Книга: Вокруг Кремля и Китай-Города
Авиамарш, или Шереметьево-3
Авиамарш, или Шереметьево-3
Хотя уже более двадцати пяти лет прошло с того дня, когда немецкий пилот-любитель произвёл посадку на Красной площади, история эта памятна многим. Однако мало кому известно, что была ещё и предыстория, без которой вряд ли это могло бы произойти.
Началось всё в те времена, когда два монстра примеривались к Европе, как бы её половчее разделить. Один создавал тысячелетний рейх, другой проектировал мировую революцию.
Тоталитарные режимы, построенные в Германии и Стране Советов, по своему устройству близки были настолько, что если взять пропагандистские плакаты, в графическом редакторе перекрасить знамёна и униформы персонажей, ну и поменять местами лозунги, то современному зрителю и в голову не придёт, что здесь что-то не так. Даже чужие песни приживались в обоих государствах легко, словно органы, пересаженные от единоутробного брата. Советской молодёжи полюбился марш «Мы шли под грохот канонады,/ Мы смерти смотрели в лицо», под который в Германии сначала маршировали коммунисты, а затем – с новым текстом – национал-социалисты. А фашистам понравился наш «Марш авиаторов», на немецком зазвучавший так:
В тонкости политических игр Сталина и Гитлера мы вдаваться не будем, но в августе 1939 года имела место фигура высшего пилотажа: рейхсминистр Иоахим фон Риббентроп прилетел в Москву, чтобы вместе с наркомом Вячеславом Молотовым подписать пакт о ненападении. На банкете по случаю заключения пакта Сталин поднял бокал и произнёс: «Я знаю, как немецкий народ любит своего фюрера. Поэтому я хочу выпить за его здоровье…»
Знал товарищ Сталин и о том, что в небе над Старой Руссой самолёт немецкой делегации был обстрелян нашими зенитчиками. (А кстати, что им ещё было делать? Летит FW-200 с крестами на плоскостях – ну они и врезали. Почём им было знать, кто летит и зачем?..)
Мне неизвестно, был ли комбат ПВО разжалован за излишнее рвение – но, судя по всему, да. А уж немецкая разведка знала это наверняка, когда планировала операцию, проведённую пилотами люфтваффе 15 мая 1941 года. Тогда немецкий транспортник «Юнкерс» Ju-52 совершенно безнаказанно нарушил границы воздушного пространства СССР, совершив ознакомительный полёт по маршруту Белосток-Минск – Смоленск – Москва, в завершение которого благополучно приземлился на московском аэродроме!
До начала войны оставался месяц с небольшим…
Система противовоздушной обороны – штука достаточно сложная, и какие-то уязвимые места в ней находятся всегда. Это может быть несогласованность действий истребителей-перехватчиков и зенитных батарей, проблемы со связью, неразбериха между гражданской и военной авиацией…
Но главная ахиллесова пята – это личная ответственность. Тот, кто может нажать на гашетку, ждёт приказа; тот, кто должен отдать приказ на уничтожение воздушной цели, ждёт информации по своему запросу наверх – а там, наверху, никто не напрягается, ибо отвечать-то не им. И офицер на командном пункте сидит и тупо переводит взгляд с экрана радара, где неумолимо прёт своим курсом зелёная точка, на собственные погоны, пока ещё украшенные звёздами. Собьёшь – разжалуют, не собьёшь – тем более.
А брать на себя ответственность никому не хочется, поскольку такие полёты нарушителей всегда имеют какие-то политические последствия.
Например, южнокорейский «Боинг-707—321B», сбитый 20 апреля 1978 года над Карелией, так неудачно отклонился с курса именно в то время, когда СССР и США вели переговоры по ограничению стратегических вооружений. А сбитый над Сахалином 1 сентября 1983 года «Боинг-747– 320В» всё той же южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines вообще стал причиной нового витка холодной войны и поводом для присвоения СССР почётного титула «Империи зла».
Вот так и получилось, что 28 мая 1987 года сбивать маленький спортивный самолёт не то чтобы ни у кого рука не поднялась – но смотрелось бы это как поведение уж слишком неадекватное, как явное превышение пределов необходимой обороны. На то и был расчёт.
Разумеется, маленькая Cessna не могла доставить в Москву атомную бомбу. Но политическая бомба на Красной площади бабахнула ничуть не хуже.
Провокация и по замыслу, и по исполнению была достойна самой высокой оценки. Тщательно продуманный сценарий, удачно выбранный исполнитель, беспроигрышное место для съёмки финальной сцены.
Пилот: Матиас Руст, 19-летний мальчишка, которого воспринимать как злоумышленника или шпиона было бы смешно. Склонен к авантюрам, тщеславен, как и положено Близнецу, но главное – налетал уже много часов на этом типе самолёта, поскольку папа, Дитер Руст, ими торговал.
Тип самолёта: Cessna 172B Skyhawk.
Маршрут: Гамбург – Хельсинки (аэропорт Мальми, дозаправка) – Москва.
Время операции: вылет 27 мая, приземление 28-го, в День пограничника.
Способ пересечения границы: заявив диспетчерской службе, что летит в Стокгольм, Руст над Балтийским морем выбросил канистру с маслом, снизился и пропал с экранов радаров. В эфир он с этого момента больше не выходил, а посланные на его поиски спасатели обнаружили на воде масляное пятно и сделали вывод, что самолёт упал в море. Тем временем Руст на небольшой высоте пересёк советскую границу и взял курс на Москву.
Наши радары самолёт обнаружили сразу, но несколько раз службы наблюдения его теряли – слишком маленькая цель. Ничего удивительного в этом не было, ведь система ПВО предназначена для противодействия боевым машинам, а не малой авиации.
В трёх точках маршрута (с аэродромов Тапа, Хотилово и Бежецк) по тревоге поднимались в воздух истребители, и в двух случаях они обнаруживали цель. Это было непросто, учитывая пятикратную разницу в скоростях машин и тот факт, что «сессна» летела на высоте 500–600 метров и увидеть её можно было лишь иногда и случайно, в разрывах между облаками.
Пилоты не атаковали самолёт Руста, поскольку не получали такого приказа. Есть информация, что один из истребителей предлагал пройти над «сессной» на форсаже, в результате чего самолёт Руста потерял бы управление и в лучшем случае совершил вынужденную посадку. Разрешения на это тоже не было дано.
Знал ли Руст, что 28 мая – День пограничника и настроение в погранвойсках будет праздничное, что может сыграть ему на руку? Информация не секретная, мог и знать; но тогда должен был понимать, что, каким бы «послом мира» он себя ни выставлял, с кого-то непременно сорвут погоны – впрочем, его это уже не касалось.
Мог ли он знать, что советские ВВС после сбитого южнокорейского «боинга» имели инструкцию не открывать огонь по гражданским самолётам?.. Даже если и знал, вряд ли этот фактор имел решающее значение для юного авантюриста.
Был ли он способен разработать и провести операцию без посторонней помощи?.. А вот это самый интересный вопрос. Добыть полётную карту – не проблема. Лететь без помощи диспетчеров, пользуясь только картой и компасом, и не заблудиться – тоже ничего фантастического, учитывая наличие на маршруте таких крупных ориентиров, как Чудское озеро, озёра Ильмень и Селигер, железнодорожный путь Ржев – Москва. И даже проложить маршрут самостоятельно этот парень смог бы – но как-то слишком удачно он был проложен, точно на стыке двух районов ПВО. В Интернете такую информацию не найдёшь. Не говоря уж о том, что в тот злополучный день слежение за небом производилось в ручном режиме, так как была временно отключена автоматизированная система управления ПВО Московского округа. Официально – «для проведения внеплановых профилактических работ». Подобных внеплановых мероприятий в штабах ПВО не проводилось никогда – ни до, ни после. Поэтому трудно поверить, что никакие спецслужбы не участвовали в планировании и проведении операции.
Матиас Руст вышел на глиссаду над Васильевским спуском и попытался приземлиться, но на Красной площади, как обычно, было многолюдно. Пролетев между Историческим музеем и Музеем Ленина, Руст развернулся и сделал второй заход, включив посадочные огни – в надежде, что люди расступятся и дадут ему место для посадки. Ну, это надо было совсем не знать русских… Какое уж там расступиться! Наоборот – на площади начали скапливаться зеваки, и на третьем круге пилоту пришло в голову, что проще будет сесть на Большом Москворецком мосту, а на Красную площадь выруливать уже на шасси.
Руст совершил разворот над гостиницей «Россия», вдоль Большой Ордынки снизился на мост, лихо пронырнул между соседними поперечными растяжками троллейбусной контактной сети и спокойно приземлился, что было уже нетрудно, поскольку постовой гаишник во избежание аварии включил на мосту красный сигнал светофора.
В 18.55 Матиас Руст подрулил к Покровскому собору и выключил двигатель. Пропеллер замер, самолёт остановился среди припаркованных машин…
Марш-бросок немецкого пилота закончился для него успешно. Никто не кинулся вытаскивать его из кабины и укладывать лицом на мостовую. Милиция вообще вела себя индифферентно, поскольку днём над площадью летал вертолёт с кинооператором, и дежурная смена знала, что съёмка разрешена. Когда постовой сообщил по рации в отдел охраны Красной площади о посадке самолёта, дежурный ответил: «Ты смотри, чтобы коровы по площади не ходили, а самолёт – хер с ним!»
Вообще советский народ, хотя и был шокирован, в целом отнёсся к инциденту с юмором. Среди анекдотов по этому поводу были, например, такие:
Собралась на Красной площади большая толпа людей с чемоданами. Когда у них спросили, что они делают, ответ был: «Ждём самолёт на Гамбург».
На Красной площади милиционер останавливает прохожего с сигаретой и говорит:
– Здесь курить нельзя.
– А, ну да – это же аэродром…
А Матиас Руст, выйдя из самолёта, поставил колодки под шасси и принялся раздавать автографы. Минут через пятнадцать – двадцать подъехала машина с Лубянки, люди в штатском очень вежливо попросили пилота предъявить документы, а затем предложили проехать с ними.
Из выступления Михаила Горбачёва на заседании политбюро ЦК 29 мая 1987 года: «Произошло событие, которое по своим политическим последствиям превосходит все то, что было в прошлом… Речь идёт об утере веры народа в нашу армию, в то, ради чего он пошёл на многие жертвы. Нанесён удар по политическому руководству страны, его авторитету».
Всё верно, удар по престижу страны был нанесён, конечно, страшный. И не хочется думать, что Михаил Сергеевич с помощью КГБ инспирировал эту провокацию, но вот то, что он воспользовался создавшейся ситуацией в своих интересах, – неоспоримо. Высшее армейское руководство не одобряло горбачёвских реформ, а избавляться от силовиков даже генеральному секретарю было непросто. Столь вопиющий скандал был прекрасным поводом для отставок министра обороны Соколова, главнокомандующего войсками ПВО Колдунова… Слетели со своих должностей 9 генералов и 298 офицеров, двое даже были осуждены. Перетряхнули практически весь Генштаб. Такого кадрового погрома армия не знала с 1937 года.
Что касается маршала Соколова, то в 76 лет отставка (пусть и несправедливая) – это не трагедия, не говоря уж о том, что Сергею Леонидовичу лет жизни Судьба отпустила так много, что маршал стал свидетелем множества событий, способных и у хорошего человека вызвать чувство мстительной радости: как его преемник Дмитрий Язов принял участие в попытке свержения Горбачёва, как потом Горбачёва скушал Ельцин, и даже застал период, когда Министерством обороны командовал человек, прославленный победами на фронтах мебельной торговли.
Но вот то, что Руст в числе прочих сбил и Александра Колдунова, – это обидно.
Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, Александр Иванович Колдунов входил в первую десятку советских асов Второй мировой. Его не сбивали ни разу, хотя дважды он был ранен и неоднократно возвращался на повреждённом самолёте. Колдунов на своём Яке совершил 412 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв и лично сбил 46 немецких самолётов, не считая сбитых в составе группы, а также одного американца, которого пришлось завалить в 1944 году в небе над Югославией. В районе города Ниш две группы американских самолётов «Р-38 Лайтнинг» по ошибке атаковали колонну советских войск. Было убито до 20 советских солдат и офицеров, в том числе командир стрелкового корпуса. Чтобы прикрыть своих, в воздух была поднята эскадрилья Колдунова. Американцы то ли в раж вошли, то ли вообще не ожидали, что здесь могут быть силы Советской армии – но они не поняли, что перед ними союзники, хотя Колдунов специально приблизился к американским самолётам, чтобы показать им звёзды на крыльях. Американские истребители открыли огонь по нашим и сразу же сбили двоих. Тут уж ничего другого не оставалось, как принять бой, и ответным огнём было сбито три «лайтнинга». Бой прекратился лишь после того, как Колдунов сделал такой вираж, что красные звёзды на плоскостях его истребителя оказались буквально перед носом ведущего группы американцев.
- Портик богов Согласия
- «Венская»
- **Шпайхерштадт
- Этюд об Азисе Сафовиче Уразове
- Дом № 112
- Конфуций и душа китайцев
- Музей морского подводного оружия концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор»
- Разочарование и судьба вашего смартфона
- Канноли
- FOCUS ON VOCABULARY Активный словарь
- Распределение времени — наше все: конец забывания
- 5.8. Учимся образовывать слова