Книга: Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века
Путешествия по губернии
Путешествия по губернии
Для многих жителей Петербурга, редко покидавших столицу, поездки и экскурсии на просторы Петербургской губернии служили подчас основным, а иногда и единственным способом познания России и русской действительности. В немалой степени это относилось к воспитанницам столичных закрытых женских учебных заведений, таких как Смольный институт благородных девиц, Николаевский сиротский институт и др.
Именно удаленность воспитанниц от реалий общества и послужила одной из причин введения экскурсий в практику. Так обстояло дело в Николаевском сиротском институте. Институт выполнял задачу государственной важности – воспитывал русских гувернанток.
Зачинателем экскурсий для воспитанниц института явился педагог-географ И.И. Михайлов, предложивший в 1871 году устраивать эскурсии в музеи столицы и в ближайшие окрестности столицы, «где есть немало пищи для изощрения наблюдательности и умственного развития». Идея понравилась начальнице Института Е.Н. Шостак, хотя в то время никто еще и не думал о подобной форме учебы не только в закрытых женских учебных заведениях, но и в открытых мужских.
Воспитанниц института водили в петербургские музеи, вывозили в Кронштадт, Петергоф, Царское Село и т.д., а также в Юкки – через Парголово и Шуваловский парк. К большей части экскурсии составлялись особые планы. География экскурсий постоянно расширялась: летом 1896 г. ездили в Нижний Новгород, на всероссийскую промышленную выставку, в 1911 году – в Великий Новгород, а на следующий год – в Москву.
Что ни говори, но даже в вопросах туризма никуда не деться от пресловутой «политики». Ведь в России туризм стал по-настоящему массовым только после первой русской революции, когда отменили многие формальные ограничения на передвижения по стране.
В центре отечественного туризма стояло тогда Российское общество туристов, или «Русский туринг-клуб», занимавшийся организацией разнообразных походов и обеспечением цивилизованных условий для путешественников почти по всей России. А одной из форм массового туризма в те годы стали «образовательные экскурсии».
В 1907 году при «Русском туринг-клубе» создали Комиссию «Образовательные экскурсии по России». Один из пунктов правил ее работы гласил: «В число экскурсантов принимаются лица, не обладающие настолько достаточными материальными средствами, чтобы совершать образовательные экскурсии самостоятельно. Комиссия имеет в виду необеспеченный материально контингент русской интеллигенции и главным образом – учащихся народной школы и служащих в общественных (земских и городских) и других учреждениях».
Пропорциональный рост числа членов Российского общества туристов. Рисунок из журнала «Русский турист», 1903 год
Опыт туристских поездок в форме «образовательных экскурсий» широко подхватили всевозможные учебные заведения, не в последнюю очередь – Тенишевское училище в Петербурге (в нем учились Осип Мандельштам и Владимир Набоков). Многие преподаватели училища признали необычайную важность подобных туристских экскурсий в учебном и воспитательном деле, а пропагандистом «школьного туризма» стал учитель географии Березин.
При его непосредственном участии воспитанники училища совершили первые походы – по Неве на Ладожское озеро до Шлиссельбурга, в Нарву и на морское побережье до известного в те годы курорта Гунгербург (ныне это Нарва-Ыысу в Эстонии). Не имея опыта, в первые поездки многие брали с собой громоздкие чемоданы с вещами, что резко снижало мобильность туристских групп.
Поэтому, как писал впоследствии учитель Березин в отчете о поездках, решили заменить чемоданы, саквояжи и всевозможные свертки в газетной бумаге на «альпийский мешок, так называемый Ruksack, какой носят горцы и туристы в Швейцарии». Для чего по образцу полученного из Швейцарии мешка в Петербурге заказали целую партию рюкзаков.
Для успеха походов важное значение имел внутренний распорядок. В число обязательных правил входили запреты ученикам на отлучки без предупреждения и на обладание «карманными» деньгами. Последнее правило, как отмечал Березин, приняли потому, что именно деньги являлись главной причиной «разбредания» учеников; их, словно магнит, притягивали каждая будка с лимонадом, каждая лавчонка, торговавшая сластями, открытками, сувенирами и т.п. мелочами.
Приобретя кое-какой опыт в туристском деле, «тенишевцы» продолжали осваивать Северо-Запад – ездили на Ладожское озеро, в знаменитые саблинские пещеры, на сестрорецкие дюны, а также совершили большую трехнедельную поездку в Крым, на Валдай и Днепровские пороги. Всего же за десять лет, как подсчитал Березин, проведено 142 экскурсии, на них потратили чуть больше 28 тысяч рублей, а средняя стоимость затрат на одного ученика составила 7 рублей 74 копейки. Чаще всего детей вывозили на Иматру в Финляндию (19 раз), в Нарву (18), а также в ближние окраины Петербурга – в Дудергоф (15), Шлиссельбург (14) и Поповку (13).
Особенно познавательными явились поездки на территорию Великого княжества Финляндского. Однако путешествовать там оказывалось дорого, поскольку финские железные дороги и пароходы не только не делали той огромной скидки, что существовала в России для особых экскурсионных маршрутов, но не делали вообще никаких скидок. Да и проживание там обходилось дороже.
Положительной особенностью путешествия по Финляндии являлась стабильность цен и отсутствие намерений «содрать» с туристов побольше, пользуясь их затруднительным положением. Тем не менее хорошие дороги, удобные способы передвижения и повсеместное распространение телефонов делали странствия по стране Суоми очень удобными и приятными. Из Петербурга «тенишевцы» выезжали в специальном заказанном вагоне, его финские железнодорожники прицепляли в конце состава.
Как замечал Березин, в «полунемецком» Гунгербурге и особенно в Финляндии туристы встречали со стороны местного населения полную готовность содействовать и отсутствие всякой назойливости, а на остальном же пространстве Российской империи «приставания, скопление любопытных, готовность сорвать лишнее, пользуясь нашим незнанием местных условий, холодное отношение администрации и прочие прелести характеризовали низкий культурный уровень российских умов».
С другой стороны, и русским туристам в Финляндии приходилось следить за собой, ведь многое из того, что считалось нормальным в России, для финнов казалось более чем странным. К примеру, публика там совершенно не выносила столь привычного для русских деления на «господ» и «мужиков», что непроизвольно проявлялось в интонациях, жестах и манерах. Обычное для России пренебрежительное обращение с извозчиками, прислугой, вообще людьми из простонародья резало глаз. По словам Березина, «нет сомнения, что именно в этом заключается причина того, почему многие русские, посетив Финляндию, отчаянно бранят потом финнов, вместо того, чтобы бранить себя…».
Организацией путешествий по Петербургской губернии и за финскую границу занимался и туристический отдел столичного спортивного общества «Богатырь». Во главе общества «Богатырь», основанного в 1904 году, стояла группа единомышленников, среди них: генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф, академик князь Иван Романович Тарханов и профессор Императорской Военно-Медицинской академии Генрих Иванович Турнер. Они стремились воплотить в жизнь педагогическую систему первых европейских филантропов Христофора Гутс-Мутса и Антона Фита, создав организацию, в основу деятельности которой положены ремесленный труд и игра как средства заботы о здоровье, физическом совершенстве. В сочетании с правильно организованным досугом все должно способствовать ощущению поддержания душевного комфорта.
Особенно нравились туристам поездки на знаменитый финский водопад Иматру. Согласно отчету за 1914 год, правление финляндских железных дорог специально для перевозки экскурсантов общества предоставило заказные спальные вагоны 3-го и 4-го классов, с правом ночевки в них по прибытии на Иматру. По пути предусматривались восьмичасовая остановка в Выборге для осмотра города, посещения финского кинематографа и обеда в местных ресторанах.
Во время туристического похода на Иматру, 1909 год. Фотограф К. Булла
Во время туристического похода на Иматру, 1909 год. Фотограф К. Булла
«С нами ездили кадеты 2-го Кадетского корпуса, – вспоминал позднее об одной из поездок на Иматру врач "Богатыря" Александр Вирениус, – и было очень радостно видеть их молодые, разрумянившиеся лица, с любопытством всматривающиеся в удивительные ландшафты Финляндии».
Впрочем, многие петербуржцы уже тогда понимали, что места вокруг Петербурга славятся не только любопытными природными объектами, но и историческими достопримечательностями.
* * *
Одним из центров туристической деятельности в Петербургской губернии являлась Сиверская, в начале XX века ее называли «дачной столицей России». Еще в 1907 году сиверские дачники-петербуржцы учредили «Общество любителей-путешественников», участники которого совершали пешеходные, велосипедные и экипажные прогулки по родным просторам. Местные коммерсанты способствовали пропаганде туризма, наладив выпуск иллюстрированных почтовых открыток с гатчинскими, сиверскими и вырицкими видами. Кроме того, издавались рекламные путеводители с приложенными к ним планами окрестностей Северной столицы.
Именно Сиверская долгие годы лидировала в туристической «индустрии» Петербургской губернии. Немало этому помогло и то, что здесь к услугам путешественников имелась неплохая гостиница, расположенная вблизи железнодорожной станции. Среди «пионеров» сиверского туризма отметим правнучку А.П. Ганнибала – жительницу Одессы классную даму Института благородных девиц Анну Семеновну Ганнибал. В 1912 году она совершила поездку в родовое гнездо своего знаменитого предка. В том же году на страницах литературного приложения к газете «Новое время» опубликовали ее очерк «В поместье прадеда Пушкина».
Пособием для начинающих туристов-путешественников стала книжка «Сиверская дачная местность по Варшавской железной дороге», изданная в 1910 году на благотворительные средства Сиверского добровольного пожарного общества. Ее авторами явились местные старожилы – доктор А.А. Лучине кий и инженер Н.В. Никитин. В книге описывались туристические маршруты по ближайшим достопримечательностям и сообщались краткие исторические данные.
«Для близких экскурсий и прогулок имеется много прекрасных и живописных уголков и местечек в каждом дачном районе», – говорилось в этой книге. Для «дальних поездок в окрестности» авторы путеводителя рекомендовали поездки в имение Дружноселье князя Витгенштейна, в село Рождествено – «бывший заштатный городок со старинным зданием дворца императора Александра I», в имение Орлово – «бывшее имение графов Строгановых, с чудным парком времен императрицы Анны Иоанновны», в Ново-Сиверскую – в имение Белогорка.
«Во все указанные места поездка продолжится целый день, – предупреждали авторы книги, – а поэтому следует рекомендовать экскурсантам запасаться провизиею. Молоко же, хлеб и яйца, а также самовар всегда можно получить на ферме в указанных имениях или же у местных крестьян. Дороги везде шоссейные и находятся в удовлетворительном состоянии. Экипажи можно брать на станции или заблаговременно заказывать у местных крестьян, так как многие из них промышляют извозным промыслом в С.-Петербурге».
- «Хозяин губернии»
- «Служить верно и нелицемерно»
- «Любимая забава сезона»
- «Любо посмотреть, как живется царским собакам…»
- Где не скучно петербургскому дачнику
- Летние удовольствия
- Билеты с доставкой на дом
- Дачные газеты
- На дачу в ближнюю заграницу
- Куда деваться летом петербургским детям?
- Столичные курорты
- «Магнит для худосочных жителей»
- Как петербуржцы лечились в санаториях
- Из жизни «зимогоров»
- Невские пароходы
- «Царь» столкнулся с «Царицей»
- Как «Оранэла» стала трамваем
- Путешествия по губернии
- Лужские лососи не хуже финских
- Судьба ладожского водопровода
- Детище инженера Будникова
- В честь великого юбилея в земле российской
- Прилёт. Куала-Лумпур, Малайзия. Общая идея путешествия
- Железнодорожные путешествия
- Путешествия на автобусах
- Продолжительность путешествия
- Самостоятельные путешествия
- Первый провинциальный музей в губернии
- Часть первая ПУТЕШЕСТВИЯ ДРЕВНИХ
- «Хозяин губернии»
- Еда ради путешествия или путешествие ради еды
- Путешествия водным транспортом
- Маршрут нашего путешествия
- Путешествия самостоятельные и не очень