Книга: 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга
Литейный мост
Литейный мост
Санкт-Петербург не случайно зачастую называют Северной Венецией, ведь он, как и итальянский «тёзка», славится мостами. В Петербурге 342 моста, и, если вытянуть их все в одну линию, то их общая протяженность составит примерно 11 километров. И почти каждому из мостов нашлось место в городском фольклоре, при этом одни мосты «помнят» о реальных событиях, другие являются декорацией вымышленных историй, третьи вошли в загадки и поговорки.
С Литейным мостом связана самая популярная в городе загадка: где днём и ночью, зимой и летом можно увидеть 546 изображений герба Петербурга. Ответ ясен: в ограде Литейного моста 546 щитов с изображением скипетра и скрещённых якорей, которые поддерживают с двух сторон русалки.
Литейный мост соединил Литейную часть, это Безымянный остров, с Выборгской стороной, правым берегом Невы, в 1878 году.
Кстати, в районе моста Нева имеет наибольшую глубину – 24 метра.
В 1786 году через Неву построили наплавной плашкоутный мост от Воскресенского проспекта (ныне Чернышевского) на Выборгскую сторону. Мост получил название Воскресенский. В 1803 году был сооружен новый наплавной мост, который наводился до 1849 года. Тогда в результате разборки Литейного двора на набережной до берега Невы пролегла новая сплошная магистраль – Литейный проспект, связавшая центр города с Выборгской стороной.
Поэтому Воскресенский мост был переведен на трассу по оси Литейного проспекта и стал называться Литейным.
Литейный мост. Современный вид
На протяжении многих лет Литейный наплавной мост служил единственным средством сообщения между этими районами, и жители их испытывали на себе все «прелести» столь несовершенного, дважды прерываемого в году, способа переправы через Неву.
Поводом к сооружению нового постоянного моста через Неву, второго после Благовещенского, послужил срыв бурным ледоходом в апреле 1865 года наплавной переправы у Литейного проспекта. Правда, ещё и до этого происходили аналогичные случаи с другими наплавными мостами, но они не вызывали столь сильной реакции государственных учреждений. Достаточно сказать, что для изучения причин аварии Литейного моста была создана специальная экспертная комиссия.
Только в августе 1869 года Дума высказалась за постройку постоянного моста по трассе Литейного проспекта.
Пока шли обсуждения проектов, наплавной Литейный мост продолжал наводиться. И это продолжалось до 1875 года, когда началось сооружение постоянного Литейного моста. Наплавной мост вернули на прежнюю трассу и снова назвали Воскресенским. После постройки постоянного моста наплавной Воскресенский мост разобрали.
В декабре 1872 года специальная экспертная комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту Литейного моста под девизом «Вестминстер». Проект был предложен английской фирмой.
Однако Особая комиссия министерства путей сообщения, рассматривая его, высказала ряд замечаний. Замечания не были приняты, и комиссия отказалась от этого проекта. Была создана новая комиссия, которая решила строить мост по проекту инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса.
Закладка пятипролётного разводного моста состоялась 30 августа 1875 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось такими драматическими событиями, как возведение Литейного. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли пять человек. В сентябре 1877 года при сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять человек были убиты. Кессон был впервые применен в России именно на этом строительстве. Кессон представлял собой огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь его нагнетался воздух, «выжимающий» воду и позволявший разрабатывать грунт дна для сооружения фундамента мостовой опоры. По мере того как из-под кессона выбирался грунт, сверху над ним сооружалось каменное основание опоры, под тяжестью которого кессон опускался вниз. Рабочие спускались в кессон через специальную камеру. Через неё же транспортируется наружу в контейнерах разработанный грунт. Работа эта была не только тяжела, но и опасна. Стоимость строительства в полтора раза превысила сметную стоимость.
Пять пролетов Литейного моста были перекрыты арочными клепаными металлическими строениями. У левого берега располагался шестой, разводной, пролёт. Он был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первом широком и массивном быке (речной опоре). Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства – ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Со временем ворот был заменён водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой системой разводного пролёта.
Мост был ограждён перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролёте, на остальном протяжении – тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками.
Эти элементы перил представляли высокохудожественное литьё по рисунку архитектора К.К. Рахау. Он изобразил в центре секции картуш – щит с гербом города, перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными. Помимо этой ограды, петербуржцев поразило освещение моста электрическими лампочками П.Н. Яблочкова. Ведь это было впервые не только в Петербурге, но и в мире.
Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II. И вот что удивительно – название это не прижилось. Горожане продолжали упорно называть мост Литейным.
В 60-х годах ХХ века ширина разводного пролёта моста (19,8 м) стала ограничивать свободу судоходства. Ведь к этому времени началось движение по обновленному глубоководному Волго-Балтийскому каналу. Разводка моста, осуществлявшаяся гидротурбиной, длилась целых 20 минут. Все это потребовало полной перестройки моста. Работы начались в 1964 году. Металлические строения его заменили. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перенесён к более глубокой части русла. Он увеличился до 50 метров. Разводное пролётное строение стало подниматься гидроприводом. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов, и с Литейного проспекта кажется, что перед зрителем возникла вертикальная стена. Ширина мостового полотна увеличилась на 10 метров, благодаря чему стало возможным трёхрядное движение транспорта.
В 1967 году мост был сдан в эксплуатацию. Была сохранена длина моста – 396 метров, и ширина – 34 метра. Теперь его силуэт приобрел плавные очертания, а разводной пролёт не выделяется среди других пролётных строений.
- Предисловие
- Ансамбль Петропавловской крепости
- Ансамбль Адмиралтейства
- Невский проспект
- Новая Голландия
- Ансамбль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
- Ансамбль стрелки Васильевского острова
- Английская набережная – парадная набережная Санкт-Петербурга
- Петровская набережная и Домик Петра I
- Ансамбль Марсова поля
- Ансамбль площади Островского
- Ансамбль Дворцовой площади
- Ансамбль Суворовской площади
- Ансамбль Елагина острова
- Каменноостровский проспект
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Здания Сената и Синода
- Здание Двенадцати коллегий
- Российская Академия художеств
- Дом бывшего Дворянского собрания (Большой зал филармонии)
- Особняк Матильды Кшесинской
- Дом компании «Зингер» («Дом книги»)
- Витебский вокзал
- Меншиковский дворец
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Михайловский (Инженерный) замок
- Мариинский дворец
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Мраморный дворец
- Таврический дворец
- Летний дворец Петра
- Аничков дворец
- Михайловский дворец (Русский музей)
- Каменноостровский дворец
- Юсуповский дворец
- Дворец великого князя Владимира Александровича («Дом учёных»)
- Воронцовский дворец
- Строгановский дворец
- Шуваловский дворец на Фонтанке
- Шереметевский дворец
- Дворец Ивана Ивановича Шувалова
- Николаевский дворец
- Дворец Бобринских
- Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича)
- Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
- Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)
- Казанский собор
- Смольный собор (Смольный Воскресения Христова собор)
- Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова)
- Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)
- Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)
- Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец
- Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)
- Соборная мечеть
- Большая хоральная синагога
- Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»)
- Александровская колонна (Александрийский столп)
- Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)
- Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
- Сфинксы на Университетской набережной и спуск к Неве
- Памятник Екатерине II
- Нарвские триумфальные ворота
- Московские триумфальные ворота
- Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы
- Пискарёвское мемориальное кладбище
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук)
- Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
- Крейсер «Аврора»
- Летний сад
- Михайловский сад
- Ботанический сад
- Александровский парк
- Александринский театр
- Государственный академический Мариинский театр
- Михайловский театр
- Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
- Эрмитажный театр
- Государственная академическая Капелла
- Благовещенский мост
- Дворцовый мост
- Троицкий мост
- Литейный мост
- Мост Петра Великого (Большеохтинский)
- Канал Грибоедова
- Мосты Фонтанки
- Аничков мост
- Мойка
- Кронштадт
- Большой Стрельнинский (Константиновский) дворец
- Петергоф
- Парки Петергофа: Александрия и Луговой парк
- Петергофские острова: Царицын и Ольгин
- Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум
- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе
- Александровский дворец в Царском Селе
- Большой Павловский дворец в Павловском парке
- Большой Гатчинский дворец
- Приоратский дворец
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Восемнадцатая экскурсия Мариинская больница – Сергиевский собор – Здание ОГПУ – Литейный мост – Военно-медицинская акаде...
- Палитра «цветных» мостов реки Мойки
- Аничков мост
- Дворцовый мост
- Третья экскурсия Зоологический музей – Кунсткамера – Дворцовый мост
- «Чугун решеток и мосты»
- Мост Эржебет
- Чернышёв мост
- Самостоятельные путешествия
- Дом терпимости на берегу канала
- От Балчуга до большого Устьинского моста
- Мост Свободы