Книга: Санкт-Петербург

В камне и бронзе

В камне и бронзе

Невозможно представить себе город на Неве без Медного всадника, без беломраморных статуй Летнего сада или коней на Аничковом мосту… Скульптура — неотъемлемая часть художественного облика Санкт-Петербурга, она хранит память о знаменательных событиях, выдающихся людях, о тех, чьими руками и талантом создавались эти произведения искусства.

Сколько в Летнем саду мраморных скульптур? Какова их история?

Летний сад — своеобразный музей декоративной парковой скульптуры. Большинство статуй для Летнего сада было заказано известным венецианским мастерам Д. Бонацца, П. Баратта, Ф. Кабианка, А. Тарсиа и другим. К середине XVIII века в саду было 139 скульптур. Но в 1777 году, во время разыгравшейся бури и сильного наводнения, часть их серьезно пострадала.

В настоящее время Летний сад украшают 89 скульптур. Их можно разделить на три группы — исторические, аллегорические и мифологические. Первые представляют собой бюсты исторических деятелей — Александра Македонского, Юлия Цезаря, Августа, Нерона, Траяна. Вторые — это статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Мореплавание, Славу, Правосудие. На аллеях сада можно увидеть и персонажей античной мифологии — Минерву, Беллону, Флору, Аполлона, Вакха, Немезиду, Эвтерпу и других. Вблизи Летнего дворца — скульптура «Мир и Изобилие», выполненная П. Баратта в 1722 году. Эта группа — аллегорическое изображение победы России над Швецией. Среди мраморной скульптуры несколько особняком стоит бронзовый памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову. Сооруженный на добровольные пожертвования, монумент был открыт 12 мая 1855 года. Его автор — известный ваятель П. К. Клодт. Бронзовые рельефы на пьедестале, изображающие героев крыловских басен, исполнены по рисункам художника А. А. Агина.


Памятник И. А. Крылову

В суровые дни блокады скульптура была бережно укрыта здесь же, на территории Летнего сада. После окончания войны тщательно отреставрированные творения замечательных мастеров, как и прежде, радуют людей.

Где находится памятник, который является первой конной статуей в России? Что это за монумент и кто его автор?

Первая в России конная статуя — это памятник Петру I перед Михайловским (Инженерным) замком. Петр I торжественно восседает на коне, правой рукой сжимая жезл полководца. Голова его увенчана лавровым венком.

Автор монумента, Б. К. Растрелли, работал над ним пять лет. К 1724 году была завершена его модель. Но лишь в 1746 году, уже после смерти ваятеля, ее отлили в бронзе. Первоначально памятник предполагалось поставить на Васильевском острове перед зданием Двенадцати коллегий. Но в дальнейшем, в связи с перемещением административного центра Петербурга на левый берег Невы, эту идею оставили. В 1782 году на новой Сенатской площади был воздвигнут монумент Петру I, отвечающий вкусам и требованиям новой эпохи. А о статуе Растрелли забыли на долгие годы. И только в 1800 году по распоряжению Павла I ее установили на площади перед входом в замок.

Высокий четырехгранный пьедестал, облицованный мрамором разных оттенков, создан архитектором Ф. И. Волковым. По сторонам постамента — бронзовые барельефы, исполненные под руководством известного ваятеля М. И. Козловского молодыми в ту пору скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым. На барельефах запечатлены две блистательные победы, одержанные русскими войсками в Северной войне, — «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте».

Памятник Петру I занял прочное место в ансамбле Михайловского замка, созданном по проекту выдающегося зодчего В. И. Баженова.


Памятник Петру I у Михайловского замка

Кто были создателями памятника Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов)? Когда состоялось его открытие?

Проект памятника Петру I, который Екатерина II решила воздвигнуть в Петербурге, разработал французский скульптор Э. Фальконе. По рекомендации Д. Дидро он в 1766 году был приглашен в Петербург и прожил здесь почти 12 лет. Ваятель трудился упорно и вдохновенно, чтобы претворить в жизнь свою идею — «передать в мертвом материале (мраморе, бронзе, камне) натуру живую, трепетную, страстную».

«Монумент мой будет прост, — писал Фальконе. — …Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя…»

Скульптор, отойдя от общепринятых в ту пору канонов, изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную и легкую одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Ничто во внешнем виде всадника не напоминает «самодержца всероссийского». Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя. Но с какой предельной ясностью передано ощущение силы наездника, на скаку остановившего разгоряченного коня!

О мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой бездной,На высоте, уздой железнойРоссию поднял на дыбы?(А. С. Пушкин. Медный всадник)

Успеху ваятеля, создавшего этот шедевр монументальной скульптуры, способствовала его 20-летняя ученица Мари Анн Колло. Она исполнила голову Петра, сумев передать портретные черты сильного и сурового «властелина судьбы», отразить своеобразие его сложного характера. Литейный мастер Емельян Хайлов руководил отливкой статуи. При отливке расплавленный металл, прорвав форму, хлынул наружу. В помещении, где производились работы, возник пожар. Все бросились бежать. Но Хайлов остался. Рискуя жизнью, он сбил пламя и исправил форму. Многолетний труд был спасен. О подвиге Хайлова скульптор писал, что «его храбрости мы обязаны удачею отливки».


Памятник Петру I на площади Декабристов («Медный всадник»)

Русский ваятель Ф. Г. Гордеев вылепил по замыслу Фальконе змею, которая помимо своего символического значения (враждебные силы, мешавшие осуществлению прогрессивных петровских реформ) является третьей точкой опоры, придавшей всей группе определенную устойчивость и равновесие. Он же руководил установкой монумента.

Следует также назвать имя архитектора Ю. М. Фельтена, руководившего работами по завершению памятника.

7 августа 1782 года при большом скоплении публики, под гром оркестра и пушечную пальбу состоялось торжественное открытие монумента. Среди зрителей находилась и Екатерина II, считавшая, что сооружение памятника — ее личная заслуга. Об этом должна была напоминать и надпись на пьедестале: «Петру I Екатерина II».

В этот день на Сенатской площади не было только главного героя торжества — Этьена Фальконе. Еще четыре года тому назад, когда все основные работы по созданию монумента были окончены, императрица резко изменила свое отношение к скульптору, и тот, обиженный, вынужден был покинуть Россию. Даже на открытие монумента его не пригласили.

…В годы Великой Отечественной войны, когда враг стоял у стен города, ленинградцы бережно укрыли памятник, для чего был построен песчаный футляр высотой 14 метров. Шедевр русской и мировой культуры удалось спасти. И вновь, как прежде, на самом краю крутой скалы удерживает вздыбленного коня мощная рука воспетого Пушкиным Медного всадника.

В память какого события была выбита медаль с надписью «Дерзновению подобно»?

По замыслу скульптора Э. Фальконе пьедесталом для памятника Петру I должна была служить цельная «дикая скала». В 1767 году начались поиски камня необходимой величины. Были обследованы районы Ладоги, Ямбурга, Нарвы, Ораниенбаума, Выборга, но «потребной скалы» обнаружить не удалось. Тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было объявлено, что тому, кто укажет местонахождение нужного камня, будет выдано вознаграждение.

В начале сентября 1768 года в Академию художеств явился крестьянин Семен Вишняков, ранее уже известный Конторе строений как человек весьма незаурядный, замечательный плотник, добытчик камня и каменотес. Он заявил, что близ деревни Конной в окрестностях Лахты, в 12 верстах от Петербурга, имеется «великий камень», прозванный в память об ударе молнии, образовавшей в нем глубокую трещину, и который местные жители прозвали «Гром-камень». Прибывшие на место представители Академии художеств остались весьма довольны. За находку «тягостного камня» Семен Вишняков получил из казны 100 рублей.

На Фальконе «дикая скала» произвела сильное впечатление. По данным скульптора, гранитный валун имел длину 44 фута (13,42 метра), ширину 22 фута (6,71 метра) и высоту 27 футов (8,24 метра). Весил же он около 100 тысяч пудов (примерно 1600 тонн). Один из очевидцев после осмотра камня писал: «…взирание на оной возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».

Вопрос, как доставить каменную глыбу к месту установки памятника, занимал многих. Была обещана большая награда тому, кто придумает наилучший проект перевозки монолита. По официальным данным, наиболее разумное и экономичное предложение внес грек Мартьен Карбури. Более известный петербургской полиции под именем Ласкари, или Деласкари, он приехал в Россию, чтобы любыми средствами нажить себе приличное состояние. Но, по мнению многих современников, этот очень простой и в то же время остроумный в техническом отношении способ перевозки камня нашел один кузнец, чье имя, к сожалению, не сохранила история. Карбури же купил у русского умельца «способ передвижения камня» за 20 рублей и присвоил себе чужую славу.

Каким же образом осуществляли перевозку этого исполина?

Для транспортировки камня по суше была сооружена из толстых бревен огромная платформа. С нижней ее стороны находились обитые медными листами деревянные желоба. Они покрывали собою такие же, уложенные на землю, переносные желоба-рельсы, по которым во время движения перекатывались 30 бронзовых 5-дюймовых шаров. Эти шары и были главной технической сутью в предложенном способе перевозки. Они позволили намного уменьшить трение при движении платформы с непомерно тяжелым грузом.


Перевозка «Гром-камня». Гравюра 1770-х годов

После того как мощный валун, глубоко ушедший в землю, был окружен большим котлованом, его с помощью 12 рычагов и 4 воротов приподняли и уложили на платформу. 15 ноября 1769 года он начал свое путешествие, проделав в этот день 23 сажени. Камень тянули по специально проложенной дороге, используя для этого от двух до шести воротов, каждый из которых приводился в движение 32 рабочими. Всего в транспортировке камня участвовало до 400 человек. В отдельные дни скорость продвижения доходила до 130 и даже 300 сажен. А весь, путь до Финского залива — около 8 верст — занял четыре месяца с небольшим. Во время передвижения скалы на верху ее находились 2 барабанщика, дававшие сигналы рабочим, до 40 каменщиков, по ходу отсекавшие лишние куски камня и небольшой кузнечный горн, где правили инструменты. В район Лахты началось настоящее паломничество столичных обывателей. Сюда приезжали, чтобы своими глазами увидеть, как «камень великой тягости катится по бронзовым шарам».

27 марта 1770 года «переселенец» был доставлен к пристани у морского берега. Но путешествие по воде состоялось лишь осенью. Для перевозки его водным путем было построено «по учиненному чертежу» известного корабельного мастера Григория Корчебникова грузовое судно, так называемый прам. После того как с величайшей предосторожностью совершили погрузку камня, прам, ведомый двумя мачтовыми судами, взял курс на Петербург.

26 сентября 1770 года при огромном стечении народа «Гром-камень» «сошел» на Сенатскую площадь, чтобы стать частью памятника бронзовому всаднику.

В успешном завершении этой эпопеи большую роль сыграли капитан-лейтенант Яков Лавров — главный руководитель всех работ по перевозке «Гром-камня» и Матвей Михайлов — опытный такелажный мастер.

История того времени не знала примеров, когда бы камень такой тяжести был перевезен в столь короткий срок. Помогли смекалка, изобретательность и необычайное трудолюбие русских людей, чей подвиг высоко оценили современники. Об этом напоминает выбитая в честь перевозки камня памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Какая из конных статуй города имеет лишь две точки опоры? Кто ее автор?

На Исаакиевской площади на высоком, богато декорированном постаменте, словно на плацу перед выстроившимися войсками, в туго затянутом мундире офицера конногвардейского полка гарцует царь Николай I.

Памятник сооружен в 1856–1859 годах по проекту архитектора О. Монферрана при участии других ваятелей. Многоярусный пьедестал состоит из 118 отдельных камней, среди которых можно обнаружить красный финляндский и темно-серый сердобольский гранит, шокшинский малиновый порфир и итальянский белый мрамор. Постамент украшен аллегорическими фигурами и барельефами работы Н. А. Рамазанова и Р. К. Залемана.


Памятник Николаю I

Памятник красив по силуэту; конная фигура отличается необычайной легкостью. Но вычурный пьедестал, перегруженный скульптурными деталями, а также отсутствие органической связи постамента с конной статуей в значительной мере снижают художественную ценность памятника. Главное же, что делает его совершенно оригинальным среди подобных произведений, является заслугой скульптора П. К. Клодта. Созданная им и им же отлитая огромная 6-метровая бронзовая группа поставлена на две точки опоры — задние ноги коня, что является исключительно редким примером для конной статуи.

В Петербурге есть копия дверей «Врата рая» Лоренцо Гиберти. Какое сооружение она украшает? Что за мастер отливал эту копию и какие другие его работы наиболее известны?


Двери Казанского собора

В 1442 году итальянский ваятель Л. Гиберти украсил флорентийский баптистерий (здание для обряда крещения) замечательными дверями, над созданием которых он трудился 27 лет. Впервые увидевший эти двери Микеланджело с восхищением воскликнул: «Они так прекрасны, что достойны быть вратами рая». С той поры двери Гиберти во всех трудах по истории искусств стали называть «Вратами рая».

Копии знаменитых дверей украшают одно из замечательных сооружений города — Казанский собор (1801–1811).

Подойдите к его северному портику, раскрытому в сторону Невского проспекта, и поднимитесь по гранитным ступеням лестницы. Вы увидите высокие и изумительные по красоте и мастерству исполнения двери. Для их создания архитектор А. Н. Воронихин, автор Казанского собора, пригласил Василия Екимова, признанного лучшим литейным мастером России.

По хранящимся в Академии художеств гипсовым формам Екимов с ювелирной точностью воспроизвел в бронзе «Врата рая» Гиберти. Двери состоят из десяти рельефных многофигурных панно на сюжеты библейских легенд. Отливка бронзовых статуй, установленных в нишах собора, была также поручена В. П. Екимову.

Еще подростком Екимова где-то на юге подобрали солдаты одного полка, который после турецких походов попал в Петербург. Здесь показавшего способности к разным художествам мальчика определили в ремесленную школу при Академии художеств, где он освоил все тонкости медного и чеканного мастерства. Трудно перечислить все, что было отлито Екимовым в бронзе. Наиболее крупные его работы — это памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, установленные перед Казанским собором (скульптор Б. И. Орловский), Суворову на Марсовом поле (скульптор М. И. Козловский), Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор И. П. Мартос).

У Василия Екимова обучался художественному литью скульптор П. К. Клодт. В это время Екимов уже был заведующим литейной мастерской Академии художеств.

Деятельность какого известного каменотеса начала XIX века неразрывно связана с Петербургом? Каковы его наиболее значительные работы?

Талантливый самородок, мастер каменных дел С. К. Суханов родился в 1768 году в глухой деревне Завотежице Евдской волости Вологодской губернии в семье пастуха. Его матери в голодную зиму нередко приходилось собирать подаяние, чтобы прокормить семью. Когда Самсону исполнилось 9 лет, он стал работать, а в 14 лет «ходил на барках» грузчиком. Бурлачил на Каме, Волге, Двине и Сухоне. Затем судьба забросила его под Архангельск, а в 1784 году — на Шпицберген, где он занимался «звериным промыслом».

В возрасте 31 года Самсон Суханов приехал в Петербург и поступил на строительство Михайловского замка. Здесь он быстро постиг искусство каменотеса и вскоре стал в Петербурге лучшим мастером каменных дел. Прошло немного времени, и он уже стал самостоятельно брать заказы на исполнение самых сложных и ответственных каменных и мраморных работ.

Суханов со своей артелью возводит колоннаду Казанского собора со стороны Невского проспекта, а также изготовляет монолитные гранитные колонны, украшающие собор внутри; руководит строительством гранитной набережной Стрелки Васильевского острова; исполняет аллегорические фигуры, размещенные у основания Ростральных колонн (автор скульптур неизвестен). По заданию А. Н. Воронихина Суханов с артелью производит вырубку двенадцати колонн для портика главного фасада Горного института. Из пудостского камня он высекает две скульптурные группы «Похищение Прозерпины Плутоном» (скульптор В. И. Демут-Малиновский) и «Геркулес, удушающий Антея» (скульптор С. С. Пименов), органично вошедших в композицию портика здания Горного института. Им высечены фигуры Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса (скульптор Ф. Ф. Щедрин), украшающие Адмиралтейскую башню.


Колоннада Казанского собора

Суханов выполняет заказ по изготовлению пьедесталов для памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора, Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Под его руководством были одеты в гранит берега Крюкова канала. По методу, разработанному этим замечательным умельцем, добывались гранитные блоки для монолитных колонн Исаакиевского собора.

Будущий декабрист Н. А. Бестужев в журнале «Сын Отечества» за 1820 год писал: «Мы ищем удивительных вещей в чужих краях… и проходим мимо сих чудных, неимоверных колонн с самым обыкновенным любопытством… Суханов одним опытом дошел до того, что может выломать такой кусок камня, какой ему угодно…» По способу прославленного каменотеса был добыт и гранитный монолит для Александровской колонны на Дворцовой площади. Исключительный восторг и удивление современников вызывала высеченная Сухановым из огромного гранитного монолита весом до 10 тысяч пудов ванна для Баболовского дворца в Царском Селе. «…Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, — писал журналист и издатель „Отечественных записок“ П. П. Свиньин, — позднее потомство будет спорить, люди или исполины создали град сей. Честь и слава Суханову!» Незаурядность мастера-ваятеля привлекла внимание и известного художника В. А. Тропинина. В 1823 году им был написан замечательный портрет Суханова. Самсон Суханов был не только техническим исполнителем. Он был еще тонким мастером и обладал большим художественным чутьем. Прекрасно понимая замысел автора, воплощая этот замысел в камне, он нередко вносил нечто свое, что делало это произведение еще более совершенным.

Шли годы. Менялись вкусы. Классический стиль был уже не в моде. Многие архитекторы оказались не у дел. Лишился заказов и Суханов, Печальным был конец этого талантливого выходца из народа. В 1837 году его имущество продается с молотка. Незадолго до смерти, в 1840 году, больной Суханов подает на «высочайшее имя» прошение о помощи. Перечислив наиболее значительные свои работы, он писал, что, отстраненный от всяческих полезных работ, «сам впал с несчастным семейством моим в злосчастную нищету и в дряхлости моей оною вымучен питаться горестнейшим подаянием…»

Но Суханов был больше не нужен, и в помощи ему отказали.

На набережной Лейтенанта Шмидта стоит памятники. Ф. Крузенштерну — известному мореплавателю, возглавившему первую российскую экспедицию вокруг света. В каком году началось это кругосветное плавание? Как назывались корабли, на которых оно проходило? Когда и по проекту каких авторов был установлен памятник мореплавателю?

План организации первого в истории отечественного флота кругосветного путешествия был предложен И. Ф. Крузенштерном, он же руководил его осуществлением.

26 июля 1803 года два корабля — «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна и «Нева» под командованием Ю. Ф. Лисянского — снялись с якорей в Кронштадтской гавани и под парусами, с попутным ветром, ушли в дальнее плавание. Путь лежал через Атлантический океан к мысу Горн и далее в Тихий океан. Корабли, каждый из которых совершал самостоятельное плавание, побывали у берегов Камчатки, Японии, Китая, Аляски…


Памятник И. Ф. Крузенштерну

Во время путешествия членами экспедиции производились многочисленные океанографические, метеорологические, астрономические исследования. Были собраны ценные материалы по географии, зоологии, ботанике, а также богатейшие этнографические коллекции. Был составлен атлас, содержащий более 100 карт и рисунков. В итоге экспедиция сделала большой вклад в отечественную и мировую науку.

«Нева» пришла в Кронштадт на две недели раньше «Надежды», которая вернулась на Кронштадтский рейд 7 августа 1806 года. Памятник И. Ф. Крузенштерну сооружен по проекту скульптора И. Н. Шредера и архитектора И. А. Монигетти. Его открытие состоялось 6 ноября 1873 года.

На пьедестале красного финляндского гранита установлена статуя, отлитая из бронзы. Выдающийся мореплаватель изображен во весь рост в адмиральском мундире с кортиком на боку. Скрестив руки на груди, он стоит в задумчивой позе, слегка наклонив непокрытую голову. В левой руке — свернутая в трубку морская карта. На пьедестале — бронзовая доска со словами: «Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг».

Место для памятника выбрано не случайно. Он установлен напротив старинного здания, занимаемого ныне Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. В прошлом здесь находился Морской кадетский корпус, питомцем которого, а с 1827 года директором был И. Ф. Крузенштерн.

Когда и каким автором были созданы скульптурные группы, украсившие Аничков мост? Куда с берегов Невы переселились копии этих изваяний?

В 1841–1850 годах Аничков мост украсили четыре скульптурные группы, вылепленные и отлитые П. К. Клодтом. В них ваятель изобразил отдельные моменты покорения юношей дикого коня. Эти изваяния, символизирующие борьбу человека с силами природы, получили название «Укротители коней». Они отличаются единством композиционного решения, необычайной динамичностью, великолепными пластическими формами и являются выдающимися произведениями монументальной скульптуры. Аничков мост, украшенный бронзовой декоративной скульптурой, стал неотделим от архитектурного ансамбля Невского проспекта.


Скульптурная группа на Аничковом мосту

«Укротители коней» завоевали столь широкую известность, что автору пришлось повторить их еще несколько раз. Так, две скульптурные группы Николай I подарил прусскому королю. Они были установлены у главных ворот Королевского дворца в Берлине. «Колоссальные группы профессора Клодта… — писал немецкий ваятель Х.-Д. Раух, — произвели в публике такой всеобщий восторг, которому подобного никогда не было…» После Второй мировой войны клодтовские изваяния «переселились» в Клейст-парк. Две группы «Укротителей коней» были подарены сицилийскому королю и увезены в Неаполь. Ныне они украшают ограду Неаполитанского королевского дворца.

Копии скульптурных групп были установлены у Бельведера, что находится в 5 километрах от Петродворца, а также в Стрельне, на территории Орловского парка. Но от этих бронзовых изваяний сохранились лишь постаменты.

Наконец, две группы оказались в подмосковной усадьбе, украсив портик Конного двора в Кузьминках.

На каком архитектурном сооружении города можно увидеть скульптурное изображение самого автора и некоторых его современников?

На фронтоне западного портика Исаакиевского собора — огромный рельеф, выполненный И. П. Витали. Сюжет для него был взят из легенды, относящейся к IV веку н. э.: «Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия, возвратившегося из походов, и его жену императрицу Флаксиллу».

Этот рельеф интересен тем, что в ряде фигур скульптор изобразил своих современников, наделив их яркими индивидуальными чертами. За императором Феодосием стоят его приближенные Сатурнин и Виктор. В первом можно узнать министра двора и председателя комиссии по строительству собора П. М. Волконского, во втором — президента Академии художеств А. Н. Оленина.

Слева, почти в самом углу фронтона, можно увидеть и строителя храма — О. Монферрана. Здесь дан достаточно точный, но несколько идеализированный портрет зодчего. Полуобнаженный, в римской тоге, Монферран держит в руках модель Исаакиевского собора.

На каком памятнике города можно увидеть девять скульптурных фигур известных деятелей России второй половины XVIII века? Когда и при участии каких авторов был создан этот монумент?

В ноябре 1873 года состоялось открытие памятника Екатерине II. Проект памятника разработал художник М. О. Микешин — автор монумента «Тысячелетие России» в Новгороде. В создании его принимали участие скульпторы М. А. Чижов, изваявший статую Екатерины II, и А. М. Опекушин, исполнивший модели девяти фигур, а также архитекторы Д. И. Гримм и В. А. Шреттер.

На высоком пьедестале из серого сердобольского полированного гранита установлена бронзовая статуя Екатерины II. Ей придана подчеркнуто парадная поза. Правая рука сжимает скипетр — знак власти. В левой руке — лавровый венок — символ славы.

С лицевой стороны постамента, в центре, изображен Г. А. Потемкин. Рядом с ним — фельдмаршал П. А. Румянцев, много сделавший для развития русского военного искусства. По другую сторону от Потемкина со шпагой в левой руке — великий полководец А. В. Суворов.


Памятник Екатерине II

За Румянцевым — фигура женщины с опущенной головой и раскрытой книгой в руках. Это Е. Р. Дашкова — директор Петербургской Академии наук и президент Российской академии (русского языка и словесности). За ней стоит молодой поэт Г. Р. Державин.

Далее изображены граф А. Г. Орлов — главнокомандующий русской эскадрой в битве при Чесме, адмирал В. Я. Чичагов — главнокомандующий Балтийским флотом, одержавший ряд побед во время русско-шведской войны, И. И. Бецкой — главный директор «Канцелярии от строений», президент Академии художеств, учредитель ряда учебных заведений и А. А. Безбородко — видный государственный деятель.

В каком году и по проекту какого автора был установлен памятник М. Ю. Лермонтову? Чем обусловлен выбор места для его сооружения?

По четной стороне Лермонтовского проспекта, близ Обводного канала, есть садик. Здесь в окружении тенистых деревьев стоит памятник М. Ю. Лермонтову — великому русскому поэту. Созданный по проекту академика Б. М. Микешина, он был открыт 9 мая 1916 года. Поэт в гусарской форме, с небрежно накинутой на одно плечо шинелью, сидит на скамье. В правой руке — закрытая книга. Взгляд задумчив и мечтателен.

Скульптура возвышается на пьедестале из красного полированного гранита. На тыльной его стороне перечисляются некоторые произведения поэта: «Демон, Ангел, Бородино, Герой нашего времени, Песнь про купца Калашникова, Пророк, Валерик, Мцыри, Спор». Вокруг постамента — небольшая площадка. Задняя ее сторона завершается полуциркульной формы гранитной скамьей, по бокам которой декоративные вазы в виде светильников. Памятник обращен к проспекту, носящему с 1914 года имя поэта (ранее Ново-Петергофский проспект).


Памятник М. Ю. Лермонтову

Место для сооружения монумента было выбрано не случайно. За садиком, несколько в глубине от магистрали, расположено трехэтажное здание казенного вида. До 1917 года в нем размещалось Николаевское кавалерийское училище, возникшее в 1859 году на базе находившейся здесь же школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, основанной 9 мая 1823 года. Воспитанником этой школы был М. Ю. Лермонтов (во времена поэта она занимала дом графа Чернышева у Синего моста, где затем был выстроен Мариинский дворец).

Когда, где и кому в городе был поставлен первый после 1917 года памятник? Кто его автор?

Первым после Октябрьской революции в Петрограде был установлен памятник А. Н. Радищеву — автору знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Памятник был очень скромным. На небольшом основании из бутовой плиты стояла колонна искусственного мрамора, служившая постаментом для бюста. Монумент был создан воспитанником Академии художеств скульптором Л. В. Шервудом. Он сам выбрал для него место — в проломе решетки сада Зимнего дворца, со стороны Дворцового моста. Открытие памятника состоялось 22 сентября 1918 года.

В память каких событий был установлен памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала? Кто его авторы? На каком заводе отливалась эта скульптура?

3 апреля 1917 года, в 23 часа 10 минут, к перрону Финляндского вокзала подошел поезд. Из него вышли В. И. Ленин и группа большевиков, возвращавшиеся из эмиграции. Петроградские большевики направили для встречи Ленина два броневика, которые находились в ремонтных мастерских бронедивизиона. С одной из этих бронированных машин В. И. Ленин поздно вечером обратился к собравшейся на площади у вокзала революционно настроенной толпе. Затем, по рассказам очевидцев, броневик с Лениным в окружении народа медленно двинулся на Петроградскую сторону к особняку Кшесинской, где тогда находились Центральный и Петроградский комитеты партии большевиков.


Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала

16 апреля 1924 года у Финляндского вокзала состоялась закладка памятника. Его торжественно открыли 7 ноября 1926 года.

Авторы монумента скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх. Высота бронзовой статуи — 4,35 метра, а общая высота монумента — около 10 метров. Памятник у Финляндского вокзала — первое крупное произведение монументальной скульптуры, посвященное В. И. Ленину.

Скульптура отлита на заводе «Красный выборжец», где в 1924 году была создана художественно-бронзолитейная мастерская, просуществовавшая почти четыре года. В этой мастерской было отлито около 40 памятников и 70 бюстов В. И. Ленина по моделям С. А. Евсеева, В. В. Козлова, Н. А. Андреева, И. Д. Шадра и других известных ваятелей.

В 1945 году в связи с реконструкцией площади памятник Ленину передвинули ближе к Неве. Теперь он, окруженный зеленью большого благоустроенного сквера, оказался в центре ансамбля, широко раскрытого к просторам реки.

Многие годы в городе жил и трудился талантливый скульптор В. В. Лишев. В разное время по его проектам были установлены четыре монумента. Что это за монументы и когда они были сооружены?

В. В. Лишеву принадлежат следующие установленные в Петербурге памятники.

Бюст Н. А. Некрасова. Он был открыт в 1922 году в сквере на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта. В 1946 году, когда праздновалось 125-летие со дня рождения поэта, бюст перенесли на Литейный проспект и установили в сквере наискосок от дома, где последние 20 лет жил Н. А. Некрасов.

Памятник Н. Г. Чернышевскому. Отлитый в бронзе в 1940 году, он был в 1947 году поставлен на Московском проспекте (пьедестал работы архитектора В. И. Яковлева). Возникшая у монумента площадь ныне носит имя этого писателя-демократа.

Памятник А. С. Грибоедову. Он воздвигнут в 1959 году на Загородном проспекте перед зданием Театра юного зрителя. Шестигранный постамент создан архитектором В. И. Яковлевым из серого полированного гранита.

Памятник К. Д. Ушинскому. Монумент установлен в 1961 году напротив главного входа в Российский педагогический университет имени А. И. Герцена (наб. Мойки, 48).

Сколько в Петербурге памятников А. С. Пушкину? Когда они были установлены и кто авторы их проектов?


Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств

Первый памятник А. С. Пушкину в нашем городе был открыт 7 августа 1884 года недалеко от Невского проспекта, на Новой улице, ныне носящей имя поэта. Автор монумента А. М. Опекушин изобразил А. С. Пушкина стоящим со скрещенными на груди руками и с поднятой головой.

К сожалению, этот памятник не может быть признан удачным: небольшая по величине бронзовая скульптура несоразмерна с тяжеловатым пьедесталом из полированного черного гранита (архитектор А. С. Лыткин).

Спустя 100 лет со дня гибели А. С. Пушкина, 8 февраля 1937 года, был открыт новый памятник поэту — 9-метровый обелиск из красного неполированного гранита (архитекторы А. И. Лапиров и Л. С. Катонин). На его лицевой стороне — бронзовый барельеф Пушкина (скульптор М. Г. Манизер). На цоколе вырублена надпись: «Место дуэли А. С. Пушкина. 26-V-1799 — 29-I-1837». Обелиск сооружен вблизи Черной речки (на Коломяжском проспекте), где 27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен гениальный русский поэт.

Чтобы увидеть третий по времени сооружения памятник А. С. Пушкину, надо пройти к дому № 12 по набережной Мойки. Здесь, в квартире на первом этаже, Александр Сергеевич провел последние часы и минуты своей жизни.

8 октября 1950 года во дворе этого дома на Мойке, где ныне находится мемориальный музей, был установлен монумент, отлитый по модели скульптора Н. В. Дыдыкина. На цилиндрическом постаменте, созданном из пудостского камня, возвышается сравнительно небольшая (1,7 метра) бронзовая фигура. Поэт стоит в распахнутом сюртуке с цилиндром в опущенной левой руке.

19 июня 1957 года был открыт памятник А. С. Пушкину на площади Искусств.

Автор монумента — скульптор М. К. Аникушин. В 1947 году он с отличием окончил Академию художеств, а спустя два года на конкурсе проектов памятника А. С. Пушкину его работа получила наивысшую оценку. Но несмотря на одержанную победу, молодой ваятель продолжал работать над памятником еще почти восемь лет. «Мне хотелось, — вспоминает Аникушин, — чтобы на пьедестал встала не просто скульптура, а необыкновенный, будто живой человек. Вот такой, каким он был, каким я его себе представляю… Частица души города. Мне хотелось показать его молодым, земным, человечным. И в то же время скульптура должна показать не миг, а долго длящееся состояние».

И вот перед нами 4-метровая бронзовая фигура поэта. Гордый и непокорный, устремился певец свободы навстречу ветру и солнцу. Широкий жест правой руки непроизволен и естествен. Голова чуть откинута назад. Романтический и удивительно человечный образ Пушкина наполнен трепетным вдохновением и внутренней озаренностью. Бронзовая статуя отличается тонким мастерством и совершенством пластического выражения. Хорошо найдены пропорции для пьедестала, высеченного из красного гранита. Строгие и простые его формы гармонируют со статуей. И это заслуга архитектора В. А. Петрова.

Автор монумента М. К. Аникушин, вдохновенный труд которого получил самое широкое признание, был удостоен за эту работу звания лауреата Ленинской премии.

Памятник А. С. Пушкину явился удачным завершением архитектурного комплекса площади Искусств.

Где можно увидеть эти скульптуры? Кто их авторы (если они известны)?


Статуи, венчающие арочный фронтон дома № 77 на Большом проспекте Петроградской стороны (скульптор В. Ф. Разумовский).


Большая Морская ул., 43 (быв. дом Демидова). Мраморные атланты и кариатиды, поддерживающие балкон (скульптор Т. Жак)


Площадь Островского, павильон сада Аничкова дворца. Статуя древнерусского витязя (скульптор С. С. Пименов).


Летний сад. Статуя «Архитектура» (работа неизвестного итальянского мастера).


Статуя Терпсихоры в нише фасада Академического театра драмы имени А. С. Пушкина (скульптор И. В. Крестовский).


Невский пр., 17 (Строгановский дворец), во дворе. Маскарон Пана. Автор неизвестен.


Сад на Лиговском проспекте, у дома № 64. Декоративная скульптура.


Александровский парк. Скульптурная композиция «Мать и сын» (скульптор И. Венкова).


Сампсониевский пр., 41. Памятник «Первостроителям Петербурга» (скульптор М. М. Шемякин).

Оглавление книги


Генерация: 0.217. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз