Книга: Седая старина Москвы

Монастыри в Земляном городе

Монастыри в Земляном городе

Алексеевский, женский. Основан митрополитом Алексеем по желанию его сестер Евпраксии и Юлии около 1360 года. Находился сперва за Пречистенскими воротами, на Остоженке, там, где теперь Зачатьевский монастырь. В 1514 году обитель истреблена была пожаром, после чего перенесена на новое место, ближе к Кремлю, на урочище, называемое исстари Чертолье, возле Каменного моста на гористой стороне Москвы-реки. На этом месте Алексеевский монастырь существовал более трех столетий. В 1836 году местность, занимаемая монастырем, предназначена была для построения храма Христа Спасителя, и потому в 1837 году монастырь переведен в Красное село, где церковь Воздвижения Креста с приделами Тихвинской Божьей Матери и Симеона, епископа персидского, построенная в 1692 году. Другая церковь — Алексия Божья человека с приделами Иконы Грузинской Божьей Матери и Павла Латрского. 16 октября 1837 года в назначенной к сломке соборной церкви Алексеевского монастыря было отправлено последнее всенощное бдение с колокольным звоном, а 17 октября, в воскресенье, в 8 часов утра все иконы и священные принадлежности храма и ризницы собравшимися священнослужителями подняты с молебным пением и перенесены через всю Москву с хоругвями и крестами в сопровождении сестер монастыря и многочисленного народа на новое место, где ожидал уже митрополит московский Филарет, совершивший потом в новой монастырской церкви литургию. По державной воле императора Николая Павловича новая обитель была окружена каменной оградой на пространстве 205 саженей, со святыми вратами и двумя башнями, а внутри для помещения монашествующих построены 8 двухэтажных корпусов. С течением времени монастырь много украсился, и при нем находится кладбище, где погребено немало знаменитых людей. В последнее время на церковной земле построена новая церковь прекрасной архитектуры во имя Всех Святых, которая освящена в 1891 году. В монастыре чудотворная икона Богоматери Целительницы[270], прославившаяся чудесами в конце XVIII столетия, и другая — Грузинской Божьей Матери.

Данилов, мужской. Основание этого древнейшего монастыря Москвы относится к 1272 году, незадолго до смерти великого князя Даниила Александровича. Умирая, он завешал похоронить себя в основанном монастыре и был похоронен, как свидетельствует летопись (Троицкая), «не в церкви, а в ограде». По смерти великого князя, в 1330 году, великий князь Иван Данилович Калита перенес основанный монастырь в Кремль, к собору Спаса на Бору, а «сия древняя обитель совершенно опустела» и в таком виде пребывала до времени великого князя Ивана Васильевича. Существует предание, записанное в летописи, что «великий князь Даниил явился у своего гроба, на берегу Москвы-реки, и сказал некоему юноше: «Скажи великому князю Ивану, что он сам всячески себя утешает, меня же забвению предал еси». Иван Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о душах родственников своих. В том же предании упоминается, что в княжение Василия Ивановича боярин Иван Михайлович Шуйский ехал верхом за государем и хотел с надгробного камня Даниилова сесть на лошадь, но потом едва не умер и вылечился молебнами, отпетыми на месте. При царе Иване Васильевиче умирающий сын одного купца исцелился у гроба Даниила, и царь, удивленный такими чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, построил церковь, возвел стену и проч. С этого времени монастырь, подчиненный прежде Спасо-Преображенскому, занимает самостоятельное положение, имея своих собственных настоятелей. 30 августа 1652 года обретены были мощи св. князя Даниила, и с того времени почивают в соборной церкви монастыря, устроенной в честь Семи Вселенских соборов, с приделами Св. князя Даниила, где почивают его мощи, и Св. Бориса и Глеба. Кроме этой соборной церкви в монастыре находятся еще следующие: церковь Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы. Последняя, построенная царем Алексеем Михайловичем, особенно красива своей архитектурой чисто русского стиля в самом лучшем его периоде. Монастырская стена, построенная при царе Иване Васильевиче и напоминающая своей архитектурой стену Московского Кремля, придала монастырю значение крепости, у стен которой в былое время не раз происходили битвы. Так, например, 2 декабря 1606 года князь Скопин-Шуйский свел полки в монастырь и отсюда окружил и победил бушевавших мятежников. Монастырь этот постоянно пользовался большим уважением у русских царей, и потому они очень часто приносили в него драгоценные вклады. В 1771 году, во время моровой язвы, у стен Данилова монастыря было устроено моровое кладбище, остатки которого сохранились по настоящее время. По окончании язвы кладбище было засыпано, но по старой памяти похороны в монастыре продолжались и впоследствии положили основание существующему монастырскому кладбищу. Оно невелико и предназначено для похорон богатых и знатных людей. Здесь погребен известный славянист Юрий Венелин, Юрий Самарин, Николай Рубинштейн, князь Черкасский и, наконец, Н. В. Гоголь. На могиле его два памятника. Один из них представляет высокую плиту черного мрамора, сделанную в форме гробницы. На этой плите следующие надписи. Сверху: «Здесь погребено тело Н. В. Гоголя, род. 19 марта 1809 года, сконч. 21 февраля 1852 года». Спереди: «Горьким словом моим посмеюся. Иеремия, гл. 20, ст. 8». Слева: «Муж разумный престол чувствия. Притчей, гл. 12, ст. 23». «Правда возвышает язык. Притчей, гл. 14, ст. 34». Справа: «Истинным же уста исполним смеха, устне же их исповедания. Иова, гл. 8, ст. 21». С западной стороны этого памятника — другой: брошена гранитная глыба и на ней водружен высокий крест из толстых спаянных медных пластинок. На глыбе надпись: «Ей, гряди, Господи Иисусе. Апок., гл. 22, ст. 20».

В 1812 году Данилов монастырь был разграблен французами. После окончания войны испорченная неприятелем церковная древняя живопись реставрировалась, а иконостас подновлен и украшен прежними сохранившимися иконами.

Донской, мужской. Находится у Калужской заставы под управлением архимандрита. Основан в 1592 году царем Федором Ивановичем в благодарность Богу за победу над крымским ханом Казы-Гиреем, одержанную на этом месте в 1591 году чудесной помощью Пресвятой Богородицы, которой икона получена великим князем Дмитрием Ивановичем от донских казаков. В воспоминание этого установлен царем Федором Ивановичем, вместе с учреждением монастыря, крестный ход, который при самозванцах и в междуцарствие был прекращен, а царем Алексеем Михайловичем по отогнании от Курска крымских татар возобновлен и ежегодно совершается из Успенского собора 19 августа. В монастыре пять церквей.

1) Соборная с престолами: вверху — Донской Богородицы, внизу — Сретенья Господня, По огромности и великолепию храм этот заслуживает особенного внимания: он воздвигнут иждивением царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра Великого, в 1684 году. Построением окончен в 1698 году, в том же году 21 августа освящен, а в 1785 году украшен превосходной живописью по стенам, которая произведена известным итальянским художником Христофором Клауди. В иконостасе находится список с чудотворной иконы Донской Божьей Матери в богатой ризе с драгоценными каменьями. Нижняя, Сретенская, церковь устроена иждивением грузинских царей.

2) Трапезная, Донской Богородицы, с двумя приделами: Сергия Радонежского и Федора Стратилата. Церковь эта построена при основании монастыря на том месте, где стояла походная церковь царя Федора Ивановича во время нападения крымцев, а приделы сделаны в 1659 году.

3) Тихвинской Богородицы над вратами. Сооружена в 1714 году царицей Прасковьей Федоровной и дочерью ее царевной Екатериной Ивановной, а перестроена в 1792 году.

4) Евфимия Великого, больничная. Построена также в 1714 году стольником Иваном Ивановичем Дурново. 5) Захария и Елизаветы под колокольней.

Здания монастыря огромны и красивы. Стены его с высокими башнями начаты постройкой по усердию царевны Екатерины Алексеевны, а окончены в 1692 году на средства жены думного дьяка Якова Аверкиева — Ирины Семеновой. Обо всем этом свидетельствуют три надписи, находящиеся в соборной церкви. Внутреннее устройство обители превосходно, ризница богата. В монастыре погребено много знаменитых людей и между ними преосвященный Амвросий, убитый в 1771 году мятежниками. Из писателей здесь погребены: Сумароков, Херасков, Дмитриев и др. Сады внутри разведены при императрице Анне Ивановне. При ней же построена и колокольня с воротами.

Зачатьевский, женский. Находится близ Пречистенских ворот, между Москвой-рекой и улицей Остоженкой. Здесь был сначала Алексеевский монастырь, о котором говорено выше. С переведением монастыря на новое место здесь осталась малая обитель, известная еще и в XVI веке под названием Зачатьевской, по главному храму. Прочное же основание нынешнему Зачатьевскому монастырю положено уже в 1623 году царем Михаилом Федоровичем. Зачатьевский монастырь замечателен тем, что от него князь Пожарский вел атаку на поляков и взял приступом их укрепление близ Арбатских ворот.

Теперь в монастыре три каменные церкви. Храм Зачатия св. Анны воздвигнут, по-видимому, вместо древнего царем Михаилом Федоровичем, а затем перестроен. Церковь Неопалимой Купины построена в 1766 году. Третья — Нерукотворного Спаса на вратах. При церквах приделы: Рождества Пресвятой Богородицы, Св. Алексия, митрополита московского, Сошествия Св. Духа и мученика Федора Стратилата. В церкви Неопалимой Купины находятся гробницы Евпраксии и Иулии, сестер св. Алексия, местночтимых, из коих об Иулии известно, что она скончалась в 1393 году, будучи начальницей обители.

В ризнице монастыря хранится напрестольный крест с жемчугом, сделанный в 1653 году по обещанию царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны.

В монастыре чудотворная икона Руно Орошенное и местночтимая икона Божьей Матери Милостивой, празднование коей совершается 12 ноября.

Новодевичий, женский. Монастырь находится между Москвой-рекой и Девичьим полем, напротив Воробьевых гор. Основан в 1524 году великим князем Василием Ивановичем в память знаменитого в нашей истории события — взятия Смоленска и присоединения его к России.

Великая княгиня Софья, супруга Василия Дмитриевича, была в 1398 году в Смоленске и при возвращении в Москву во время свидания с отцом своим великим князем Витовтом благословлена от него иконой Смоленской Пресвятой Богородицы — Одигитрии (Путеводительницы). Древний и чудотворный этот образ находился с тех пор в иконостасе московского Благовещенского собора подле Царских врат, а через 58 лет после того по просьбе смоленского епископа Михаила, бывшего в свите посольства от польского короля Казимира к великому князю Василию III, возвращен в Смоленск, а список с него оставлен в Благовещенском соборе. 28 июля 1456 года настоящую икону с торжественным крестным ходом сам великий князь с детьми, митрополит св. Иона с духовенством и народ проводили до бывшего тогда в предместье Москвы Саввина монастыря[271]. В воспоминание этого события и установлен крестный ход 28 июля.

Когда в 1514 году древний русский город Смоленск, бывший более ста лет под властью Литвы, возвращен великим князем Василием Ивановичем, он в знак благодарности ко Всевышнему за такой успех своего оружия предпринял намерение соорудить церковь в честь иконы Смоленской Божьей Матери и монастырь на том месте, до которого та икона дедом его была сопровождена. Обитель основана в 1524 году, и на построение ее выдано из собственной великокняжеской казны 3 тысячи рублей, а по окончании построения 28 июля 1525 года с обычным крестным ходом перенесен в монастырь из Благовещенского собора список с чудотворного образа.

Первая настоятельница этого монастыря схимонахиня Елена имела прозвание Девочкина. О том значится в надписи на внешней церкви монастыря. По этому случаю, полагают, и монастырь наименован Девичьим. Есть еще предание[272], скорее всего недостоверное, будто во время татарщины баскаки, или монгольские сборщики податей, и вместе соглядатаи за нашими великими князьями, собирая вместе с денежной данью особенную дань с России девицами для отсылки их к своим ханам, выводили на Девичье поле множество прекрасных девиц и из их числа делали выбор прекраснейших, чтобы послать в Золотую Орду. И с того времени это поле будто и называлось Девичьим, а по нему наименовался и монастырь. Вероятнее всего, что этот монастырь, будучи назначен для обитания девиц и будучи новым, и назван Новодевичьим.

Много лет спустя после основания монастыря, во время польско-литовского нашествия, Новодевичий монастырь, обнесенный оградой, валом и рвами, служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. Когда ополчение заняло Белый город, Новодевичий монастырь был отбит у поляков, но затем поляки снова его заняли и оставались там, пока Пожарский не очистил Москву от неприятеля.

Со вступлением на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и укреплен, и старицы, выведенные во владимирские монастыри, возвращены на свои прежние места. Цари Михаил, Алексей и Федор обогатили Новодевичий монастырь вотчинами и богатыми вкладами. Накануне праздника Смоленской Божьей Матери они останавливались перед монастырем шатрами, слушали в нем вечерню, всенощную и обедню, потом обедали в своем шатре, а монахинь угощали обильным столом в самой обители.

Между монастырскими зданиями главное место занимает собор в честь иконы Смоленской Божьей Матери, сходный по своей архитектуре с Успенским и Архангельским соборами. Строителем его предполагают Алевиза Фрязина, но собор был возобновлен в царствование Бориса Годунова. В этом соборе три придела, которые все относятся к концу XVII и началу XVIII столетия. В нем погребены царица Евдокия Федоровна, царевна Софья, Евдокия и Екатерина, дочери царя Алексея Михайловича, а под главным алтарем — одиннадцатимесячная царевна Анна, дочь Ивана Грозного. Кроме того, в монастыре находятся следующие церкви: трапезная, напоминающая своей постройкой такие же церкви в Богоявленском монастыре и в Троицкой лавре. Главный престол в честь Успения Божьей Матери освящен в 1687 году. Больничная во имя св. Амвросия Медиоланского. Трехъярусная церковь Преображения над передними воротами, красивой постройки, освящена в 1688 году. Церковь Покрова Божьей Матери над задними воротами, построенная в XVII веке. Ко всем этим церквам принадлежит пятиярусная колокольня, чрезвычайно красивая, построенная в XVII столетии. В нижнем ярусе ее находится придел во имя преподобных Варлаама и Иоасафа, царевичей индийских. Между колоколами самый старый 1551 года, вылитый при Иване Грозном и митрополите Макарии. Кроме чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери в монастыре находятся местночтимые иконы Божьей Матери Новгородской и Мученицы Параскевы. Затем — целая кисть руки мощей мученицы Феодосии, камень, которым был убит первомученик Стефан, и древняя особо чтимая Христова Плащаница.

9 октября, в день апостола Иакова Алфеева, во имя коего в одной из монастырских церквей имеется придел, в память освобождения обители от неприятеля в 1812 году совершается ежегодно вокруг стен крестный ход. Надо заметить, что в 1812 году монастырь потерпел в сравнении с другими обителями весьма немного и по приказанию Мюрата служба Божья в соборе не прекращалась; но перед выходом неприятеля из Москвы монастырю грозило ужаснейшее бедствие: французы приставили горящие фитили к выходам под собором, под колокольней и в других местах, где положено было значительное количество пороха, — и только неустрашимость казначейши Сары и других монахинь спасла обитель от взрыва и совершенного разрушения.

Монастырь этот богат и другими историческими событиями. В 1536 году здесь приняла иночество вдова брата царя Ивана IV Иулиания. Здесь постриглась в иночество царица Ирина Федоровна. Здесь пребывал Борис Годунов в ожидании русского престола, который он потом и получил. Здесь жила 4 года супруга Петра Евдокия Федоровна. Здесь, наконец, была пострижена честолюбивая сестра Петра Софья под именем Сусанны и тут же кончила жизнь свою в 1704 году[273].

В Новодевичьем монастыре было при Петре Великом учреждено заведение для приема и содержания подкидышей и беспризорных детей, коих в 1725 году находилось тут более 250. Впоследствии заведение это, можно сказать зародыш Воспитательного дома, было уничтожено. В стенах монастыря находится старинное кладбище, где упокоилось немало доблестных людей Русского государства.

Новоспасский, мужской. Монастырь расположен на высоком берегу Москвы-реки, за Таганской площадью. Первоначальное основание обители положено в XIII веке на том месте, где ныне Данилов монастырь, первым московским князем Даниилом Александровичем, когда Москва едва возникла из ничтожества и Русь находилась под владычеством татар. Когда же Москва сделалась великокняжеской столицей, тогда Спасский монастырь переведен был Иваном Калитой к собору Спаса на Бору в детинец (нынешний Кремль), откуда через 160 лет, в 1490 году, по освобождении России от татарского ига перенесен великим князем Иваном III с именем Спаса Нового на берег Москвы-реки.

При своем основании монастырь отличался простотой и незначительностью своих построек; но с годами здания его приняли огромные размеры. В настоящее время монастырь представляет нечто прекрасное и величественное. Особенно обращает на себя внимание колокольня. Она четырехэтажная, в 33 сажени и 2 аршина вышины, изящной архитектуры; она начата постройкой на монастырский счет в 1759 году и окончена в 1785 году с помощью выданной по указу императрицы Екатерины II суммы в 20 тысяч рублей. Все строение колокольни обошлось по тогдашним иенам в 80 тысяч рублей. Существовавшая же прежде шатровая колокольня, имевшая в верхнем ярусе часы с боем, была построена патриархом Филаретом в 1620 году и по ветхости сломана в 1787 году. На этой колокольне был храм во имя Саввы Освященного, сооруженный в 1622 году Филаретом же в память освобождения из польского плена, случившегося в день этого святого. Престол этот находится теперь при церкви Покрова Богородицы. Ограда монастыря первоначально устроена была бревенчатая с бойницами (в 1571 г.) и часто приводима была в оборонительное положение: так было это при нападении Девлет-Гирея, Казы-Гирея и затем во времена польско-литовского нашествия. Каменные стены, окружающие монастырь на пространстве 367 саженей и имеющие высоту 3,5 сажени, построены в 1640–1642 годах иждивением царя Михаила Федоровича и его матери инокини Марфы Ивановны и снабжены башнями и стрельницами.

Два больших московских пожара, в 1737 и 1747 годах, много повредили зданиям обители, но она вскоре щедротами царей и доброхотных дателей приводима была опять в прежнее состояние. В 1812 году обитель сгорела и была разграблена, причем упали и разбились два колокола в 1000 и 425 пудов.

Патриарх Филарет любил эту обитель, и потому она сделалась родовым кладбищем фамилии Романовых. В царских грамотах XVI века она называется пресловутой и великой обителью, первостатейным, дворцовым, царским и комнатным монастырем. Это последнее наименование придано монастырю даже и в указах императрицы Елизаветы Петровны. При вступлении на престол царя Михаила Федоровича монастырь этот исключительно находился в ведении Приказа Большого дворца. Здесь прежде существовали и царские чертоги, уничтоженные в начале XVIII века. В них, по преданию, иногда пребывала великая инокиня Марфа Ивановна. В бедственную годину самозванцев монастырь был опустошен. Царь Михаил Федорович, возобновив его и снабдив богатыми вкладами, вотчинами и другими угодьями, положил первое основание последующему благосостоянию монастыря.

В монастыре 5 церквей: собор Преображения Господня, собор Покрова Богородицы, Знамения Богородицы, Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. Собор Преображения Господня — пятиглавый, величественный храм византийско-русского зодчества. Первоначально он построен при Иване III в 1491 году и освящен 18 сентября 1497 года; потом, за теснотой и ветхостью, церковь разобрана, и на том же месте сооружена в 1645 году новая иждивением царя Михаила Федоровича и матери его Марфы Ивановны; что же касается внутреннего украшения, образов и утвари, то все это пожаловано царем Алексеем Михайловичем. При нем же собор, освященный 19 сентября 1647 года тогдашним архимандритом монастыря Никоном. Через 40 лет после того собор снова украшен стенной росписью и освящен 5 августа 1689 года при царях Петре и Иване. На стенах собора изображены все русские государи от св. Ольги до Алексея Михайловича, все цари израильские и греческие мудрецы (подобно тому, как в Благовещенском соборе). В 1837 году живопись эта была возобновлена. Здесь в серебряном ковчеге хранится часть Ризы Господней и много частиц мощей разных угодников. Церковь Покрова Богородицы — теплая, с трапезной, построена по повелению царя Алексея Михайловича в 1673 году и освящена в 1675 году. В новейшее время церковь эта великолепно отделана и вновь освящена в 1822 году. Здесь три придела: Св. Дмитрия Ростовского, устроенный в 1757 году, Великомученицы Варвары — в 1758 году и Саввы Освященного, сооруженный в 1843 году. Церковь Знамения Богородицы перестроена вновь в 1793 году архитектором Назаровым и освящена в 1795 году. Она — двухъярусная, престол ее помещен на хорах, а внизу усыпальница, или склеп, для фамилии Шереметевых. Здесь, в особой палатке под алтарем, находятся могилы четырех братьев патриарха Филарета, бояр Романовых: Василия, Александра, Михаила и Ивана Никитичей, несчастных жертв политики Годунова, тела которых возвращены в Москву самозванцем. Церковь Николая Чудотворца с больничными кельями построена в 1652 году князем Яковом Черкасским. С тех пор эта церковь была возобновляема трижды: в 1734, 1813, причем главный престол переименован в честь Саввы Освященного, а Николаевский оставлен придельным, и в 1849 годах. При последнем возобновлении сооружен еще придел Нерукотворного Спаса, освященный 6 октября 1840 года. Местный образ Спаса принадлежал прежде императрице Елизавете Петровне и от нее дан в благословение графине Гендриковой, которая отказала его сюда. Церковь Преподобного Сергия Радонежского находится в среднем ярусе колокольни; она устроена на частные средства в 1787 году и вновь отделана и украшена в 1822 году.

Ризница монастыря наполнена сокровищами, между которыми хранятся три напрестольных креста, украшенные драгоценными каменьями и жемчугом: один золотой с мощами разных святых — дар царя Федора Алексеевича, другой — тоже золотой, в котором находится капля крови Спасителя, и третий — резной из пальмы, весьма искусной греческой работы. Шесть напрестольных, весьма богатых Евангелий, митры, облачения, плащаницы, одна из них — дар царя Михаила Федоровича.

В Преображенском соборе обращает на себя внимание путевая икона Марфы Ивановны, именуемая «Умиление», которая, по мнению знатоков, принадлежит к произведениям Андрея Рублева.

Под этим собором погребены мать царя Михаила Федоровича инокиня Марфа, царевна Ирина Михайловна, княгиня Татьяна Федоровна Катырева, родная сестра царя Михаила, и четыре его брата, умершие в младенчестве; затем — боярин Роман Юрьевич Захарьин, отец царицы Анастасии, Никита Романович Юрьев-Захарьин, отец патриарха Филарета, и др. Под Знаменской церковью погребены многие знаменитые особы. Между архимандритами Новоспасского монастыря замечательны Иов, бывший потом первым патриархом, патриархи Никон и Питирим и митрополит московский Филарет (Дроздов).

Покровский, мужской. Монастырь построен в 1655 году по указу царя Алексея Михайловича на комнатную царскую сумму. Место, на котором построена обитель (близ нынешней Покровской заставы), занято было прежде общим кладбищем для бедных, странников и умерших насильственной смертью. Здесь был и Убогий дом, почему и монастырь назывался сперва Убожедомским. В конце XVIII столетия обитель возобновлена на частные средства и потом приведена в еще более благолепный вид в 1830 году архимандритом Ионой.

В монастыре три церкви: Воскресения Христова, Покрова Пресвятой Богородицы и Ионы, митрополита московского. Собор Воскресения Христова построен вместо прежнего в 1792 году. В нем приделы — Всех Святых и Тихвинской Богородицы. Церковь Покрова Богородицы — теплая, двухэтажная, с двумя приделами: Апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца. Внизу церковь во имя св. митрополита Ионы с двумя приделами: Св. Иллариона Великого и Преподобного Нила. Оба эти храма построены на месте обветшавшей церкви в 1806 году. Первый освящен в 1814 году, второй — в 1825 году. Приделы устроены в 1843 году.

В Покровском монастыре помещалась прежде духовная семинария, переведенная сюда в 1751 году из Крутицкого архиерейского дома. Потом она переведена в дом Остермана.

Спасо-Андроньев, или Андронников, мужской. Место, на котором основан Андроньев монастырь, замечательно по историческим воспоминаниям. Здесь лежал путь из Москвы в Орду к великим ханам; по этому пути езжали к нам послы ханские; здесь встретил Батыя Всеволод, сын великого князя Георгия; этим же путем выступил против Тамерлана великий князь Василий Дмитриевич; по этому же пути возвращался из Орды великий князь Василий Васильевич Темный[274]. Путь этот лежал в богатые низовые губернии, на Урал и в далекую Сибирь. Простой народ назвал эту дорогу Владимирской. Теперь это Нижегородское шоссе.

Монастырь основан около 1360 года иждивением св. митрополита Алексия. Св. Алексий на обратном пути из Константинополя в Москву застигнут был на море жестокой бурей и обещался в честь святого того дня, когда пристанет к берегу, воздвигнуть храм, что и случилось 16 августа, в празднество Нерукотворного образа Спасителя. А потому по прибытии в Москву испросил он у св. Сергия Радонежского ученика его Андроника, которому и поручил немедленно создать Спасскую обитель, назначив его в ней игуменом.

В монастыре семь церквей и четыре придела. Церкви: Нерукотворного образа, Рождества Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, Алексия Митрополита, Симеона, сродника Господня, Знамения Божьей Матери и Мученика Евграфа. Приделы: Священномученика Александра Команского, Успения Божьей Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Преподобного Андроника.

Храм (соборный) Нерукотворного образа Спаса весь построен из белого камня и окружен с трех сторон крытой папертью. Не раз возобновлялось его внутреннее украшение, кажется, во вред старинной иконописи. В иконостасе этого храма находится чудотворный Нерукотворный образ, привезенный св. Алексием из Цареграда, он украшен богатой ризой. В этом же храме почивают под спудом мощи преподобных Андроника и преемника его Саввы.

Церковь Архангела Михаила — теплая, построена царицей Евдокией Федоровной, урожденной Лопухиной, почему тут и погребены многие из фамилии Лопухиных.

Церковь Рождества Богородицы находится над св. вратами. Церковь Симеона, сродника Господня, находится в колокольне и освящена 25 октября 1803 года. Каменная монастырская трапезная сооружена в 1506 году архимандритом Митрофаном. Все прочие здания Андроньева монастыря и ограда с башнями — каменные. Колокольня построена в XVIII столетии на частные средства и имеет высоту с крестом около 34 саженей; эта колокольня одна из красивейших в Москве. В 1812 году обитель много пострадала от неприятеля, но вскоре опять была приведена в цветущее состояние.

Между погребенными в монастыре замечательны два иконописца XV века священники Андрей Рублев и Симеон Черный, о которых упоминается в Четьях-Минеях, в житиях св. Сергия и Никона Радонежских. Андрей Рублев настолько был искусен в иконописании, что в течение 150 лет его иконы служили образцами для других художников. Он и Черный расписали соборную церковь Андроньева монастыря и в нем кончили жизнь свою иноками около 1430 года[275].

Надо заметить, что у Андроньева монастыря был встречен митрополитом Киприаном великий князь Дмитрий Иванович, когда с торжеством возвращался в 1380 году, одержав победу на Куликовом поле.

Монастырь расположен у реки Яузы на высокой горе и представляет грандиозную и величественную картину по расположению своих зданий.

Симонов, мужской. В XII столетии Симоновым называлось одно из сел боярина Кучко. Местность была мокрая, болотистая, почему и слыла среди поселенцев как «постылая». Тем не менее, она отличалась живописностью.

На этой-то местности в 1370 году первоначально и был основан монастырь. Основание его принадлежит преподобному Сергию Радонежскому по благословению св. митрополита Алексия. Около 1379 года св. Федор, племянник преподобного Сергия и духовник великого князя Дмитрия, перенес монастырь на новое место, которое подарено было монастырю владельцем Симоновского урочища Симоном из рода Головиных, причем владелец сделал на этот счет и значительное пожертвование. Новое место находилось от старого в четверть версты к северо-востоку. Первоначальный монастырь был основан в честь Рождества Богородицы и назван был Рождественским. При переносе монастыря на новое место старый монастырь не был уничтожен и существовал до времен Ивана Грозного. Для своего нового монастыря, будучи в Константинополе (1383 г.), св. Федор исходатайствовал у патриарха Нила ставропигию и возвратился в сане архимандрита; а когда тот же патриарх Нил по любви своей к добродетельному и умному Федору хиротонисал его в 1390 году в сан архиепископа ростовского, то в Симонове монастыре заступил его место св. Кирилл Белоозерский. Все это случилось еще при жизни св. Сергия Радонежского.

На новом месте храм был заложен только в 1379 году в честь Успения Богородицы. Он окончен постройкой через 25 лет и тогда же освящен. Храм построен каменный. Этот монастырь находится на левом, очень крутом, берегу Москвы-реки, отделяясь лугом от воды на половину версты; расстоянием же от Кремля он на 6 верст. По значению соборного храма в честь Успения Богородицы монастырь именовался всегда в грамотах монастырем Пречистой Богородицы, что на Симонове. Впрочем, со времени освящения церкви над вратами во имя Всемилостивого Спаса монастырь стал было именоваться Спасским на Симонове, или Спасо-Симоновым, а с первой половины XVII века зовется просто Симоновым. Прежний же монастырь в честь Рождества Богородицы, будучи усыпальницей иноков, назывался Рождественским на Медвежьем озерке, или на Лисьином пруде[276]. Впоследствии его просто называли Старосимоновским монастырем. В первой половине XVIII столетия ни келий, ни ограды этого монастыря не существовало, а церковь сделали приходской.

Симонов монастырь, пользуясь почти с самого своего основания преимуществом ставропигии и обогащаемый вкладами недвижимых имений и драгоценными дарами великих и удельных князей, царей, бояр и граждан, считался издревле одним из богатейших монастырей в России. Царь Иван Васильевич и преемники его, особенно же царь Федор Алексеевич, любили и уважали его. До учреждения духовных штатов монастырю принадлежало множество сел и деревень, в которых считалось более 12 тысяч душ крестьян. Также приписано было к нему несколько монастырей и пустынь. 385 лет продолжалось цветущее положение монастыря. Хотя он в это время и подвергался неоднократно, наравне с Москвой, нашествиям неприятеля, однако каждый раз был возобновляем и возрождался в первобытном виде. В 1764 году, с отсуждением крестьян его в казенное ведомство, он пришел в упадок, а после моровой язвы 1771 года началось его запустение: братия выведена в Новоспасский монастырь, а в нем учрежден карантин. Наконец, в 1788 году по высочайшему указу он был вовсе упразднен и отдан в ведомство главного кригскомиссариата, с тем, чтобы в зданиях его поместить госпиталь. Но в 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина монастырь возобновлен на прежних правах. В монастыре шесть церквей.

1) Собор Успения Богородицы. Этот массивный храм в византийском стиле существует более 480 лет. Он, как уже известно, заложен св. Федором и освящен 1 октября 1405 года. При нем придел Казанской Богородицы, устроенный в 1834 году. В главном иконостасе Успенского храма находится местная икона Господа Вседержителя, та самая, которой, по преданию, св. Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Образ этот вместе с телами убитых иноков Пересвета и Осляби привезен был в Старое Симоново, откуда и перенесен сюда. Древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он вложен, оправдывают это предание. Большая глава на этом соборе вызолочена в 1836 году червонным золотом.

2) Трапезная церковь — теплая, бывшая прежде во имя преподобного Сергия Радонежского, а потом Тихвинской Божьей Матери. Построена царем Федором Алексеевичем около 1677 года, имеет два придела: Ксенофонта и Марии и Афанасия, патриарха Александрийского, и Мученицы Гликерии. В этом храме иконастас резной, царские двери обложены серебром с позолотой; стены и своды покрыты живописью, пол штучный из дубовых досок. Перед входом большая со сводами паперть, или царские сени, за коими к западу была палата царя Федора Алексеевича, где он проживал во время постов[277]. Над папертью возвышается в виде четвероугольной башни с террасой вверху царский балкон. В 1843 году к алтарю Тихвинской Божьей Матери пристроены еще два придела: во имя преподобного Сергия Радонежского и мучеников Валентина, Василия и Параскевы.

3) Церковь Преподобного Александра Свирского построена царевной Марией Алексеевной около 1700 года во имя преподобного Ксенофонта и Марии — ее ангела. Но через сто лет переименована во имя Сошествия Св. Духа. В 1853 году церковь возобновлена и освящена во имя преподобного Александра Свирского.

4) Церковь Происхождения Честных Древ над западными вратами, в смежности с настоятельскими кельями, устроена при царе Федоре Ивановиче в 1593 году и возобновлена в 1823 году. Основана в память отражения крымцев в 1591 году. Храмовой ее день празднуется 1 августа с крестным ходом на Москву-реку.

5) Церковь Николая Чудотворца над восточными вратами. Здесь ранее (с 1623 г.) была церковь в честь Знамения Божьей Матери, но она обветшала, и на ее месте построена настоящая в 1834 году.

6) Церковь во имя Иоанна, патриарха цареградского, и благоверного князя Александра Невского находится во втором ярусе колокольни. Колокольня эта пятиярусная, она построена по проекту архитектора К. А. Тона в 1839 году. Ее высота с крестом 44 сажени.

Монастырская стена имеет длину 395 саженей, высоту 3? сажени. Вверху, под крышей стены, — амбразуры для пушек и пищалей. Башни имеют от 12 до 18 саженей высоты. Зодчество обличает работу итальянских мастеров. Одна из башен, самая высокая, известна под названием «Дула». С нее был когда-то убит татарский предводитель Дула. Другая башня, на северо-западном углу, называется Тайнинской. Под ней было подземелье, или тайник, который завалился в 1840 году. Другие башни называются: Сторожевая, Солевая, Кузнечная. Все башни покрыты черепицей. Ворот в ограде — трое.

Ризница монастыря весьма богата. В монастыре погребено много доблестных людей и духовных особ. Среди них — сын Дмитрия Донского князь Константин Псковский, принявший здесь иночество, митрополит Варлаам, царь Симеон Бекбулатович, генерал-фельдмаршал В. П. Мусин-Пушкин, поэт Веневитинов и др. В трапезной церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове погребены и воины-иноки Пересвет и Ослябя. По прошествии 500 лет со дня Куликовской битвы, в 1870 году, над ними сделана металлическая гробница.

Саженей на 100 от первоначального места монастыря есть довольно глубокий, никогда не высыхающий пруд, обнесенный валом: это плод трудов преподобного Сергия, который часто посещал племянника своего Федора и подолгу проживал в обители. В древних межевых книгах пруд этот именуется Сергиевским, и его не следует смешивать с Лисьиным прудом.

В монастыре находятся чудотворные иконы Казанской и Тихвинской Божьей Матери. Первая — в приделе Ксенофонта и Марии, вторая — в главном иконостасе храма. Она есть точная копия с чудотворной иконы Тихвинской, и ее ежегодно, 26 июня, обносят вокруг монастыря с крестным ходом.

Оглавление книги


Генерация: 0.331. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз