Книга: Московские слова, словечки и крылатые выражения
Показатель человеческих взаимоотношений и слово «чаевые»
Показатель человеческих взаимоотношений и слово «чаевые»
В XIX веке чай в купеческом, мещанском, в низшем и среднем чиновничьих кругах выступал верным показателем человеческих взаимоотношений. По словам Полякова, если на вопрос любопытствующего человека об отношении друг к другу интересующих его лиц, он получает ответ «они вместе чай пить ходят», то можете быть уверены, что у них отношения самые сердечные. А если скажут «который день чай пить врозь ходят», значит, крепко поссорились.
Чаем определялась степень гостеприимства и знания правил приличия. «Если вы приглашаете к себе кого-нибудь в гости и по недогадливости или рассеянности не попотчеваете чаем, — пишет Поляков, — то, рекомендую вам, вас запишут в число не знающих приличий гостеприимства», — и приводит к этому замечанию характерный разговор двух кумушек:
«— Что же вы так скоро? — спрашивает одна другую.
— Да что, не стоит… наскучило… Сидела, сидела, инда пересохло во рту…
— Неужели вас и чаем не напоили?
— Нет!
— Ну, да известно что… Люди так… пустые люди…»
Зато после угощения чаем — совсем другой разговор и, естественно, не осуждение, а похвала хозяевам:
«— Ну что, матушка, как вас там приняли? — спрашивает одна другую.
— Чудесно, матушка, чудесно; как только пришла, не успела ввалиться, сейчас подали чай, и с сухарями, и с булками, отличный чай, насилу выкатилась…»
Непостижимую магическую силу чая над москвичами Поляков описал в сцене, списанной с натуры:
«Если, например, один приглашает другого идти куда-нибудь, но тот не хочет и отговаривается:
— Некогда…
— Пойдем.
— Ну зачем я пойду? Что мне там делать?
— Экой чудак, пойдем, — говорит первый, — зайдем, чайку попьем».
И после такого резона второй отправляется с приятелем куда угодно.
Привязанность к чаю заставляла москвичей не всегда вести себя разумно. «Привязанность к чаю не имеет границ, — замечает Поляков. — Так, например, самый последний бедняк скорее откажет себе в пище, в одежде, но никогда не лишит себя удовольствия попить чайку. Он работает нередко для того только, чтобы приобрести несколько копеек, которые он по получении тотчас же относит в мелочную лавку за несколько золотников чая, чтобы отвести душу, как выражаются простолюдины».
М. Н. Загоскин в очерке «Ванька» рассказывает о московском извозчике-«ваньке», который обругал встречного лихача и на вопрос седока, за что он его так, ответил:
«— Да как же, батюшка! Вот этот с рыжей-то бородою, — ведь я его знаю, он из нашего села, четыре года извозничает, а домой гроша не прислал: все на чаю пропивает».
Тогда родилась пословица: «По чаям ходить, добру не быть», имеющая в виду хождение пить чай в трактир.
В сороковые — пятидесятые годы XIX века появилось словосочетание «на чай». «В Москве редко просят на водку, всегда на чай», — отметил Поляков. В. И. Даль в «Толковом словаре» приводит поговорку: «Ныне уж нет сбитню, а все чаек; не просят на водку, а просят на чай». Слово «чаевые» появилось позднее, сначала оно имело другую форму: «начайные», именно в такой форме знает его Даль. Появившись в Москве и центральных губерниях, понятие и слова «на чай» к концу века стали употребительны по всей России.
В «Толковом словаре» под редакцией Д. Н. Ушакова (1940 г.) объясняется: «На чай (давать, брать) — награждение за мелкие услуги сверх жалованья (дореволюционный обычай)». Но языковед поспешил: обычай, казавшийсяемуизжитым, и выражение — ушедшим из живого языка (как, впрочем, и приветствие «чай да сахар!», снабженное пометой: «устар.»), продолжали существовать, и, более того, лет десять — двадцать спустя само явление «награждение за мелкие услуги» и выражение «на чай», наряду с термином «чаевые», возникшим на грани XIX и XX веков, захлестнули страну, и в «Словаре русского языка» 1984 года «чаевые» и «на чай» фигурируют уже как общепринятые современные выражения, без всяких помет и оговорок, хотя, наверное, стоило бы пояснить, что теперь это не «плата за мелкие услуги», а узаконенные обычаем поборы, не имеющие к «услугам» никакого отношения.
- С какого времени и почему москвичи пьют чай
- Что такое настоящий московский чай
- Показатель человеческих взаимоотношений и слово «чаевые»
- На каждого Егорку своя поговорка
- Домашний чай
- Ваганьково кладбище
- Чаепитие в заведении
- Светское чаепитие
- Традиция московской демократической интеллигенции
- Литературный чай Серебряного века
- Прогулка «О бедном Фаранге замолвите слово» с Николь Кидман
- Чаевые
- Деликатный вопрос: чаевые
- Верхнее Маслово
- Это слово каждому знакомо…
- СЛОВО О ХАРЬКОВЕ
- Слово
- 1. Это манящее слово «суль»: корейцы и алкоголь
- Что делать, если выученное слово вспоминается в процессе говорения, но «не узнаётся» при чтении?
- Глава 4 Игра со словом и симфония слов
- Можно ли заучивать словосочетания и целые выражения?