришла в восторг от его качества и красоты.
Высота Нарвских ворот составляла 23 метра, а вместе со скульптурой Победы – более 30 метров. Ширина ворот 28 метров, высота колонн 10 метров.
Композиция, венчающая памятник, представляет собой колесницу, запряжённую шестёркой коней, которой управляет богиня победы Ника. Автором конных изваяний был Пётр Карлович Клодт.
Между колоннами ворот помещены фигуры воинов в древнерусских одеяниях (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский). Всё декоративное скульптурное убранство было вычеканено из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе.
Плоскость стен оживляли золочёные надписи, подробно рассказывающие историю самих ворот и событий Отечественной войны 1812 года. Здесь, по краю фронтона, перечислены места сражений, а также полки, отличившиеся в битвах. На западном фасаде – список кавалерийских полков, на восточном – список пехотных полков.
Одна из надписей свидетельствует о том, что Фёдор Петрович Уваров, сподвижник Михаила Илларионовича Кутузова, ставший генералом в 27 лет, перед смертью завещал значительную сумму на возведение памятника. Реализация проекта стала возможна во многом благодаря частным пожертвованиям.
Ворота украшены именем русского самодержца Александра I, освободившего Россию и Европу от наполеоновского нашествия.
Уже в 80-х годах XIX века триумфальные ворота пришлось в первый раз ремонтировать. Тут-то и выяснилось, что в вопросе выбора материала был прав Николай I, а не архитектор Стасов, ведь медь в условиях петербургского климата быстро коррозирует.
Нарвские триумфальные ворота – сооружение, благодаря которому петербургская лексика обогатилась удивительной фразой, выражающей степень неточности, приблизительности: «Плюс-минус Нарвские ворота». И связано это с тем, что Нарвские ворота возводились дважды и по проектам двух разных архитекторов. Вторые, существующие ныне, ворота – и те, и не те, что первые.
После революции 1917 года в Петрограде по неизвестным причинам возник миф о том, будто на вершине Нарвских триумфальных ворот поселился колдун. Временами он будто бы брал в руки вожжи и сам управлял шестёркой лошадей, которые мчались вместе со всем Петроградом в чёрную бездну. Художник Павел Филонов изобразил этого колдуна на полотне, которое называлось «Нарвские ворота». С тех пор никто колдуна не видел.
Внутри ворот расположено вместительное трёхэтажное здание с обширным подвалом. По замыслу Стасова, там должен был находиться музей истории строительства ворот. Однако этот проект не был осуществлён. Хотя музей внутри ворот в конце ХХ века всё-таки появился. Чтобы попасть в него, нужно преодолеть 75 ступенек по винтовой лестнице. Помещение небольшое – 20 метров в длину и 4,5 метра в ширину. Но здесь постоянно устраивают всевозможные экспозиции.
- Предисловие
- Ансамбль Петропавловской крепости
- Ансамбль Адмиралтейства
- Невский проспект
- Новая Голландия
- Ансамбль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
- Ансамбль стрелки Васильевского острова
- Английская набережная – парадная набережная Санкт-Петербурга
- Петровская набережная и Домик Петра I
- Ансамбль Марсова поля
- Ансамбль площади Островского
- Ансамбль Дворцовой площади
- Ансамбль Суворовской площади
- Ансамбль Елагина острова
- Каменноостровский проспект
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Здания Сената и Синода
- Здание Двенадцати коллегий
- Российская Академия художеств
- Дом бывшего Дворянского собрания (Большой зал филармонии)
- Особняк Матильды Кшесинской
- Дом компании «Зингер» («Дом книги»)
- Витебский вокзал
- Меншиковский дворец
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Михайловский (Инженерный) замок
- Мариинский дворец
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Мраморный дворец
- Таврический дворец
- Летний дворец Петра
- Аничков дворец
- Михайловский дворец (Русский музей)
- Каменноостровский дворец
- Юсуповский дворец
- Дворец великого князя Владимира Александровича («Дом учёных»)
- Воронцовский дворец
- Строгановский дворец
- Шуваловский дворец на Фонтанке
- Шереметевский дворец
- Дворец Ивана Ивановича Шувалова
- Николаевский дворец
- Дворец Бобринских
- Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича)
- Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
- Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)
- Казанский собор
- Смольный собор (Смольный Воскресения Христова собор)
- Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова)
- Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)
- Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)
- Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец
- Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)
- Соборная мечеть
- Большая хоральная синагога
- Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»)
- Александровская колонна (Александрийский столп)
- Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)
- Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
- Сфинксы на Университетской набережной и спуск к Неве
- Памятник Екатерине II
- Нарвские триумфальные ворота
- Московские триумфальные ворота
- Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы
- Пискарёвское мемориальное кладбище
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук)
- Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
- Крейсер «Аврора»
- Летний сад
- Михайловский сад
- Ботанический сад
- Александровский парк
- Александринский театр
- Государственный академический Мариинский театр
- Михайловский театр
- Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
- Эрмитажный театр
- Государственная академическая Капелла
- Благовещенский мост
- Дворцовый мост
- Троицкий мост
- Литейный мост
- Мост Петра Великого (Большеохтинский)
- Канал Грибоедова
- Мосты Фонтанки
- Аничков мост
- Мойка
- Кронштадт
- Большой Стрельнинский (Константиновский) дворец
- Петергоф
- Парки Петергофа: Александрия и Луговой парк
- Петергофские острова: Царицын и Ольгин
- Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум
- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе
- Александровский дворец в Царском Селе
- Большой Павловский дворец в Павловском парке
- Большой Гатчинский дворец
- Приоратский дворец
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Двадцать восьмая экскурсия Нарвские триумфальные ворота – Дворец культуры имени М. Горького – Путиловский завод
- Английский клуб «…Львы на воротах»
- Львы на воротах
- Милосердие. Витали. На воротах Воспитательного дома.
- Московские триумфальные ворота
- **БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА (BRANDENBURGER TOR)
- Изарские ворота и *музей Валентина
- 33. Всехсвятские ворота
- 6. Воскресенские ворота
- Гуанчжоу Морские ворота Китая
- Малостранские ворота и остров Кампа
- Разрушить ворота Крумме-Грубе