Книга: Санкт-Петербург

У истоков культуры

У истоков культуры

История Санкт-Петербурга тесно связана с развитием отечественной науки и культуры. Здесь, на берегах Невы, были учреждены Академия наук и Академия художеств, возникли прославленные учебные заведения и библиотеки, первоклассные театры и музеи. В Петербурге — Ленинграде были сделаны первые шаги в истории радио, телевидения и кинематографии. Этот город сыграл большую роль в истории книгоиздания в России.

Когда в Петербурге были открыты первые школы? Какая из этих школ получила наибольшую известность?

Укрепление Русского государства, экономическое развитие страны требовали проведения культурных реформ. Поэтому новая столица на берегах Невы стала центром создаваемых просветительных учреждений. По замыслу Петра I новые школы должны были готовить людей «во всякие потребы» — в гражданскую службу, «воинствовати, знати строение и докторское врачевое искусство».

О том, что было сделано в области просвещения в первые годы существования города, точных сведений нет. Известно лишь, что уже в 1711 году в Петербурге имелись четыре частные школы, где в основном обучали языкам, элементам арифметики, танцам и «пристойному обхождению». Но эти школы просуществовали недолго. В 1715 году была создана так называемая Русская школа, или Школа словесной науки. В ней обучали чтению и письму, а с 1717 года — и арифметике.

Особую известность получила общеобразовательная Карповская школа, основанная сторонником петровских преобразований, крупным церковным и общественным деятелем, ученым и поэтом Феофаном Прокоповичем в 1721 году. Карповская школа находилась на берегу реки Карповки, против Аптекарского острова, и содержалась на личные средства Феофана Прокоповича. Хотя в ней обучались сироты и дети бедняков, она считалась «лучшей школой своего времени».

Основатель школы обладал незаурядными педагогическими способностями. Он сочинил букварь «Первое учение отрокам», выдержавший 11 изданий. Позже В. Н. Татищев назвал этот букварь «лучшим нравоучением для юношей». В школе преподавались: славянское чтение, русский, латинский и греческий языки, грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, география, история, рисование, музыка и другие предметы.

В Карповской школе учились будущие академики А. П. Протасов и С. К. Котельников.

Когда была основана Петербургская Академия наук и где она вначале размещалась? Кто был ее первым президентом?

Идея организации Академии наук возникла уже в первые годы царствования Петра, который отлично понимал, что без развития науки невозможно успешное развитие страны. Но «Определение об Академии» Петр подписал в Сенате лишь 13 января 1724 года, а 22 января утвердил составленный Л. Л. Блюментростом проект организации Академии. «Академия должна, — говорил Петр, — приобресть нам в Европе доверие и честь, доказав на деле, что у нас работают для науки и что пора перестать считать нас за варваров, пренебрегающих наукой».

Днем основания Академии наук считается 28 января 1724 года, когда именной указ о ее учреждении был объявлен Сенатом. Официальное же ее открытие состоялось уже после смерти Петра I.

Вначале Академия находилась на Петербургской стороне. Она занимала двухэтажный дом бывшего вице-канцлера П. П. Шафирова на набережной Большой Невы близ Домика Петра I. Здесь 27 декабря 1725 года состоялось первое торжественное заседание Академии.

Первым президентом Академии наук был назначен лейб-медик Л. Л. Блюментрост, который занимал этот пост до 1733 года. Блюментрост — сын известного врача, лечившего царя Алексея Михайловича, — родился в Москве, обучался медицинской науке в Галле и Лейдене. По заданию Петра он побывал в Италии, Франции и Англии, а по возвращении из-за границы в 1719 году был определен в лейб-медики. Блюментрост всегда находился при Петре I и обычно сопровождал царя во время его многочисленных поездок. Ему же были вверены натуральный кабинет, императорская библиотека и «анатомический музей Рюйша», приобретенный царем в Амстердаме.

С каждым годом возрастало значение Петербургской Академии наук как научного и просветительного центра страны.

Когда и по проекту какого зодчего было возведено в Петербурге главное здание Академии наук? Деятельность каких крупнейших ученых протекала в нашем городе? Кто был первым выборным президентом Академии наук? Как долго Академия находилась на берегах Невы?

Из дома Шафирова на Петербургской стороне Академия наук переехала на Стрелку Васильевского острова, расположившись в Кунсткамере и в бывшем дворце царицы Прасковьи Федоровны, который стоял на месте Южного пакгауза. В 1783–1789 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги на берегу Невы рядом с Кунсткамерой было построено главное здание Академии наук. Трехэтажное, на высоком гранитном цоколе, оно украшено мощным восьмиколонным портиком с фронтоном. Это монументальное, строгое и величественное здание является прекрасным образцом классической архитектуры второй половины XVIII века.

С городом на Неве связаны имена выдающихся людей, прославивших русскую и мировую науку. Среди них прежде всего следует назвать таких ученых, как М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, С. П. Крашенинников, В. Беринг, М. В. Остроградский, С. В. Ковалевская, П. Л. Чебышев, В. В. Петров, Б. С. Якоби, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Н. Н. Зинин, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, И. П. Павлов, А. С. Попов, А. Е. Ферсман, Г. О. Графтио, С. В. Лебедев, С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатов.

В 1917 году первым выборным президентом Академии наук стал крупнейший русский геолог А. П. Карпинский.

Академия наук 210 лет находилась в городе на Неве. В 1934 году президиум Академии и некоторые ее институты были переведены в Москву. Но Санкт-Петербург по-прежнему сохраняет значение крупнейшего научного центра. Здесь находятся многие научно-исследовательские институты Российской Академии наук.


Здания Академии наук и Кунсткамеры

Когда в Петербурге был основан первый в России государственный публичный музей? Что это за музей? В какие годы и какими архитекторами для него построено специальное здание?

Самый старый музей города и страны — Кунсткамера (кабинет редкостей). Основан он был еще в 1714 году.

Как известно, Петр I часто совершал поездки за границу и посещал многие западноевропейские музеи. Большинство их имело целью развлекать посетителей. Но царя больше интересовали те из них, экспонаты которых рассказывали об успехах математики, физики, астрономии, ботаники, минералогии. Из своих поездок Петр привозил модели кораблей и машин, различные приборы и астрономические инструменты, редкие книги и глобусы, чучела животных, увеличительные стекла и географические карты, а также всякие диковинки — буддийских идолов, шаманские бубны и т. п. Интересные экспонаты были собраны и в результате его многочисленных поездок по России — это одежда и предметы быта народностей, населяющих страну, различные минералы, самородки золота и многое другое. Среди собранных экспонатов можно было увидеть заспиртованных в стеклянных сосудах монстров (уродов), например «вельми удивительную ящерицу с острыми челюстями» или «золотого жука из шпанских Западных Индей». Первоначально собранные коллекции были размещены в Летнем дворце. В 1719 году их перевезли в Кикины палаты на Первую Береговую линию (ныне Шпалерная улица). Музей был общедоступен. Желая, чтобы его коллекции служили просвещению жителей города, Петр издал указ, в котором говорилось: «В оную Куншткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи».

В 1727 году коллекции музея были переведены на Васильевский остров в специально построенное для них здание. Его строительство, начатое в 1718 году, было окончательно завершено в 1734 году (архитекторы Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери и М. Г. Земцов). Главный фасад здания, обращенный к Неве, состоит из двух симметричных корпусов, объединенных трехъярусной башней, придающей всему сооружению живописный и запоминающийся вид. В 1747 году Кунсткамера пострадала от пожара и была восстановлена в 1754–1758 годах (архитектор С. И. Чевакинский). Верхняя же восьмигранная башенка с купольным завершением была воссоздана по сохранившимся чертежам только в 1947–1948 годах (архитектор Р. И. Каплан-Ин-гель). Здание Кунсткамеры, с высокой ступенчатой башней в центре, заняло прочное место в ансамбле Стрелки Васильевского острова и в архитектурном силуэте центральной панорамы города.

На базе Кунсткамеры впоследствии были образованы Зоологический, Ботанический, Минералогический и другие музеи. Ее коллекции положили также начало Музею антропологии и этнографии, который размещается в здании Кунсткамеры. Под крышей этого же здания с 1947 года находится и Мемориальный музей М. В. Ломоносова.

Когда был основан Эрмитаж? Когда и по проектам каких архитекторов были построены для него здания? Как много экспонатов хранится в этом музее? Какое расстояние нужно преодолеть, чтобы познакомиться со всей его экспозицией?

Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда коллекция из 225 картин, купленная по распоряжению Екатерины II у берлинского купца Гоцковского, была доставлена в Петербург и размещена в Зимнем дворце. По мере поступления новых коллекций для Эрмитажа стали возводить специальные здания. Так, в соседстве с Зимним дворцом (1754–1762; архитектор Ф. Б. Растрелли), появились здания — Малого Эрмитажа (1764–1775; архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старого Эрмитажа (1771–1787; архитектор Ю. М. Фельтен), Нового Эрмитажа (1839–1852; проект архитектора Л. Кленце, строительство вели архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов). В комплекс эрмитажных построек вошло также здание Эрмитажного театра (1783–1787; архитектор Дж. Кваренги). Все перечисленные сооружения соединены между собой переходами. Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «уголок отшельника». Такой перевод как нельзя лучше отражал действительное положение вещей. Говоря о собранных коллекциях, Екатерина II признавалась: «всем этим любуются мыши и я». Лишь в 1852 году широкая публика впервые получила доступ в залы Нового Эрмитажа, названного «Публичным музеумом». Сегодня Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира, где открыто для обозрения почти 400 залов. В Эрмитаже хранится около 2 миллионов 700 тысяч экспонатов. Среди них большой интерес представляют предметы, найденные при археологических раскопках и отражающие историю русской культуры и культур Запада и Востока начиная с каменного века. В Эрмитаже собрано около 15 тысяч картин и 12 тысяч скульптур. Особенно широко представлено в нем западноевропейское искусство. В залах музея можно увидеть полотна, принадлежащие кисти Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Ван-Дейка, Рубенса, Рембрандта, Пуссена… мраморные изваяния, созданные резцами Микеланджело, Кановы, Фальконе, Гудона, Родена… Эрмитаж известен ценнейшими коллекциями фарфора, серебра, монет, медалей, произведений прикладного искусства. Для того чтобы познакомиться с экспозицией всех залов музея, потребуется проделать путь в 22 километра. А если задержаться у каждого хранящегося здесь экспоната на одну минуту (проводя в музее ежедневно по 8 часов), то на осмотр коллекций придется затратить почти 15 лет.

Какая из библиотек является старейшей в городе? Какими фондами она располагает в настоящее время?

На Васильевском острове, на стыке Тифлисской улицы и Биржевой линии, расположена Библиотека Российской Академии наук (БАН). Современное ее здание построено в 1912–1914 годах по проекту архитектора Р. Р. Марфельда.


Библиотека Российской Академии наук

Основана библиотека в 1714 году. Вначале ее фонды состояли из скромного собрания книг петровского Летнего дворца. В 1719 году она разместилась в Кикиных палатах. Если к моменту основания ее фонд насчитывал около 2500 книг, то к 1725 году — уже более 5000. По отзывам современников, эта библиотека могла стать в один ряд с лучшими книжными собраниями Европы. Переданная в ведение Академии наук, библиотека переехала в здание Кунсткамеры и с 25 ноября 1728 года была открыта для посещения. При входе в нее висело объявление: «…всякому вход в оную свободен». Для «распространения чести и славы русской науки» библиотека стала рассылать за границу различные академические издания. Уже в 1744 году она обменивалась книгами с 17 крупнейшими европейскими библиотеками и академиями наук. Переезд библиотеки из старинного здания Кунсткамеры в новое здание состоялся в 1922–1924 годах.

Библиотека Академии наук на Васильевском острове была первой публичной библиотекой в России. Ее книжными богатствами пользовались М. В. Ломоносов, П. Л. Чебышев, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, А. П. Карпинский, Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и многие другие крупнейшие деятели русской культуры и науки.

В настоящее время Библиотека Академии наук — одна из крупнейших в стране, ее фонды, хранящиеся в основном здании, превышают 12 миллионов единиц, а всего в ней вместе с филиалами в других научных учреждениях — более 17,3 миллиона томов (1990). БАН располагает литературой по всем отраслям естественных и гуманитарных знаний, самым полным в стране собранием книг и журналов XVIII века (включая издания Академии наук), летописями, хронографами, переводами византийских и западноевропейских хроник, богатым картографическим фондом.

В 1988 году в Библиотеке произошел сильный пожар, от которого пострадала значительная часть фондов.

Когда основана Российская национальная библиотека — одно из самых знаменитых книгохранилищ мира? Как велики ее фонды? Когда и кем были построены для нее здания?

Комплекс зданий Российской национальной библиотеки занимает важное место в ансамбле площади Островского.

Первое из трех библиотечных зданий — корпус, расположенный на углу Садовой улицы и Невского проспекта, — построено архитектором Е. Т. Соколовым в 1796–1801 годах. Нижний рустованный этаж служит цоколем для колоннады, эффектно оформляющей закругленную часть фасада. В 1828–1832 годах К. И. Росси возводит новый корпус, обращенный на площадь. Его фасад декорирован великолепной 18-колонной открытой галереей (лоджией) и статуями античных ученых, философов и поэтов. Аттик главного фасада венчает богиня мудрости — Минерва. Авторы скульптур — С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, С. И. Гальберг, Н. А. Токарев и М. Г. Крылов. В 1896–1901 годах по проекту архитектора Е. С. Воротилова к нему был пристроен еще один корпус с обширным читальным залом.

В мае 1995 года Российская национальная библиотека вступила в третий век своего существования. Основанная императрицей Екатериной II с двоякой целью — «для полного собрания российских книг» и «для публичного всеобщего пользования», она ни разу не изменила своим основополагающим принципам — доступности и бесплатности. Уже вскоре после своего торжественного открытия в 1814 году Библиотека стала настоящим очагом просвещения в России, В ее стенах работали образованнейшие люди своего времени: А. С. Строганов и А. Н. Оленин, И. А. Крылов и А. X. Востоков, М. А. Корф и А. Ф. Бычков, В. В. Стасов, Н. К. Шильдер и многие другие, немало способствовавшие росту авторитета национального книгохранилища.

Формирование книжных фондов Библиотеки началось одновременно со строительством здания для нее. Библиотечные фонды пополнялись разными путями: покупкой, дарениями, и в первую очередь благодаря действующему с 1810 года правилу обязательного поступления в Библиотеку двух бесплатных экземпляров каждого выходящего в России издания. Не удивительно поэтому, что Библиотека располагает самым полным в мире собранием русских книг.

Среди ее сокровищ — старейшая из всех известных ныне русских рукописных книг — Остромирово евангелие (1056–1057), Лаврентьевская летопись (1377), «Часовник» Ивана Федорова (1564) и многие другие раритеты. Здесь хранится личная библиотека Вольтера, насчитывающая около 7 тысяч томов, единственная по своей полноте коллекция «Россика» — иностранная литература о России.

Российская национальная библиотека — вторая в стране по количеству книг (свыше 31 миллиона) и первая по количеству раритетов и манускриптов. В собрании восточных рукописей — египетские папирусы, рукописи на пальмовых листьях, камнях, коже, пергаменте, деревянных дощечках, бересте, вышитые на шелке и нарисованные на холсте. Не меньшую ценность представляют греческие манускрипты. Совершенно уникален фонд западноевропейских рукописных книг, которые когда-то находились в библиотеках французских королей или членов королевских фамилий. В этой коллекции знаменит часовник, принадлежавший Марии Стюарт — с ним, по преданию, она взошла на эшафот.


Российская национальная библиотека

Кроме ценнейших книжных коллекций в Библиотеке хранятся уникальные архивные материалы, в том числе архивы писателей и деятелей культуры XVIII–XX веков. В газетном фонде можно найти любую газету, когда-либо выходившую на территории России — от первой печатной газеты «Ведомости» 1704 года до самой свежей сегодняшней. Практически то же самое можно сказать и о журнальном фонде.

Каждый год фонды Российской национальной библиотеки пополняются более чем полумиллионом новых произведений печати. За год Библиотеку посещают более 1,5 миллиона читателей, которым выдается более 11 миллионов экземпляров книг, журналов, газет.

В каком году и где была открыта первая книжная лавка города? Какие книжные лавки были наиболее известными в первой половине XIX века?

В Гостином дворе, что находился близ Троицкой площади, на месте нынешней мечети, в 1714 году разместилась первая в Петербурге книжная лавка. Заведовал лавкой Михайло Васильев. Посетитель мог приобрести здесь печатные указы, азбуки учебные (каждая — 6 денег; деньга — русская серебряная монета XIV–XVIII веков), «считание удобное», то есть таблицу умножения (по 5 алтын; алтын — старинная русская монета достоинством 3 копейки), проповеди, регламенты, книги воинские, исторические и географические сочинения, «куншты», то есть произведения искусства. В этой лавке продавались гравюры, «персоны» царя, Шереметева, Меншикова и других сподвижников Петра, а также виды различных монастырей, Москвы и т. д. Среди других печатных изданий на полках можно было видеть книгу «Разговоры на голландском и русском языках». Большим спросом у покупателей пользовался календарь Р. В. Брюса, где давались различные предсказания. В 1715 году от продажи книг было выручено 820 рублей, а в 1718 году — уже 3062 рубля.

Книжная лавка у Троицкой площади до 1760 года была единственной в городе. А к 1793 году в столице открылось их уже около десяти. Владельцами лавок были братья Гей, Логан, Иван Глазунов, Тимофей Полежаев, Василий Сопиков и другие. Но наиболее популярным книгопродавцом в то время был В. А. Плавильщиков, который внес значительный вклад в дело просвещения. Он основал первую русскую библиотеку для чтения. С его лавкой связаны два адреса: набережная Мойки, 70, и Гостиный двор на Невском. Современники называли магазин Плавильщикова, где собирались ученые и литераторы, «тихим кабинетом муз».

Большую роль в жизни столицы играла книжная лавка А. Ф. Смирдина, замечательного издателя и книгопродавца. Купив на торгах «книжное дело» Плавильщикова, у которого он служил приказчиком, затем управляющим, Смирдин в 1825 году открыл свой магазин и при нем библиотеку для чтения.

В 1832 году Смирдин переезжает с Мойки на Невский проспект, в дом № 22. Здесь в его лавке частыми посетителями были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А. Крылов, В. А. Жуковский и многие другие писатели. К концу прошлого века в Петербурге имелось свыше 300 книжных магазинов, но в большинстве своем это были небольшие книжные лавки.

Когда в Петербурге была создана первая типография и где она помещалась?

В 1710 году начальник Монастырского приказа И. А. Мусин-Пушкин, находившийся в Москве, получил от Петра I из Петербурга письмо. В нем говорилось: «Станок друкарный с новыми литерами извольте сюда прислать по первому зимнему пути со всем, что к нему принадлежит, также и с людьми».

И как только установился санный путь, в столицу прибыл обоз. Он доставил один печатный и один гравировальный станок, а также восемь человек персонала, в том числе четырех наборщиков.

В 1711 году в Петербурге была открыта первая типография, или друкарня. Вначале она разместилась в доме М. П. Аврамова, служившего ранее подьячим Посольского приказа и дьяком Оружейной палаты, а затем назначенного начальником типографии. В 1713 году типография была переведена в мазанковые домики, возведенные около Петропавловской крепости недалеко от австерии — главной харчевни. Среди печатников, отлично знавших все тонкости этого далеко не простого ремесла, особенно выделялись Алексей Зубов, Алексей Ростовцев и Иван Адольфский. К концу XVIII века в Петербурге насчитывалось 10 казенных и 8 частных типографий.

Когда вышла в свет первая печатная газета Санкт-Петербурга? Как она называлась?

Первая печатная русская газета называлась «Ведомости». Ей предшествовала рукописная «придворно-дипломатическая газета» «Куранты». Издававшаяся еще в XVII веке, она выпускалась в небольшом количестве экземпляров, и читал ее только царский двор и близкие к нему люди. В декабре 1702 года Петр I специальным указом повелел: «…о воинских и всяких делах, которые подлежат для объявления Московского и окрестных государств людям печатать куранты». И уже 2 января 1703 года вышел первый номер печатной газеты «Ведомости». Первоначально «Ведомости» печатались в Москве, а 11 мая 1711 года вышел первый петербургский номер. «Ведомости» начали печататься тиражом, не превышавшим нескольких сотен экземпляров и лишь в отдельных случаях достигавшим тысячи экземпляров. Газета с сообщением о Полтавской победе вышла в количестве 2,5 тысячи экземпляров.

В газете давалась информация о ходе Северной войны, а Гангутской битве даже был посвящен специальный номер. Читатели получали сведения о дипломатических связях России, о делах внутри страны, о развитии различных мануфактур, о спуске на воду кораблей, о строительстве Ладожского канала. Газета помещала сообщения почти из всех европейских столиц. Печатались там и всевозможные объявления, но так как многие из тех, кому они были адресованы, не умели читать, то эти объявления «громким голосом» и «с барабанным боем» зачитывались «в С.-Петербурге в пристойных местах». Газета «Ведомости» печаталась гражданским шрифтом на восьмушке бумаги, почти без полей. Отдельные номера украшались гравюрами, изображавшими Петропавловскую крепость, Неву с судами и парящего над ними Меркурия (бога торговли у древних римлян).

Какие первые книги были напечатаны в Петербурге?

В 1713 году петербургская типография выпускает в свет первые книги. Это «Книга Марсова, или воинских дел от войск… Российских во взятии преславных фортификациев и в разных местах храбрых баталий учиненных», «Календарь на 1714 г.» и «Притчи Езоповы». В 1714 году вышли «Книга Ордера, или во флоте морских прав», «Генеральные сигналы… во флоте», «Инструкции и артикулы военные, подлежащие к российскому флоту», «Указ о фискалах», «Книга считания удобного» (арифметическое руководство).

В 1716 году были изданы «География, или Краткое земного круга описание» и другие книги. Немало печаталось в типографии и переводной литературы.

Оценивая ту или иную книгу, Петр особенное значение придавал ясности и краткости изложения. Поэтому в своем наставлении он писал: «Понеже немцы обыкли многими рассказами негодными книги свои пополнять только для того, чтобы велики казались, чего, кроме самого дела и краткого пред всякою вещью разговора, переводить не надлежит». Молодая русская столица скоро стала важным центром издательской деятельности.

Кто был автором первой книги о Петербурге? Когда она была издана?

Автором первой книги о Петербурге был Андрей Иванович Богданов (1696–1766) — рабочий-печатник, талантливый самоучка, много лет трудившийся в Библиотеке Петербургской Академии наук.

В 1751 году Богданов заканчивает большой труд, посвященный истории основания и развития города на Неве. Не надеясь на быстрое издание своего труда, автор писал: «Сие мое историческое описание, якобы не весьма надобное, но впредь будущему роду может и услужительно потребуется». Книга Богданова была издана лишь после его смерти, в 1779 году, под названием: «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год». Написанная на основе архивных документов, которые позднее были утрачены, эта книга в наше время сохраняет значение первоисточника по ранней истории Петербурга.

Когда был создан в Петербурге первый публичный театр и где проходили его представления?

Наряду с открытием школ, изданием книг и другими культурными нововведениями Петр I придавал большое значение театру и относился к нему как к государственному делу. Первый театр Петербурга появился уже вскоре после основания города. Рождением его петербуржцы были обязаны сестре Петра Наталье Алексеевне, большой поклоннице «комедийных действ». Приехав в Петербург в 1708 году, она тотчас принялась за создание театра. Спектакли его в столице начались в 1714 году в большом деревянном доме, что стоял на углу теперешних улицы Чайковского и проспекта Чернышевского. Первоначально на сцене театра играли актеры, ранее выступавшие в Москве. Используя опыт московского театра, Наталья Алексеевна совместно с актером Семеном Смирновым писала пьесы, которые отражали наиболее злободневные вопросы текущей политической жизни.

Чтобы привлечь на представления как можно больше зрителей, театр сделали бесплатным. Указ Петра разрешал всем посещать театр «свободно, без всякого опасения». Другими словами, пришедший в театр мог не опасаться преследований со стороны тех, кто считал театральные представления «бесовской потехой». В 1716 году Наталья Алексеевна умерла, но театр еще некоторое время продолжал существовать. В 1723 году он переехал на берег реки Мойки, в новое здание, возведенное по указу Петра. Оно было примерно на том месте, где ныне помещается Театр эстрады на Большой Конюшенной улице. Простояв 10 лет, этот деревянный театр «за ветхостью» был сломан. Хотя первый петербургский театр был недолговечным, он сыграл заметную роль в развитии театральной культуры в России.

Какой из существующих ныне театров города является старейшим? Какая труппа стала основой для этого первого в России профессионального театра?

Старейшим театром в нашем городе является Академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александрийский). Его история начинается с середины XVIII века. В 1750 году был издан специальный указ, разрешавший театральные представления в частных домах.

Увлечение дворянской молодежи сценой привело к тому, что на Васильевском острове в Шляхетском кадетском корпусе из его воспитанников была создана любительская труппа. В 1749 году она поставила на своей сцене первую русскую трагедию «Хорев», написанную А. П. Сумароковым.


Театр драмы им. А. С. Пушкина

Представления, которые давала труппа, пользовались таким большим успехом, что были перенесены на сцену Дворцового театра. Но вскоре спектакли прекратились, так как их участники были выпущены из Шляхетского корпуса. Первый же профессиональный театр России был основан 30 августа 1756 года. В этот день Елизавета Петровна издала специальный указ: «Повелели мы нынче учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать головкинский каменный дом… А для оного повелено набрать актеров и актрис…» Основой театра стала ярославская труппа Федора Волкова, переведенная в 1752 году в Петербург. Директором театра был назначен первый русский драматург А. П. Сумароков. Труппа начала свою деятельность в январе 1757 года в доме Головкина, что стоял на месте нынешнего здания Академии художеств. Этим было положено начало более чем двухвековой истории Александрийского театра, в будущем — Академического театра драмы имени А. С. Пушкина. С 31 августа 1832 года его спектакли стали проходить в великолепном здании, построенном в 1828–1832 годах по проекту выдающегося зодчего К. И. Росси. На сцене Александринки в 1836 году была впервые поставлена комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Здесь ставились пьесы А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Традиции, заложенные театральной школой Ф. Г. Волкова, с успехом продолжали замечательные мастера русской сцены В. А. Каратыгин, В. В. Самойлов, В. Н. Асенкова, И. И. Сосницкий, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, К. А. Варламов, А. Е. Мартынов, П. А. Стрепетова, В. Ф. Комиссаржевская. Преемниками корифеев сцены прошлого явились выдающиеся советские актеры В. А. Мичурина-Самойлова, Е. П. Корчагина-Александровская, И. Н. Певцов, Ю. М. Юрьев, Л. С. Вивьен, Б. А. Горин-Горяйнов, Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов, В. В. Меркурьев, Ю. В. Толубеев и др.

Когда в Петербурге появились духовые оркестры и где первоначально проходили их публичные выступления? Когда в городе был учрежден первый музыкальный клуб?

Прошло всего несколько лет после основания города, а на берегах Невы уже звучала музыка. Согласно указу 1711 года каждая воинская часть создала свой духовой оркестр. По свидетельству академика Я. Я. Штелина, музыканты гвардейских полков «должны были все предобеденное время с 11 до 12 часов посвящать публичным музыкальным упражнениям, причем трубачи и литавристы размещались на башне петербургского Адмиралтейства, а гобоисты, фаготисты и валторнисты на церковной башне крепости С.-Петербург». Полковые музыканты участвовали в проведении торжественных церемоний по случаю военных побед и других знаменательных событий. Звучала музыка и на петровских ассамблеях. В 1750-х годах стали входить в моду оркестры, состоявшие из усовершенствованных русских охотничьих рогов. Звучание роговых оркестров напоминало мощный орган. Такие оркестры играли как на парадных официальных торжествах, так и на увеселительных гуляниях. Во времена императрицы Елизаветы Петровны, обладавшей музыкальными способностями и любившей музыку, среди образованной части дворянства широко распространилось любительское музицирование. Самыми популярными инструментами тогда были клавикорды, скрипка, флейта. Но к концу XVIII века музицирование уже перестало быть исключительно аристократической привилегией. Все чаще устраивались публичные концерты, более доступные широким слоям населения. В 1772 году в Петербурге возникло первое музыкальное общество — Музыкальный клуб. В описании Петербурга, сделанном историком И. Георги, можно прочесть: «Музыкальный клуб учредился соединением из некоторых охотников музыки. Плата была назначена 10 рублей, и за сей приход наняты были комнаты… Число человек достигло до 300, оркестр был составлен из придворных музыкантов, такожде нанимались виртуозы и придворные певчие».

Музыкальное общество занимало помещение на Малой Морской улице, в доме Кизеля. Дважды в неделю здесь устраивались вечера, собиравшие многочисленную публику. В 1777 году в связи с финансовыми затруднениями клуб был распущен. Не встретило поддержки городских властей и организованное в 1778 году так называемое Новое музыкальное общество, членами которого состояли композитор Д. С. Бортнянский, писатель Д. И. Фонвизин, актер И. А. Дмитревский. Общество, проводившее камерные и симфонические концерты, в начале 1790-х годов прекратило свое существование. В 1802 году было основано Филармоническое общество. Это стало заметной вехой в истории культурной жизни Петербурга.

В какую пору существования Петербурга в нем стали культивироваться танцы? Когда и где был открыт первый танцевальный зал?

В новой столице танцы стали неотъемлемой частью ассамблей, празднеств, свадеб, именин. Петр I настойчиво вводил их в быт великосветской петербургской знати. Камер-юнкер Ф. В. Берхгольц так описывал танцы на свадьбе князя Репнина: «…весело было смотреть на этот танец: жених и невеста, собственно, не танцовали, а тащили друг друга, как сонные, переваливаясь с ноги на ногу, напротив государыня и государь исполняли все па, как самые молодые люди, и делали по три круга, пока те оканчивали один… После несколько часов танцования император начал со всеми стариками один танец… все они должны были танцовать с молодыми дамами. Император, будучи очень весел, делал одну за другою каприоли обеими ногами. Так как старики путались сначала, и танец всякий раз должен был начинаться сначала, то государь сказал наконец, что выучит их весьма скоро и затем, протанцовав его им, объявил, что если кто теперь собьется, тот выпьет большой штрафной стакан. Тогда дело пошло на лад отлично…» В 1763 году танцмейстер Шляхетского кадетского корпуса Пелен объявил, что «у себя на дому иметь он будет танцзалу, где мужского полу обучать будет танцевать минуеты, польские, контрадансы и прочие…» Вскоре стали открываться и другие танцклассы. Первый же танцевальный зал был открыт в 1769 году на Мойке, у столяра Кинта. У входа висело объявление: «Каждое воскресение будет музыка: желающие при том забавляться танцованием за билет платить имеют по 25 копеек, а женщины безденежно впускаемы будут». Здесь же, в зале, были развешены наставления. В них, например, говорилось, что следует «голову не слишком подавать вверх, что могло бы показать гордого, не хотящего смотреть на другого человека, ни опускать вниз, что показывает унижение самого себя и нерешимость смотреть на людей, при том надлежит голову держать прямо и равномерно. Глаза, служащие зеркалом души, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость; рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов…» Приведенные наставления касались мужчин, представительницам же прекрасного пола рекомендовалось: «…держать тело и голову прямо без принуждения и утвердиться на пояснице, движение шеи должно быть свободно и легко, взгляд веселый и ласковый, плечо опустить и отвесть назад, руки иметь возле тела и немного поддавши на перед так, чтобы не было почти никакого расстояния между руками и телом; кисти положить перед собою одну на другую…»

С годами танцы все больше входили в быт горожан самых различных сословий.

Какое из учебных заведений Петербурга является старейшим? Кто был воспитанником этого учебного заведения?

Ветераном среди учебных заведений города является Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Его история началась, когда Петром I был подписан указ об учреждении в Москве Навигацкой школы — первого светского учебного заведения страны. Указ от 14 января 1701 года гласил: «…быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». В Навигацкую школу принимали дворянских «недорослей» и детей приказных людей. В начале 1703 года в ней насчитывалось более 300 учащихся.

В 1710 году Петр I в одном из своих указов подчеркивал, что «школа оная не только потребна единому мореходству, но и артиллерии и гражданству к пользе». Среди выпускников школы были инженеры, артиллеристы, учителя, топографы, архитекторы.

В 1715 году в Петербурге создается Морская академия. Для этой цели из московской Навигацкой школы было переведено 305 учеников мореходных классов и часть учителей. 15 декабря 1752 года вышел указ, по которому Морская академия была реорганизована в Морской шляхетский кадетский корпус. Московскую Навигацкую школу закрыли. Морской корпус въехал в перестроенный дворец фельдмаршала Миниха (ныне наб. Лейтенанта Шмидта, 17). В 1796–1798 годах на его месте архитектор Ф. И. Волков возводит монументальное здание в стиле классицизма. Центр его выделен десятиколонным портиком, а боковые крылья — башнями-павильонами, завершенными плоскими куполами. Морской корпус воспитал плеяду выдающихся командиров флота, мореплавателей, деятелей науки и культуры. Среди них прославившиеся в крупных морских сражениях адмиралы Ф. Ф. Ушаков, ГА Спиридов, Д. Н. Сенявин, В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, Г. И. Бутаков. Воспитанниками корпуса были также И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, первыми из русских моряков совершившие на парусных кораблях кругосветное плавание; Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев, открывшие шестую часть света — Антарктиду; Г. И. Невельской, который исследовал низовья Амура и открыл Татарский пролив; Ф. П. Врангель, сделавший описание северных берегов Сибири.


Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе

Из стен Морского корпуса вышли декабристы братья Михаил и Николай Бестужевы, изобретатель первого в мире самолета А. Ф. Можайский, композитор Н. А. Римский-Корсаков, писатель К. М. Станюкович, составитель толкового словаря русского языка В. И. Даль, известные художники В. В. Верещагин и А. П. Боголюбов, океанограф Ю. М. Шокальский, академик А. Н. Крылов — ученый-кораблестроитель, Герой Социалистического Труда. В Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе, которое занимает то же здание на Васильевском острове, что и некогда Морской корпус, получили образование многие будущие адмиралы и офицеры советского военно-морского флота. Приумножая лучшие боевые традиции русских моряков, питомцы училища героически сражались в годы Великой Отечественной войны. 64 выпускника училища удостоены звания Героя Советского Союза. В здании училища интересен Компасный зал. Он отличается необычайной простотой и строгостью архитектурных форм. Этот зал украшен картушкой компаса, выложенной из цветного паркета, в центре которой помещена цифра «1701» — год основания Навигацкой школы.

Кто из петербуржцев был основоположником русской профессиональной фотографии? Когда и на какой улице открылась первая в городе фотомастерская?

Из петербургских газет известно, что осенью 1839 года на академической выставке были представлены первые дагерротипные снимки (то есть снимки, сделанные путем фотографирования на металлическую пластинку, обработанную особым химическим способом). А спустя два года, в 1841 году, на Никольской улице (ныне улица Глинки) открылась первая в городе фотомастерская. В 1848 году, согласно сообщению газеты «Санкт-Петербургские ведомости», в столице уже насчитывалось девять «дагерротипных портретистов». Основоположником отечественной профессиональной фотографии стал С. Л. Левицкий — образованный человек, двоюродный брат А. И. Герцена. 22 октября 1849 года им было открыто на Невском проспекте фотоателье «Светопись». Оно помещалось в здании, которое было на месте нынешнего Дома книги (в прошлом дома компании по производству и продаже швейных машин «Зингер»). Сергей Львович Левицкий был одним из лучших и известнейших фотографов-портретистов своего времени. Ему принадлежат великолепно выполненные снимки, сохранившие для потомков облик Герцена, Гоголя, Глинки, Тургенева, Гончарова, Островского, молодого Льва Толстого и других выдающихся деятелей литературы и искусства. Многие его работы в жанре художественной фотографии неоднократно отмечались наградами на международных выставках. Он же первым в России сконструировал фотоаппарат. С 1860-х годов фотоателье стали возникать в разных частях города.

В помещении какого петербургского театра состоялся первый в России открытый киносеанс? Когда был открыт в городе первый кинотеатр?

В последних числах апреля 1896 года в столичных газетах появились сенсационные объявления. В них сообщалось о том, что 4 мая в помещении театра «Аквариум» состоится «первый в России показ последнего чуда науки — движущиеся на экране живые изображения синематографа Люмьера».

Летний театр «Аквариум», в котором 4 мая была устроена первая публичная демонстрация «живых фотографий», находился на Каменноостровском проспекте — там, где сейчас размещается киностудия «Ленфильм». Сеансы длились 15–20 минут; на них демонстрировались несколько коротких сцен, каждая из которых длилась не более минуты. Появление на неподвижном полотне экрана движущихся фигур людей, животных, особенно поезда, идущего в сторону зрительного зала, производило потрясающее впечатление. На страницах «Петербургского листка» отмечалось, что «восторг зрителей был громадный, так что по требованию публики пришлось еще раз показать картину, изображающую прибытие поезда». Критик В. В. Стасов, побывав на таком сеансе, писал старшей дочери Л. Н. Толстого: «Есть ли у вас нынче в Москве то самое, что у нас есть в Петербурге и отчего тут у себя дома схожу просто с ума? Есть? Есть? Это, знаете, — движущаяся фотография!!! Господи, до чего может доходить гениальность изобретения в наши дни! До чего велика великость сегодняшних людей!»

6 мая 1896 года владелец небольшого магазина, размещавшегося рядом с «Пассажем», в доме № 46 по Невскому проспекту, открыл первый в столице кинотеатр. «Живые картины» быстро завоевали успеху публики. По данным на 1913 год, в Петербурге насчитывалось 144 кинотеатра, из них 25 — на Невском проспекте.

Какие первые художественные фильмы были созданы в городе до и после Октябрьской революции? Кто их авторы?

Вначале на экранах петербургских кинотеатров демонстрировались игровые фильмы только иностранного производства. Но уже в 1906 году в столице возникает «Первое синематографическое ателье А. О. Дранкова». Летом 1907 года в нем снимается несколько отрывков из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Эта картина, вышедшая на экраны под названием «Сцены из боярской жизни», была первой попыткой игрового фильма.

Первым же русским художественным фильмом считается картина «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»). Созданная также фирмой Дранкова по сценарию В. М. Гончарова режиссером В. Ф. Ромашковым, она появилась на экранах 15 октября 1908 года. В основу сценария этого 10-минутного фильма, разыгранного артистами петербургского Народного дома, легло содержание известной народной песни «Из-за острова на стрежень».

Таким образом было положено начало отечественной кинематографии.

А 7 ноября 1918 года в одном из лучших кинотеатров города «Сплендид-Палас» (ныне кинотеатр «Родина») необычайно торжественно прошла демонстрация первого советского художественного фильма «Уплотнение», посвященного проблемам жизни молодой Республики Советов. В картине рассказывалось, как передовая интеллигенция переходит на сторону победившего рабочего класса.

Сценарий фильма, снятого в исключительно сжатые сроки, был написан наркомом просвещения А. В. Луначарским. Картину создавали режиссеры А. П. Пантелеев, Д. Х. Пашковский и А. Долинов. Роль профессора Хрустина исполнил председатель Петроградского кинокомитета Д. И. Лещенко, а роль рабочего-слесаря Пульникова — артист И. Лерский.

В каком году в городе состоялось открытие первого в стране звукового кинотеатра? Кто был создателем звуковоспроизводящей аппаратуры? Когда и какими режиссерами был создан в Ленинграде первый художественный звуковой фильм? Как он назывался?

С 1927 года группа ленинградских ученых и изобретателей во главе с профессором А. Ф. Шориным начала экспериментальные работы по созданию звукозаписывающей и звуковоспроизводящей киноаппаратуры. В 1928 году было проведено испытание аппаратуры звукового кино, созданной по методу А. Ф. Шорина.

Открытие же первого в СССР стационарного звукового кинотеатра, оборудованного аппаратурой системы А. Ф. Шорина, состоялось 5 октября 1929 года на Невском проспекте, в доме № 72, в котором находился кинотеатр «Кристалл-Палас». Зрителям в этот памятный день показывали «Звуковую сборную программу № 1». Значительное место в ней занимал документальный фильм «План великих работ», который рассказывал о трудовом героизме советских людей в годы первой пятилетки. Когда окончился сеанс и в зрительном зале зажгли свет, раздались дружные аплодисменты — награда тем, кто открыл новую страницу в истории кино.

В зрительном зале дома № 72, где и сейчас находится кинотеатр «Кристалл-Палас», установлена мемориальная доска.

В 1931 году на фабрике «Союзкино» (ныне киностудия «Ленфильм») режиссеры Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг впервые в нашем городе создают полнометражную звуковую картину «Одна». Фильм рассказывал о молодой учительнице (ее играла артистка Е. А. Кузьмина), которая после окончания института была послана на работу в глухое село на Алтае. В начале 30-х годов ленинградская киностудия уже полностью перешла на выпуск звуковых фильмов.


Дом № 72 по Невскому проспекту

«Великий немой» заговорил в полный голос.

Когда в городе началось регулярное радиовещание? На какой улице появились первые репродукторы?

Регулярное радиовещание в нашем городе началось с 24 декабря 1924 года. В небольшой студии на Песочной улице (ныне улица Профессора Попова) впервые прозвучали слова: «Слушайте, слушайте, говорит Ленинград! Говорит город Ленина!» В этот день в двух местах Невского проспекта — у Гостиного двора и у дома № 92 — стояла огромная толпа. Люди, подняв головы, с любопытством смотрели на два первых репродуктора, сделанных из серого папье-маше и очень напоминавших обычные тарелки, из которых неслись слова и музыка.

В 1926 году в городе была построена радиостанция. А 22 января 1927 года уже состоялся первый радиоконцерт трех городов — Москвы, Харькова и Ленинграда. В этом же году были установлены первые радиоточки в квартирах ленинградцев. В наши дни нет практически ни одной квартиры, где не было бы трансляционной радиоточки, радиоприемника или транзистора.

В каком году и откуда велись первые в городе телевизионные передачи? Где были изготовлены первые телевизоры, которыми пользовались ленинградцы? Когда и по проекту каких архитекторов был построен в городе новый телецентр?

7 июля 1938 года из небольшого здания на улице Академика Павлова (д. № 13а) велась первая в стране телевизионная передача. Она включала концертные номера и небольшие отрывки из кинофильмов. Режиссером был И. Ф. Ермаков, а вела передачу диктор А. Васильева. Вся аппаратура и оборудование для телецентра были спроектированы и построены советскими специалистами.


Телевизионная башня

С 1 сентября 1938 года начались регулярные телевизионные передачи. Первоначально они велись через день и их продолжительность не превышала одного часа. Поэтому при демонстрации полнометражного фильма зрителям обычно показывали наиболее интересные и важные места ленты, а в паузах между ними диктор рассказывал коротко содержание пропущенных кадров. Первое время в городе имелось всего 30 телевизоров «ТК-1», изготовленных ленинградским заводом имени Козицкого. Они принадлежали телецентру и были установлены в некоторых Домах культуры и клубах, а также в Доме занимательной науки, Доме техники и в одном из павильонов Центрального парка культуры и отдыха имени СМ. Кирова. У каждого телевизора во время сеанса дежурил специальный техник. Телевизоры для индивидуального пользования поступили в продажу в конце 1940 года. В годы Великой Отечественной войны телевидение в Ленинграде не работало. Первая пробная телепередача состоялась 5 ноября 1947 года. С 18 сентября 1948 года возобновилось регулярное телевещание.

Широкое развитие телевидения в нашем городе началось в 1950-е годы.

В 1962 году на улице Чапыгина было завершено строительство нового телецентра (архитекторы СБ. Сперанский, А. Д. Кац, В.С Васильковский, инженер Н. И. Дюбов). Сооружение телевизионной башни высотой 316 метров позволило засветиться голубым экранам во многих отдаленных местах области. С 1981 года все телевизионные передачи идут в цветном изображении.

Оглавление книги


Генерация: 0.089. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз