Книга: Индия: Север (кроме Гоа)

Кулу

Кулу

(Kullu, 226 км к северу от Шимлы)

Телефонный код (STD) – 1902

Город Кулу (высота – 1219 м) – административный центр одноименного района. Расположен на правом берегу реки Беас.

Городские ориентиры

Южная, более современная часть города называется Дхалпур (Dhalpur). Ее центр – просторная площадь-майдан того же названия. Вокруг нее сосредоточены административные учреждения и гостиницы. К северу от майдана тянется Дхалпур-базар (Dhalpur Bazaar), который в конце резко обрывается вниз к горной речке Сарвари (Sarvari), впадающей в Беас.

На другом ее берегу начинается главная торговая улица Акхара-базар (Akhara Bazaar) с многочисленными лавками. Над ней на склоне горы раскинулся Султанпур (Sultanpur), ставший столицей княжества Кулу при радже Джагат Сингхе (1637–1672). Здесь расположен дворцовый комплекс Рупи.

Туристический офис Корпорации развития туризма

(HPTDC Tourist office)

Dhalpur Maidan,

тел. 22 23 49,

ежедн. сезон 9.00–19.00, ост. время 10.00–18.00.

Как добраться

Самолет

Ближайший аэропорт – Бхунтар (Bhuntar, 10 км, 20 мин, такси – от Rs 150).

Автобус

Манди: каждые 30 мин; Манали: каждые 30 мин; Бантар: каждые 15 мин, 30 мин в пути; Дели: проходящие автобусы до Манали; Джайпур: проходящий автобус в Манали, 1 раз в день.

Автомобиль

Дели: по автостраде NH1 до Амбалы (Ambala) и далее по NH21 до Кулу.

Сувениры

Среди местных ремесел особо выделяется производство шерстяных шалей. Шали с орнаментом и цветами, которые до сих пор называются бушехарскими, завезли сюда в начале XIX в. ткачи, переселившиеся в долину из Бушехара. Более грубый вариант изделий – патту, которые используются так же, как одеяла. Обычное патту местные женщины носят вместо сари, закрепляя его концы на груди с помощью серебряных брошек-бумини и привязывая к талии с помощью куска ткани-гачи.

Похожие на тюбетейки, но с плоским, одноцветным верхом «кулу-топи» давно стали популярным мужским головным убором по всему Химачал-Прадешу. Местные умельцы производят также патти – узкие куски твидовой материи, употребляемые на длинные пальто; намдас из валяной шерсти; пулланы, похожую на домашние тапочки обувь из козлиной шерсти; корзины-патари из ветвей высокогорного бамбука – наргала и конусообразные корзины – килта. Особенно широко идет в ход местный самогон – лурги.

Достопримечательности

Дворцовый комплекс Рупии

(Rupi Palace/Sultanpur Palace)

Комплекс (XVII) до сих пор принадлежит потомкам княжеской семьи. В Зеркальном дворце (Sheesh Mahal) сохранились росписи, сделанные при радже Притам Сингхе (правил 1776–1806). Они изображают борьбу Рамы и Лакшмана с правителем Ланки Раваной, пастуха Кришну с коровами, рыбу Матсью (аватару бога Вишну), спасающую священные книги Веды от Всемирного потопа и др. Расположенное на территории комплекса святилище богини Кали построено в могольском стиле в XVIII в. Иностранцы в него не допускаются.

Храм Рагхунатха

(Raghunatha Mandir)

Sarvari,

ежедн. с рассвета до 9.00 и после 17.00.

Храм главного бога долины Рагхунатха (Рамы) расположен в приземистом здании, построенном в 1660 г. По легенде, однажды местный князь узнал о великолепном жемчуге, который принадлежал брахману Дурга Датте, жившему в деревне Типри в долине Парвати. По пути на поклонение в Маникаран князь потребовал эти драгоценности. Брахман отказался с ними расстаться и, запершись в доме, сжег себя и свою семью вместе с жилищем. Поскольку нет тяжелее вины, чем загубить жизнь брахмана, у князя начались неприятности: еда его превращалась в клубок червей, а питье в кровь. Живший в Нагаре брахман Кишан Дасс Пахари рекомендовал князю отдать свое княжество богу Раме. Его ученик Дамодар в 1651 г. привез с родины Рамы в Айодхье статую бога. Князь Джагат Сингх провозгласил Раму правителем Кулу и водрузил его статую на престол. С тех пор правители Кулу рассматривали себя наместниками Рагхунатха.

Эта легенда отражает проходивший в XVI–XVII вв. процесс ассимиляции индуистским культом Рагхунатха культов деревенских божеств – девата, а в политическом плане борьбу между раджпутскими князьями Кулу и племенными землевладельцами (тхакурами). В конце концов тхакуры признали верховенство князя, а их деваты – верховенство Рагхунатха. Идеологом борьбы за насаждение вишнуизма в долине был брахман Кишан Дасс, который придумал ритуал поклонения деревенских богов Рагхунатху.

Фестиваль Дуссера в Кулу

Ежегодно в храме Рагхунатха проходит красочный 7-дневный фестиваль Dussehra (сент. – окт.), посвященный победе Рамы над демоном Раваной. Главное его действо – демонстрация верховенства Рамы-Рагхунатха над местными божествами, за исключением деревенского божества Маланы – Джамлу. В дни фестиваля все божества долины (по разным оценкам, от 150 до 360) прибывают в Кулу, чтобы поклониться Рагхунатху. Первой в Кулу прибывает богиня Хадимба (Hadimba) из Манали и останавливается на ночь у моста Рамшила в самом северном конце Акхара-базара. На следующий день князь присылает к ней гонцов и приглашает во дворец. К вечеру здесь собираются все девата долины. Первой на паланкине в сопровождении оркестра прибывает богиня Трипура Сундари (Дурга) из городка Наггар. За ней появляется Хадимба-деви. Ее последователи подбрасывают вверх ягненка и затем ловят его.

После торжественного приема князем всех девата паланкины с их статуями направляются в храм Рагхунатха и затем сопровождают бога через весь город на центральную площадь Дхалпур. Перед бронзовой статуей Рагхунатха, установленной на трехосной деревянной колеснице, шествует князь в парадной форме. Прибыв на майдан, деваты по очереди кланяются своему повелителю. По окончании церемонии Рагхунатха ставят на колесницу и под предводительством князя тащат на канатах в противоположный конец площади, где для каждого божества устраивается собственный алтарь-бивак. Затем начинаются танцы и пение песен. В последующие дни устраиваются парады богов, торжественно переносимых по площади. Регулярно проводятся соревнования борцов, а по ночам – шествия с лампами и факелами.

В предпоследний день фестиваля устраивается девата-дарбар, или прием божеств. Во время него брахманы сообщают прогноз на следующий год, продиктованный самими богами. Заканчивается Дуссера в Кулу сожжением травы, символизирующим покорение Ланки Рамой.

Окрестности Кулу

В окрестностях Кулу расположено несколько заслуживающих внимания индуистских святилищ: пещерное святилище Вайшно Деви (Vaishno Devi Cave Temple, 4 км к северо-востоку от Кулу), Джаганнатхи Деви (Jagannathi Devi Mandir, 5 км к северу от Кулу в деревне Бхекхли/Bhekhli), большое каменное шиваитское святилище Башешвара Махадевы (Basheshvar Mahadeva Mandir, букв. «Святилище повелителя Вселенной», XI в., 15 км к югу от Кулу в деревне Баджаур/Bajaur) и знаменитое шиваитское святилище Биджли Махадевы (Bijli Mahadeva Mandir, букв. «Святилище повелителя молнии», 14 км к юго-востоку от Кулу). Святилище Биджли Махадева расположено на левом берегу р. Беас на горе (2438 м). Над ним установлен 18-метровый металлический шпиль, в грозу собирающий все молнии в округе. Когда молния ударяет в храм, она разносит на куски расположенный у основания шпиля лингам Шивы. Пурохит-жрец собирает эти куски и покрывает их маслом. Затем лингам восстанавливается и ждет следующего удара молнии.

Оглавление книги


Генерация: 3.482. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз