Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей

Канал имени Москвы Порт или не порт?

Канал имени Москвы

Порт или не порт?

Если Ленинград – колыбель революции, то что такое Москва? Те, кто, подобно нам, прожил заметный кусок жизни при советской власти, не слишком затруднятся с ответом: «Москва – порт пяти морей». А знатоки недворянской науки географии даже перечислят их все: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное. И дорожка ко всей этой разноцветно-соленой воде одна – канал Москва – Волга, который носит нынче имя российской столицы.

Соединить все главные моря, обступающие Европейскую Россию, мечтал еще великий преобразователь отечества царь Петр. Торговать ловчее станет, и флот – мечту его заветную – строить и перебрасывать с места на место будет сподручнее. Размах царских замыслов впечатляет: соединить Балтийское море с Белым, Волгу с Балтийским морем, прорыть канал между Волгой и Доном, соединить Истру с рекой Сестрой, чтобы из Москвы в Верхневолжье и к Балтийскому морю выход иметь. Чаяниям Петра не суждено было сбыться: что и начали – позабросили, потому как сил и средств, а после кончины царя и воли монаршей, не хватило. Из всех петровских воднотранспортных прожектов лишь Волго-Балт начали строить при Павле I и при сыне его Александре I уже открыли для прохода судов. Не к месту в московской книжке, но не удержимся: новый водный путь назвали Мариинской системой – в честь супруги Павла Марии Федоровны, которая была попечительницей сиротских домов. Нет, сиротки, конечно, каналов не строили: просто деньги на постройку были взяты из пожертвований на сиротские приюты – лишнее доказательство напрасной идеализации той России, которую мы потеряли. Остальное громадье петровских планов воплощали уже большевики, что опять же доказывает верность формулировки поэта Волошина: «Великий Петр был первый большевик».

Слабо знающим географию поясняем: из реки Москвы попасть в Волгу можно безо всякого такого канала – Москва, как известно, впадает в Оку, а Ока в Волгу. Да вот незадача: водицы в реке Москве маловато, большому кораблю большого плавания не видать. Так что нужен канал был, очень нужен – прямо вплоть до середины XIX века, когда одну за другой пошли строить железные дороги от Москвы и транспортно-грузовую проблему как будто решили. А к 30-м годам XX века новая проблема подоспела: воды в Москве стало не хватать. Вот тут про Петрову затею и вспомнили. Волга течет, инженерная мысль работает, и с рабочей силой опять же проблемы никакой: ГУЛАГ уже создан. Заключенные каналоармейцы, сокращенно зэки (слово – черная метка места и времени – именно этого, канального происхождения), за неполные пять лет построили 128 километров канала с двумя, в среднем, гидротехническими сооружениями на каждом километре – фантастические темпы! Но еще стремительнее работала советская пропагандистская машина: за два с лишним года до открытия канала, 6 января 1935 года, в «Правде» опубликовали статью «Порт пяти морей». Знаток не только географии, но и истории советского периода сразу заметит тут арифметическую ошибку. С началом навигации 1937 года, когда канал Москва-Волга был сдан в эксплуатацию, Москва стала портом пока только трех морей – к Мариинской водной системе, связавшей Волгу (которая, как известно, впадает в Каспийское море) и Балтийское море, в 1933 году добавился Беломорканал, соединивший Онежское озеро с Белым морем. Планы венценосных и кремлевских мечтателей полностью осуществились только в 1952 году – с постройкой Волго-Дона, тоже начатого, но не оконченного в Петровскую эпоху. А чуть раньше, в 1947-м, по причине случившегося 800-летия Москвы канал обрел ее имя. И не говорите, что напрасно: добрый десяток километров канал течет по нашему великому городу и сливается с Москвой-рекой у края Тушинского аэрополя. А перед финишем канал демонстрирует свой коронный фокус – белые корабли задумчиво плывут над мчащимися по Волоколамскому шоссе автомобилями, наглядно напоминая: Москва – порт пяти морей.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.558. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз