Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
«Оружейный» и другие
«Оружейный» и другие
Этот важный недостаток собрались исправить московские градостроители 70-х годов. Постановка высотного объема на пересечении обновленного Садового кольца и Дмитровской магистрали могла стать доминантой округи, лишенной заметных акцентов, и внести новый сильный мотив в силуэт города. Его звучание усиливалось благодаря тому, что выбранное место относилось к числу самых высоких точек московского центра.
Однако, как это часто бывало, грандиозные планы в жизнь не воплотились. Причин можно найти много: тут и вечные финансовые затруднения, и отсутствие сколько-нибудь приличного архитектурного решения, и опасения за так называемый «исторический облик», о котором много говорят и кричат, но никто до сих пор не удосужился внятно объяснить, что это такое и с чем его едят.
Затем последовали перестройка и демократия, когда городу было не до грандиозных проектов. Лишь в конце 90-х годов на территорию площадью около пяти гектаров вокруг бывшего Косого переулка вернулись строители. К этому времени из старых строений на ней оставалась двухэтажная кузница XVII века, которую поспешили отнести к числу памятников архитектуры. В 1998 году был рассмотрен и утвержден проект многофункционального комплекса, включавшего жилые корпуса, первые этажи которых отводились под конторы, подземные гаражи, бассейн с тремя ваннами. Главным элементом комплекса должна была стать башня в 38 этажей, увенчанная шпилем, которая ставилась в глубине квартала. Подобная постановка была не слишком удачной, поскольку практически уничтожала возможность восприятия архитектурного акцента комплекса с близлежащих улиц. Проектировали комплекс сотрудники мастерской № 3 «Моспроекта» архитекторы Р. Г. Кананин, Н. Е. Кузнецова, С. А. Васильев, Т. П. Шишигина, конструкторы К. Н. Свирин, Г. С. Вайнштейн, Б. И. Финогенов.
Стройка велась очень быстро, и первая очередь была сдана уже в 1999 году. В нее вошли несколько восьми-девятиэтажных корпусов. Первый, прямоугольный в плане, вытянулся вдоль Краснопролетарской улицы. Второй, дугообразный, вырос в глубине двора. Их соединили несколько корпусов-вставок. Тут же расположился закрытый бассейн с тремя ваннами. Подземное пространство заняла двухуровневая автостоянка на 300 мест[39]. Украшением фасадов служили балкончики с ограждениями со множеством балясин, эркеры и худосочные башенки. К заслугам проектировщиков нужно отнести приятную салатовую окраску оштукатуренных фасадов в сочетании с белым цветом архитектурных деталей. К сожалению, декоративная штукатурка, которой по американской технологии покрывали утеплитель наружных стен, уже кое-где отваливается. Это лишний раз доказывает, что не всякий американский опыт подходит для сурового московского климата.
Первую очередь комплекса сдали и заселили, однако дальше дело так и не пошло. Неожиданно всплыли проблемы, которые почему-то проигнорировали при утверждении концепции. Возникли опасения, что крупный жилой комплекс усугубит транспортную перегрузку прилегающих улиц. Подчеркнутая элитарность новостройки, предназначенной для нуворишей, могла обострить социальную напряженность в прилегающих районах. Затем пошли сплошные недоразумения чисто демократического характера. У застраиваемого участка (точнее, у его юго-восточной части) вдруг объявился еще один хозяин, который также решил выстроить солидную башню, место для которой было выбрано более логично – у самого перекрестка. Но два высотных объема (163 и 203 метров) на относительно небольшом пространстве – это было уже слишком. Пошли споры, переговоры, в результате которых первоначальный застройщик был вынужден отказаться от своих широких планов. Вторая половина полукруглого корпуса, а главное, 38-этажная башня так и остались на бумаге.
Руководство высотным строительством перешло к компании «Дон-Строй», которая рьяно взялась за возведение гигантской башни, получившей название многофункционального комплекса «Оружейный». В 2006 году началось его строительство по проекту, разработанному в «Моспроекте-2» архитекторами М. Посохиным, М. Плехановым, Е. Тарасенком, А. Тропыниной, А. Германовым, Е. Козловским, А. Тимофеевой и инженером М. Блажко.
Над глубочайшим котлованом (его глубина 22 метра) к 2008 году вырос монолитный каркас высотой 120 метров. А затем стройка остановилась, причем надолго. То ли городские власти вдруг всполошились по поводу дополнительных транспортных потоков, которые привлечет к себе грандиозное конторское здание, то ли у застройщика возникли финансовые затруднения, то ли продолжились демократические закулисные игры. Пошли слухи о каких-то претензиях, судебных тяжбах, компенсациях. А между тем страховидный голый каркас, на котором прекратились всякие работы, на протяжении нескольких лет вселял ужас в проходящих и проезжающих по Дмитровскому радиусу и Садовому кольцу. Потом что-то сдвинулось, и на обращенной к кольцу стороне каркаса повисли три панели различного вида. Вероятно, застройщики и проектировщики хотели путем натурного эксперимента определить наиболее подходящую облицовку фасадов. Образцы провисели еще около года, и лишь с 2012 года стройка возобновилась. Ее посулили завершить к 2014 году, но конечно же обещание так и осталось обещанием. Лишь к концу 2015 года здание обрело более или менее приличный вид. В завершенном виде административно-торговый комплекс состоит из четырех секций, объединенных общим четырехэтажным стилобатом и шестиуровневой подземной автостоянкой. На 28 этажах высотной части общей площадью 150 тысяч квадратных метров разместятся конторы всевозможных важных и не важных компаний.
Многофункциональный комплекс «Оружейный». Фото 2016 г.
Есть надежда, что «Оружейный», несмотря на все недостатки его архитектурного решения, заполнит наконец досадный пробел в кольце высотных зданий, окружающих центр Москвы. В связи с этим активно обсуждался вопрос: увенчивать ли его шпилем, подобным аналогичным венчаниям высоток 50-х годов? Голоса экспертов и «экспертов» разделились, но все же по зрелом размышлении шпиль решили ставить – с целью поддержания основного мотива высотных зданий, ставших архитектурными символами Москвы. Это решение вновь оттянет срок завершения гигантского долгостроя, зато увеличит высоту здания с 125 до 160 метров. Но, пожалуй, и шпиль не поможет преодолеть подчеркнутую, явно излишнюю грузность пирамидального силуэта. В отличие от высотных зданий 50-х годов, устремленных ввысь, но при этом органично вписанных в окружающую среду с помощью пониженных боковых крыльев, новая высотка нагромождением массивных нерасчлененных объемов подавляет все соседние сооружения.
Но это пока не конец истории. Появилась информация, что рядом с «Оружейным» может появиться еще один высотный комплекс, причем не с одной, а с двумя башнями 200-метровой высоты. Такое нагромождение вертикалей приведет к тому, что квартал на пересечении Дмитровского радиуса и Садового кольца превратится в уродливый фрагмент нью-йоркского Манхэттена…
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Глава 2. Цинандали, Напареули, Мукузани и другие европейские ценности
- Остров Сумбава и другие, маленькие
- Оружейный переулок Братья по оружию
- Александр Герцен и другие
- Святая церковь и другие религии
- Долина реки Гижгит
- До Киева доведёт. Иностранный язык
- Фобур-Сент-Оноре
- Другие рекомендации
- Сенная площадь
- I don’t like (to
- Вместо заключения