Книга: Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площадь, мосты [Историко-архитектурный путеводитель]
Дом И.И. Витнебека (Ф.Ю. Шопена)
Дом И.И. Витнебека (Ф.Ю. Шопена)
Вместе с соседним зданием бывшего госпиталя дом № 8 по Малой Конюшенной улице входит в состав Международного медицинского центра Страховой группы «СоГАЗ». Здесь размещается его амбулаторно-поликлиническое отделение.
Этот четырехэтажный дом, несмотря на позднейшие переделки, остался единственным в квартале от первоначальной застройки конца XVIII века. Горизонтальный руст нижних этажей, рамочные наличники и прямоугольные филенки верхних составляют его скромное лаконичное оформление, типичное для раннего классицизма. П-образный в плане доходный дом с флигелями занимал половину сквозного участка, выходившего к набережной Екатерининского канала (дом № 13). Со стороны набережной стояли парой двухэтажные корпуса, разделенные посередине въездными воротами. Фасады корпусов также были обработаны дощатым рустом и филенками, столь популярными в раннеклассицистической застройке[305].
Очевидно, эти дома были построены около 1780 года. Первым владельцем участка был купец 2-й гильдии И.И. Витнебен[306]. Его домовладение по ширине заметно превосходило соседей.
В середине XIX века участок переходил по наследству между родственниками, его хозяевами поочередно состояли: кожевенный мастер И.И. Лундберг, пасторша А. Лундберг, жена купца С. Дарзанс и с 1860 по 1877 год купец 2-й гильдии А. Дарзанс[307]. В 1880 году домовладение приобрел у семьи фарфорового фабриканта В.С. Корнилова коммерции советник Ф.Ю. Шопен. Знаменитый мастер-бронзовщик, художник и предприниматель, он участвовал в создании декоративного убранства Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского и нескольких петербургских дворцов, выполнил популярную серию бюстов «Государи Российские». Пожилой мастер нестандартно подошел к использованию собственного участка, отведя часть двора у набережной под устройство каменного павильона панорамы.
Зрелищные сооружения с панорамными (круговыми) картинами появились в Петербурге в первой половине XIX века. Широкую известность получила в свое время панорама «Вид Палермо», открытая в 1846 году в деревянном павильоне восьмигранной формы в центре Манежной площади.
Малая Конюшенная улица, 8. Фото 2017 г.
Крупнейшим сооружением такого рода стала каменная панорама во дворе Шопена. Проект, разработанный архитектором Л.Ф. Фонтана, был утвержден 1 сентября 1880 года, открытие павильона состоялось 28 ноября 1881 года. Панорама числилась за Бельгийским обществом исторических панорам и диорам в России. Она была посвящена событиям недавней Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Первой в ней выставили картину «Взятие Плевны», написанную в Брюсселе художником Ф.Э.А. Фелиппото[308].
После перестройки Соляного городка и Европейской гостиницы, строительства Малого театра на Фонтанке, 65, здание панорамы стало одной из главных работ Людвига Францевича Фонтана. «Колоссальная панорама» сооружалась им «по примеру Парижа и Берлина»[309]. Круглый объем диаметром более 40 м с глухими стенами и пологим куполом возвышался внутри двора, а по красной линии набережной располагался двухэтажный корпус с большими окнами и центральным входом. Широкий цилиндр заключал в себе единый зал, в центре которого возвышалась площадка для зрителей. С нее можно было последовательно рассмотреть всю круговую картину. Стереоскопический эффект усиливали объемные предметы ближнего плана.
Металлическое перекрытие радиально-сетчатой конструкции, так называемый купол Шведлера, изготовили под руководством инженера О.Е. Креля, директора Санкт-Петербургского металлического завода. Нижняя часть крыши по окружности была сплошь остеклена. Широкий пояс стекла направлял естественный свет на панорамное изображение. Здание задумывалось как стационарное, но просуществовало недолго. В 1887 году почему-то обрушился купол, и павильон пришлось разобрать.
Поблизости, на Екатерининском канале, 24, Фонтана спроектировал в 1881 году еще одну круглую панораму, но осуществить проект не удалось. Много позднее, в 1907 году, архитектор Л.Л. Фуфаевский построил по тому же типу павильон во дворе дома на Невском проспекте, 100. Вскоре здание приспособили под кинотеатр, позднее названный «Колизей», но, несмотря на ряд реконструкций, его можно считать единственной сохранившейся из петербургских панорам.
На участке Шопена одновременно с сооружением панорамы в 1881 году Фонтана реконструировал жилой дом на Малой Конюшенной улице, 8. Он увеличил высоту четвертого этажа и выполнил внутреннюю перепланировку[310]. В описи тех лет сообщалось об устройстве магазина, водопровода и ватерклозетов, сооружении новых лестниц, установке зонтика на чугунных колонках и крытого балкона (эркера) на уровне двух верхних этажей[311] (упомянутые элементы фасада давно исчезли).
После катастрофы, произошедшей с панорамой, Шопен продал свой участок в 1887 году Санкт-Петербургскому обществу взаимного кредита. Для этого Общества архитектор П.Ю. Сюзор возвел в 1888-1890 годах величественное претенциозное и богато декорированное здание, обращенное фасадом на набережную канала. Этому зданию посвящена отдельная глава. Сооружение Сюзора заняло ровно половину глубины сквозного участка, не затронув существовавший дом № 8 по Малой Конюшенной улице. Этот старинный дом с неброским спокойным фасадом дошел до нас в историческом облике, восходящем к архитектуре раннего классицизма. Искажает его только мансардная надстройка, выступающая зубцами окон над строгой линией карниза. Такой диссонирующий штрих появился при недавней реконструкции здания.
- № 102 Дом Змеевых
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- № 114 Дом Семьянова (Торгово-офисный комплекс «Невский центр»)
- № 88 Дом О.П. Кушелевой