Книга: 100 великих достопримечательностей Москвы
Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре
Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре
Это здание цвета «кофе с молоком» на Тверском бульваре считают самым загадочным творением в стиле модерн. И не зря считают. За его довольно сдержанным фасадом с выносными эркерами, арочными проёмами окон, кованой решёткой балкона скрываются одни из лучших интерьеров Москвы.
Историю этого здания называют типичной для большинства московских особняков. Все они по многу раз передавались из рук в руки, перестраивались и достраивались. Впервые дом на этом участке упоминается в архивах в 1759 году. В квартирной книге Тверской части за 1818 год написано, что главный корпус в целости, двухэтажный флигель выстроен в 1815 году. Среди его владельцев числились конной гвардии ротмистр, камергер, генерал-поручик, коллежский советник, камер-юнкерша, камергер и коллежский советник, потомственный почётный гражданин.
Но всё это продолжалось до 1900 года. Тогда особняк на Тверском приобрёл Пётр Петрович Смирнов. Он был старшим сыном знаменитого «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, основателя и директора Высочайше утверждённого «Товарищества Петра Арсеньевича Смирнова», поставщика дворов Его Императорского Величества и Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича. Ещё при жизни его имя стало нарицательным, как «ампер» или «вольт».
После смерти Петра Арсеньевича его старший сын Пётр выкупил все доли у своих братьев, учредил Торговый дом «П.А. Смирнов» и стал его директором. Пётр Петрович, помимо руководства производством, был членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля.
Приобрести дом на Тверском бульваре его сподвигла любовь. По сути, это был подарок возлюбленной, затем ставшей женой.
Дом Петра Смирнова
Вскоре Пётр Петрович решает перестроить дом и приглашает одного из самых модных и востребованных зодчих в Москве Фёдора Осиповича Шехтеля. И этот выбор оказался удачным. Ведь разрозненные строения под одним фасадом были собраны в единый ансамбль.
Архитектор не уничтожал то, что было в доме до него, а старался всё переосмыслить. Шехтель удалил ограды, прежде соединявшие правый и левый флигели с главным домом. За счёт этого существенно увеличился объём жилых помещений. Предложенная Шехтелем планировка объединила все помещения в новое пространство, отвечавшее потребностям хозяина. Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, сам сдавал объект заказчику.
За два года здание обрело совершенно неузнаваемый внешний вид и волшебное внутреннее убранство.
Шехтель, помимо прочего, предусмотрел в доме автономное паровое отопление, электрические светильники, принудительную вентиляцию танцевального зала, зимний сад, двойное остекление окон и многое другое.
В доме четыре этажа, а не два, как кажется на первый взгляд. Правда, сегодня первый этаж из-за повышения культурного слоя Тверского бульвара на 70 см стал полуподвалом, а четвёртый этаж – мансарда, так искусно надстроена, что на фасаде она не видна и не ухудшила вид дома с улицы.
В 1906 году Пётр Петрович Смирнов сдал свой во многом необыкновенный дом в аренду московскому Дворянскому собранию. Московским дворянам хватало места и для торжественных заседаний, приемов, церемоний, организации роскошных балов, маскарадов. Здесь были открыты уютный ресторан, славившийся разнообразной кухней, и казино.
Пётр Петрович вместе с женой Евгенией Ильиничной переехали в другой особняк.
После того как Петра Петровича не стало, его вдова Евгения Ильинична Смирнова отказалась продлевать аренду Дворянскому собранию. Она решила устроить в особняке на Тверском бульваре общедоступный московский синематограф. Кинематограф, или, как тогда говорили, синематограф, набирал популярность год от года.
Однако проект организации кинотеатра не состоялся. С началом Первой мировой войны вступил в силу «сухой закон», производство алкогольной продукции остановилось. Завод Смирнова перестал выпускать крепкие напитки и стал производить уксус из запасов прокисшего вина и разные морсы. Так что фирма «П.А. Смирнов» реально прекратила своё существование не при большевиках, а гораздо раньше, с первым указом Николая II о запрете крепких напитков.
В начале 1917 года Смирнова выгодно продала привлекательную недвижимость на Тверской в городскую казну. В итоге власти поселили в великолепных залах чиновников Судебного управления.
С приходом к власти большевиков особняк Смирнова (иначе его никогда не называли) не пустовал. Здесь заседал Революционный военный трибунал, а затем сюда перебралась столичная городская прокуратура. Заседания главный прокурор Москвы проводил на втором этаже дома в самом роскошном витражном зале, обшитом морёным дубом, – так называемой Романовской гостиной. Созданный Фёдором Шехтелем полумрак подчеркивает здесь атмосферу эпохи Средневековья. Гостиная до сих пор наполнена многими до конца не разгаданными символическими «штрихами». Например, колонны белого декоративного камина, выложенного изнутри зеленым «кабанчиком», установлены на двух львах, олицетворяющих грозную власть. На фризе над входом в зал аллегорический символ – изображение дракона и собаки, хорошо известное членам масонских лож. В нём зашифровано противостояние двух миров – мистического (дракон) и реального (собака) в вечной битве за душу человека. За время пребывания здесь главного прокурора интерьер пополнился тяжёлой люстрой на золотистых цепях. Она была привезена из Германии в качестве трофея после 1945 года.
В 2006 году в особняке была завершена крупномасштабная реставрация.
Теперь в бывшем особняке Петра Петровича Смирнова можно любоваться анфиладой восьми восстановленных залов на втором этаже. Каждое помещение абсолютно не похоже на предыдущее. Ведь каждое решено в определённом историческом стиле. В каждом сохранилась своя скрытая символика. То есть в доме на Тверском бульваре, 18 легко совершить необыкновенное путешествие не только в пространстве, но и во времени.
Северный парадный вестибюль и лестница сохранены в том виде, какими они были во время постройки этой городской усадьбы в XVIII веке. Парадная лестница расходится на две малые; правая ведет во внутренние помещения, а левая в Готический кабинет. Оригинальные двери, причудливые люстры, портьеры, паркет и дубовые балки на потолке, кажется, хранят суровый дух строгости европейской готики.
После Средневековья Романовской гостиной поражает особый свет Розовой гостиной. Потолок этой комнаты – один из лучших примеров новаторского освещения, которое использовал Шехтель в своих интерьерах. В наше время подобное освещение называется «точечным».
Потолок по краям украшен лепниной с растительными мотивами. Пасторальная тема звучит в интерьере Малой гостиной.
Коварные сирены, нереиды и нимфы и другие многочисленные мифологические морские образы наполняют Большую гостиную времен позднего Ренессанса. Конечно же, ярко и сочно выражена стилистика и в Греческой, и в Египетской гостиных.
Так особняк Петра Смирнова получил новую жизнь. И остался благодаря таланту архитектора одним из самых притягательных и загадочных творений в стиле модерна.
- Удивительные московские достопамятности
- Кремль
- Архангельский собор
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Церковь-колокольня «Иван Великий»
- Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов
- Царь-пушка и Царь-колокол
- Оружейная палата Московского Кремля
- Китай-город
- Красная площадь
- Храм Василия Блаженного
- Государственный исторический музей
- Мемориал «Могила Неизвестного Солдата»
- Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых
- Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу
- Церковь Всех Святых, что на Кулишках
- Палаты Старого Английского двора, Английское подворье
- Бульварное кольцо
- Церковь Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе
- Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)
- Академический Малый театр России
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- МГУ, старое здание на Моховой
- Дом Благородного собрания (Дом союзов)
- Храм Христа Спасителя
- Здание Опекунского совета на Солянке
- Дом Пашкова (Пашков дом)
- Дом генерал-губернаторов (Здание мэрии Москвы)
- Церковь Бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке
- Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке
- Гостиница «Метрополь»
- Гостиница «Националь»
- Российская государственная библиотека
- Памятник Александру Сергеевичу Пушкину
- Высокопетровский монастырь
- Сандуновские бани
- Политехнический музей
- Государственный музей искусств народов Востока. Особняк Луниных
- Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня)
- Особняк Л.К. Разумовского, Государственный центральный музей современной истории России
- Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке
- Дом Перцовых на Пречистенской набережной
- Лютеранский собор (кирха) Петра и Павла
- Усадьба Салтыкова – Черткова
- Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре
- Садовое кольцо
- Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)
- Арбат
- Особняк Хитрово, мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате
- Церковь Симеона Столпника на Поварской
- Государственная Третьяковская галерея
- Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот
- Дом Игумнова на Якиманке
- Храм Воскресения Христова в Кадашах
- Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
- Марфо-Мариинская обитель
- Церковь Св. мученика Иоанна Воина на Якиманке
- Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
- Странноприимный дом, Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского
- Церковь Рождества Богородицы в Путинках
- Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)
- Храм священномученика Климента, папы Римского
- Усадьба Лопухиных
- Церковь Святителя Григория Неокесарийского Чудотворца в Дербицах
- Особняк Хрущёвых – Селезнёвых, Государственный музей А.С. Пушкина
- Особняк Кекушева на Остоженке
- Особняк Фёдора Осиповича Шехтеля на Большой Садовой
- Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе)
- Новодевичий монастырь
- Донской монастырь
- Ярославский вокзал
- Новоспасский монастырь
- Казанский вокзал
- Крутицкое подворье
- Музей Льва Николаевича Толстого
- Симонов монастырь
- Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове
- Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
- Свято-Данилов мужской монастырь
- Лефортовский дворец
- Андроников Спаса Нерукотворного монастырь
- Александрийский дворец в Нескучном саду
- Богоявленский кафедральный собор в Елохове
- Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток»
- Церковь святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе
- Мемориал Победы на Поклонной горе
- Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)
- Петровский путевой дворец
- Храм Всех Святых в селе Всехсвятском
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке)
- ВВЦ (ВДНХ)
- Монумент «Рабочий и колхозница»
- Екатерининский дворец
- Усадьба Кузьминки-Влахернское
- Усадьба Кусково
- Музей-усадьба «Останкино»
- Музей-заповедник «Коломенское»
- Музей-заповедник «Царская усадьба Измайлово»
- Историко-архитектурный художественный и ландшафтный заповедник «Царицыно»
- Московский метрополитен
- Содержание книги
- Популярные страницы
- № 102 Дом Змеевых
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- № 114 Дом Семьянова (Торгово-офисный комплекс «Невский центр»)
- № 88 Дом О.П. Кушелевой