Книга: Шри-Ланка без царей и королей [Практический путеводитель для самостоятельных путешественников]

Транспортный узел: ж.д.вокзал

Транспортный узел: ж.д.вокзал

Железнодорожная станция Коломбо-Форт является главной узловой точкой ж.д.страны. Вокзал, построенный больше столетия назад, не претерпел с тех пор изменений, да и всё окружение его – платформы, скамейки, залы ожидания, переходы над путями, всё это не менялось последние 60—70 лет. А лишь поддерживалось в боле-менее сносном состоянии.

Итак, длинное белое здание вокзала. Перед ним стоит статуя бородатого мужика. Но это не Лев Толстой и не главный железнодорожник, а европеец, пропогандист буддизма. Шри-ланкийцы любят всяких иностранных проповедников, и если кто-то хорошо что-то проповедовал на Цейлоне и там же быстро умер, – обычно такому ставят памятник. Перед нами один из них.

Вокзал (за спиной бородатого сэра) не имеет одного сплошного внутреннего помещения, привычного нам, северянам. Чтобы были батареи, розетки, внутренние уголки, сиденья с ручками или без ручек внутри здания – этого нет. А вот что есть.

Несколько наружных закутков под названием «Билетные кассы». Билетёры сидят внутри, пассажиры в небольшой очереди – снаружи. В каждом окошке билеты в определённое направление. Сами билеты – маленькие картонки 3х6 см, как у нас в России в советские старые годы, и на них нанесены уже надписи – станция назначения, класс вагона и цена – типографским образом. Остаётся только компостером продавить сегодняшнюю дату на картонке, взять у пассажира деньги и отсчитать сдачу. Номер места и вагона в билете не указывается. Все эти билеты годны только на сегодняшний день (хотя сие никто не проверяет).

Нужно назвать место назначения и сказать волшебное слово «Фьёрд класс» (третий класс). Если вы скажете «Сэконд класс», получите такую же картонку вдвое дороже. При этом сидячее место она не гарантирует. Стоять в проходе поезда в вагоне 2-го класса ненамного приятней, чем делать это же в вагоне 3-го класса.

Кроме этих закутков, есть Railway Information Office, где говорящие по-английски сотрудники не знают почти ничего. Они могут сказать вам, когда пойдёт следующий поезд в…, но полным расписанием они не владеют. Полное расписание (книжечка или лист) со всеми поездами, отправляющимися из Коломбо, – нигде на вокзалах и в поездах не продаётся и в природе, вероятно, не существует!

Также на вокзале, с левой стороны – если стоять к нему лицом – имеется внутренняя комната для предварительной продажи ВИП-билетов на ВИП-поезда. В этой комнате (внутри две комнатки с четырьмя кассами, каждая по своим направлениям, работает кондиционер). Предвариловка на Канди начинается в 6.30 утра за десять дней до отправления поезда, обед 12.30—13.00, и закрываются кассы примерно в 14.20. На Тринкомали, Бадуллу, Вавунью, Анурадхапуру кассы открываются в 6.15, и в 14.30 закрываются, а по выходным – в 12.00.

Отсутствующие билеты указываются в настенной доске как «FULL» (на стене большая таблица, где исчезнувшие места указываются фломастером). Уже в обед десятого дня до отправки поезда многие места оказываются «FULL». Не бойтесь, станьте в нужную очередь и попросите поискать билет на нужный поезд – весьма вероятно, что хоть мест и нет, но для белого мистера они найдутся! Цены на билеты в ВИП-поезда 1, 2 и 3 класса указаны внутри этого отсека на стенной таблице; третий класс стоит здесь дороже, чем второй класс в народном поезде, а первый класс – в несколько раз дороже (см. таблицу). Однако на момент нашего исследования (зима 2010/11) не было ни одного вагона во всей стране, билет в который бы стоил больше 950 рупий (8,5 долларов).

Для приобретения ВИП-билета нужно предъявить паспорт. Его данные заносят в специальную тетрадь, а вам выдают опять – как и везде – крошечный картонный билет площадью в пол-визитки, только что цена выше в пять раз и ручкой вписана дата отправления и, о чудо, номер места.

Кроме того, на вокзале имеется камера хранения – CLOAK ROOM. Она ещё левее, в самой левой части вокзала, если стоять к нему лицом. Здесь вы можете воспользоваться услугами хранилища за 56 рупий в день. Вам должны выдать ключик и замочек, но они все уже сто лет как сломаны или украдены, поэтому купите замочек сами себе, он стоит 70—100 рупий и продаётся на развалах напротив вокзала (если перейти через дорогу). Замочек послужит вам многократно. Итак, вам выписывают здоровенную квитанцию, за неё берут 56 рупий, и вы проходите на второй этаж и суёте свой рюкзак, или хоть пять рюкзаков, в огромнейшую ячейку камеры хранения, в которой ещё колонизаторы прятали своё награбленное у аборигенов добро, а вероятно в лихие годы в этих ячейках могли спрятаться и сами колонизаторы. В любом случае, 98% вероятность, что всё, что у вас есть, будь вас даже несколько человек, в эту ячейку поместится. Вы её запираете на свой ключик и сообщаете охраннику номер ячейки. Вот и всё.

Камера хранения работает не круглосуточно, а с раннего утра и до восьми вечера. Есть возможность оставить вещи даже на несколько дней. Если в ячейке что-то протухнет и оттуда разнесётся резкий запах, сотрудники CLOAK ROOM могут проверить и изъять содержимое с составлением соответствующего акта, который вы и увидите на дверце «своей» ячейки, если вернётесь за своим тухлым добром (такой акт я действительно видел – там было написано, что из этой ячейки такого-то числа изъята тухлая рыба в бочке, подпись, печать).

Итак. Проход на перрон и выход с него контролируется небдительными билетёрами, которые должны контролировать наличие билетов у входящих – а билеты у выходящих отбирают и бросают в короб-урну. Не отдавайте, а то лишитесь билета – сувенира на память.

Не имеющие билета, желающие проводить кого-то, должны купить за 20 рупий перронный билет или пройти обходным путём, что несложно. И с этим же перронным билетом и выйти можно.

Внутри, под старыми навесами, пять платформ и десяток путей принимают с раннего утра до вечера десятки приходящих и отходящих поездов – как пригородных, так и дальнего следования. Залов ожидания имеется два. С нашей точки зрения, это просто пародии на залы ожидания – Мужской Зал Ожидания и Женский Зал Ожидания. Довольно загаженные комнатки с каменными (цементными) скамейками, на которых сидят, соответственно, человек по десять мужиков и дам соответственно. В каждом зале есть лампа дневного света и кран с давно немытой раковиной. Больше там ничего нет, поэтому зачем там сидеть – непонятно.

Есть ещё зал ожидания для монахов. Вход в него отдельный, с «левой» стороны вокзала, ещё дальше, чем Cloak Room. Обычно он закрыт, но если вы монах, можете потребовать положенного.

Приятнее сидеть в вокзальном буфете. В нём вы можете приобрести газировку почти по госцене, пирожки, а также чай в крошечной чашечке за 30 рупий с молоком и сахаром. Огромное меню на пятьдесят блюд с их ценами украшает стену. Названия блюд – только сингальским алфавитом.

На каждой платформе есть сиденья человек на пятьдесят. Если поезда опаздывают, на нужной платформе места заняты, но на других можно посидеть на свежем воздухе, посмотреть на старинные лестницы, мосты над путями, по которым сто лет назад ходили всякие сэры и пэры…

Туалетов на вокзале две пары. Есть обычный, для народа, мужской и женский, платный (20 рупий). Есть ещё и «Tourist toilet», его сущность разведать не удалось – он постоянно заперт и открывается, наверное, только к приезду иностранных вип-делегаций.

Несколько ларьков на платфомах продают газировки, фрукты и печенье – уже по завышенным ценам. Если поезд ещё не скоро, выйдите в город и затарьтесь съедобной продукцией.

Поезда имеют свойство подавать незадолго перед отправлением. Даже за пять минут до появления поезда его может ещё не быть в пределах видимости. Случается, что и опаздывают поезда с отправленем, но не всегда.

Когда поезд подходит, – если это поезд с вагонами третьего класса, пассажиры начинают ещё на ходу облеплять и лезть в его всегда открытые двери. И сзади они лезут, то есть с рабочей стороны путей, противоположно платформе, заранее туда спрыгнув. Стараясь захватить место у окна или любое сидячие. Вступайте и вы в бой за места. Имеет смысл сунуть в окно, чтобы занять место, какую-нибудь вещь – предмет одежды, шапку, ребёнка или подругу, если у вас есть таковые. По крайней мере, так поступают местные жители.

Электронных табло на вокзале пока нет. Время от времени диктор объявляет (на сингальском) отправление, прибытие или опоздание каких-то поездов. Некоторые, особо популярные среди туристов, поезда, могут объявить и по-английски. Не электронное, а пластмассовое табло отправления поездов (с ручной заменой цифр) висит при входе на платформы, в одной из кассовых ниш (и второе такое же с другой стороны видно тем, кто на платформах приглядывается). Там указывается время ближайших поездов и номера платформ, с которых они отправятся. Это табло двухсторонеее, то есть его могут созерцать и наружные прохожие, и внутривокзальные пассажиры, если подойдут близко и имеют хорошее зрение (табло не светится).

Сами поезда обычно не имеют вывесок и табличек, указывающих их станцию назначения. Редко-редко такая табличка болтается. Внутри тоже никаких табло и объявлений по громкой связи нет.

Ночью вокзал совершенно закрыт. Вся привокзальная площадь вымирает. Снаружи нет ни одной лавки, ни одной койки. После отправления последнего ночного поезда в 23 часа, и до появления на посадку первого утреннего поезда (4 утра), жизнь на вокзале невозможна! Ни кассы, ни ларьки, ни туалеты недоступны трудящимся. На автобусных остановках перед вокзалом есть сиденья (топчаны), но они металлические и без спинки: уснул – упал. Комнат отдыха на этом вокзале тоже нет. Лавки и магазины поблизости закрыты все! И только одна столовая с рисом, чаем и макаронами, и один ларёк с фруктами (слева, если стоять лицом к вокзалу) – лишь они обслуживают покупателей. Всё сделано, чтобы затруднить бичевание. И лишь десяток вконец опустившихся бомжей лежат, в тени, по углам привокзальной площади, источая некоторый запах. Впрочем, пахнут они меньше, чем их коллеги с Комсомольской площади, и выглядят они лучше и здоровее своих северных пропитых коллег.

Солдаты и милиционеры зорко следят и ночью за соблюденем порядка.

Оглавление книги


Генерация: 0.220. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз