Книга: Санкт-Петербург

Дивное ожерелье…

Дивное ожерелье…

Великолепные и разнообразные по силуэтам мосты, суровые монументальные гранитные набережные, строгие и изящные ограды Петербурга — это не только страницы русского мостостроения, каменного и металлического искусства, они формируют архитектурно-художественный облик города с его островами, реками и каналами.

Почему в первые годы существования Петербурга не строили мосты через Неву? Каким образом поддерживалась связь между обеими берегами реки?

Существуют разные мнения по поводу того, почему в петровскую пору не строили мостов через Неву. Одни считают, что Петр I всячески старался приучить «россиян» к морскому делу, заставлял их пользоваться лодками. Другие утверждают, что мосты затрудняли бы прохождение по реке торговых и других судов. Скорее всего, правы и те, и другие. Так или иначе мостов через Неву при Петре действительно не было. Поэтому летом пользовались лодками (верейками) и другими переправочными судами. В специальном указе предписывалось, чтобы «не только хозяева домов, но и каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно, которое бы употреблялось точно же, как на сухом пути кареты и коляски».

Безопасность переправ по льду должна была обеспечивать особая команда, вооруженная ломами, лопатами, веревками и длинными досками. В ее задачу входило закрывать движение через Неву с приближением ледохода и во время ледостава. Когда лед становился достаточно крепким, команда прокладывала дорогу и следила за ее состоянием. Дорога, связывавшая оба берега реки, отмечалась воткнутыми в снег зелеными елками. Открытие проезда через Неву возвещал пушечный выстрел. Обычно первым проезжал Петр, за ним следовали остальные.

Какой мост в городе был сооружен первым и почему?

Первый в Петербурге мост был переброшен через Кронверкский пролив. Он связал Заячий остров, где шло строительство Петропавловской крепости, с Березовым, на котором стал формироваться первый центр Петербурга. Так что возведение его диктовалось крайней необходимостью и было связано с самим рождением города.

Вначале это был наплавной мост на деревянных барках-плашкоутах. Он помечен на плане Петропавловской крепости 1705 года. Вскоре взамен наплавного на этом месте возвели новый деревянный мост на свайных опорах с подъемной частью в середине протока. Мост неоднократно перестраивался. Последний раз он был капитально отремонтирован в 1951 году. Вначале мост назывался Петровским. В 1887 году его переименовали в Иоанновский.

Где был наведен первый наплавной мост через Неву и как он назывался? Сколько лет просуществовал этот мост?

Всего в Петербурге в дельте Невы было 11 больших наплавных мостов (с учетом мостов, ведущих на Елагин остров). Первый из них — Исаакиевский. Его навели в 1727 году по приказанию А. Д. Меншикова. Мост связал Васильевский остров с левым берегом Невы немного западнее Адмиралтейства — там, где стояла Исаакиевская церковь, от которой и мост получил название Исаакиевского.

Просуществовал мост только одно лето: его разобрали «для удобства судового хода». Но через пять лет Адмиралтейская коллегия получила приказ устроить мост через Неву на этом же месте. И под руководством корабельного мастера бомбардира-лейтенанта Ф. Пальчикова в 1732 году мост был построен заново. Он состоял из ряда барок-плашкоутов, поставленных на якорях. На барках были уложены прогоны и настил. Для пропуска судов мост имел в двух местах разводные части.

Дежурный офицер Адмиралтейской коллегии, выполнявший обязанности начальника караула, отвечал за своевременное разведение моста в ночное время и прохождение судов вверх и вниз по реке.

С каждого, кто пользовался мостом, взималась плата согласно введенному тарифу. С пеших — 1 копейка, с возов — 2 копейки, с карет и колясок — 5 копеек, с 10 мелких скотин — 2 копейки, с судов (с разводом моста) — 1 рубль. Бесплатно пропускались лишь дворцовые кареты, дворцовые курьеры, участники церемоний и пожарные команды. Плата за проезд была отменена в 1755 году.


Наплавной Исаакиевский мост

В связи с сооружением Благовещенского моста (позже Николаевский, а ныне мост Лейтенанта Шмидта) Исаакиевский мост отодвинули немного выше по течению реки. Он вел от Зимнего дворца к Стрелке Васильевского острова. Но когда здесь начали строить Дворцовый мост, то наплавной стали наводить на прежнем месте.

Исаакиевский мост наводился ежегодно в течение 184 лет. 11 июня 1916 года от искры проходившего по Неве буксира деревянный мост воспламенился и сгорел.

Гранитные устои со стороны Университетской набережной и со стороны площади Декабристов — немые свидетели существовавшего здесь некогда Исаакиевского моста — первого наплавного моста через Неву.

Кто был автором проекта одноарочного деревянного моста через Неву? Когда произошло испытание модели моста?

Автором проекта уникального моста через Неву был замечательный русский механик-самоучка И. П. Кулибин. Более 30 лет он работал механиком в Академии наук. Кулибин создал проект гигантского деревянного одноарочного моста через Неву длиной 298 метров. Самый же большой в мире деревянный мост через реку Лиммат (Швейцария), сооруженный в 1778 году, имел пролет всего лишь 119 метров. Высота моста позволила бы проходить под ним кораблям с мачтами и парусами. Береговые опоры были задуманы каменными, а саму арку предполагалось сконструировать из досок, поставленных на ребро и соединенных металлическими болтами. Мост имел две галереи: верхняя предназначалась для пешеходов, нижняя — для городского транспорта.

К проекту, разработанному самоучкой, многие ученые отнеслись с нескрываемым скептицизмом. Тогда Кулибин создал модель моста в одну десятую часть натуральной величины (длиной 30 метров). Для ее испытания собранием Петербургской Академии была назначена экспертная комиссия.

27 декабря 1776 года состоялось официальное испытание модели. Вначале на модель положили груз весом 3300 пудов, считавшийся, по расчетам, предельным. Большинство зрителей были уверены, что модель не выдержит тяжести и рухнет. Но изобретатель, убежденный в прочности модели, добавил еще 570 пудов. А «для вящего доказательства» Кулибин сам поднялся на модель и пригласил последовать за ним всех членов экспертной комиссии и рабочих, подносивших грузы.


Проект одноарочного деревянного моста через Неву. Гравюра конца XVIII века

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» от 10 февраля 1777 года писала:

«Сия модель… к неожиданному удовольствию Академии была найдена совершенно и доказательно верною для произведения оной в настоящем размере… Удивительная сия модель делает зрелище всего города по великому множеству любопытных, попеременно оную осматривающих. Искусный ея изобретатель, отменный своим остроумием, не менее тем достохвален, что все его умозрения обращены к пользе общества».

В течение 28 дней модель стояла под тяжестью 3870 пудов, что в 15 раз превышало ее собственный вес, однако никаких признаков деформации не наблюдалось. Это была блестящая победа изобретателя. Несмотря на это проект И. П. Кулибина остался нереализованным и был предан забвению.

Модель была выставлена для осмотра вначале в академическом дворе (набережная Лейтенанта Шмидта, 1), а в 1793 году ее установили в Таврическом саду в качестве моста через один из каналов. 27 июля 1816 года подгнившая модель обрушилась.

Мосты Ломоносова и Старо-Калинкин с гранитными башнями и провисающими тяжелыми цепями всегда привлекают внимание прохожих. Когда они были возведены и сколько подобных мостов было переброшено через Фонтанку?

Мост Ломоносова (в прошлом Чернышев мост) и Старо-Калинкин возведены в 1785–1787 годах при сооружении гранитных набережных Фонтанки. Четыре гранитных павильона, увенчанных куполами, придают силуэтам мостов особую выразительность. В павильонах находились подъемные механизмы, которые, натягивая цепи, поднимали и раскрывали крылья среднего пролета (вначале он был деревянным) во время прохождения судов.


Мост Ломоносова

Всего через Фонтанку в те же 1780-е годы было построено семь однотипных мостов с башнями и цепями. Кроме уже названных это были Симеоновский (ныне мост Белинского), Аничков, Семеновский, Обуховский и Измайловский мосты. С годами движение на улицах становилось более интенсивным, и в середине XIX столетия узкие гранитные мосты через Фонтанку заменили более легкими и широкими. Из прежних мостов-близнецов до наших дней сохранилось лишь два — Ломоносова и Старо-Калинкин. Последний в 1892–1893 годах подвергся частичной реконструкции и его проезжая часть стала шире. При въезде на мост Ломоносова обращают на себя внимание гранитные фонарные столбы с крылатыми морскими коньками. Установленные в 1912 году по проекту архитектора И. А. Фомина, они наилучшим образом дополнили композицию моста — важного звена в ансамбле площади Ломоносова.

Какие мосты в Петербурге имели и имеют сейчас «цветные» названия?

Все мосты с «цветными» названиями были возведены на Мойке. Это Желтый (ныне Певческий) — у Дворцовой площади, Зеленый (позднее Полицейский, а ныне Народный) — на Невском проспекте, Красный — по Гороховой улице, Синий — на Исаакиевской площади.

Свои названия они получили в связи с тем, что существовавшие на их месте в XVIII веке деревянные мосты окрашены были в соответствующий цвет. Два из них, Красный и Синий, сохранили не только свои прежние названия, но и традиционную окраску перил и фасадов металлических арок.

Какой мост в Петербурге самый широкий?

Самый широкий мост города — Синий. Он сооружен через Мойку на месте старого моста в 1818 году архитектором В. И. Гесте, а в 1842–1843 годах в связи с постройкой Мариинского дворца продлен в сторону Нового переулка (ныне переулок Антоненко). В результате ширина моста достигла 99,95 метра. Мост настолько органично слился с пространством Исаакиевской площади, что многие его просто не замечают.

Какой петербургский мост был первым в России металлическим мостом городского типа? Когда и кем он построен?

Первый в стране металлический мост (не считая небольших пешеходных мостиков, появившихся в конце XVIII века в Царскосельском парке) — это Полицейский (ныне Народный), построенный в 1806–1808 годах по проекту В. И. Гесте.

Взамен обветшалого деревянного моста через Мойку (Зеленого) на Невском был переброшен одноарочный мост со сводом, собранным из пустотелых чугунных блоков, скрепленных между собой болтами. Конструкция Полицейского моста положила начало новой эпохе в истории русского мостостроения. Вскоре по этому образцу были сооружены и другие мосты, в том числе ряд мостов через Мойку.


Синий мост

В 1904–1907 годах в связи с решением проложить по Невскому трамвайную линию Полицейский мост расширили. По проекту архитектора Л. А. Ильина он получил и новое оформление. Арки моста были украшены орнаментальными деталями, вместо каменных фонарей-обелисков установили металлические, сохранившиеся до наших дней.

Где был построен первый в Петербурге проезжий висячий цепной мост? Сколько таких мостов было в Петербурге? Какие цепные мосты сохранились до наших дней?

Первым проезжим цепным мостом был Пантелеймоновский, построенный в 1823–1824 годах через Фонтанку у Летнего сада против Пантелеймоновской улицы (ныне улица Пестеля) по проекту инженера Г. Треттера. Всеми строительными работами руководил инженер В. А. Христианович — воспитанник Петербургского института инженеров путей сообщения.

На гранитных устоях с каждой стороны реки были установлены порталы из пяти чугунных колонн высотой 6 метров. Каждый из них завершался карнизом, украшенным позолоченным свинцовым орнаментом и львиными головами. Через открытые львиные пасти были пропущены несущие цепи, к которым крепился деревянный настил моста. Его пролет имел длину 43 метра, а ширину — почти 11 метров. Пантелеймоновский мост помимо оригинального инженерного решения отличался живописным силуэтом и хорошо вписывался в окружающую панораму этого уголка старого Петербурга.

«Через его ажурные устои, — писала в автобиографических записках известная художница А. П. Остроумова-Лебедева, — просвечивало небо, деревья Летнего сада. Во время дождя он темнел, рисуясь выше и стройнее. Иногда он покрывался инеем и стоял как сказочное волшебное видение. Высоко, на перекладинах, нежно блестели вызолоченные морды львов… Очень любила я идти по цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся.

Когда шел народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шел обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шел отряд войск. Ритм его был бодрый, определенный и веселый. Бывало, идешь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идет войско».


Пантелеймоновский мост. Литография 1820-х годов

Но качка моста была его серьезным недостатком. Для проезда трамваев Пантелеймоновский мост оказался вовсе непригодным. В 1908–1911 годах на этом месте по проекту инженера А. П. Пшеницкина построили новый мост. В его архитектурном оформлении, принадлежащем архитектору Л. А. Ильину, удачно использованы мотивы, характерные для мостов пушкинской поры. Решетка и фонари украшены арматурой из воинских доспехов.

С 1823 по 1826 год в Петербурге было построено шесть цепных мостов. Из них до наших дней сохранилось лишь два. Это пешеходные мосты через канал Грибоедова — Банковский и Львиный, сооруженные в 1825–1826 годах по проекту инженера Г. Треттера. Египетский мост, как и Пантелеймоновский, исчез в начале XX века. Немного раньше сломали пешеходный мост через канал в Екатерингофском парке — один из первых в Европе цепных мостов. В 1936 году реконструировали Почтамтский мост: из висячего его превратили в трехпролетный.

Какой из мостов Петербурга однажды рухнул вводу? Когда и по какой причине это произошло?

Египетский мост через Фонтанку был построен в 1825–1826 годах по проекту инженеров Г. Треттера и В. А. Христиановича, он соединял Ново-Петергофский проспект (ныне Лермонтовский). Длина пролета моста достигала почти 55 метров. Порталы состояли из трех круглых чугунных колонн, каждая высотой 6,5 метра. Колонны и карниз портала были украшены орнаментами из иероглифов. По обе стороны при въезде на мост возвышались на пьедесталах чугунные фигуры сфинксов, созданные по модели скульптора П. П. Соколова. В оформлении моста сказалось тогдашнее увлечение искусством Древнего Египта.

Висячий Египетский мост прослужил городу 79 лет. Но 20 января 1905 года, когда на него вступил эскадрон гвардейской кавалерии, он неожиданно заскрипел, закачался, задрожал… О том, что произошло дальше, писала на следующий день газета «Новое время»:

«В 12 часов 30 минут дня вдруг раздался страшный удар, подобный залпу десятка орудий. Вслед за ударами, через несколько секунд, со стороны моста раздался страшный визг, крик, шум, ржание коней, и все бросились к мосту. Сначала лопнула одна верховая цепь, через мгновение лопаются остальные две цепи, и мост летит вниз, в то время когда на одной стороне моста двигается конница, а по другой ехали два извозчика с седоками. Пешеходов на мосту было 9 человек…


Разборка рухнувшего Египетского моста. Фото 1905 года

Жалкую картину представляет теперь бывший Египетский мост… Только чугунные, выкрашенные в красную краску сфинксы молчаливо, загадочно смотрят на волнующуюся толпу…»

Почему же мост провалился?

Эксперты пришли к заключению, что причинами аварии были, во-первых, раковина в одной из несущих цепей моста и, во-вторых — резонансные колебания. От ритмичного топота копыт задрожали балки моста, несущая цепь не выдержала чрезмерной нагрузки, и мост обрушился. К тому же за все годы своего существования он ни разу не подвергался капитальному ремонту. Нынешний Египетский мост построен в 1954–1956 годах по проекту инженера В. В. Демченко. Архитектурное оформление его принадлежит архитекторам П. А. Арешеву и В. С. Васильковскому, которые в декоративных обелисках и решетках удачно использовали мотивы древнеегипетского искусства.

У въезда на мост, как и прежде, на гранитных пьедесталах покоятся чугунные сфинксы.

Под какими петербургскими мостами нет воды? Какова их история?

Если вы пройдете по нечетной стороне набережной Фонтанки в сторону Летнего сада, то, не доходя нескольких метров до Михайловского замка, окажетесь на мосту, огражденном чугунными перилами. Под мостом нет ни капли воды. Такую же картину можно наблюдать совсем рядом, в Михайловском саду. Здесь близ берега пруда проходит парковая аллея. В одном месте она горбится. Сохранившиеся остатки чугунных арок и тумб, удерживающих металлические перила, свидетельствуют, что когда-то здесь был мост. Но под ним, как и под мостом у Фонтанки, — земля.

В прошлом это были подъемные мосты, перекинутые через каналы. Один канал был прорыт от Фонтанки до пруда Михайловского сада, другой — вдоль нынешней Садовой улицы. Все это делалось для более надежной охраны Михайловского замка — резиденции Павла I. После его смерти надобность в каналах отпала, и их вскоре засыпали.

Не исключена возможность, что, гуляя по улицам и набережным Санкт-Петербурга, вы обнаружите еще такие же мосты.

Какой из нынешних мостов через Неву был построен первым и по чьему проекту? В какие годы осуществлена реконструкция этого моста и кем был разработан проект реконструкции?

В 1842 году было опубликовано высочайше утвержденное «Положение о сооружении в С.-Петербурге постоянного моста через Неву». В нем говорилось, что для постройки моста создан особый комитет из высших членов строительного ведомства. Мост должен был соединить левый берег реки с Васильевским островом. Проект его разработал молодой инженер, капитан С. В. Кербедз — воспитанник Петербургского института инженеров путей сообщения.

Нева была перекрыта семью чугунными решетчатыми фермами. Восьмым был разводной пролет у берега Васильевского острова. Металлические арки, ритмично чередуясь с гранитными быками, придали выразительный облик всему протянувшемуся «широкой дугой» сооружению. Ажурным обрамлением моста стали его перила с изображениями в каждом звене раковины и трезубца — символа моря, растительного орнамента или морских коньков. Живописная чугунная решетка была создана по рисунку архитектора А. П. Брюллова.

21 ноября 1850 года состоялось открытие моста. В тогдашних газетах появилось немало восторженных описаний этой постройки. Один современник писал:

«Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, дивное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филигранный, легкий, как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающей между собой два города…» Вначале мост назывался Благовещенским, так как он соединил Благовещенскую площадь (ныне площадь Труда) и 6–7-ю линии Васильевского острова, а в 1855 году был переименован в Николаевский. Сейчас он носит имя лейтенанта П. П. Шмидта, казненного в 1906 году за то, что он возглавил восстание на крейсере «Очаков» в ноябре 1905 года.

С каждым годом все оживленнее становилась Нева, все чаще по ней проходили караваны судов. Но серьезной помехой возросшему судоходству был старый мост, с его узкой разводной частью у набережной Васильевского острова, где река не имела достаточной глубины. Кроме того, он не справлялся с растущим движением городского транспорта. И в 1936–1938 годах этот ветеран среди невских мостов был полностью перестроен. Проект реконструкции разработали крупный инженер-строитель, академик Г. П. Передерни и архитектор Л. А. Носков. Теперь двукрылый разводной пролет был устроен посредине моста, над самым глубоким местом русла реки. А проезжая часть моста стала шире на 4 метра.


Мост Лейтенанта Шмидта до реконструкции. Фото 1934 года

Новый мост свидетельствовал и о технических достижениях тех лет. Например, чугунные арки, перекрывающие пролеты, были заменены мощными стальными балками. Такая конструкция не только позволила использовать старые опоры, но и усилила надежность моста. Все его металлические части сварены (общая длина сварных швов составила около 30 километров).

Реконструированный мост Лейтенанта Шмидта — первый в нашей стране цельносварной мост: он сделан без единой заклепки, что уменьшило вес металлических конструкций почти в 4 раза (с 9500 до 2400 тонн).

Обновленный мост предельно строгого силуэта по-прежнему ограждают чугунные перила, отлитые по рисунку архитектора А. П. Брюллова.

Какие технические нововведения впервые были использованы при сооружении Володарского моста? Кто был автором его проекта?

Володарский мост — новое, оригинальное по идее инженерное сооружение. Он возведен в 1932–1936 годах по проекту академика Г. П. Передерия. Архитектурное оформление моста и его береговых сооружений осуществлено архитекторами К. М. Дмитриевым и А. С. Никольским. Особенность строительства Володарского моста заключалась в том, что из-за большой глубины реки бетонировать 100-метровые арочные пролетные фермы приходилось на берегу на специально устроенных подмостях. В то время в мировой практике мостостроения не было случая, когда железобетонные пролетные строения таких колоссальных размеров — каждое весом около 4000 тонн — перевозились бы на плаву. Кроме того, здесь впервые применена была сварка при изготовлении металлических крыльев центрального разводного пролета — ранее их делали исключительно на заклепках. Впервые при строительстве моста в Ленинграде была создана развязка движения городского транспорта на двух уровнях. Для этой цели на обоих берегах реки были устроены путепроводы над проезжей частью набережных. Движение по Володарскому мосту, соединившему правый берег Невы с основной частью Невского района, было открыто 6 ноября 1936 года. Мост с его строгими и стройными арками, четко вырисовывавшимися на фоне неба, стал неотъемлемой частью панорамы Невы.


Володарский мост до реконструкции. Фото 1970-х годов

После капитальной реконструкции, проведенной в 1990-х годах, Володарский мост, утратив арочные фермы, превратился в безликое инженерное сооружение.


Панорама моста Александра Невского

Какой петербургский мост самый протяженный? Когда и кем он построен?

Мост Александра Невского — самый протяженный в нашем городе. Возведен он был по проекту коллектива инженеров института «Ленгипротрансмост» под руководством А. С. Евдонина с участием архитекторов А. В. Жука, С. Г. Майофиса и Ю. И. Синицы. Его длина — 909 метров (с учетом пандусов), ширина между перилами — 35 метров, а проезжей части — 29 метров, что обеспечивает трехполосное движение транспорта в каждом направлении. Огромные пролеты — 110 и 123,5 метра — перекрыты балками из предварительно напряженного железобетона. Балки моста, изготовленные на берегу, вес которых достигал почти 5 тысяч тонн, доставлялись к опорам по воде.

В центре моста — стальная 50-метровая разводная часть. Ее габариты спроектированы с учетом того, что Нева является частью Волго-Балтийского водного пути и по ней следуют крупнотоннажные суда.

На обоих берегах организовано движение транспорта на двух уровнях — по мосту и по набережным. Мост имеет важное значение для удобной и скоростной автомагистрали, связывающей южные и северные районы города.

Строительство моста Александра Невского было начато в 1960 году, а открыт он был 5 ноября 1965 года. Он производит впечатление легкости и динамичности, отличается строгостью и в то же время современным архитектурным видом. Мост удачно вписался в сложившийся ранее облик городской застройки.

Сколько в Петербурге мостов?

Количество мостов в нашем городе не остается неизменным. Разбираются пришедшие в ветхость переправы, засыпаются водотоки, строятся новые мосты.

В 1739 году в Петербурге насчитывалось 40 мостов, в 1837 году их было уже 151, а в 1903 году — 174.

В 1990 году в нашем городе насчитывалось 342 моста, в том числе 21 разводной. По количеству мостов Санкт-Петербург занимает первое место в мире.

Где были проведены первые работы по укреплению берегов Невы? Какими были ее набережные в середине XVIII века?

Первая набережная Петербурга появилась на правом берегу Невы, на участке между Петропавловской крепостью и Большой Невкой. Берег здесь был укреплен «шанцовым манером», то есть в него забивали сваи и насыпали земляной вал.

Вскоре в связи с застройкой левого берега Невы начались работы по укреплению берегов на участке от Летнего сада до Адмиралтейства, а позднее — от Адмиралтейской верфи до Галерного двора.

20 мая 1715 года последовал указ Петра I, касающийся благоустройства Адмиралтейского острова. В нем говорилось, что «набережной улице быть 7 сажен шириною и так погнутой, как сваями назначено». А указом от 8 ноября 1715 года был установлен срок исполнения работ: «…чтобы нынешней зимой каждому против своего двора, которые на берегах Большой Невы… сваи всеконечно бить и окончить свайную бойку к весне».

С 1730-х годов уже производятся регулярные работы по укреплению невских берегов. В соответствии с планом П. М. Еропкина, наклонные набережные заменяются вертикальной стенкой. В середине XVIII века деревянные набережные ограждаются барьерами. Для причала судов и лодок устраиваются пристани, украшенные резными столбиками и фонарями. Но по мере того как набережные Невы застраивались дворцами и особняками петербургских богачей, встал вопрос о сооружении монументальных набережных, облицованных гранитом.

Когда и на каком участке Невы впервые появилась гранитная набережная? Кто руководил работами по ее созданию? Откуда доставляли гранит на берега Невы?

Первая по времени создания гранитная набережная — Дворцовая. К ее устройству приступили вскоре после окончания постройки Зимнего дворца. Гранит для сооружения набережной добывали на Роголевых и Быковых островах в Финском заливе и водным путем привозили в город. Всеми гранитными работами руководил замечательный мастер строительного дела Тимофей Насонов. К сожалению, нельзя сказать определенно, кто был автором проекта архитектурного оформления набережной. Возможно, это был зодчий Ю. М. Фельтен.


Набережная Зимней канавки

Строительство Дворцовой набережной продолжалось с 1763 по 1767 год. В этот же период вдоль набережной были возведены каменные мосты через Зимнюю канавку, Красный канал (ныне не существующий), Лебяжью канавку и реку Фонтанку.

Строгие и монументальные гранитные стены с их закругленными лестницами-спусками к воде и горбатыми мостами, перекинутыми через водные протоки, определили архитектурно-художественный облик старейшей набережной Невы. В дальнейшем велись работы (завершившиеся в 1788 году) по сооружению набережной левого берега Невы от Литейного двора, где ныне берет начало Литейный проспект, до Фонтанки и от Адмиралтейства до Ново-Адмиралтейского канала. Набережная имела разрыв лишь на участке, где находилась Адмиралтейская судостроительная верфь.

В 60–80-х годах XVIII века в столице уже было возведено более 30 километров гранитных набережных рек и каналов.

В какие годы и по проекту какого архитектора была создана гранитная набережная на Стрелке Васильевского острова? Кем были выполнены каменотесные работы?

Начало XIX века — один из наиболее важных этапов формирования архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. В 1804 году выдающийся зодчий А. Д. Захаров представил проект застройки Стрелки, который стал основой существующей планировки.

В проекте Захарова главенствующее место отводилось Бирже как композиционному центру обширного ансамбля, создаваемого на восточной оконечности острова, где обосновался Петербургский порт.

Здание Биржи, предназначенное для торговых сделок, было построено в 1805–1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Поднятое на высокий гранитный стилобат и окруженное белоснежной дорической колоннадой, оно напоминает античный храм.

В 1810 году Тома де Томон возводит две монументальные и превосходные по силуэту Ростральные колонны — своеобразные маяки и памятники морской славы. Установленные с двух сторон полукруглой площади, колонны должны были подчеркнуть доминирующее в ансамбле положение Биржи, а также придать всей площади строгую парадность.

В 1805–1810 годах, также по проекту Тома де Томона, создавалась гранитная набережная Стрелки Васильевского острова. Каменотесные работы при ее сооружении были выполнены талантливым мастером каменных дел Самсоном Сухановым.

Превосходны по композиции пандусы — пологие спуски к Неве. Они охватывают с двух сторон обрамленный почти отвесной гранитной стеной мыс, омываемый Большой и Малой Невой. Там, где пандусы переходят в ровную площадку у самой воды, их парапеты замыкаются массивными гранитными блоками, которые выполняют роль постаментов для каменных шаров. Стена набережной декорирована рустованными арками и львиными масками.

Суровый и выразительный гранитный наряд Стрелки органично вошел в ансамбль этого удивительного по красоте уголка города.

Какова длина искусственных набережных города в настоящее время?

Длина монументальных набережных, созданных в нашем городе по проектам талантливых архитекторов и инженеров, к 1990 году составила около 150 километров (сюда включаются набережные рек и каналов). 38 километров набережных, имеющих большую архитектурно-художественную ценность, взяты под охрану государства.

Какова история перил 2-го Садового моста через Мойку? Где могли видеть такую же решетку старожилы нашего города?

В 1827–1834 годах за Нарвскои заставой вместо обветшалых деревянных Нарвских триумфальных ворот по проекту архитектора В. П. Стасова воздвигли новые — из камня, чугуна и бронзы. Вероятно, одновременно с постройкой новых Нарвских ворот (теперь они были сооружены немного южнее по Петергофской дороге) реконструировали и трехпролетный каменный мост, возведенный в конце XVIII века через протекавшую здесь речку Таракановку. Тогда же на нем установили и чугунные перила, в композицию которых были включены атрибуты воинской доблести — щиты, шлемы, мечи, секиры, стрелы и колчаны. Художественное оформление моста как бы дополняло идею самих триумфальных ворот — памятника русской военной славы. Когда в 1920-х годах приступили к реконструкции и благоустройству Нарвской площади (ныне площадь Стачек), речку Таракановку засыпали. Как считалось долгое время, мост был тогда разобран, а решетка пропала. Но в альбомах Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда удалось найти несколько фотографий утерянной решетки Таракановского моста. С помощью архивного материала был воссоздан облик ограды. Отлитая литейщиками трамвайного парка имени Калинина, она украшает вновь построенный 2-й Садовый мост через Мойку (инженер Е. А. Болтунова, архитектор Л. А. Носков).


Решетка 2-го Садового моста

В заключение остается лишь сказать, что мост у Нарвских ворот, как выяснилось, не был разобран. В сентябре 1979 года, когда стали рыть котлован для устройства тоннеля под площадью Стачек, были обнаружены его хорошо сохранившиеся старинные своды. Очевидно, при реконструкции площади его засыпали вместе с Таракановкой.

Какая из решеток, украшающих город, была удостоена «Гран-при» на Международной выставке в Париже? Кто ее автор и где ее сейчас можно увидеть?

В 1896 году перед западным фасадом Зимнего дворца, на месте Разводной площадки, был разбит сад и устроен фонтан. А в 1901 году сад с трех сторон обнесли узорчатой решеткой с позолоченными орлами и вензелями. Ее выковали из железа по рисункам архитектора Р. Ф. Мельцера в мастерской Ф. А. Энгельсона, известного мастера художественно-кованых изделий. Все работы по установке ее на цоколь из красного камня проделали путиловские такелажники. На сооружение ограды было израсходовано 14 тысяч пудов металла, и она стоила казне более миллиона рублей. Модель одного звена этой решетки в натуральную величину, выставленная в 1900 году на Международной выставке в Париже, была удостоена «Гран-при».

В 1904 году по распоряжению Николая II с решетки сняли вензеля.

Вскоре после Октябрьской революции ограду решено было снести. В течение 1918–1919 годов ее постепенно разбирали, изымая золоченых орлов. А в 1920 году убрали и последние звенья. С 1925 года решетка украшает Детский парк имени 9 Января.


Решетка Детского парка им. 9 Января

Где находится изображенная на фотографии решетка? Когда и по проекту какого автора она была сооружена?

На помещенной ниже фотографии — ограда Михайловского сада со стороны канала Грибоедова. Она полукругом очерчивает проезд возле храма Воскресения Христова, более известного как Спас-на-крови, отделяя его от территории сада. Фигурные столбы, облицованные желтым декоративным кирпичом, и витиеватые звенья решетки из кованого железа весьма удачно сочетаются с нарядным внешним видом стоящего рядом собора.

По одним источникам ограда сооружена в 1904–1906 годах по проекту художника Э. К. Кверфельдта. По другим — создана по рисунку автора собора архитектора А. А. Парланда.


Кто автор ограды, запечатленной на фотографии, и в какие годы она была установлена? На каком петербургском заводе отливались ее металлические звенья?


Эта ажурная решетка длиной 171 метр полукругом ограждает сквер перед западным фасадом Казанского собора. Она установлена на массивном гранитном цоколе и состоит из четырнадцати увенчанных шарами гранитных столбов, соединенных широкими чугунными звеньями. На вертикальные металлические стержни решетки наложены отлично прорисованные чугунные украшения ромбовидной формы. Вверху проходит орнаментальный пояс, как бы отвечающий протянувшемуся лентой каменному цоколю.

Ограда установлена в 1811–1812 годах по проекту автора Казанского собора архитектора А. Н. Воронихина. Модели для отливки орнаментальных украшений выполнил известный в ту пору резчик Василий Захаров. Металлические звенья отливались на заводе Берда.

Воронихинская решетка — прекрасный образец русского декоративного искусства.

Когда и кем создана самая красивая из петербургских оград? Где были выкованы ее железные звенья?

Самой красивой из петербургских оград бесспорно является ограда Летнего сада. Тридцать шесть пепельно-розовых гранитных колонн, завершенных вазами и урнами, ритмично чередуются с железными звеньями решетки простого и строгого рисунка. Сооружена решетка в 1770–1784 годах вероятнее всего по проекту Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова. Металлические звенья выкованы умельцами-кузнецами в Туле на заводе купца Денисова, а гранитные колонны созданы руками искусных каменотесов из села Путилова, расположенного недалеко от Петербурга. Классическая ограда вместе с садом и гранитной набережной образует единый ансамбль, неразрывно связанный с архитектурно-художественным обликом панорамы невских берегов. «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке…» — восторгался поэт К. Н. Батюшков. Известный ученый-минералог Д. И. Соколов в 1824 году писал: «Набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира».

Я к розам хочу, в тот единственный сад,Где лучшая в мире стоит из оград,

— писала Анна Ахматова.


Решетка Летнего сада

На снимках — фрагменты решеток, украшающих мосты, набережные реки каналов, сады и дворцовые участки. Где находятся эти решетки?


Решетка 1-го Садового моста через Мойку. Такие же перила и у Нижне-Лебяжьего моста через Лебяжью канавку


Решетка на Университетской набережной. Такую же решетку можно увидеть и на отдельных участках набережной Лейтенанта Шмидта и Приморского проспекта


Фрагмент перил моста Лейтенанта Шмидта


Решетка у Петропавловского собора


Решетка Демидова моста через канал Грибоедова


Ограда Александро-Невской лавры


Перила Барочного моста через реку Карповку. Такая же решетка украшает Мало-Калинкин мост через канал Грибоедова и мост Декабристов через Крюков канал


Ограда на Литовском проспекте, у дома № 64


Фрагмент ограды Шереметевского дворца (Фонтанного дома) со стороны набережной Фонтанки


Деталь решетки террасы у павильона Росси в Михайловском саду


Ограда здания бывшего Государственного банка со стороны канала Грибоедова


Решетка Певческого моста через Мойку

Оглавление книги


Генерация: 0.519. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз