Книга: Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площадь, мосты [Историко-архитектурный путеводитель]

Участок Финской церкви

Участок Финской церкви

С северной стороны владение Немецкой церкви св. ап. Петра граничило с участками Финской и Шведской евангелическо-лютеранских церквей. Эти участки расположены между Большой Конюшенной улицей (дома № 4, 6, 8), Малой Конюшенной улицей (дома № 1, 3) и Шведским переулком (дома № 1, 3). Они значительно меньше по длине, чем дворовое место Петрикирхе, и вместе имеют почти квадратную форму.

Территория Финской и Шведских церковных общин составляла вторую часть лютеранского квартала в центре Петербурга. Сначала, с 1730-х до 1760-х годов, она смыкалась с Конюшенным двором. Затем между ними проложили короткий Шведский переулок.

В первой трети XVIII века общий шведско-финский приход находился на Адмиралтейском острове, в местности, которую образно называли «Финские шхеры».


План Петербурга 1765-1773 гг. Фрагмент

Новое место для прихода – между Немецкой кирхой и Конюшенным двором – было выделено указом императрицы Анны Иоанновны в 1733 году, вскоре после возвращения столицы из Москвы в Петербург. 19 мая 1734 года посередине участка освятили деревянную церковь св. Анны. Крестообразная в плане постройка завершалась куполом.

При церкви сразу построили дом пастора. Затем вдоль южной границы участка появился ряд мелких деревянных строений. Как и Петрикирхе, церковь св. Анны окружала внутренняя площадь, правда, не столь сложного абриса, с двумя лопастями-полукружиями. Эта ситуация запечатлена на генеральном плане города 1753 года («план М.И. Махаева») (см. стр. 212).

Уже в 1745 году из-за разногласий межу финнами и шведами общий приход раскололся на два самостоятельных. Затем и единое владение поделили надвое: финны обосновались на половине по Большой Конюшенной улице, шведы – по Малой.

Первыми каменную церковь построили в 1760-х годах шведы. Спустя столетие на Малой Конюшенной улице возвели новый храм. О церкви и о домах шведской общины будет рассказано в дальнейшем.

За финским приходом оставалась старая деревянная церковь в глубине двора. К концу XVIII века она была «уже весьма ветха». Приход ее состоял «наиболее из простого народа и в последние пять лет имел… до 1400 причастников или взрослых сочленов»[139]. Небогатая община нашла средства на строительство каменного храма только в начале XIX века.

Финскую церковь св. Марии возвел в 1803-1805 годах архитектор Готлиб Христофорович Паульсен. 12 декабря 1805 года состоялось ее освящение. Бывший ученик выдающегося зодчего Ю.М. Фельтена, Паульсен служил в Управе благочиния, исполнял должность губернского и городового архитектора, и построил в Петербурге несколько жилых домов. Финская Мариинская церковь – главная работа мастера.

Храм в строгих формах классицизма напоминает аналогичные по назначению постройки Фельтена: Армянскую на Невском проспекте, 40-42, лютеранские на Большом проспекте Васильевского острова, 1, и на Кирочной улице, 8. В них варьируется один и тот же тип компактного здания с колонным портиком и небольшим куполом на круглом барабане.

Узкий главный фасад Финской церкви выделен четырехколонным портиком дорического ордера с треугольным фронтоном. В тимпане фронтона изображено сияние небесных лучей. Над ним поднимается небольшая ротонда, завершенная сферическим куполом. Хоровод парных колонн барабана еще больше сближает здание с фельтеновскими церквями, но у Финского храма ротонда меньшего диаметра. Легкая и изящная, она контрастирует с монументальным портиком. По сторонам портика, в нишах, были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла (позднее их заменили вазы, стоявшие первоначально на парапете, сейчас ниши пустуют). Все фасады кирхи организованы мерным строем пилястр. Прямоугольный алтарный выступ в виде четырехпилястрового портика отвечает главному фасаду. Элементы ордера, тяги, карнизы и наличники, а также расшивка под руст подчеркнуты белым цветом на зеленоватом фоне стен.


Финская церковь св. Марии. Гравюра начала XIX в.

Церковь расположена перпендикулярно Большой Конюшенной улице. Малый отступ от красной линии сделан, чтобы оставить место для паперти. Четкий прямоугольный объем здания сильно заглублен внутрь квартала. Границу между финским и шведским владениями специально проложили уступом, чтобы в широких частях Г-образных в плане дворов свободно поместились церковные здания обоих приходов. В начале XIX века Финская церковь была приметным акцентом среди малоэтажной застройки.


Финская церковь св. Марии. Фото 1900-х гг.

В 1871 году кирху св. Марии реконструировал архитектор К.К. Андерсон, немногим ранее построивший Шведскую церковь на Малой Конюшенной. Внутри смонтировали двухъярусные хоры на чугунных колоннах, чтобы увеличить число мест для прихожан. На главном фасаде боковые окна в портике превратили в двери, устроив три входа вместо одного. В связи с сооружением хоров пришлось перебить верхние ряды окон на продольных фасадах кирхи[140]. Новые дуговые перемычки окон несколько сбили четкость классицистического рисунка боковых сторон здания.

В литературе часто упоминается о переделке фасада, произведенной на исходе XIX века Л.Н. Бенуа. Эта работа (если она действительно состоялась) не внесла изменений в облик церкви.

Пастором Мариинской церкви в 1912-1918 годах служил Ю. Сааринен. Его сын, крупнейший финский архитектор Э. Сааринен, лидер национального романтизма, поддерживал тесные контакты с петербургской художественной интеллигенцией и оказал большое влияние на развитие северного модерна в российской столице. Творческие контакты связывали его с Ф.И. Лидвалем, Н.В. Васильевым, А.А. Олем.


Финская церковь св. Марии. Фото 2016 г.

Финскую церковь закрыли в 1938 году. Помещения умудрились приспособить под общежитие. Внутреннее пространство поделили на три этажа. Позднее этому ценному памятнику архитектуры нашли более достойное применение: в 1972 году здесь открылся Дом природы с выставочным залом на первом этаже. В 1991 году евангелическо-лютеранской церкви Ингрии удалось возобновить богослужения.

В 1999-2002 годах, после переезда Дома природы, проведена реставрация храма при поддержке общества «Финская церковная помощь» (архитекторы Э. Лонк и С.И. Иванов). Интерьер освобожден от перекрытий и оформлен заново (образ «Вознесение Христа» написан художником А. Степановым). Представляет интерес техническая сторона реконструкции: укрепление фундамента монолитным бетоном, устройство автоматически действующей дренажной системы, сооружение новых стропил из современных сплавов. Работы вели петербургские фирмы ЗАО «Собор», ООО «МПС-Ретро» и ООО «Геоизо». Церковь торжественно освящена 19 мая 2002 года в присутствии президента Финляндии Т. Халонен.


Финская церковь св. Марии. Интерьер. Фото 2010-х гг.

Первый каменный дом при Финской церкви был построен в 1775 году, на углу Шведского переулка. В 1840-х годах на участке сложился небольшой ансамбль с симметричными домами, фланкирующими кирху. По общей схеме он родственен ансамблям инославных храмов на Невском проспекте.

Дома по сторонам Финской церкви сооружены по проектам выдающегося петербургского зодчего середины XIX века Юлиуса Гаральда Боссе. Он был сыном художника Эрнеста Боссе, но современники называли его Гаральдом Андреевичем[141]. Поэтому мы будем следовать их примеру (вопреки позиции автора книг о зодчем В.И. Андреевой[142]).


Большая Конюшенная улица, 8. Фото 2017 г.

Создатель великолепных особняков и загородных резиденций, блестящий мастер интерьера, новатор планировочных решений и тонкий интерпретатор исторических стилей, Г.А. Боссе занимался и строительством обычных домов. В 1842 году в возрасте 30 лет он был удостоен звания академика архитектуры. В тот момент Боссе уже начал одну из самых известных своих построек – особняк И.В. Пашкова с его знаменитым «парадным подъездом» на Литейном проспекте, 39. А в 1842-1844 годах были сооружены два трехэтажных дома Финской церкви на Большой Конюшенной улице, 6 и 8.

Идентичные фасады выдержаны в спокойном, единообразном ритме, без каких-либо акцентов. Такая равнозначность типична и для рядовой застройки позднего классицизма, и особенно для постклассицизма – переходной стадии к эклектике. К тому же ровный метрический строй отвечает положению зданий в ансамбле: они служат скромными кулисами Финской церкви с ее пластически выразительным портиком. Вместе с тем, эти дома сдавили пространство вокруг церкви. Купол ее едва возвышается над ними.

Композиция домов № 6 и 8 имеет четкую градацию по вертикали. Междуэтажные тяги делят фасады на ярусы. Полуподвалы охватывает каменная облицовка. Первые этажи с арочными окнами рустованы и визуально уподоблены цокольным частям зданий. На втором этаже рамочные наличники завершены прямыми сандриками. Самый простой верхний ярус окаймлен фризом из пальметок. Чугунные решетки балконов, составленные из мелких полукружий и полос меандра, походят на рыбью чешую. Такой тип ограждений вошел в моду в 1840-х годах.

Между двумя симметричными домами и Финской церковью были сооружены двое ворот. Пилоны, сложенные из блоков ракушечника, приподняты на гранитных цоколях. Ажурные чугунные решетки были составлены из рядов пик. В литых розетках читалась натурная датировка ворот: «ANNO 1844». Теперь решетки заменены новоделами.

27 июня 1847 года высочайше утвержден разработанный Боссе проект перестройки углового дома[143], существовавшего с 1775 года (№ 4/1). Кроме надстройки четвертого этажа, здание было расширено вправо по улице и сомкнулось с соседним домом № 6. Оба фасада, несмотря на разные уровни этажей, подведены под один карниз.

Дом № 4/1 решен в том же ключе, что и два других, но отличается от них в деталях. Суховатая графичность, ровный шаг окон типичны для рядовой застройки середины XIX века. На фасадах углового дома явно, но довольно скупо использованы формы, восходящие к архитектуре ренессанса: сплошная рустовка стен, карниз на кронштейнах. Решетки балконов повторяют аналогичные элементы соседних домов Финской церкви.


Г. А. Боссе. Фасады дома № 4/1 по Большой Конюшенной улице. 1847 г.

Как отмечает А.Л. Пунин, Боссе возвел в Петербурге «целый ряд особняков и доходных домов с безордерными фасадами такого полуклассицистического-полунеоренессансного характера… »[144]. Современники высоко оценили сооруженные при Финской церкви «великолепные каменные дома, которые могут считаться одними из красивейших на Большой Конюшенной улице»[145].

Кроме лицевых домов, весь участок в 1840-х годах застроили по внутреннему периметру. В 1888 году в углу двора дома № 4/1 архитектор Ф.Б. Нагель устроил «Зал под сводами» (для этого ему пришлось разобрать часть поперечных стен и перебить арочные проемы). В 1914 году помещение приспособили под концертный зал на 160 мест[146].

Весь этот комплекс зданий долгое время оставался центром общения, духовной и культурной жизни петербургских финнов. Здесь находились совет прихода, учебные заведения и приюты, магазины и мастерские, гимнастические общества, редакции и библиотека, а также, естественно, жилые квартиры.


К.К. Андерсон. Генеральный план участка Финской церкви. Чертеж. 1871 г.

В доме № 6 в 1860-х годах помещалась редакция журнала «Русский курьер». Его издавал на французском языке педагог и литератор Ю.С. Сюзор – отец выдающегося петербургского зодчего П.Ю. Сюзора. Через двадцать лет здесь обосновалась контора Зигерсдорфских заводов (Силезия), производивших прочный облицовочный кирпич для отделки фасадов. Этот материал первыми стали использовать архитекторы В.А. Шретер, Ф.К. Пуншель, А.И. Томишко.

В 1982-1986 годах все три дома прошли капитальный ремонт. В минувшие десятилетия в них работали стоматологические поликлиники и другие медицинские учреждения.

25 октября 2009 года в доме № 8 торжественно открыт Дом Финляндии. Разместившейся здесь Институт Финляндии в Санкт-Петербурге проводит семинары, выставки, концерты и фестивали, реализует проекты культурного сотрудничества. В здании действует еще ряд финских организаций. Вместе с кирхой св. Марии оно образует возрожденный уголок финского Петербурга.

Оглавление книги


Генерация: 0.071. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз