Книга: Остоженка, Пречистенка, Остров и их окрестности

От Комиссариатского переулка до Нижней Краснохолмской улицы

От Комиссариатского переулка до Нижней Краснохолмской улицы

Левая сторона этого отрезка Садовнической улицы начинается от внушительных башен одного из самых интересных зданий на Острове – Кригс-комиссариата (см. о нем подробно в «Космодамианская набережная»).

За Кригс-комиссариатом, на красной линии улицы, расположен рядовой жилой дом (№ 55), построенный в 1898 г. (архитектор И.А. Гевенов). Участок, на котором стоит этот дом, сильно вытянут в длину и достигает Космодамианской набережной, и самые интересные строения находятся в глубине участка: к ним лучше всего пройти от Космодамианской набережной.

По переписным книгам первой половины XVIII в. все это владение принадлежало купцу Григорию Яковлевичу Бабкину, и в глубине его находились каменные палаты XVII в., которые дошли до нашего времени. Кто строил их, так и осталось неизвестным, а первые известия мы можем получить из документов второй половины XVIII в., где сообщается о продаже дома купцом Иваном Корольковым. На протяжении XVIII и XIX вв. владельцы неоднократно менялись, а палаты подвергались достройкам и изменениям. Средняя часть – небольшое двухэтажное здание, сложенное из большемерного кирпича, с традиционным планом – сени и две палаты по сторонам, датируемые третьей четвертью XVII в. К ним с востока в конце XVII – начале XVIII в. пристроили двухэтажный объем с более сложной планировкой, а их западная часть относится к первой половине XVIII в.

Рядом с палатами – здание с полуротондой на северном фасаде (по Космодамианской набережной, 26), пример того, как в начале ХХ столетия возродился интерес к стилю ампир. Это работа 1915 г. известного стилизатора архитектора В.Д. Адамовича, автора таких значительных произведений, как особняки Второва на Спасопесковской площади и Рябушинского в Петровском парке, Покровская церковь в Турчаниновом переулке и др. Особняк, который вполне заслуживает постановки на государственную охрану, был выстроен для потомственной почетной гражданки Т.П. Прохоровой, владелицы участка.

В конце длинной Садовнической улицы обосновалось несколько фабрик и заводов.

По Садовнической улице краснокирпичное здание (№ 57, архитектор Н.А. Воскресенский) построил в 1889 г. знаменитый водочный заводчик Петр Арсеньевич Смирнов, продававший «смирновскую» водку. Надо сказать, что в царской России 80-х гг. XIX в. было два брата Смирновых, конкурировавших друг с другом, но, как говорят, «смирновская» Петра была хуже, чем Ивана. После введения казенной монополии на производство водки и строительства по всей России спиртовых заводов (один из них теперь называется «Кристалл») дело Петра Смирнова пошло на убыль, но он все-таки оставил наследникам немалое состояние.

Владельцы этого участка и до Смирнова использовали его для производственных целей: так, в 1817 г. купцы Куманины построили там красильню, в 1820—1840-х гг. Прохоровы – суконную фабрику. В 1860 г. фабрика перешла к новым владельцам – братьям Александровым, которые завели тут «фабрику армейских верблюжьих сукон», а она уже при Смирновых превратилась в водочную.

В начале ХХ в. наследники Смирнова сдавали помещения под различные производства: завод «Изолятор», химико-фармацевтическая фабрика «Инозит», механический завод «Люкс». Сейчас здесь Московский завод шампанских вин.

За школьным зданием, по линии Садовнической улицы, – одноэтажные каменные корпуса (№ 59), украшенные скупой архитектурной обработкой: арочные ниши обрамляют оконные проемы, прерываемые парами пилястр. В центре – ворота, по обеим сторонам которых повышенные объемы с рустованными ризалитами. Как отмечает историк архитектуры Г.И. Мехова, «точность градостроительной постановки, четкий ритм, изящное сочетание простых архитектурных деталей придают высокую художественную ценность этому скромному деловому сооружению».

Это «Старый Комиссариат» (№ 59), названный так в отличие от «Нового» (Космодамианская набережная, 24–26). На этом участке до 1760-х гг. находились шесть мелких владений, которые тогда начали скупаться военным ведомством, которое и построило здесь утилитарные здания, предназначавшиеся для складов.

Доходный дом № 61 с двумя эркерами на боковых осях здания, с интересным лепным декоративным оформлением под окнами, построен в 1910 г. во владении купца Андрея Мефодьевича Бабушкина архитектором Д.Г. Топазовым.

С левой стороны от дома № 67 проходил Пупышевский переулок с церковью Николы на Пупышах (о ней см. «Космодамианская набережная»).

Два дома под одним и тем же № 67 принадлежали Никольской на Пупышах церкви – слева по линии улицы постройка 1871 г., где находилось училище, а справа, внутри участка, краснокирпичное двухэтажное строение 1901 г. За ним по улице – трехэтажный доходный дом 1877 г. (№ 69, архитектор Н.Н. Васильев).

Самый ранний план следующего владения (№ 71) относится к 1781 г., когда оно принадлежало купцу Василию Сергеевичу Бородину. Тогда у него в глубине двора стояли двухэтажные каменные палаты, предположительно конца 1770-х гг., дошедшие до нашего времени (к ним удобнее всего подойти с Космодамианской набережной, в проход между домами № 40/42 и 46/50). Рядом с ними с юга находилась и кожевенная фабрика Бородиных. Уже в начале XX в. здесь разместилась шорно-седельная фабрика, ставшая позднее военно-амуничной, а в советское время – меховой фабрикой «Пролетарский труд».

Дом № 73 был выстроен в 1894 г. для служащих текстильной фабрики Августа Шрадера, бывшие корпуса которой стоят на противоположной стороне улицы. Этот участок в конце XVIII в. и первой половине XIX в. принадлежал купцу и фабриканту Николаю Осиповичу Осипову, который в 1838 г. построил особняк ближе к Москворецкой набережной Москвы-реки (№ 73, строение 3; он находится у заднего фасада дома № 46–50 на Космодамианской набережной).

С переходом этого владения к фабриканту А. Шрадеру, архитектор А.К. Боссе, обычно работавший у него, в 1882 г. перестроил здание. К нему, так же как и к палатам Бородина, лучше всего пройти в проход между домами № 40/42 и 46/50 на Космодамианской набережной.

Во дворе дома № 77 небольшое здание – мастерская известного путешественника Федора Конюхова со стоящей рядом шатровой часовней с вставленными в стены иллюминаторами. На ограде объяснительная надпись: «Построена в 2004 году в память о погибших моряках и путешественниках в честь Святителя Христова Николы Угодника». На досках – фамилии известных путешественников, погибших в разное время, и тех, кто прославился своими исследованиями.

К этим именам недавно прибавилось еще одно имя – здесь 31 октября 2008 г. открыли первую мемориальную доску в Москве в память адмирала Александра Васильевича Колчака, который был не только видным деятелем Белого движения, но и известным полярным исследователем.

Он родился в военной семье, окончил Морской кадетский корпус, участвовал в нескольких полярных экспедициях и опубликовал научные работы по их результатам. Один из островов Карского моря был назван его именем. А.В. Колчак был избран действительным членом Русского географического общества и награжден большой золотой Константиновской медалью за «выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг».

В Гражданскую войну он был избран Верховным правителем России, но потерпел неудачу в борьбе с красными войсками, был арестован и расстрелян.

Мемориальная доска вскоре после ее открытия была разбита вандалами, не желавшими забыть уроки кровопролитной Гражданской войны, причем произошло это в канун годовщины Октябрьского переворота.

На часовне образ святого, созданный скульптором Григорием Потоцким, а у ограды здания размещена целая коллекция якорей и цепей, которая привлекла внимание любителя поживиться, – подъехала машина-эвакуатор и «эвакуировала» три якоря высотой по полтора метра и 25-метровую якорную цепь… Бдительные жильцы записали номер машины, и вскоре злоумышленника поймали.

Сам дом № 77, выходящий фасадом на Краснохолмский мост, много претерпел за свою жизнь. Построили его в 1929 г., далее в связи с устройством мостов оказалось, что он мешал, его распилили и часть передвинули на новое место, а 25 декабря 1967 г. в полдесятого вечера раздались два оглушительных взрыва. Взорвался газ, погибли 147 человек. В газетах ничего не сообщали.

По правой стороне Садовнической улицы обращают на себя внимание протяженные фабричные корпуса, ныне реконструируемые, а еще недавно занимавшие весь квартал от Садовнического переулка до Нижней Краснохолмской улицы. Переулок ранее носил название Зверев, по фамилии домовладельца. Это название сохранилось в имени пешеходного моста через канал, построенного в 1930 г. по проекту инженера Н.Я. Калмыкова и архитектора И.А. Француза. Длина его 32,6 м, а ширина прохода по мосту 3 м. Упруго изогнутый профиль моста красиво отражается в водной поверхности канала.

В начале XIX в. на большом участке к югу от Садовнического переулка находилось несколько незначительных владений с деревянными строениями. Эти владения постепенно скупались – так, в 1824 г. московский купец Николай Осипович Осипов приобретает один из участков для устройства суконной фабрики, продукцию которой он собирался поставлять в казну. В дальнейшем он последовательно расширяет свои владения и производство. Его внук Александр передает фабрику в аренду Августу Шрадеру, выходцу из Бремена, а тот в 1877 г. покупает ее, а к ней прикупает еще соседние участки, модернизирует и строит несколько новых зданий по проектам архитектора А.К. Боссе. К концу XIX столетия фабрика была одной из самых крупных в Москве, выпускавших шерстяные и полушерстяные ткани; в советское время она еще более увеличилась и превратилась в крупное предприятие – Краснохолмский камвольный комбинат. Теперь же производство переведено отсюда в промзону подмосковного города Лосино-Петровского, а бывшие фабричные здания коренным образом переделаны. На месте многих из них построены новые, образующие комплекс офисных зданий «Аврора-Бизнес-Парк» (проектные организации «Попов и архитекторы», «ПроектСервис 1»). Очень эффектно смотрится здание с закругленным углом, как бы приглашающим войти на Садовническую улицу. Угол обработан керамикой красновато-коричневого цвета, повторяющего цветовую гамму соседа напротив, комплекса «Красные Холмы». На другом углу закончилось строительство второй очереди комплекса.


Большой Краснохолмский мост

Сюда подходит один из самых крупных московских мостов – Большой Краснохолмский, название которого произошло от холмистой местности на левом берегу Москвы-реки, которая, надо думать, привлекала своей красотой. Красные холмы – значит красивые холмы.

Этот мост, как и более старый Москворецкий, первоначально был «живым», устроенным из сплоченных, связанных бревен прямо на воде, что показано на так называемом плане Горихвостова 1768 г.

Такие мосты, как и более солидные деревянные на сваях, часто страдали от наводнений, и их приходилось возводить заново. Так, например, в 1786 г. князь Ю.В. Долгоруков доносил в Петербург, что в сентябре от проливных дождей случилось наводнение, не уступавшее весеннему, и от него «разорвало» несколько мостов, в том числе Краснохолмский, а в 1823 г. «Краснохолмский мост весь со всеми сваями без остатку снесло вниз по реке». Еще в сере дине XIX в. этот мост был плавучим, поставленным на десяти стругах.

С увеличением городского движения пришла пора думать о строительстве постоянного моста. Московская городская дума обратилась к очень известному тогда инженеру Аманду Григорьевичу Струве (1835–1898), о котором сейчас, к сожалению, редко вспоминают. Он родился в семье обрусевших немцев, которые с середины XVIII в. служили России, окончил военное инженерное училище в Петербурге, совершенствовался за границей, работал инженером в железнодорожных компаниях. Струве зарекомендовал себя знающим инженером и инициативным предпринимателем. Он выстроил мост через реку Оку на железной дороге Москва – Рязань (это был первый в России мост, совмещавший железнодорожное и гужевое сообщение), мост в Кременчуге, Литейный мост в Петербурге, мост через Днепр в Киеве, там же провел водопровод и запустил первую в России трамвайную линию. Он же основал Коломенский паровозостроительный завод, где впервые в России выпускались вагоны и паровозы, производились мостовые конструкции. В Москве многие мосты связаны с его именем – это Москворецкий, Бородинский, Крымский и Краснохолмский.

Краснохолмский мост с двумя решетчатыми пролетными строениями по 64 м начал строиться в 1871 г., а его открытие состоялось 6 апреля 1872 г.

Современный Краснохолмский мост был построен в 1938 г. по проекту инженера В.М. Вахуркина и архитектора В.Д. Кокорина. Он имеет самый большой пролет среди новых московских мостов – 168 м, а его общая длина, включая подходы, – 725 м. Мост является частью напряженной транспортной магистрали – Садового кольца. Прежний мост, ради экономии средств, был построен под прямым углом к реке, а нынешний, следуя направлению Садового кольца, – под углом 55 градусов.

Большой Краснохолмский мост продолжается Малым, перекинутым через Водоотводный канал, с пролетом 42 м и шириной 40 м. Его авторы – инженер В.А. Пащенко и тот же архитектор, который работал над проектом Большого, – В.Д. Кокорин.

За Нижней Краснохолмской улицей – завершающий отрезок Острова, который за последнее время полностью переменился. На нем выросли современные здания комплекса «Красные Холмы», куда ведет пешеходный Второй (или Малый) Шлюзовой мост через канал. Под первым имеется в виду просто Шлюзовой мост (открыт 22 декабря 1965 г.; проект инженера З.В. Фрейдиной и архитектора К.П. Савельева), перекинутый через Водоотводный канал и соединяющий Космодамианскую и Шлюзовую набережные, от стрелки на правый берег Москвы-реки. Название он получил в память о шлюзе, устроенном на канале при его выходе в Москву-реку.

В новый комплекс «Красные Холмы» входят офисные помещения, и гостиница, и Московский международный дом музыки. На берегу Москвы-реки выросло цилиндрическое металлостеклянное здание, эффектно освещаемое в темное время суток. Оно было заложено в сентябре 2000 г., а уже 26 декабря 2002 г. открыто. В нем несколько залов – главный Светлановский на 1734 места, названный по фамилии известного дирижера Е.Ф. Светланова, где установлен самый большой в России орган, Театральный на 530 мест и Камерный на 573 места.


Шлюзовой мост

Авторы проекта Дома музыки – архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, М. Гаврилова, С. Гнедовский и инженеры С. Белов, И. Кузнецова. В интерьерах отделка мрамором, резным деревом, мозаикой.

Как вполне справедливо отметил архитектурный критик Н. Малинин, «дом вроде бы как оригинальный: круглый, стеклянный, с намеками на хайтек. Но в народе его почему-то прозвали „скороваркой“. Возможно, потому, что его помпезность слишком уж отдает брежневщиной, а какого-то по-настоящему живого архитектурного качества в нем не наблюдается». Архитектурный обозреватель газеты «Коммерсантъ» Г. Ревзин отметил: «От нынешней эпохи в ней [в этой постройке] есть высокая технологичность, все в ней такое блестящее, металлическое, и не просто металлическое, а биметаллическое, золотое и никелированное. Волнующие формы золотого скрипичного ключа наверху купола придают ей сходство с замечательными немецкими кастрюлями, которые продают у нас в хозяйственном». А интернет-сайт http://www.homeweek.ru в своем рейтинге десяти зданий, испортивших образ Москвы, поместил комплекс на четвертое место: «В общем, градостроительный эксперимент на Краснохолмской стрелке явно закончился не в пользу города. О таком творческом полигоне могут лишь мечтать лучшие архитекторы мира. Стоило бы только объявить международный конкурс, и Москва наверняка завоевала бы что-нибудь действительно выдающееся, а может, даже гениальное – себе на гордость, всем на зависть. А получила еще один повод для пошлых шуточек».

Хотя разработчики и уделяли большое внимание акустике концертных залов, но выяснилось, что она оказалась не на высоте профессиональных требований. Остается также и проблема с транспортной доступностью – до Дома музыки приходится добираться довольно долго, да еще и по неудобным подходам (предполагается перекинуть через Москву-реку пешеходный мост несколько ниже Большого Краснохолмского моста, примерно там, где проходил засыпанный теперь рукав Водоотводного канала).

Рядом с Домом музыки как-то нагло выперло высокое здание пятизвездочной гостиницы «SwissHotel Красные Холмы», видное, к сожалению, из многих мест города своим странным, похожим на бак водонапорной башни завершением. Постройка такого высокого сооружения почти в самом центре города ничем не оправдывается, разве только деньгами, собранными с постояльцев. Такое здание, может быть, хорошо смотрелось бы в Московском Сити, а не на близком расстоянии от Кремля и центра. Проект его был выполнен группой «Товарищество театральных архитекторов», открытие состоялось в сентябре 2005 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.144. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз