Книга: Шри-Ланка без царей и королей [Практический путеводитель для самостоятельных путешественников]
Устройство городов
Устройство городов
Шри-ланкийские городки и посёлки устроены типовым образом. Есть там, как правило, четыре главных ориентира.
Есть главная улица, она часто и называется просто MAIN STREET, или Colombo street, Jaffna street, Kandy street. Она является или трассой, проходящей через городок (объездных здесь нет), или набережной реки (если город в горах стоит на реке), или дорогой, пареллельной морю (если посёлок при океане). Или просто это главная торговая улица. Она застроена 2—3-4-этажными цементными домиками, и первые два этажа у них – магазинчики, столовые, чайные, заведения с разного рода услугами, гостиницы. Всё живёт, шумит, светится примерно с семи утра до семи вечера. В посёлках – то же, но одноэтажно.
Улицы тут называются по-разному на указателях и картах города. Некоторые улицы называются Такая-то Street (st.); другие – Какая-то Mawatha (Mw.); попадаются также Road (Rd), Avenue (Av), Place (Pl) и Veediya (Vd.) Все эти слова обозначают «улица», и чем отличается Road и Street, Veediya и Mawatha – неясно. Только словечко «line» обозначает маленькую улочку, переулочек, тупичок, проезд. Адреса тут могут выглядеть так: 34/7, Такой-то переулок, от Какой-то улицы, Город такой-то. Простые люди часто не знают адресов, и найти что-либо по адресу тут – не очень просто.
Когда проезжаешь мимо на автобусе, и сидишь у окна, очень удобно можно поглядывать по вывескам магазинов и фирм – на каждой вывеске, мелким шрифтом, под названием фирмы, написано «Улица такая-то, город или деревня такая-то». Сразу сравнили с картой и определили, где мы. Вывесок очень много. Если же стоять в автобусе, то вывесок не будет видно.
Есть автовокзал. Это «пуп земли», сердце города. Словосочетание «Бас стейшен» понимают здесь все. В городках и городах это крупное заведение с крытой галереей, к которой причаливают автобусы. Названия пунктов назначения часто написаны на «причалах» и на самих автобусах по-английски, но иногда надпись может быть только на местном языке. Но нередко автобус, идущий в нужный нам город, следует потом в какую-то деревню, и именно название этой деревни и будет написано на автобусе. Поэтому нужно обязательно спрашивать всех водителей, билетёров и пассажиров о том, какой автобус идёт в нужный вам населённый пункт – или вам могут подсказать, на чём ехать, чтоб сделать пересадку, если прямого транспорта туда нет. В некоторых городах бывает «нью бас стейшен», например в Анурадхапуре или в Путталаме, и «олд бас стейшен».
Автобусы отправляются с пяти утра до шести вечера, причём дальние и самые нужные вам автобусы стараются уйти пораньше. Расписания на автовокзале видимым образом обычно не вывешены. На автовокзале продают всякие пирожки и сладости. Застеклённых павильонов у них нет, крыша есть, но всё сильно продувается. Для ночлега автовокзал не пригоден, но гостиницы вокруг него имеются.
Внутригородские автобусы есть только в Коломбо. В других городах городские автобусы имеют конечной остановкой какую-нибудь деревню за городом, но останавливаются везде на улице по взмаху рукми.
Дальше. Во многих городах есть ж.д.вокзал (станция). Вокруг неё тоже могут быть торговые точки, гостиницы, интернет-кафе и прочее, если станция оживлённая и приходит десяток или больше поездов в день. Если ж. д. малодеятельная, – основная жизнь всё же кипит на главной улице и у автовокзала.
Наконец, почти во всех городах есть CLOCK TOWER – «Спасская башня» с часами, которые показывают часто неверное время. Некоторые башни построены англичанами, некоторые современные. Можно использовать их как ориентиры. Для бытовой жизни часовые башни непригодны.
Итак, Главная улица, автовокзал, ж.д.вокзал и часовая башня являют собой каркас города. Кроме них, в центр города вкраплены религиозные учреждения – мечеть, буддийский комплекс или монастырь, индуистский храм, христианская церковь, или даже все четыре учрежения, а некоторых – и по нескольку. Храмы видны издали, и периодически звучат азаном, молитвой, колокольным звоном или другим образом, притягивая последователей. Не наблюдается сикских храмов, шиитских мечетей, а также синагог.
В столицах провинций можно найти много заведений на любой вкус, а также офисы политических организаций – например, Коммунистической партии Шри-Ланки. Есть также больница и аптеки. Есть статуя непонятного солдата или политика, всё время разная, небольшого роста. Есть пара десятков фотографий и портретов Президента в крупном формате.
Итак, всё это мы нашли в центре города (городка). Все промежуточные полости между храмами, вокзалами, больницей, часовой башней, статуей непонятного солдата или гуру – заняты лавками. Дальше начинается, и тянется далеко, частный жилой сектор, перемежающийся рисовыми полями, чайными плантациями, кокосовыми пальмами и т.д.. Большая часть земли на острове – возделывается.
Электричество есть на Цейлоне повсюду. Даже маленькая деревня электрифицирована (круглосуточно). Свет стоит дёшево, от трёх рупий за киловатт-час (для религиозных учреждений – от двух рупий), но чем выше ваше энергопотребление, тем больше придётся заплатить за каждый киловатт. Поэтому лампы почти везде установлены энергосберегающие.
Всюду есть мобильная связь. Всюду есть дороги, и большей частью – асфальтовые. Всюду есть транспорт, автобусы, машины, рикши, добраться можно куда угодно, ждать целыми днями не приходится. Вода во всех городах подаётся централизовано, и кран есть почти везде. Вода вся холодная, в жаркую погоду – чуть тёплая. Горячего централизованного водоснабжения и центрального отопления тут, на экваторе, нет.
А вот аэродромов здесь нет почти нигде, кроме Коломбо (точнее, Негомбо: ведь центральный международный аэропорт ближе туда). Не летают по острову шри-ланкийцы, ни на самолётах, ни на вертолётах, разве что в Джафну, и то не по своей, а по казёной надобности. В Тринкомали ещё, говорят, летают.
- Предисловие
- Предисловие 2016 года
- История в 400 словах
- История путешествий
- Религии и народ
- Народ, государство и его сотрудники
- Языки
- Здоровье и болезни
- Особенности сознания и быта
- Опасности и неприятности
- Архитектура
- Попадание
- Паспортные дела
- Деньги
- Цены
- Транспортное устройство страны
- География. Климат. Административное деление
- Дорожное движение
- Санитария и гигиена
- Что берём с собой, и что одеваем
- Праздники и выходные
- Карты географические
- Путеводители. Источники информации
- Интернет. Связь
- Почта бумажная
- Железная дорога: общее устройство
- Поезда и проезд в них
- Устройство городов
- Междугородние автобусы
- Ночлег (платный)
- Ночлег (бесплатный)
- Еда
- Коломбо
- Север острова
- По стране
- Международный аэропорт
- Уезжаем
- Спасибо
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Устройство папуасских городов
- Политическое устройство
- Административное устройство
- Быт и благоустройство
- Поджигородово
- Инженерные решения. устройство оснований и фундаменты высотных зданий
- Гроза не пощадила городовых
- Из жизни городов
- Что можно и нельзя городовому
- Устройство папуасских деревень
- Благоустройство Парижа при Карле V. Столетняя война
- АНАТОЛИЙ ИЛЬБЕКОВИЧ АТНАГУЛОВ (О том, с чего начинать возрождение наших малых городов)