Книга: Шри-Ланка без царей и королей [Практический путеводитель для самостоятельных путешественников]

Междугородние автобусы

Междугородние автобусы

Вся Шри-Ланка пронизана дорогами, населёнными пунктами и автобусными маршрутами. В каждую деревню ходит автобус. Из Коломбо ходят спец. автобусы во все областные центры и во все райцентры, кроме Килиноччи (но через них транзита полно). Из каждого города – автобусы в другие соседние города. С пересадкой иногда. На юге острова транспорта больше, чем на севере. Но и Джаффна соединена прямым автобусом со многими городами (включая Бадуллу, Канди, Тринкомали…) Только вот через всю страну – Джаффна – Матара, с севера острова на юг – я не встретил автобуса, придётся делать для такого путешестивия пересадку в Коломбо или в Канди.

Основные гос. автобусные маршруты (SLTB – Sri Lanka Tormoz Buses) на острове имеют свои номера. Так, авт.01 соединяет Коломбо и второй город страны Канди, авт.02 идёт из Коломбо в Галле и Матару, авт.87 – в Джаффну, и т.д.. Если маршрут длинный, то разные автобусы, идущие по ним, и дальние, и ближние, могут иметь один и тот же нумер.

Районные автобусы и многие частные автобусы номеров не имеют. На них есть надпись по-английски и/или по-сингальски. На автостанциях нередко билетёр выкрикивает название города, для наших ушей – неразборчиво. Отправление большинства автобусов происходит по расписанию. Ходят автобусы нормально с пяти утра до обеда; после обеда автобусы отправляются в сторону столицы и крупных городов, а в мелкие города – не всегда.

Узнать сводное расписание всех автобусов острова – трудная, почти непостижимая задача. Впрочем, если вы едете в крупный город неподалёку (в радиусе 100 км), автобус в нужную сторону будет довольно быстро, наверное в течение получаса или быстрее. Утром больше автобусов.

Ночные автобусы есть между Коломбо и Джафной, а также – между другими самыми крупными городами острова: Коломбо – Галле – Матара, Коломбо – Негомбо.

Автобусы можно ловить и на трассе, но лучше подсаживаться в них на автостанции. И есть несколько веских причин, почему это следует делать.

На автостанции обычно стоит несколько или много автобусов, заполняющихся пассажирами. Можно не торопясь походить, поспрашивать, какой автобус поедет до города такого-то. Вас засунут в нужный автобус (цены примерно одинаковые), который идёт куда надо, или до городка, где нужно будет пересесть. На трассе же – если вы едете не в Коломбо, а в провинцию – трудно успеть прочитать конечный пункт автобуса и понять, находится ли ваш город на этом направлении, или нет. Промежуточные пункты на лобовом стекле не пишутся.

Если даже пункт назначения автобуса указан по-сингальски, на автостанции вам покажут его. А на трассе, не владея местной каллиграфией, вообще не понятно, тот ли это автобус.

На автостанции можно спрятаться от дождя, приобрести газировку и фрукты, заправиться в дальний путь. Помните, 100 км = 3—4 часа! В пути продают еду, но редко и относительно дорого.

Подсаживаясь на автостанции, вы с большой вероятностью сядете в сиденье. Поймав автобус на трассе, с большой вероятностью вы будете стоять почти всю дорогу, ехать в проходе или на площадке, и всем мешать своим рюкзаком.

В автобусах очень маленькие багажные полочки, и рюкзак туда не поместится. Можно рюкзак положить спереди водителю на мотор. Туда же свои сумки суют и местные. Но при этом нередко есть (внимание! Это обычно не афишируется) сзади багажное отделеньице! Если вы едете с конечной до конечной, спросите кондуктора, есть ли багажный отдел – вы освободите салон от своего мешка, и будет всем счастье. Деньги за багаж не берутся.

Некоторые автобусы подбирают по трассе всех желающих всюду, а некоторые делают это только в определённых местах и могут, по взмаху руки, вам не остановиться.

Автобусы ползут по всем дорогам, подбирая и высаживая пассажиров, делая сто поворотов на десять километров, проезжают сто километров за 3—4 часа. На тех дорогах, где мало транспорта, а также в ночных рейсах, автобус движется быстрее. По городам междугородние и пригородные транспорты работают как городские.

Внутри салона играет музыка, светится алтарь над водителем, содержащий портреты Будды, Ганеша, Иисуса, или кого там больше любит водитель. Из окон выдувается ветер. По узкому проходу между сиденьями постоянно движется билетёр. Он собирает плату за проезд, выписывает билеты, и нередко недодаёт сдачу в пределах нескольких рупий. При стоимости проезда, скажем, 28 рупий, две рупии можно простить. Но если проезд стоит, например, 90, а с сотни вам не дали сдачу – можно собрать недостающую десятку (если что, показав билет) перед выходом с автобуса. Металлических денег у билетёра в дальних междугородних рейсах, нередко, нет, а на маленьких перегонах они обычно находятся.

Сами автобусы такого же типа, как и в Индии, фирм «ТАТА» ил «Ашока лейланд». Ездят с открытой передней и задней дверью. При подбирании людей по дороге обычно люди запрыгивают в заднюю дверь ещё до полной остановки автобуса, а выпрыгивают из передней. Вместимость автобуса – около 50—60 сидячих людей и пара десятков стоячих (иногда и значительно больше). Наружная езда на автобусе, на крыше не производится.

Автобусы есть государственные (красные, SLTB) и частных компаний, но цена проезда в них мало разнится. Некоторые автобусы называют себя гордо «полу-люкс» или «люкс», те подороже. Но для простых «басов» на расстояниях порядка 10 км цена составляет около 2 рупий/км. Для расстояния 100 км цена у красных автобусов SLTB – около 1 рупии/км, у белых частных до 1,5 рупии. На гос. автобусы бывает проездной. Студенты могут купить удешевлённый проездной. Но на каждый день он даёт право лишь одной поездки туда-обратно. Использованные дни проставляет билетёр в проездном, шариковой ручкой. Люкс может стоить 2 рупии за километр, а особый кондиционированный автобус – и все 3 рупии; правда, таковые встречаются очень редко и лишь на некоторых линиях (Канди, Галле, Джаффна).

Так как каждый пассажир называет билетёру свой пункт назначения, и тот его отмечает в билете, теоретически есть возможность проехать дальше оплаченного места: проверяет-то билеты он крайне редко, лишь в самых дальних рейсах. Но на практике такая экономия не требуется, так как всё равно 4-часовой проезд на автобусе стоит, как одна поездка на метро или маршрутке в Москве.

Если автобус идёт далеко, то возможны перерывы на чай, обед и туалет у некоторых придорожных закусочных. Как правило, у относительно дорогих.

Спальных автобусов с лежачими местами на Шри-Ланке нет. Но есть сидячие ночные рейсы из Коломбо в далёкие города – Тринкомали, Бадуллу, Джафну, Маннар, Ампару, Баттикалоа.

Трясёт в автобусах весьма сильно. Из-за постоянных торможений и разгонов, поворотов и кочек в автобусе нельзя читать, писать, пользоваться ноутбуком. В большинстве автобусов место для ног невелико, и гражданам с ростом 1,80 или больше лучше выбирать особые места, например около задней двери, где есть куда протянуть ноги (подробнее смотрите сами по салону). В «полу-люксах» места чуть поболее.

Первые места справа в автобусе зарезервированы для буддийских монахов, а слева – для инвалидов, беременных и прочих. Но если льготников нет, там обычные люди тоже могут сесть.

По деревням ходят тоже автобусы, красного цвета, государственные, с надписями по-сингальски, районного значения. Если вы идёте по дороге в соседнюю деревню, смело стопьте деревенский автобус, он подберёт вас. Их может быть несколько в день. Местечек с еженедельными автобусами, как в нашей глухой провинции, – на Цейлоне нет.

Основная точка отправления автобусов во всех городах обычно одна. Только в Коломбо, Путталаме, Анурадхапуре и Канди есть больше одной точки отправления. Подробней я напишу в спец. разделах.

Кроме типовых 50—60-местных народных автобусов, есть в природе – в меньшем количестве – и микроавтобусы, подобные нашим маршруткам, где пассажиры перевозятся только в сидячем виде. Также есть редкие кондиционированные автобусы для богатых, из столицы в основные города, как я уже упоминал (в Канди, Галле, Джафну). Стоимость проезда и на маршрутках, и на кондиционированных автобусах – двойная или больше. Как уже я писал, она может достигать 3 рупий за километр, что в любом случае ниже, чем стоимость автобусов в российской, белорусской или казахской местности.

Оглавление книги


Генерация: 2.240. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз