Книга: 100 великих достопримечательностей Москвы
Ярославский вокзал
Ярославский вокзал
Здание этого вокзала занимает особое место не только среди железнодорожных построек столицы, но и всей страны.
Ансамбль Ярославского вокзала вроде бы прост и лёгок. И при этом оказывается неисчерпаемым в своём многообразии.
Именно с Ярославского вокзала, ставшего поистине событием в отечественной архитектуре, началась жизнь одного из направлений модерна, известного под названием «неорусский стиль».
Ярославский вокзал – один из трёх, расположенных на площади Трёх вокзалов.
Ярославский вокзал
В XVII веке на этом месте находилось большое Каланчёвское поле. В западной части поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы, где в то время ещё существовал деревянный царский дворец. У дворца была вышка (каланча), и сам дворец назывался Каланчёвским. Площадь, которая тянулась от него до Красного пруда, назвали Каланчевским полем.
Непосредственно на месте современного Ярославского вокзала располагался Новый полевой артиллерийский двор. По сути, это был завод по производству пушек и снарядов, здесь же располагались и оружейные склады, и многие деревянные строения.
В 1812 году на артиллерийском дворе произошел взрыв. Взрыв был настолько мощным, что его ощутили жители всей восточной части Москвы. Завод был полностью уничтожен.
Инициатива строительства железной дороги от Москвы в сторону Ярославля принадлежала выпускнику Императорского санкт-петербургского университета, крупному общественному и промышленному деятелю Фёдору Васильевич Чижову. Он был основателем Общества для содействия русской промышленности и торговле. Строительство Ярославской железной дороги решили осуществлять без привлечения иностранного капитала. Для прокладки участка от Москвы к Троице-Сергиевой лавре было создано Акционерное общество Московско-Ярославской железной дороги.
Место для строительства вокзала выделили на одной линии с Николаевским вокзалом, согласно с существующим регламентом для казённых зданий. В Уставе железной дороги было указано, что спустя три года после начала строительных работ движение поездов должно быть открыто. Срок истекал летом 1862 года. Параллельно с окончанием укладки железнодорожного полотна заканчивалось и строительство вокзала. Наполовину были готовы также паровозное депо и вагонный сарай.
Поскольку протяженность участка железной дороги была весьма скромной, то и вокзал спроектировали небольшой. Проект здания создал петербургский архитектор Роман Иванович Кузьмин.
Строительство вокзала продолжалось с 1860 по 1862 год.
Так на Каланчевской площади появилось невысокое белое здание. Простое, строгое и деловое. Над зданием возвышался флагшток с флагом ведомства путей сообщения. Вся левая часть здания была отдана для размещения управления дороги.
В депо станции к этому времени прибыли восемь паровозов фирмы Борзиг.
Первый поезд по маршруту Москва – Сергиев Посад отправился с Ярославского вокзала 22 июля 1862 года. На момент открытия Ярославской железной дороги у неё было всего шесть станций: Москва, Мытищи, Пушкинская, Талица (Софрино), Хотьково и Сергиев Посад.
Вплоть до 1870 года поезда с Ярославского вокзала ходили только до Сергиева Посада, а общая длина путей составляла 69 километров. В 1900 году на станции Сергиева Посада для паломников, прибывающих в лавру, построили дополнительный летний вокзал.
Без существенных изменений Ярославский вокзал просуществовал до 1900 года.
В 1900 году Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога стала казённой и перешла в ведение Министерства финансов, а затем, с 1902 года, – в подчинение Министерства путей сообщения Российской империи. Длина путей железной дороги значительно увеличилась. Ведь к Московско-Ярославско-Архангельской присоединились Шуйско-Ивановская, Ярославско-Костромская, Ярославско-Рыбинская и Александровско-Ивановская дороги. Поэтому, даже с учётом реконструкции, вокзал не справлялся с пассажиропотоком. В связи с этим Ярославский вокзал решили реконструировать.
Разработку проекта нового здания для Ярославского вокзала поручили архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю.
Проект Шехтеля получил единогласное одобрение. В том числе и у императора Николая II. Работы начались весной 1902 года.
Для возведения здания Шехтель использовал новые строительные материалы, такие как железобетон, облицовочную плитку, металлоконструкции. Таким образом, у архитектора получилось построить вокзал намного экономичнее и быстрее, чем это было бы при использовании старого штукатурного способа.
В 1906 году Ярославский вокзал был достроен.
Это сооружение не зря относят к лучшим из построенных Шехтелем в Москве. Зодчий воспользовался характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек.
Стержнем композиции является башня входа. В композиции вокзала тема башен подчиняет себе всё остальное. В то же время уравновешенность асимметричной композиции придаёт строению подвижность и даже трепетность, как будто это не застывшая конструкция, а живой организм.
Над входом в вестибюль Шехтель поместил рельефные гербы главных городов, связанных Ярославской железной дорогой.
В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней. Полукруглые пилоны, высокая «теремная кровля» с подзором и венчающим гребнем делают облик здания неповторимо причудливым.
Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов. Эти тона соответствуют общему неяркому цветовому решению фасадов. Всё вместе призвано рождать ассоциативные связи с образом Русского Севера.
Перрон Ярославского вокзала был построен в 1910 году по проекту ещё одного талантливого русского архитектора стиля модерн, Льва Николаевича Кекушева. Вид перрона несколько изменился после реконструкции, проводившейся в 1965–1966 году. У платформы появилась пристройка со сплошной стеклянной стеной.
В 1995 году была произведена перепланировка помещений Ярославского вокзала, благодаря чему удалось в два раза увеличить число обслуживаемых пассажиров. Были отремонтированы колонный зал и галерея.
С Ярославского вокзала ходят поезда дальнего следования в северные районы, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. На Ярославском вокзале начинается и самая протяженная в мире железная дорога – Транссибирская магистраль, которая соединяет Москву и Владивосток. Её длина составляет 9302 километра.
Ярославский железнодорожный вокзал Москвы – крупнейший среди девяти московских вокзалов по объёму перевозок, на его терминале обслуживается 300 поездов. И каждый пассажир, попадая на вокзал, невольно оказывается под очарованием архитектурного творения, созданного мастером русского модерна Фёдором Осиповичем Шехтелем.
- Удивительные московские достопамятности
- Кремль
- Архангельский собор
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Церковь-колокольня «Иван Великий»
- Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов
- Царь-пушка и Царь-колокол
- Оружейная палата Московского Кремля
- Китай-город
- Красная площадь
- Храм Василия Блаженного
- Государственный исторический музей
- Мемориал «Могила Неизвестного Солдата»
- Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых
- Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу
- Церковь Всех Святых, что на Кулишках
- Палаты Старого Английского двора, Английское подворье
- Бульварное кольцо
- Церковь Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе
- Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)
- Академический Малый театр России
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- МГУ, старое здание на Моховой
- Дом Благородного собрания (Дом союзов)
- Храм Христа Спасителя
- Здание Опекунского совета на Солянке
- Дом Пашкова (Пашков дом)
- Дом генерал-губернаторов (Здание мэрии Москвы)
- Церковь Бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке
- Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке
- Гостиница «Метрополь»
- Гостиница «Националь»
- Российская государственная библиотека
- Памятник Александру Сергеевичу Пушкину
- Высокопетровский монастырь
- Сандуновские бани
- Политехнический музей
- Государственный музей искусств народов Востока. Особняк Луниных
- Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня)
- Особняк Л.К. Разумовского, Государственный центральный музей современной истории России
- Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке
- Дом Перцовых на Пречистенской набережной
- Лютеранский собор (кирха) Петра и Павла
- Усадьба Салтыкова – Черткова
- Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре
- Садовое кольцо
- Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)
- Арбат
- Особняк Хитрово, мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате
- Церковь Симеона Столпника на Поварской
- Государственная Третьяковская галерея
- Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот
- Дом Игумнова на Якиманке
- Храм Воскресения Христова в Кадашах
- Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
- Марфо-Мариинская обитель
- Церковь Св. мученика Иоанна Воина на Якиманке
- Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
- Странноприимный дом, Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского
- Церковь Рождества Богородицы в Путинках
- Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)
- Храм священномученика Климента, папы Римского
- Усадьба Лопухиных
- Церковь Святителя Григория Неокесарийского Чудотворца в Дербицах
- Особняк Хрущёвых – Селезнёвых, Государственный музей А.С. Пушкина
- Особняк Кекушева на Остоженке
- Особняк Фёдора Осиповича Шехтеля на Большой Садовой
- Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе)
- Новодевичий монастырь
- Донской монастырь
- Ярославский вокзал
- Новоспасский монастырь
- Казанский вокзал
- Крутицкое подворье
- Музей Льва Николаевича Толстого
- Симонов монастырь
- Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове
- Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
- Свято-Данилов мужской монастырь
- Лефортовский дворец
- Андроников Спаса Нерукотворного монастырь
- Александрийский дворец в Нескучном саду
- Богоявленский кафедральный собор в Елохове
- Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток»
- Церковь святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе
- Мемориал Победы на Поклонной горе
- Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)
- Петровский путевой дворец
- Храм Всех Святых в селе Всехсвятском
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке)
- ВВЦ (ВДНХ)
- Монумент «Рабочий и колхозница»
- Екатерининский дворец
- Усадьба Кузьминки-Влахернское
- Усадьба Кусково
- Музей-усадьба «Останкино»
- Музей-заповедник «Коломенское»
- Музей-заповедник «Царская усадьба Измайлово»
- Историко-архитектурный художественный и ландшафтный заповедник «Царицыно»
- Московский метрополитен
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Лионский вокзал
- ГАМБУРГСКИЙ ВОКЗАЛ (HAMBURGER BAHNHOF) – *МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ (MUSEUM FUR GEGENWART)
- Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала
- Главный вокзал и театр
- Александровский (Брестский) вокзал.
- Вокзал Россиу
- Между вокзалом и Западным парком
- Финляндский вокзал
- *Западный вокзал
- От *Центрального вокзала до площади Дам
- *ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ (HAUPTBAHNHOF)
- Площадь Республики и Центральный вокзал