Книга: 100 великих достопримечательностей Москвы
Усадьба Кусково
Усадьба Кусково
Регулярный парк усадьбы Кусково – один из самых древних парков Москвы. И парк, и сама усадьба, наверное, одни из самых любимых как у москвичей, так и у гостей. Возможно, потому, что изначально Кусково задумывалось не как хозяйственная усадьба, а как «увеселительное» место, где все предназначено для «приятного препровождения времени». Для этих целей были выстроены дворец, парк, парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала даже небольшая флотилия гребных судов.
Впервые Кусково упоминается в самом конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623–1624 годах, при царе Михаиле Фёдоровиче, здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года, – случай в истории усадеб довольно редкий.
Родоначальником графов Шереметевых был фельдмаршал Борис Петрович Шереметев.
Графский титул ему пожаловал Пётр I за усмирение Астраханского стрелецкого бунта в 1706 году. Борис Петрович участвовал в Северной войне и за первую победу, одержанную над шведами после поражения русских под Нарвой, был произведён в фельдмаршалы.
Царь Пётр не скупился на награды, щедро одаривая Шереметева землей и крестьянами.
Когда же шестидесятилетний фельдмаршал и первый граф России собрался уйти в отставку и постричься в монахи в Киево-Печерской лавре, Пётр сосватал ему двадцатипятилетнюю вдову своего дяди Льва Кирилловича Нарышкина – Анну Петровну Салтыкову.
Усадьба Кусково
Вместе с Анной Петровной фельдмаршал был отправлен в Прусский поход. Поход был неудачным с точки зрения военной стратегии, но весьма плодотворным для новобрачных. Они одного за другим произвёли на свет пятерых детей. Старший из них, Пётр Борисович Шереметев, в шестилетнем возрасте, после смерти отца, унаследовал огромное состояние.
Пётр Борисович, в отличие от отца, не отличался призванием к военному делу, зато числился камергером во дворе, исправно получал чины и приумножал своё богатство. Он женился в тридцать лет на самой богатой невесте страны – княжне Варваре Алексеевне, единственной дочери канцлера Российской империи князя Алексея Михайловича Черкасского. Тем самым объединились два огромных состояния, и Шереметев стал счастливым обладателем 44 имений в 28 губерниях России. Как не удивительно, но брак по расчёту принёс Петру Борисовичу и счастье в семейной жизни.
После свадьбы граф с супругой поселились в Петербурге, в особняке на Фонтанке, 34, в так называемом Фонтанном доме. Однако Пётра Борисовича тянуло в Москву: он задумывает перестройку своей подмосковной усадьбы Кусково, благо, вместе с приданым жены он присоединил к Кускову соседние земли Вешняки и Выхино.
Имение состояло из трёх частей: запрудной со зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Главным сооружением в имении Шереметева был Дворец, или, как тогда его называли, Большой дом. Здесь Пётр Борисович устраивал парадные приемы.
Первоначально проект дворца был заказан французскому архитектору Шарлю де Вальи, но чертежи из Парижа запоздали, поэтому постройка была поручена московскому архитектору Карлу Ивановичу Бланку. Согласно чертежам де Вальи после внесли некоторые дополнения.
Пологие пандусы дворца, украшенные фигурами сфинксов, предназначались для того, чтобы кареты со знатными гостями могли подъезжать к самому входу во дворец.
Над входом в треугольном фронтоне – фамильный вензель Шереметевых.
Традиционные для XVIII века анфилады залов включали в себя Гостиные, Карточный и Бильярдные залы, Столовую, Парадную и Вседневную спальню, Библиотеку и так далее. Главным залом считался Белый Танцевальный. Одна его сторона обращена в сад, другая – полностью зеркальная.
Французский регулярный парк украшала мраморная скульптура. Здесь были пруды и павильоны, несколько оранжерей, зверинец, менажерия, то есть архитектурно оформленный дом с певчими птицам, Зелёный театр. Существовало около пятидесяти разнообразных экзотических павильонов и затей (например, стог сена или поленница дров могли внутри оказаться комфортным павильоном), садовые лабиринты, фонтаны, гроты, подъёмные мосты, карусели и много всего другого. После смерти жены Пётр Борисович покинул дом на Фонтанке и окончательно поселился в Кускове.
Вместе с сыном Николаем Пётр Борисович основал крепостной театр и собственную театральную школу для крепостных актёров.
С того времени праздники со спектаклями и фейерверками стали обыкновением. Начиная с 1770 года и до самой смерти в 1788 году Шереметев устраивал грандиозные гулянья, на которые приглашались все желающие. У дороги в имение стоял столб с надписью, приглашавшей веселиться как кому угодно, в доме и в саду.
Но во время веселья строго следили за тем, чтоб «гуляли смирно, и в саду ничего не ломали и не рвали, бесчинств, ссор и драк не заводили».
Число гостей на таких празднествах доходило до тридцати тысяч. Программы праздников включали в себя театральные и народные представления, катание на лодках под пение хора, фейерверки, дивертисменты, морские парады и карусели.
По четвергам и воскресеньям в трёх усадебных театрах проходили бесплатные спектакли. В Кускове были не только свои крепостные архитекторы и художники, как, например, семья Аргуновых, но и свой драматург – Василий Вроблевский, свой композитор – Степан Дегтярёв и знаменитые оперная и балетная труппы. А ведущими солистками были крепостные актрисы Татьяна Гранатова и Прасковья Жемчугова (Ковалёва). Та самая Жемчугова, которая стала в 1803 году женой графа Николая Петровича Шереметева.
Одним из увлечений графа Петра Борисовича было создание портретной галереи знаменитых современников, «государей и владетельных особ». Большая часть этой коллекции портретной живописи по сей день хранится в Кускове и насчитывает более 280 произведений русских художников и иностранцев, работавших в России. Здесь можно увидеть портреты Петра I работы немецкого живописца И.Г. Таннауэра, Екатерины II кисти Фёдора Степановича Рокотова. Представлены портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны, созданные академиком живописи Дмитрием Григорьевичем Левицким, а также изображения графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны кисти итальянского художника Пьетро Ротари, портрет Прасковьи Жемчуговой работы крепостного художника Николая Аргунова и много других замечательных работ.
После того как завершилась эпоха Екатерины, начался закат усадьбы Кусково. Интересы Николая Петровича Шереметева переместились в усадьбу Останкино, где он сосредоточил лучшие произведения искусства, часть из которых была перевезена из Кускова, и создал лучший в России театр.
После смерти Николая Петровича владельцем усадьбы становится Дмитрий Николаевич Шереметев, сын Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой. В то время москвичи любили приезжать в Кусково, чтобы устроить пикник, посмотреть театральное представление или поудить рыбу, благо, удочки выдавались прямо на месте, и в пруду в большом количестве водились караси.
После 1917 года имение было национализировано. Сегодня в усадьбе Кусково расположены два музея: единственный в России музей керамики и музей-усадьба «Кусково».
- Удивительные московские достопамятности
- Кремль
- Архангельский собор
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Церковь-колокольня «Иван Великий»
- Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов
- Царь-пушка и Царь-колокол
- Оружейная палата Московского Кремля
- Китай-город
- Красная площадь
- Храм Василия Блаженного
- Государственный исторический музей
- Мемориал «Могила Неизвестного Солдата»
- Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых
- Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу
- Церковь Всех Святых, что на Кулишках
- Палаты Старого Английского двора, Английское подворье
- Бульварное кольцо
- Церковь Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе
- Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)
- Академический Малый театр России
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- МГУ, старое здание на Моховой
- Дом Благородного собрания (Дом союзов)
- Храм Христа Спасителя
- Здание Опекунского совета на Солянке
- Дом Пашкова (Пашков дом)
- Дом генерал-губернаторов (Здание мэрии Москвы)
- Церковь Бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке
- Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке
- Гостиница «Метрополь»
- Гостиница «Националь»
- Российская государственная библиотека
- Памятник Александру Сергеевичу Пушкину
- Высокопетровский монастырь
- Сандуновские бани
- Политехнический музей
- Государственный музей искусств народов Востока. Особняк Луниных
- Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня)
- Особняк Л.К. Разумовского, Государственный центральный музей современной истории России
- Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке
- Дом Перцовых на Пречистенской набережной
- Лютеранский собор (кирха) Петра и Павла
- Усадьба Салтыкова – Черткова
- Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре
- Садовое кольцо
- Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)
- Арбат
- Особняк Хитрово, мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате
- Церковь Симеона Столпника на Поварской
- Государственная Третьяковская галерея
- Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот
- Дом Игумнова на Якиманке
- Храм Воскресения Христова в Кадашах
- Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
- Марфо-Мариинская обитель
- Церковь Св. мученика Иоанна Воина на Якиманке
- Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
- Странноприимный дом, Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского
- Церковь Рождества Богородицы в Путинках
- Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)
- Храм священномученика Климента, папы Римского
- Усадьба Лопухиных
- Церковь Святителя Григория Неокесарийского Чудотворца в Дербицах
- Особняк Хрущёвых – Селезнёвых, Государственный музей А.С. Пушкина
- Особняк Кекушева на Остоженке
- Особняк Фёдора Осиповича Шехтеля на Большой Садовой
- Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе)
- Новодевичий монастырь
- Донской монастырь
- Ярославский вокзал
- Новоспасский монастырь
- Казанский вокзал
- Крутицкое подворье
- Музей Льва Николаевича Толстого
- Симонов монастырь
- Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове
- Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
- Свято-Данилов мужской монастырь
- Лефортовский дворец
- Андроников Спаса Нерукотворного монастырь
- Александрийский дворец в Нескучном саду
- Богоявленский кафедральный собор в Елохове
- Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток»
- Церковь святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе
- Мемориал Победы на Поклонной горе
- Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)
- Петровский путевой дворец
- Храм Всех Святых в селе Всехсвятском
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке)
- ВВЦ (ВДНХ)
- Монумент «Рабочий и колхозница»
- Екатерининский дворец
- Усадьба Кузьминки-Влахернское
- Усадьба Кусково
- Музей-усадьба «Останкино»
- Музей-заповедник «Коломенское»
- Музей-заповедник «Царская усадьба Измайлово»
- Историко-архитектурный художественный и ландшафтный заповедник «Царицыно»
- Московский метрополитен
- Содержание книги
- Популярные страницы
- «Пока не погибла усадьба…»
- Кусково
- Усадьба Сан-Ильдефонсо и Риофрио
- Усадьба кабинет-министра А.П. Волынского
- Усадьба Лопухиных
- Усадьба Балков. Трагедия семьи
- Усадьба Кузьминки-Влахернское
- Музей-заповедник «Царская усадьба Измайлово»
- Службы и усадьба Белосельских-Белозерских (Крестовский пр., 20–22)
- Усадьба Салтыкова – Черткова
- Музей-усадьба «Останкино»
- Кусково В ожидании великой суши