Книга: Индия: Север (кроме Гоа)

Дхарамсала

Дхарамсала

(Dharamsala, 124 км к северо-западу от Шимлы, 160 км к северо-западу от Манди)

Телефонный код (STD) – 1892


1. Рынок Котвали

2. Музей искусства долины Кангра

3. Резиденция Далай-Ламы

4. Монастырь Намгьял. Храм Тсуглакханг

5. Комплекс правительства Тибета в изгнании. Библиотека тибетских трудов и архивов. Монастырь Нечунг

6. Институт медицины и астрологии

7. Церковь Св. Иоанна

8. Тибетский институт исполнительских искусств

9. Институт Норбулингка

10. Институт альпинизма

11. Тибетский Буддистский Центр Тушита

12. Оз. Дал

Городские ориентиры

Город разделен на две части, находящиеся на разных уровнях (разница почти в 500 м). Нижний город, собственно, Дхарамсала, находится на расстоянии более 4 км, если идти пешком, и 10 км, если ехать по автодороге от верхнего города Маклеод Ганджа (McLeod Ganj, высота – 1770 м) – бывшей британской горной станции (ныне это резиденция далай-ламы XIV и тибетского правительства в изгнании).

В Маклеод Гандже легко ориентироваться. С севера дорога, ведущая из Нижнего города, вливается в тесную многолюдную площадь, которая служит автобусной стоянкой. Отсюда улицы ведут к резиденции далай-ламы и Библиотеке тибетских трудов и архивов в южной части города, на север, к деревне Дхарамкот, к Центру медитации Тушита Ритрит, к Деревне тибетских детей и на восток, к деревушке Бхагсу.

Туристический офис Корпорации развития туризма

(HPTDC’s Tourist office)

Cantt Road,

тел. 22 42 12,

пн-сб 10.00–17.00.

Туристический офис Корпорации развития туризма

(HPTDC’s Tourist office)

Маклеод Ганджа,

тел. 22 12 05,

пн-сб 10.00–17.00.

Как добраться

Самолет

Аэропорт Гаггал (Gaggal), 11 км к югу от центра города.

Достопримечательности

В Нижнем городе интерес представляют только рынок Котвали (Kotwali Bazaar) и Музей искусства долины Кангра (Museum of Kangra Art, Main Road, вт-вс), в котором собрана прекрасная коллекция миниатюр Пахари и размещается школа художников, работающих в стиле миниатюры.

Горная станция Маклеод Гандж основана в 1848 г. и названа по имени Дэвида Маклеода, который был британским вице-губернатором. В результате притока тибетских беженцев, покидавших родину из-за преследований китайцев, она сильно видоизменилась. Теперь монахи и монахини заполняют узкие улочки, окаймленные лавками и ресторанами. Тибетцы построили в городе храмы, школы, мужские и женские монастыри, центры медитации, создали крупнейшую библиотеку тибетской истории и религии. Поэтому сегодня Маклеод Гандж – это место паломничества буддистов.

Несмотря на сильные снегопады и низкие температуры с декабря по март, в Маклеод Гандж приезжают круглый год. С летом приходят проливные дожди; хотя дожди бывают не только летом, здесь второе по влажности место в Индии. Днем температура поднимается довольно высоко, но ночи прохладны, поэтому необходимо запастись теплой одеждой.

Резиденция далай-ламы

(Tsuglagkhang Complex)

в южной части города.

Далай-лама временно поселился в Маклеод Гандже в 1960 г. Он живет весьма скромно, а в большей части обнесенного стеной здания расположились государственные учреждения.

Секретариат Его Святейшества далай-ламы

(Office of His Holiness the Dalai Lama)

Thekchen Choeling, PO McLeod Ganj, Dharamsala-176219, India,

тел. 22 13 43, 22 18 13,

[email protected]

Перед входом в резиденцию далай-ламы возвышается главный буддистский храм Дхарамсалы Тсуглакханг (Tsuglagkhang), в котором находятся статуи Будды Шакьямуни (Sakyamuni, исторический Будда), монаха-миссионера VIII в. Падмасамбхавы (познакомил Тибет с буддизмом) и Авалокитешвары (бодхисатвы сострадания). Далай-лама считается инкарнацией Авалокитешвары.

Поклонившись Будде внутри, верующие совершают обход вокруг храма, вращая молитвенные колеса и рассылая молитвы во всех направлениях. Монахи из близлежащего монастыря Намгьял (Namgyal Monatery) ежедневно после полудня собираются во дворике напротив храма, где ведут богословские дебаты, сопровождаемые выкриками, хлопками и жестами, которые представляют собой часть традиционного способа обучения.

Лет двадцать назад с далай-ламой можно было встретиться лично, теперь же случайные посетители могут надеяться лишь на участие в публичной аудиенции – он выходит к сотням людей, чтобы приветствовать их и пожать протянутые руки. Аудиенции назначаются в зависимости от спроса и тогда, когда Его Святейшество свободен от других занятий и в местном отделении Маклеод Ганджа (Бхангсу-роуд) набирается достаточное количество просьб о встрече.

Частные аудиенции даются лишь немногим, и письменные просьбы о них должны направляться по меньшей мере за 4 месяца. Секретарь далай-ламы ежедневно получает сотни таких писем, и каждое рассматривается должным образом.

Комплекс правительства Тибета в изгнании

(Gangchen Kyishong, McLeodganj Road, посередине пути от Нижнего города к Верхнему)

Кроме административных помещений, в комплексе есть библиотека, музей и Институт тибетской медицины.

Библиотека тибетских трудов и архивов

(Library of Tibetan Works and Archives)

тел. (1892) 224 67,

факс 237 23,

[email protected],

пн-сб 14.00–17.00, 2-я и 4-я сб мес. закр.

Библиотека располагает одной из самых больших в мире коллекций тибетских рукописей священных текстов и молитв, книг по Тибету, материалами по индийской культуре и архитектуре, богатым архивом исторических фотографий. Здание библиотеки находится.

На первом этаже, в небольшом музее выставлена буддистская бронзовая скульптура и мандалы (симметричные образы, используемые при медитации для обозначения внутренних движений духа и схемы вселенной). Перед входом в библиотеку – маленькое кафе, где подаются горячие напитки и печенье. В информационном центре Тибетского секретариата у входа в комплекс можно получить данные о тибетцах в самом Тибете.

Тибетский буддизм

Одно из течений буддизма махаяны с примесью тантризма, проникшее непосредственно из Индии в Тибет. В V–VI вв. население северных районов Индии переселялось на соседние территории, в том числе через гималайские перевалы в Тибет. По легенде, индийские буддисты пытались обратить в свою веру тибетского царя Латотори, но встретили сопротивление местного населения. Около VII–VIII вв. буддизм появился в Тибете. Исторические источники тибетского буддизма доступны со времен царствования в Тибете Сонгцен Гампо (правил 627–649), который принял буддизм в качестве государственной религии.

В Тибете буддизм вобрал в себя элементы местной тибетской религии бон, представлявшей собой форму шаманизма, поклонения духам природы, допускавшего жертвоприношения, магические обряды, заговоры, изгнание нечистой силы и колдовство. Первые буддистские монахи из Индии и Китая постепенно вытесняли старые верования до появления в 747 г. монаха-тантриста Падмасамбхавы, который провозгласил «магическую» форму буддизма, со временем ассимилировавшую бон. В результате образовалась система верований и обрядов, известная как ламаизм.

В X в. была предпринята попытка представить буддистский пантеон в виде теологической схемы. Вселенная и все духовные существа рассматривались как исходящие из изначального самосущего существа Ади-Будды. Силой мысли (дхьяна) он сотворил пять дхьяни-будд, в том числе Вайрочану и Амитабху, а также пять дхьяни-бодхисатв, включая Самантабхадру и Авалокитешвару. Им соответствуют пять человеческих Будд (манушья-будд), включая Будду Гаутаму, трех предшествовавших ему земных будд и грядущего будду Майтрейю. Эта схема получила широкую известность в Тибете.

В XI в. началось реформирование тибетского ламаизма. Прибывший в Тибет из Индии в 1042 г. монах-миссионер Атиша проповедовал, что религиозная жизнь должна последовательно проходить три стадии: путь хинаяны или нравственной практики, путь махаяны или философского осмысления и путь тантраяны или мистического единения через ритуалы тантры. При Атиши широкое распространение получило поклонение богине милосердия Таре (Спасительнице).

«Реформы» Атиши продолжил тибетский монах Цзонхава (1358–1419), основавший секту Гэлупка («Добродетельный путь»). Более популярно другое название секты – «желтошапочники», в отличие от более древней секты кагью-па – «красношапочников». Цзонхава требовал от монахов соблюдения обета безбрачия и учил глубокому осмыслению тантрической символики. После 1587 г. Верховный лама этой школы стал называться далай-ламой (далай – букв. «океанская ширь»). Влияние этой секты росло, и в 1641 г. далай-лама получил всю полноту светской и духовной власти в Тибете. Далай-ламы считались воплощениями Чен-ре-ци, бодхисатвы Великого Милосердия (Авалокитешвары), святого покровителя Тибета.

Священное писание тибетского буддизма весьма обширно. Наибольшим авторитетом пользуются канонические тексты, которые делятся на две основные группы: «Каджур» (переводные с санскрита тексты об учении Будды, 104/108 томов) и «Танджур» (комментарии к этим текстам, 225 томов).

Далай-лама XIV

Далай-лама XIV (Тенцзин Гьяцо, р. 6 июля 1935 г.) – духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и Бутана, лауреат Нобелевской премии мира (1989).

Тенцзин Гьяцо родился в крестьянской семье в северо-восточной тибетской провинции Амдо. Согласно тибетской традиции в 2 года он был признан реинкарнированным предшественником далай-ламы XIII. В 6 лет его начали готовить к будущей миссии – обучать «пяти большим наукам» (логике, тибетскому искусству и культуре, санскриту, медицине, буддистской философии) и «пяти малым наукам» (поэзии, музыке и драматическому искусству, астрологии, словесности).

16-летним он возведен в сан духовного и светского главы Тибета на фоне начавшегося в 1950 г. вступления в Тибет китайских войск под лозунгами борьбы с мировым империализмом. В 1951 г. далай-лама заключил с правительством Китая «соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», которое предоставляло Тибету фактическую национальную автономию в составе КНР. Далай-лама занял символический пост вице-президента Постоянного комитета (реальная власть была у китайского генерал-губернатора).

В разное время также занимал государственные посты члена Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951–1959), депутата Всекитайского собрания народных представителей (1954–1959), председателя подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетного председателя Китайского общества буддистов (1953–1959).

В середине 1950-х в Тибете началось движение против китайских властей, вылившееся в открытое восстание, подавленное китайской армией в 1959 г. Далай-лама был вынужден эмигрировать в Индию, где возглавил правительство Тибета в изгнании. С того времени за ним последовало около 130 тыс. тибетцев.

В 1987 г. Далай-лама выдвинул план мирного урегулирования, предусматривающий определение Тибета зоной мира, прекращение массового переселения на его территорию китайцев, восстановление уважения к демократическим нормам и правам человека в регионе, сохранение уникальной экологии Тибета и прекращение хранения и производства на его территории ядерного оружия и материалов. КНР рассматривает эти инициативы как сепаратистские и считает Тибет неотъемлемой частью своей территории.

В 1990-х гг. постепенно отошел от жесткого требования полной независимости Тибета. В своей деятельности использует только ненасильственные средства: мирные демонстрации, акции гражданского неповиновения, работу с мировым общественным мнением и т. д.

Далай-лама поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий. В 1979–2004 гг. 8 раз посещал российских буддистов, был награжден орденом Дружбы народов, в 1994 г. выступал в Госдуме в Москве.

В 2002 г. далай-лама сложил с себя обязанности политического лидера Тибета, оставив за собой только духовные функции. Нынешний глава тибетского правительства в изгнании – премьер-министр Самдонг Ринпоче.

Институт медицины и астрологии/Мен-Тсе-Кханг

(Men-Tsee-Khang, 1 км вниз от Маклеод Ганджи)

пн-сб 9.00–13.00 и 14.00–17.00,

www.mentseekhang.org

Здесь налажено производство тибетских лекарств. Можно увидеть танки, посвященные медицине и астрологии, древние тибетские медицинские инструменты. В институте работают монахи, диагностирующие болезни по состоянию глаз, пульса и мочи. Для лечения они прописывают пилюли из лекарственные растений, драгоценных камней, материалов животного происхождения, которые изготовлены в благоприятные дни лунного календаря. Можно также заказать свой гороскоп.

Монастырь Нечунг

(Nechung Monastery, рядом с Институтом тибетской медицины и астрологии)

Здесь располагается тибетский государственный оракул, который предсказывает наиболее важные события на несколько ближайших лет.

Церковь Св. Иоанна

(Church of St. John-in-Wilderness)

ежедн., служба в вс 11.00.

Церковь построена в 1852 г. В храме похоронен британский вице-король лорд Элджин, скончавшийся здесь во время отпуска в 1863 г.

Тибетский институт исполнительских искусств

(Tibetan Institute of Performing Arts)

пн-сб 9.00–12.00 и 13.00–17.00, 2-я и 4-я сб мес. закр.,

www.tibetanarts.org

Институт основан в 1959 г. с целью сохранения самобытности тибетцев в изгнании. В его кампусе над Маклеод Ганджей проживает около 120 деятелей искусств, педагогов, музыкантов. Труппа института исполняет традиционные Лхамо-оперы. Информацию о предстоящих культурных событиях и турах можно получить в офисе института. Институтские педагоги по Лхамо обучают этому искусству как тибетцев, живущих в Индии и Непале, так и иностранцев.

Институт Норбулингка

(Norbulingka Institute, около Сидпура, в 30 мин езды на автобусе от Дхарамсалы)

тел. (1892) 22 26 64,

www.norbulingkainstitute.org

Институт занимается такими традиционными формами искусства, как литература, ремесла, скульптура, резьба по дереву и обработка металла. Комплекс тибетских по стилю зданий института построен в 1985 г. Посреди японского сада стоит двухэтажное здание храма Деден Тсуглакханг (Deden Tsuglakhang), в котором размещаются 1173 статуи Будды и фрески, изображающие 14 тибетских далай-лам. Позолоченная медная статуя Шакьямуни в зале, расположенном вниз по лестнице, считается самой большой статуей подобного рода за пределами Тибета. На территории комплекса есть Музей тибетских кукол (Losel Doll Museum).

Тибетская народная опера (Lhamo)

Лхамо-опера произошла от тибетской танцевальной драмы в масках и сформировалась в VI–IX вв. В XIV в. лама Тхангтонг Гьялпо признал потенциал этой формы искусства для обучения простолюдинов морали и философии тибетского буддизма. Традиционное представление лхамо длится целый день, опера идет в сопровождении оркестра из цимбал, барабанов и рожков. Перед каждым представлением на сцене совершается сложный ритуал очищения, который исполняют 7 нгомп в плоских черных масках и шесть танцовщиц-ринга. Они возносят благодарения Тхангтонгу Гьялпо, святому покровителю лхамо, и помещают его статую в центр сцены. Затем появляется повествователь, шунг шанген, который излагает сюжет оперы на классическом тибетском языке и заканчивает свое выступление громким криком.

Под звуки музыки выходят исполнители, представляя публике персонажей пьесы – героя (принца или царя), одетого в парчу с изображениями дракона и в широкополой шляпе, героиню в желтых шелках и шляпе из цветов, злодея (часто это ведьма) в черном, в черно-белой маске. За ними следует свита демонов в масках с выпученными глазами, кроваво-красными ртами и острыми клыками. У каждого персонажа – собственный танец и свой речитатив, исполняемый в особой манере под названием намтхар – протяжное, горловое, резонирующее и очень громкое пение, перекрывающее аккомпанемент барабанов и цимбал. Сюжеты, как правило, почерпнуты из ранних буддистских текстов, разыгрываются также истории из жизни Будды, великих буддистских святых и истории двора императора Сонгцена Гампо, жившего в VII в.

Институт альпинизма

(Mountaineering Institute, от автобусной остановки в Маклеод Гандже отходит дорога на северо-запад),

пн-сб 10.00–13.30 и 14.00–17.00, 2-я сб мес. закр.

Здесь можно получить информацию по региону, включая книги и карты о горной гряде Дхаула Дхар и договориться об организации экспедиции в горы.

От Института альпинизма дорога ведет в лесную местность, где расположены два буддистских восстановительных центра: Тибетский буддистский центр Тушита (Tushita Tibetan Buddist Centre), основанный в 1972 г. ламой Тхубтен Зопа Ринпоче, и Дхамма Сикхара (Dhamma Sikhara, www.sikhara.dhamma.org) – центр южного буддизма Тхеравады.

Далее по дороге – небольшое селение Дхарамкот (Dharamkot, 5 км к северу от Маклеод Ганджа) – база для походов к Триунду (Triund, 2975 м) и через высокие перевалы в долину Чамба. В Тримурти Нивасе (тел. 01892/21364) в нижнем Дхарамкоте дают уроки игры на табла.

К маленькому озеру Дал (Dal Lake) из Дхарамкота ведет тропа, спускающаяся по лесистому склону. В сентябре у озера проходят ярмарка домашнего скота и праздник в честь бога Шивы. На берегу озера располагается Деревня тибетских детей (Tibetan Children’ Village, TCV) – большой комплекс, в котором получают образование и обучаются традиционным ремеслам свыше 2000 учащихся.

Бхагсу-роуд (Bhagsu Road) ведет на восток от центральной площади Маклеод Ганджа к деревушке Бхагсу (Bhagsu), где находится древний шиваитский храм. От храма извилистая тропа идет к водопаду.

Оглавление книги


Генерация: 0.068. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз