Книга: Киев для романтиков

Проспект Победы

Проспект Победы

Знакомиться с самым длинным проспектом – Победы, протянувшимся на 10, 6 км, лучше автотранспортом, причем с площади Победы, получившей название после войны, которая до этого почти столетие была Галицкая. Но для всех старых киевлян она звучала исключительно как Евбаз, сокращенно от Еврейского базара.

Он начал работать в 1860 г. как рынок носильных вещей. Но наибольший расцвет этого навсегда оставленного в памяти старожилов центра торговли пришелся на середину ХХ ст. Только там можно было приобрести любой товар в частном магазинчике или деревянной лавке с крышей. В советские времена общего и полного дефицита, когда необходимые вещи выискивали и добывали, а не покупали, за всем приходилось идти на Евбаз. До закрытия в 1948 г. – это было любимейшее место значительной части населения города и его гостей, где задолго до М. Горбачева сложились крепкие рыночные отношения. Эдакий Клуб интересных встреч! Как с людьми, так и с вещами!

О Еврейском базаре любят рассказывать коренные киевляне, в том числе и мой отец, так как все киевские события, как НЭПа, так и первых пятилеток, послевоенных лет, группировались вокруг этого колоритного торгового места. На Евбазе продавались, кроме старых и новых вещей повседневного употребления, гороскопы и карты с голыми женщинами, картины «Лебеди на озере» и настоящие живописные полотна фламандцев ХVII в., «ханжа» (денатурат, пропущенный через противогаз) и изысканные вина из графских подвалов… Не найдется места даже в книге, чтобы перечислить все, что можно было найти на Евбазе, хотя он отличался от других рынков страны только шумливостью и размерами. А какие там были воры! Как они ловко умели украсть все – от калош до шкафа. Как мастерски они вырезали кошельки и снимали часы. На Евбазе не было подавляющей руки «авторитета» с его коренастыми ребятами, а всем управляла та человеческая стихия, которая давненько уже вылилась на все наше бытие, ставшим подобно живой торговле, где если не обманешь, то хотя бы дешево купишь…

– Яша, какой город Советского Союза отметил победу Израиля над арабами

– Конечно, Киев, где переименовали Еврейский базар в площадь Победы!

А так как «Киев для романтиков» – книга для чтения, а не пыления на полках, то позволю себе отвлечься на «бытовые темы». Мой город и тут отметился, он первый, где поставили памятники проходимцу Голохвастову и печально известному «страдальцу» Паниковскому, принадлежавшему к категории «шатий». И. Ильф и Е. Петров в нем вывели обычного персонажа 1920-х гг., когда базары городов заполнили люди, которых народ назвал «шатиями». Это, прежде всего, те, кого и сейчас немало. Не бандит, не вор, а ненадежный человек, не вызывающий доверия. Ни то ни се. Так, неизвестно кто, слоняющийся в городах в поисках какого-либо занятия. Пить-есть хочется, а денег нет. Нищенствовать не хочет, на преступление не хватает смелости. В селе, откуда подобных ему выбросили обстоятельства империалистической и гражданской войн, было иначе. Крестьянская железная и благотворная дисциплина втянет в работу любого лодыря. Тем паче в маленьких поселениях, где обманешь – заслужишь плохую славу на всю жизнь, не то что в большом городе. Там живешь, как тебе угодно. Таких «киевских шатий», мелких «остапобендеров» обрисовал в 1930-х Федор Бахтинский (Сенгалевич), забытый нами рассказчик об этнографии и краеведении Киева. К сожалению, во время оккупации он как заложник был казнен нацистами. По его остроумной квалификации, это «техники», «химики», «астрономы», «киношники» и прочие. Давайте и их вспомним «незлым тихим словом»… А то все о великих да знаменитых, словно в Киеве, как и на земном шаре, другие не жили?! Для молодых: «шара» – это не способ приобретения, а способ существования!

«Техники» – это те, чья продукция имела «техническое» применение. Стоит такой «техник» возле Евбаза или в другом месте и зазывает: «Барцелиус – славный ученый придумал карандаш химический». Посмотришь на него – пристойно одетый, с хорошими манерами, приличный на вид, в картузе с технической кокардой. Форменный головной убор производил хорошее впечатление, оказывая психологическое воздействие. Как не вспомнить Остапа Бендера, применявшего фуражку милиционера города Киева. (Для читателей из России – Бендер – это герой книги, а не «персонаж московского телевещания».) Продает он «чудесный» карандаш, разрезающий стекло. Другой, хмурый и молчаливый, сидит на стульчике, рядом склеенное из многих обломков фарфоровое блюдо. Демонстрируя возможности предлагаемого клея, он привязывает к склеенной посуде кирпич.

Неподалеку еще один молодой человек, тоже в фуражке с кокардой. Перед ним много бутылочек с раствором хлора. Бодрым, хорошо поставленным голосом он выкрикивает:

– Граждане и товарищи! Мы не бедные, но экономные! У нас имеется серебряная, мельхиоровая и железная столовая посуда. Но мы не такие глупые, чтобы выбрасывать почерневшую некрасивую посуду. Товарищи! Режим экономии – важнее всего! Вот такая маленькая бутылочка – и вы будете иметь новую серебряную посуду. И лишь – 20 копеек. Спешите, так как очень берут, из рук выдирают! – Он энергично перехватывает инициативу у своих интеллигентных соседей – клеит блюдо, режет стекло и чистит посуду. И в духе того времени, понимая, что на базаре много крестьян, ориентируется на «смычку». Тогда этот лозунг объединения села с городом был очень популярным.

– Товарищи крестьяне и земледельцы! К вам мои слова. Теперь, когда наша советская власть дала вам, крестьянам, и нам, рабочим, мысль единения, смычку – разрешите предложить вам то, что мы, городские рабочие, сделали вам, нашим братьям-крестьянам. Вот вам карандаш Барцелиуса, им вы сможете резать стекло, как хотите, и не нужны вам никакие алмазы, непомерно дорогостоящие. Вот хлорный раствор, которым вы можете протереть заржавевшую посуду, и она станет, как новая, а вот клей для фарфора. Все это мы, рабочие, изготовили для вас, крестьян. – Но его призывы не трогают приезжих, которым не нужен клей, поскольку они не имеют фарфора, и нет посуды металлической, а лишь миски из глины. Берут лишь карандаш, детям позабавиться.

«Химики» – это те, которые продают самодельные пятновыводители. Молодой, крепкий мужичок. В его видавшей виды сумке где-то около двух десятков завернутых в фольгу кусочков какой-то беловатой массы, бутылки с водой и щеточка.

– Вы берете пиджак, старый, залосненный. Ходили в нем и переходили, и уже хотели выбрасывать, но узнали о моей мази. Лишь 10 копеек, не больше. Вода, щеточка, обычная зубная щеточка. И все! Пятна нет! Пиджак новый. Гарантирую и ручаюсь! – Вокруг большая толпа. У каждого имеется старый и залосненный пиджак, каждый хочет иметь, «как из магазина». Покупают.

На Евбазе сидит и другой продавец. Чисто одетый, в жилетке, с галстуком. Речь без дефектов, почти литературная.

– Вы пьете чай и читаете «Пролетарскую правду». Вам принесли заказное письмо и просят расписаться. А вы в белом фланелевом костюме и на нем чернильное пятно. Но это не беда, думаете вы, – имеется мазь от пятен. Но не все одинаково реагируют:

– Я купил у вас такую мазь. Там, где были пятна, теперь дырки!

Продавец блымнет злыми глазами и скажет, как отрежет:

– Пятна ведь нет, что вы хотите?

Иной, ласково и доверчиво заглядывая в глаза, спросит:

– А вы теплой водой сначала замочили?

– Теплой.

– А градусы измеряли?

– Нет.

– От-от, а надо измерять. И чтобы было 38. 5 за Цельсием. Чуете? За Цельсием!

Особенное впечатление производили продавцы. Отец вспоминал, как на Евбазе продавали пальто приезжим крестьянам. Пальто в магазине стоило 150, а продавали за 250 рублей. Происходило следующее: в боковой карман клали 25 или 10 руб. Покупатель – сын какой-нибудь крестьянки, которая заработала бешеные деньги за втрое дороже перепроданные продукты, так как производители не торговали, надевал пальто. Погружал руку в карман. И нащупав кредитку, он сразу становился горячим приверженцем покупки. Не было случая, чтобы снял пальто, не уговорив мамашу заплатить затребованную сумму. К тому же, верхняя одежда продавалась одна на все размеры. Опытный торговец придерживал рукой значительную часть спины и выпускал понемногу в зависимости от объема покупателя. Присутствующие дружки продавца одобрительными восклицаниями помогали ему. Совсем, как у «наперсточников» 1990-х.

Продавали все – бумагу от насекомых, бензин, кремень для зажигалок, средства от пота и зубной эликсир. Чего там только не было…

На Евбазе после войны создался какой-то особый мир, от которого зависел город. Этим миром управлял начальник 1-го отделения милиции Ленинского района г. Киева легендарный майор Бабенко Н. П. – гроза мошенников и блатных. К сожалению, только его одного из персонажей этого совсем не описанного уголочка города вспомнили, когда он умер более трех десятилетий тому.

Хайм с Кубы. Так звали этого громадного, неуклюжего человека. Он действительно бывал на Кубе, где-то в 1930-х. Тогда, в докастровские времена, этот остров был для киевских обывателей чем-то вроде Марса. Аэлита не произвела бы такого впечатления, хотя Хайм не особенно распространялся о своих заморских странствиях. Гигант имел свой заработок на Евбазе. Он был биндюжник, и на своей тачке отвозил купленную вещь по указанному адресу. Да, да, в послевоенные годы громоздкую вещь в трамвае, даже в такси не увезешь, приходится брать тачку. Несмотря на свою недюжинную силу и загадочное прошлое, Хайм был спокойный, уравновешенный человек. Но Бабенко его однажды достал. Сам мощный, крепкий, Николай Петрович начал подтрунивать над Хаймом: мол, не имеешь на тачке номера, не имеешь водительских прав, вот и заберу ее у тебя. Выведенный из себя «тачкист», кстати отсюда и бытующее поныне наименование такси, приложился кулаком по темени начальника милиции. Тот отключился. Хайм взгромоздил его на свое законное транспортное средство и привез в отделение. Мол, забирайте! К чести Николая Петровича, прийдя в себя, он не расправился с незадачливым биндюжником, а любил вспоминать этот забавный случай. Начальник Киевской милиции был строг с ворами, бандитами. У него не было расчетливости Жиглова, хитрости Гоцмана, но его криминалитет боялся. Жесток он был и со спекулянтами продуктов. Если какая-то зарвавшаяся в голодное время торговка вела себя нагло, то Бабенко мог растоптать ее товар, выгнать с базара и больше не пускать торговать. Тогда забазарной торговли не было, и поэтому народ любил Бабенко, а спекулянты опасались.

Теперь возле площади находится Институт культуры им. Поплавского, который является самым известным в стране, потому что не готовит, как раньше, библиотекарей (нет необходимости), а больше визажистов и косметологов. Вообще по диапазону предлагаемых специальностей он давно уже в книге – Гиннесса.

Приходит красивая девушка в институт культуры поступать, а Поплавский жаждет, чтобы она поступила, и задает вопрос:

– Как фамилия бывшего президента США? Подсказка: из трех букв вторая «у».

– Не может быть!?

На площади Победы находится цирк (архитектор В. Жуков, 1960), пользующийся большой популярностью. При нем музей циркового мастерства, который активно возобновляется благодаря энергичной деятельности Олега Кия.

До 1930-х тут радовала душу церковь Иоанна Златоуста, названная Железной (инженер Никкельс, арх. М. Юргенс, 1871). Она была облицована чугунными листами со штампованными украшениями в «неорусском» стиле. В 1877 г. здесь крестили выдающегося поэта Максимилиана Кириенко-Волошина.

На площади Победы стоит отель «Лыбедь», построенный в 1972 г., а на самом верху торца 17-этажного здания можно рассмотреть декоративный барельеф «Лыбедь». Это очередное изображение легендарной основательницы Киева находится здесь не случайно, так как рядом русло речки Лыбедь.

В сложных геологических условиях построен в 1966 г. самый большой торговый центр «Украина», а перед ним, в самом центре площади, стоит памятник в честь города-героя Киева. Этот обелиск из белого мрамора на постаменте установлен в 1982 г. в ознаменование 40-летия героической обороны Киева. Венчает его Золотая Звезда, общая высота 43 м, подобный планировали поставить и на пл. Октябрьской Революции (Майдан Незалежности). Но там был уже один «член профсоюза». Киевляне шутили, что это «обелиски» для «Бабы».

Продолжением проспекта, имевшего до 1985 г. название Брест-Литовский, была дорога к Житомиру и далее к западной границе. Его застройка началась в конце ХІХ в., по нему попадали в дачную зону Святошино и к частным хуторам «Сан-Суси», «Стрельна», «Сант-Мари», а также на Нивки и Рубежевку. Именно здесь впервые прошел трамвай междугородного сообщения с надписью «Кіевъ – Святошин». Брест-Литовский проспект начал застраиваться после открытия Политехнического института и строительства завода Греттера и Криванека. Район возле Галицкой площади заселялся преимущественно евреями. Долгие десятилетия их синагога была производственным зданием завода «Транссигнал». Теперь ей вернули прежнее назначение.

Застройка проспекта с большей интенсивностью продолжилась в послевоенные годы. Его пересекают два путепровода – Воздухофлотский (1958) и с ул. Довженко (1960). Большинство домов имеют красивое оформление, некоторые из майолики. Можно сказать, что ныне это самый благоустроенный и красивый въезд в город. Только на фотографии остались деревянные Триумфальные ворота, поставленные на этом месте в 1857 г. и показывающие границу города на то время. Они появились в честь приезда Александра ІІ. Киевское купечество, переполненное верноподданническими чувствами, решило построить каменные, на что были собраны деньги. Архитектором В. Гартманом был разработан проект, который вдохновил композитора Бородина на музыкальную пьесу «Богатырские ворота». Царь, вновь посетив город в 1869 г., посоветовал «отцам города» вместо триумфальной арки соорудить что-то более полезное, – и собранные деньги пошли на обустройство ремесленного училища.

В самом начале проспекта Победы, по левую сторону, на обычном стандартном доме увидим памятную доску с сообщением, что именно здесь жил выдающийся кинорежиссер Сергей Параджанов, который одним своим фильмом прославил украинское киноискусство на весь мир. Это фильм «Тени забытых предков» (1965), получивший много наград на международных фестивалях: в Мар-дель-Плато (Аргентина), в Риме, в Салониках (Греция), в Киеве и других местах, и особо престижная – Британской киноакадемии.

Пересекаем Воздухофлотский проспект, ведущий в аэропорт «Жуляны». Такое название он получил в 1923 г. Некоторое время назывался Героев Стратосферы – в честь П. Федосеенко, А. Васенко и И. Усыкина, достигших в 1934 г. на стратостате «Осоавиахим-1» неслыханных высот и погибших.

Именно здесь проспект становится значительно шире. По правую сторону доминанта района – великан Министерства транспорта, а по левую сторону – треугольный Дворец торжественных событий.

Зоологический парк основан в 1908 г. (на этом месте через пять лет). Тогда он считался одним из самых больших в Европе, с площадью более чем 40 га.

Возле станции метро «Политехнический институт» (1963) стоит памятник преподавателям и студентам Киевского политехнического института. На стеле с барельефом из тонированного бетона, открытой в 1967 г., выбито: «Мужнім, самовідданим, непереможним», с другой стороны – слова украинского поэта Андрея Малышко: «Хто за свободу вийшов проти смерті, тому немає смерті на землі».

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» – самый крупный в стране, основан в 1898 г. в составе 4-х отделений: механического, химического, инженерного и сельскохозяйственного. За время своего существования КПИ подготовил свыше 230 тысяч инженеров. Автор проекта первых зданий института в псевдороманском стиле – И. С. Китнер. Главным строителем КПИ с 1900 г. был А. В. Кобелев. Первым директором ученый-механик профессор В. Л. Кирпичев. С первых лет работы института были сформированы научные школы, которые возглавлялись профессорами КПИ: по теории прочности и сопротивления материалов (В. Л. Кирпичев, С. П. Тимошенко, О. М. Дынник); по гидравлике (С. П. Шенберг); по мостостроению и путей соединения (Е. О. Патон); по металлургии (В. П. Ижевский), по физике (Г. Г. Де-Метц); по химии (С. Н. Реформатский). Тогда и был заложен парк, который за век так вырос, что полностью закрыл все здания. Первый выпуск состоялся в 1903 г., а главой экзаменационной комиссии был выдающийся ученый-химик Дмитрий Менделеев. На базе отдельных факультетов Политехнического института 1923–1933 гг. организованы киевские институты инженерно-строительный, технологический легкой промышленности, технологический пищевой промышленности, инженеров гражданской авиации, а также Украинская сельскохозяйственная академия, Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, Винницкий политехнический институт, а также филиалы в Житомире и Чернигове. На базе электрических мастерских института создан киевский завод «Точэлектроприбор», а на базе механических – завод им. И. Лепсе. За столетие существования КПИ дал миру много славных ученых, конструкторов и инженеров. Среди них творец первых вертолетов и крупнофюзеляжных самолетов И. Сикорский, выдающийся механик С. Тимошенко, конструктор ракетно-космических систем, генеральный конструктор С. Королев, конструкторы авиационных двигателей А. Колыбель и О. Микулин, авиационные конструкторы Д. Григорович, К. Калинин, специалист в области металлургии и сварки, теперь президент НАНУ Б. Патон и много других.

Нелишне вспомнить, что Политех стал в 1910 г. центром школы самолетостроения, с названием Киевское общество воздухоплавания. Теоретическую основу для конструкторов заложили лекции профессора Н. Б. Делоне, который в 1909 г. собрал балансирный планер-биплан. Четыре самолета создал и летал на них профессор А. С. Кудашев. Серию аппаратов к июлю 1910 г. построил коллектив студентов Ф. Беленкин, В. Иордан и знаменитый И. Сикорский, который на самолете С-6 29.ХІІ.1911 г. установил первый в отечестве мировой рекорд с экипажем из трех человек в скорости – 111 км/ч. Всего до 1914 г. киевскими конструкторами создано около 30 типов летательных аппаратов. Проводились работы и в области воздухоплавания: Ф. Ф. Андерс построил дирижабль «Киев», С. Н. Халютин – аэростат «Припять», приспособленный для подъема метеорологических приборов и автоматических многокамерных фотоаппаратов. На Куреневском аэродроме Общество на общественных началах готовило пилотов-авиаторов и механиков. В Киеве проводились воздухоплавательные выставки Киевского общества воздухоплавания (1911, 1912) и Всероссийская выставка (1913). С марта 1914-го журнал «Автомобильная жизнь и авиация» стал органом киевских авиаторов. При активном участии киевских конструкторов к 1914 г. были созданы невиданные на то время самолеты-гиганты «Русский витязь» и «Илья Муромец». На Музейной площади НТУУ «КПИ» поставлен памятник Игорю Сикорскому (скульптор Н. Олийник). На нем надпись: «Знімаю капелюха перед Альма-матер, яка підготувала мене до підкорення неба».


Политехнический институт.

Фотооткрытка 1910-х годов

До 1927 г. при институте существовало добровольное объединение специалистов под названием Авиационное общество, куда входили некоторые государственные и военные организации. Оно разрабатывало научные проекты, строило и испытывало планеры и небольшие самолеты. Один из планеров был детищем будущего Генерального конструктора космических кораблей Сергея Королева. Также активно работали первый директор Киевского авиационного завода, академик Викториан Бобров, пионер отечественного дирижаблестроения Федор Андерс и другие. Это общество спустя годы переросло в авиационный институт, а тот в НАУ (Национальный авиационный университет).

Напротив КПИ находится Мединститут имени академика А. А. Богомольца, основанный в 1840 г. как факультет Университета Св. Владимира. Первым профессором и деканом факультета был известный хирург Владимир Караваев. В созданной им хирургической клинике на протяжении трех лет с 1858 г. не раз оперировал и консультировал выдающийся хирург Н. Пирогов. Среди профессоров, работавших в разные времена, – анатом и гистолог А. Вальтер, анатом В. Бец, клиницисты-терапевты В. Образцов, В. Покровский, Ф. Яновский, Н. Стражеско, хирурги М. Дитерикс, В. Склифосовский, М. Коломийченко, невропатолог Б. Маньковский и многие другие.

Среди выпускников и преподавателей: Н. М. Амосов, М. А. Булгаков, И. А. Концевич, владыка Лука (Войно-Ясенецкий), Б. П. Тэдли, В. Ю. Чаговец, Е. И. Чазов. Хочется назвать еще и еще, но… Мне на ум приходит другое – не помню, да простит читатель мое невежество, ни одного более или менее известного писателя, который бы закончил филологический факультет. Отчего же мы так доверяемся тем, кто закончил медицинский? Это у меня навеяно фигурой его выпускника Михаила Булгакова.

Дальше по той же стороне мы пройдем мимо нескольких интересных экскурсионных объектов. Во-первых, клуб – одно из немногих киевских сооружений, построенное в 1934 г. в конструктивистском стиле по проекту архитектора Л. Моисеевича (№ 86). Дальше парк, где перед входом памятник А. С. Пушкину (скульптор А. Ковалев, 1962). Памятник установлен на постаменте из черного лабрадорита, на котором надпись: «Пушкину – украинский народ». И это правда, «Солнце русской поэзии» всегда любили в Украине, переводили на украинский язык, в частности, гениально это получилось у Максима Рыльского. Пушкин воспевал украинскую землю, поэтому и парк заложен в его честь в 1899 г., по случаю 100-й годовщины. А сразу после войны здесь находилась Трофейная выставка. До сих пор в моей памяти стоят шеренги лучших образцов немецкой военной техники, по которым постоянно лазили мальчишки, пугая посетителей, в том числе и мою маму.

Под № 90 видим Большой павильон студии им. А. П. Довженко, построенный по проекту В. Рыкова. Есть мнение, что это бывший ангар для цеппелинов, привезенный из Германии. Считается самым большим в Европе. Необходимость в таких размерах ощущалась длительное время, когда не знали комбинированных съемок. Основана студия в 1928 г., как фабрика ВУФКУ, а через два года – «Украинфильм». На студии работало много выдающихся режиссеров, операторов и актеров, и немало продукции студии было отмечено наградами Международных фестивалей. В 1962 г. был открыт музей, который недавно прекратил свое существование. Здесь десятилетие творил А. П. Довженко, где снял фильм «Земля», названный компетентным жюри в 1958 г. на Брюссельской выставке одним из лучших фильмов всех времен и народов. Александр Петрович ставил здесь «Ивана» (1932) и «Щорса» (1939). По желанию выдающегося режиссера и при его участии был посажен яблоневый сад. Ему стоит памятник из оргстекла на постаменте серого гранита (скульпторы А. Лукошко, П. Орлов, 1964). На студии имеются памятники: «Работникам киностудии погибшим за Родину, 1941–1945», а также Т. Шевченко и С. Параджанову. На центральном входе закреплена доска с надписью: «Указ о награждении киностудии имени А. П. Довженко орденом Ленина. За заслуги в развитии советского киноискусства наградить Киевскую студию имени А. П. Довженко орденом Ленина. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. Брежнев. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. Георгадзе. Москва. Кремль. 16 марта 1978 г.» Рядом на другой доске герб, дата «1917–1967» и сообщение, что киностудия награждена «флагом ЦК КПУ, Президиума Верховной Рады УССР, Совета Министров УССР и ЦК профсоюзов УССР». Вот тексты на других досках на территории студии: «На этой киностудии с 1938 по 1941 и с 1947 по 1949 год работал выдающийся украинский советский кинорежиссер Игорь Андреевич Савченко»; «На киностудии им. А. П. Довженко работал с 1969 по 1979 выдающийся советский актер и режиссер Леонид Быков 1928–1979»; доска охраны памятников истории и культуры за № 116 «Киевская кинофабрика 1927–1928». Эти подробности для тех, кто редко или никогда не посещал этот важный объект национальной культуры.

Станция метрополитена «Шулявская» (1963) имеет двухэтажный наземный вестибюль. Как не вспомнить, что именно здесь был аэродром, где с 1911 г. проходили полеты Сергея Уточкина.

В 1968 г. поставили памятник в честь гвардейцев 3-й танковой армии, освобождавших Киев 6.ХІ.1943 г., на постаменте известнейший танк Т-34.

Начиная от станции метро «Берестейская» (1971) и памятника партийному и государственному деятелю Демьяну Коротченко (скульптор А. Ковалев, 1974), протянулось несколько парков. В этой живописной местности в 1962 г. открыт так называемый «Парк имени ХХІІІ съезда КПСС» площадью 42 га. Когда-то этот участок под названием «Васильчикова дача» принадлежал генерал-губернатору И. Васильчикову. Его супруга подарила это имение Троицкому монастырю. Тут стояла небольшая церковь Знамения Господнего (архитектор Е. Ермаков, 1912). Потом эту с пересеченным рельефом местность с прудами, которую рекомендую для прогулок, ненадолго выбрал для отдыха советский партийный деятель П. Любченко. Через несколько лет тут разместился новый глава УССР, после чего осталось название «Дача Хрущева». Она граничит с парком «Ленинского комсомола», площадью 15 га. Вдоль долины ручья Сырец выкопано три пруда. В центре парка памятник комсомольцам 1920-х гг., с изображением фигуры юноши в буденовке и шинели с тяжелым молотом в руках (скульптор В. Сорока, 1961). За парком в окружении коттеджей стоит памятник генерал-полковнику Кирпоносу (скульптор Г. Кальченко, 1973), командующему обороной Киева в 1941 г. и погибшему во время прорыва окружения в Шумейковской роще. Мне доводилось бывать там во время проведения экскурсий. Эта небольшая по площади посадка, недалеко от Лохвицы, производит гнетущее впечатление, когда представляешь положение горстки наших бойцов, прятавшихся от танков и самолетов за редкими деревьями.

Перед станцией метро «Нивки» (1971) находится бывший Дворец развлечений и отдыха, где когда-то длительное время собирались коллекционеры, теперь они по воскресеньям встречаются возле дворца на аллее. Сколько интересных краеведческих материалов я там приобрел!

Местность рядом с хутором Нивки имела название Рубежовка, где на средства известного благотворителя Николы Терещенко была создана детская колония. С того времени осталось несколько зданий. Но церковь Св. Александра Невского (архитектор В. Николаев, 1893) не сохранилась, оставшись в названиях улиц Александровская и Невская.

В помещении районной администрации находится музей Святошинского района, который организовал истинный краевед и патриот Сергей Вакулишин. Бедственное положение музея делает его собрание все-таки районного масштаба. Бессребренику-энтузиасту Сергею очень хочется сделать его лучше. Но и тут недальновидность начальства не выводит музей на более высокий уровень. Вот и получается, что наша культура и духовность прозябает на «общественных началах»! Или на волонтерах! Как мало людей, имеющих свои цели. И как много людей, делающих чужие цели своими мишенями!

На проспекте Победы, 83/2 размещено предприятие АТЕК (бывший завод «Красный экскаватор»), о чем свидетельствует на постаменте довольно странное их изделие. Основан завод в 1898 г. для производства сеялок «Фильверт и Дедина». Но с 1934 г. с многоковшового карьерного экскаватора началось производство землеройных машин разного класса. Более исчерпывающую информацию можно получить в музее завода.

По всему мира известны самолеты АН. Они разрабатываются на исполинском Авиационном производственном объединении им. Олега Антонова, которое образовано в 1974 г. на базе Киевского авиационного завода. С 1920 г. на нем преимущественно ремонтировали авиационную технику, а также изготовляли запасные части к самолетам. Через пять лет был построен 4-местный самолет конструкции К. Калинина К-1, а с 1934 г. – пассажирские самолеты ХАИ-1. Потом – ОКА-1, ОКА-2, ОКА-6 конструкции В. Таирова. В послевоенные года завод выпустил первый вертолет (1946), освоено производство поршневого самолета конструкции О. Антонова – АН-2, построен турбовинтовой самолет АН-8 с двумя двигателями (1956). В 1961 г. освоен серийный выпуск турбовинтового пассажирского самолета АН-24. Продукция завода – транспортные самолеты АН-26, АН-30, АН-32, АН-72, АН-148, АН-158. Во Дворце культуры авиазавода (1971) находится тематический музей истории авиации. Объединение «Авиант» (пр. Победы № 111/2) и сейчас довольно интенсивно работает.

Инструкция – это бумага, которую читают в двух случаях:

1. Когда нечего читать.

2. Когда все сломано.

В начале Независимости было время паленого спирта «Роял», водки «Распутин», малиновых пиджаков, спортивных костюмов и «кравчучек». Так называли тачку «два колеса – одна ручка». Это был всенародный вид транспорта, названный позднее «кучмовоз», был разработан на заводе «Авиант» конструктором Игорем Криволаповым. Она и пошла в производство как складной транспорт для ручной клади «Шмель».

Перед зданием объединения в 1989 г. установлен памятный знак с изображением Петра Нестерова. Именно здесь находился аэродром, где славный летчик, сделав «мертвую петлю», показал возможности летающего аппарата.

За станцией метро «Святошино» находится железнодорожная платформа с тем же названием. За железными путями начинается историческая местность Святошино, наиболее известная из бывших окраин Киева. Относительно происхождения названия существуют разные версии. Наиболее распространенная, что от имени черниговского князя Святослава (Николая Святоши в монашестве), который по летописи владел землями Борщаговки, граничившими с описываемым районом. Популярность Святошино приобрело, став дачной местностью. Этому способствовали естественные условия, в первую очередь, большой сосновый лес. Дачникам стало удобно добираться: с 1901 г. по Киево-Ковельской железной дороге, а также на конке, на паровом трамвае с 1898 г. от Галицкой площади, который через 3 года поменяли – на электрический. Впервые в мире появилось трамвайное сообщение между двумя населенными пунктами. Если побродить по улицам, которые еще не так давно имели названия «просеки», то увидим несколько красивых, изящных домиков, бывших дач и небольших имений. Там я заметил, что только у нас заборы делают из дерева, а мебель из опилок. Позднее их занимали санатории и профилактории.

Название Святошин связывают с луцким князем из Черниговской династии – Святославом (христианское имя Панкратий), который не выдержал конкуренции за черниговский княжеский престол и в Печерской обители принял монашеский постриг под именем Николай. Этот князь прославился своими богоугодными делами и простой аскетической жизнью. Оставив княжеский престол, он подарил монастырю значительную сумму денег. Исследователи утверждают, что на них построили Троицкую надвратную церковь и больницу. В монастыре Николай сначала работал в келарне (дрова рубил, воду носил и т. д.), затем пошел на повышение – его назначили монастырским привратником. В 1142 г. он был вынужден оставить монашескую жизнь, и по просьбе великого князя Всеволода направился в Чернигов мирить братьев, которые вели междоусобицу за княжеский трон в Чернигове. А через год умер и был похоронен в лаврских пещерах. При жизни он получил прозвище Святоша, а после смерти был канонизирован как преподобный (чтимый за подвижническую деятельность).

Николай Святоша владел хутором на Борщаговке, который прозвали Святошин. Так пишет летопись. Название укоренилось и дошло до настоящего времени.

Но есть и другие предположения, что от владений пана Святицкого. Местность упомянута в 1619 г. в грамоте польского короля Сигизмунда ІІІ как граница земель, отданная в пользование киевским мещанам (проходила «через дубраву до боку Святошинского»). Долгое время они были преимущественно сельскохозяйственными. Полтора столетия назад киевляне начали возводить тут дачи, и Святошин превратился в дачный поселок. Здесь было 20 улиц и переулков, которые делились на 450 участков. В 1901 г. сюда провели электроэнергию, что свидетельствовало о состоятельности владельцев дач, а в 1911-м в поселке появился кинотеатр. Это учреждение функционирует и сейчас – кинотеатр «Экран» (возле станции метро «Житомирская»).

Святошинские дачи были очень разными – от простеньких домиков до настоящих дворцов. Над сооружением последних работали архитекторы, в частности А. Кривошеев и А. Хойнацкий. Но в советский период большинство дач исчезло: одни были разрушены большевиками, другие разбомбили гитлеровцы… Сейчас действительно интересных дачных домов осталось совсем немного. Но о кое-каких я скажу и…

Начну с дома по адресу проспект Победы, 130/1. Это двухэтажное здание с деревянным крыльцом и балконом – образец утилитарного, хотя и довольно симпатичного эклектичного стиля. Некогда это был усадебный дом с парком. Сейчас здесь бюро технической инвентаризации. Еще два интересных дома расположены на улице Львовской, первый № 80 – бывшая дача Г. Филиппова. Когда-то это был настоящий шедевр с украшенным скульптурами фасадом и большим куполом вместо крыши. Купол, к сожалению, не сохранился, а вот скульптуры есть. Сейчас в доме Святошинское отделение ГАИ.

Другое интересное здание расположено на Львовской, 18, в настоящее время здесь отделение акционерного банка «Столичный». Декор фасада дачи просто роскошный. Не знаю даже, с чем его сравнить. Жаль только, что к дому прилепили безликую пристройку.

В живописном Святошине жили и работали такие легендарные фигуры, как авиаконструктор Олег Антонов (Огарева, 1) и мужественный поэт-диссидент Василь Стус (усадьба была по Львовский, 62).

К Святошино примыкает большой жилой массив Никольская Борщаговка. Он застраивался в 1966 – 1977-х, и в нем впервые было введено планирование застройки, впоследствии повторенное на левом берегу. В основу структуры массива положен микрорайон, где вокруг площади размещаются торговый центр, кинотеатр, клуб, библиотека, плавательный бассейн, спортивные сооружения. Композиционную ось Никольской Борщаговки образует проспект 50-летия Октября. По этой оси впервые в СССР пустили наземную двухрельсовую линию скоростного трамвая № 3, которая подходит к окружной дороге, когда-то пустынной, а сейчас с постоянными заторами.

К описанному массиву примыкают Братская и Михайловская Борщаговки, бывшие когда-то селами и вошедшие в город в 1972 г. Из старой застройки достаточно вспомнить церковь Животворного источника. За городской полосой остались села Софиевская и Петропавловская Борщаговки. Название Борщаговка, производное от любимого украинского блюда – борща, менее вероятно, чем от маленькой речки, которая в летописные времена имела название Борщовка (Борщаговка). Здесь были монастырские огороды. Эти благодатные места заселяли иностранные переселенцы. От них пошла привычка – обедать. А обед в Украине – не еда, а время дня. Среди осевших были болгары, которые поселились еще во времена Екатерины ІІ.

Возле проститутки на окружной останавливается джип, опускается стекло:

– Что сделаешь за 100 баксов?

– Абсолютно все!

– Садись, поможешь бетон залить в фундамент.

Замыкает эти застройки окружная дорога, ведущая к массиву жилых домов и разных институтов НАНУ с названием Академгородок (1962). Вполне уместная идея разместить в одном месте проживание и место работы научных сотрудников, то есть создать отдельный город со своей инфраструктурой. Поэтому на территории Академгородка находятся научно-исследовательские институты геофизики, геохимии, общей и неорганической химии, металлофизики, проблем литья, материаловедения и другие. На центральном проспекте Вернадского в 1981 г. поставлен памятник из красного гранита первому президенту НАН академику В. Вернадскому. Автор памятника «скучный» А. Скобликов и здесь идею воплотил достаточно примитивно, складывается впечатление, что это Гамлет, рассматривающий череп «бедного Йорика».

Дальше от центра города расположен жилой массив Новобеличи. Застройка его проводилась в 1975–1979 гг. и особой приметой является озеро и большой лес, который дает возможность жителям района отдыхать на природе. А в Беличах на улице Чернобыльской размещается памятник жертвам трагедии Чернобыля (1994) и Иоанновская церковь.

Дорогой читатель, а теперь позабавимся. Проведу с вами эксперимент. По результатам исследований одного американского университета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы праавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Оглавление книги


Генерация: 0.320. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз