Книга: 100 великих достопримечательностей Москвы
Казанский вокзал
Казанский вокзал
Каждый, кто бывал на площади Трёх вокзалов, безусловно, видел эти удивительные часы со знаками зодиака на циферблате. Они установлены на стене Казанского вокзала.
Казанский вокзал не менее удивителен и оригинален, чем всем известные часы. Ведь это здание признано выдающимся памятником российской архитектуры.
Первое деревянное здание вокзала, даже, скорее, станции, построено в 1862 году для Рязанской железной дороги. Вокзал и назывался первоначально Рязанским.
Как и все станции первого Коломенского участка Московско-Рязанской железной дороги, он был сдан с недоделками. По отзывам пассажиров, из вагонов приходилось выпрыгивать, а дам снимать на руках с лестниц вагонов.
Каменный вокзал возводился по проекту архитектора Матвея Юрьевича Левестама в 1864 году. Рязанский вокзал стал третьим, после Николаевского и Ярославского, на Каланчевском поле – нынешней площади Трёх вокзалов. Здание было не очень большим, дебаркадер и платформы с путями имели общую крышу с вокзалом. Над входом высилась башенка с часами. До наших дней от всего вокзального комплекса сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в итальянском стиле.
В 1893 году железную дорогу продлили до Казани. Железную дорогу переименовали в Московско-Казанскую, а вокзал соответственно стал называться Казанским. Естественно, что поток пассажиров значительно возрос, и потребность в новом здании стала очевидной.
Правление железной дороги рассматривало несколько проектов нового Казанского вокзала. Но ни один не получил одобрения министерства.
Казанский вокзал
В 1910 году решили реконструировать старое здание, увеличить помещения первого и второго классов. Но эти изменения не решили всех проблем. Вскоре был снова объявлен конкурс на лучший проект для нового вокзала.
Из всех предложенных вариантов комиссии показались наиболее интересными три. Затем остановились на двух. Автором одного был признанный мастер модерна Фёдор Осипович Шехтель, второй принадлежал архитектуру Алексею Викторовичу Щусеву, который считался лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). По итогам обсуждения лучшим был признан проект Щусева.
Определяющим в выборе комиссии стал тот факт, что Щусев развернул здание вокзала. Он перенёс главный фасад вокзала с неширокого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади. Это решение наиболее точно отражало характер старой Москвы. Живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминала целый городок, украшенный башней и часами.
В октябре 1911 года правление дороги приняло постановление о строительстве вокзала по проекту Щусева, но только в ноябре 1913 года проект был утверждён в министерстве путей сообщения Российской империи.
Алексей Викторович Щусев был назначен главным архитектором строительства Казанского вокзала. За то время, пока шло согласование проекта, архитектор переехал из Санкт-Петербурга в Москву и занимался изучением местности. Непростой рельеф площади требовал нестандартного решения, и Щусев его нашёл. Из-за разного уровня рельефа Щусев сделал здание вокзала несимметричным. Башню – доминанту всего архитектурного ансамбля, он разместил в самом низком месте, что способствовало оптимальному визуальному восприятию здания со всех углов обзора. Новый Казанский вокзал должен был стать настоящим произведением искусства.
Возведение временного вокзала начали в июле 1912 года, ещё до окончательного утверждения в министерских кабинетах.
По планам зодчего левая часть вокзала отводилась под первый и второй класс. Пол просторного роскошного вестибюля первого класса должен быть выстлан чёрным и красным порфиром. Стены – украшены полотнами Николая Константиновича Рериха, на которых запечатлены сцены битвы с татарами при Керженце и взятие Казани.
Рядом с перронным залом располагался зал ожидания восьмигранной формы со звёздчатым куполом и росписью в восточном стиле. Из вестибюля и перронного зала должны быть выходы в огромный зал ресторана, обставленный в стиле Петровской эпохи: стены покрыты зелёными с розовым шпалерами. На резном деревянном плафоне – аллегорические изображения городов, через которые проходит Московско-Казанская железная дорога. Для прибывающих пассажиров предназначался отдельный вестибюль, с платформы он имел выход прямо на Рязанский проезд и был изолирован от зала-ресторана и других помещений.
Правое крыло Казанского вокзала отводилось под третий класс и багажный зал. Вход в багажный зал располагался недалеко от центрального входа. Его украшали гербы Москвы, Рязани и Казани. Отдельные помещения были предусмотрены для пассажиров четвёртого класса и воинских подразделений. По центру вокзала располагались шесть крытых платформ и двенадцать подъездных путей.
Декор вокзала, решённого в смелых железобетонных конструкциях, напоминал мотивы древнерусского зодчества. А с другой стороны – темы построек Казанского кремля.
Белокаменный декор на краснокирпичном фоне стен выполнен в стиле русского барокко XVII века.
Для росписи залов Казанского вокзала Щусев пригласил таких знаменитых художников, как: Александр Николаевич Бенуа, Борис Михайлович Кустодиев, Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Мстислав Валерианович Добужинский, Иван Яковлевич Билибин, Евгений Евгеньевич Лансере. Кстати, отделка интерьеров и роспись сводчатого зала ресторана по эскизам Е.Е. Лансере продолжалась вплоть до конца 1930–х годов.
Первая мировая война внесла значительные корректировки в планы архитектора. Затем последовала революция 1917 года, затем Гражданская война. В 1918 году железные дороги на территории РСФСР были национализированы.
Часть вокзала открыли в 1919 году, когда главный корпус электрифицировали, а в июне 1922 года были готовы и пассажирские залы. Официальной датой завершения первого этапа строительства Казанского вокзала считается 1926 год, а второго – 1940 год.
В середине ХХ века Казанский вокзал несколько раз расширяли и обновляли. В это время был построен подземный зал ожидания для размещения пассажиров пригородных электричек. В 70–е годы ХХ века была проведена крупная реконструкция здания. В результате значительно увеличилась пропускная способность вокзала, и в то же время были реализованы некоторые неосуществленные замыслы архитектора.
Ещё тогда, когда новый вокзал только начинал строиться, Алексей Викторович Щусев настоял на установке часов с боем. Архитектор сам выполнил рисунки знаков зодиака для циферблата, а отлили их из бронзы в Петрограде. Они исправно работали с 1926 года по 1941 год, когда при взрыве фугасной бомбы был сброшен колокол. Восстановили часы в 1970-х годах. И по сей день они не только показывают время, но и украшают выдающуюся достопримечательность Москвы и одно из самых известных творений архитектора Алексея Викторовича Щусева.
- Удивительные московские достопамятности
- Кремль
- Архангельский собор
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Церковь-колокольня «Иван Великий»
- Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов
- Царь-пушка и Царь-колокол
- Оружейная палата Московского Кремля
- Китай-город
- Красная площадь
- Храм Василия Блаженного
- Государственный исторический музей
- Мемориал «Могила Неизвестного Солдата»
- Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых
- Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу
- Церковь Всех Святых, что на Кулишках
- Палаты Старого Английского двора, Английское подворье
- Бульварное кольцо
- Церковь Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе
- Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)
- Академический Малый театр России
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
- МГУ, старое здание на Моховой
- Дом Благородного собрания (Дом союзов)
- Храм Христа Спасителя
- Здание Опекунского совета на Солянке
- Дом Пашкова (Пашков дом)
- Дом генерал-губернаторов (Здание мэрии Москвы)
- Церковь Бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке
- Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке
- Гостиница «Метрополь»
- Гостиница «Националь»
- Российская государственная библиотека
- Памятник Александру Сергеевичу Пушкину
- Высокопетровский монастырь
- Сандуновские бани
- Политехнический музей
- Государственный музей искусств народов Востока. Особняк Луниных
- Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня)
- Особняк Л.К. Разумовского, Государственный центральный музей современной истории России
- Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке
- Дом Перцовых на Пречистенской набережной
- Лютеранский собор (кирха) Петра и Павла
- Усадьба Салтыкова – Черткова
- Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре
- Садовое кольцо
- Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)
- Арбат
- Особняк Хитрово, мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате
- Церковь Симеона Столпника на Поварской
- Государственная Третьяковская галерея
- Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот
- Дом Игумнова на Якиманке
- Храм Воскресения Христова в Кадашах
- Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
- Марфо-Мариинская обитель
- Церковь Св. мученика Иоанна Воина на Якиманке
- Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
- Странноприимный дом, Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского
- Церковь Рождества Богородицы в Путинках
- Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)
- Храм священномученика Климента, папы Римского
- Усадьба Лопухиных
- Церковь Святителя Григория Неокесарийского Чудотворца в Дербицах
- Особняк Хрущёвых – Селезнёвых, Государственный музей А.С. Пушкина
- Особняк Кекушева на Остоженке
- Особняк Фёдора Осиповича Шехтеля на Большой Садовой
- Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе)
- Новодевичий монастырь
- Донской монастырь
- Ярославский вокзал
- Новоспасский монастырь
- Казанский вокзал
- Крутицкое подворье
- Музей Льва Николаевича Толстого
- Симонов монастырь
- Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове
- Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
- Свято-Данилов мужской монастырь
- Лефортовский дворец
- Андроников Спаса Нерукотворного монастырь
- Александрийский дворец в Нескучном саду
- Богоявленский кафедральный собор в Елохове
- Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток»
- Церковь святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе
- Мемориал Победы на Поклонной горе
- Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)
- Петровский путевой дворец
- Храм Всех Святых в селе Всехсвятском
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке)
- ВВЦ (ВДНХ)
- Монумент «Рабочий и колхозница»
- Екатерининский дворец
- Усадьба Кузьминки-Влахернское
- Усадьба Кусково
- Музей-усадьба «Останкино»
- Музей-заповедник «Коломенское»
- Музей-заповедник «Царская усадьба Измайлово»
- Историко-архитектурный художественный и ландшафтный заповедник «Царицыно»
- Московский метрополитен
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Казанский кафедральный собор
- Казанский собор
- Лионский вокзал
- ГАМБУРГСКИЙ ВОКЗАЛ (HAMBURGER BAHNHOF) – *МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ (MUSEUM FUR GEGENWART)
- Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала
- Главный вокзал и театр
- Александровский (Брестский) вокзал.
- Вокзал Россиу
- Между вокзалом и Западным парком
- Казанский Кафедральный собор
- Финляндский вокзал
- *Западный вокзал