Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей

Каретный Ряд Культурно-транспортный цех

Каретный Ряд

Культурно-транспортный цех

Абсолютно весь просвещенный мир знает московскую улицу Петровку благодаря зданию, расположенному на ней под номером 38. Сейчас мы откроем ученому миру маленькую тайну: дом 38 на Петровке есть, а дом номер 40 напрочь отсутствует. Потому как за переулком, на углу которого стоит прославленное певцами советской милиции здание Управления внутренних дел города Москвы, прямая, как кратчайшее расстояние между точками, улица утрачивает гордое имя – Петровка. Перебегаешь неширокую проезжую часть Среднего Каретного переулка – и ты уже у дома номер 2 по улице Каретный Ряд. Прочие московские радиусы если и меняют на пути названия, то делают это на Бульварном кольце – именно там Сретенка принимает эстафету у Большой Лубянки, а Неглинка оборачивается Цветным бульваром. Но не ищите тут происков советской власти, пекущейся об изяществе милицейского адреса – Каретный Ряд, 8, согласитесь, звучит куда менее благозвучно, чем пресловутая Петровка, 38. Нет, все перемены приключились тут гораздо раньше октябрьского переворота – еще в конце XVIII века, когда этот кусок улицы стал транспортным цехом Москвы.

Сначала здесь обосновались тележные мастерские. Послушный язык тут же прозвал улицу Тележным Рядом. Росло мастерство, богател народ, телеги уступили место каретам, и ряд повысили в звании до Каретного. Менялись времена, а вместе с ними менялась мода на экипажи, неизменным оставалось одно: их по-прежнему делали и продавали в Каретном Ряду. С началом автомобильной эры владельцы каретных лавок переключились на торговлю авто: благо площади позволяли – так, в 90-е годы по той же причине автомобилями торговали в кинотеатрах. В Каретном Ряду изготавливали в XIX веке все, что движется, – даже железнодорожные вагоны; правда, где именно построили тут в 1865 году вагонную фабрику, не выяснил даже блестящий знаток Москвы, автор замечательно подробных путеводителей Юрий Федосюк.

Кроме заслуженного работника транспорта Каретный Ряд справедливо удостоить звания заслуженного деятеля культуры. Именно на этой улице в саду «Эрмитаж» родился в 1898 году Московский Художественный театр. Об этом мы еще подробно напишем, а тут будет уместно упомянуть, что позднее в доме 4 по Каретному Ряду поселился основатель МХАТа К.С. Станиславский – видимо, улица навевала приятные воспоминания.

Каретное производство оставило след не только в названии части Петровки, но и в именах окрестных переулков. Но вот это уже дело большевистских рук: в 1922 году карту Москвы очищали от поповских названий. Все три Спасских переулка, обступивших церковь Спаса Преображения на Песках, перекрестили в Каретные. В 1956 году вне всякой связи с юбилейными датами отчего-то вспомнили, что на Большом Каретном провела свое детство Мария Ермолова. И улицу, на которой только годом раньше сравнялось 17 лет Володе Высоцкому, переименовали. Хорошо еще, не вспомнили, что родилась Мария Николаевна во Владыкине – иначе и ему бы не уцелеть. А может, наоборот, плохо, что не вспомнили: теперь Большой Каретный в Москве опять есть, а улицы имени великой русской актрисы нет. А чем она хуже гостиниц, станции и железнодорожных сигналов, улицы которых (Гостиничная, Станционная и Сигнальная) в ее родном Владыкине наличествуют?

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.815. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз