Книга: Шри-Ланка без царей и королей [Практический путеводитель для самостоятельных путешественников]

Север острова

Север острова

Очень интересна, своей бурной политической историей, эта часть страны – тридцать лет гражданской войны за независимость от Коломбийского правительства. Одна из народностей острова – тамилы, крупная довольно-таки народность, постепенно осознала, что притесняет их сингальское большинство. Начались стычки и война. «Тигры освобождения Тамил-Илама» – Liberation Tiger of Tamil Elam (LTTE) – так называлась эта повстанческая армия – располагала большими людскими ресурсами, более 100 тыс. человек, и хорошим знанием родной местности. Был у них и свой вождь, Велупиллай Прабхакаран, известный партизанский лидер, и столица – в северном городе Килиноччи, прямо на главной автодороге. Крупнейшим городом севера была Джаффна – правительственные войска и её оставили, но через годы, потом, захватили вновь с моря. Так и прошло примерно четверть века. На «Тамильских тигров» прицепили ярлык международных террористов и старались придушить их всем мировым сообществом. Даже Индия одно время ввела свои войска. А тамилы от обиды на индусов, что те суют нос не в свои дела, взорвали главу Индии Раджива Ганди. Индия вывела свои войска обратно. А север острова неофициально называли «Тигерланд».

В 2002 году стороны договорились о перемирии. Типа договора ген. Лебедя с А. Масхадовым в 1996 году. Статус независимости «Тигерланда» отложили, боевые действия прекратили, границу между сторонами открыли официально. Стало возможным ездить в «Тигерланд» даже туристам, через КПП Омантай. Некоторые мудрецы там побывали. Джаффна вроде бы должна была вернуться под контроль сепаратистов, но правительство неохотно шло на это. Этот мир был для правителей как кость в горле – как-то же нужно было убрать сепаратистов, только предлог был нужен.

К счастью для правителей, военные действия иногда продолжались. Можно было обвинить «тигров» в терроризме и срыве мирного процесса. Наконец, война возобновилась, в январе 2008 правительство официально объявило о денонсации мирного соглашения. Через год, столица тамилов – Килиноччи – была захвачена правительственными войсками в ходе блистательной операции (в январе 2009 года, можете найти в Википедии статью «Битва за Килиноччи»). Тамильские тигры ушли в лес и в Муллавитью (городок на восточном побережье, бывший последней столицей партизан) и немного воевали оттуда. В мае 2009 года удалось, к большому счастью президента, – окружить последнее центровое войско сепаратистов и убить вождя тамильского сопротивления Прабхакарана, который был самым смелым и непримиримым противником. После этого быстро был заключён окончательный мир.

Тамильским умеренным лидерам, оставшимся в живых, подарили денег, и посты в правительствах тех районов, где они и так тридцать лет контролировали обстановку. Взамен на интеграцию в страну их амнистировали, а кто сильно не нравился – тех пересажали поодиночке. Умеренные тамильские партии легализовали, радикальные – запретили, некоторые сами разбежались без вождя.

К слову сказать, тамильские тигры вовсе не были ангелами с крылышками. Много народу погибло, ещё больше стало беженцами и утекло на юг страны во время их владычества. Буддистов и мусульман они разогнали, многих убили, разрушили мечети и другие сооружения, а вот индуистов и христиан оставили. Благодаря этому христиан сейчас на севере существенно больше, чем в других регионах.

Север занимает почти четверть страны. Много осталось там мин и разрухи – теперь всё это нужно восстанавлвать. Туристов в мятежный региончик долго не зазывали. Теперь одна из надежд – на них, родимых. Кто ещё попрётся на север, оставлять там свои заработанные на Севере и Западе деньги? Только они, туристы, только они!

Порадуйтесь: сейчас (на 2016 год) север острова и Джаффна практически восстановлены, и поезд туда пустили! А вот пермит (разрешение) для поездки на Север уже делать не нужно.

…По ценам выходит так:

Государственный автобус Коломбо – Джаффна – 550—600 рупий, в каджую ночь четыре автобуса с главной гос. автостанции, билет лучше брать заранее, чтоб не всю дорогу стоять. В пути – около 10 часов. Есть и частные автобусы в том же направлении каждую ночь.

Поезд Коломбо-Вавунья от 250 рупий, потом автобус Вавунья-Джаффна 150 рупий (4 часа езды).

Государственный автобус Канди – Джаффна – 305 рупий (10 часов).

Кондиционированный буржуйский автобус Коломбо – Джаффна – для тех, кто хочет помёрзнуть – 1000—1200 рупий.

Устройство северных земель. Северные районы Шри-ланки сильно отличаются от остальных.

Более обжитыми выглядят приморские городки и деревушки на самом севере острова. Война достала и их, многие здания разрушены, плюс что-то ещё повредило цунами. Но большая часть домов обитаема, а жители каждый день выходят в море на своих лодках с сетями, как и сотню лет назад.

Интересно, что север испытывает больше английского колониального влияния, чем юг. Многие люди тут до сих пор живут в недоразбитых колониальных особняках 1930-х годов, переживших всю разруху и войну. Расстояния тут, в разговоре, часто измеряются в футах или в милях, на английский манер, больший процент людей говорит по-английски, чем обычно, а количество церквей превышает число мечетей и буддийских сооружений во много раз.

Основным городом Севера является Джаффна. В ней есть всё, что и должно быть в городе: рынки, мастерские, памятники, храмы разных религий и т.д.. Это, ко всему прочему, и транспортный хаб всей северной осьмушки Шри-Ланки.

Оглавление книги


Генерация: 0.074. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз