Книга: Киев для романтиков

Финал

Финал

В каждом произведении желательно иметь заключение… Но это слово мне не подходит своей двусмысленностью. Итоги, мне кажется, подводить рано, поэтому я использую вполне приемлемое слово – финал. В своих экскурсиях стараюсь в конце рассказа поставить как бы восклицательный знак, закончить свое повествование торжественно, на высоком эмоциональном подъеме.

Существует мнение, что писатель обхаживает своих читателей так же, как политик или рекламный агент, не думая о последующем результате, – лишь бы поверили! Ему ни к чему новый мир, который нужно построить как можно скорее, потому что он понимает, что он его не устроит. Ему нужен выдуманный мир, где он мог бы стать некоронованным властителем кукольных фигур, мир, в котором им самим управляют сверхъестественные силы, неподвластные его воле и разуму. Ему вполне достаточно этой псевдовласти в искусственном мире символов, потому что сама мысль о соприкосновении с жестокой и грубой реальностью страшит его. В ней то он понимает куда больше других, но ни за что на свете не попытается силой своего примера навязать миру высшую реальность. Он несказанно доволен и тем, что может поучать, плыть в фарватере среди бедствий и катастроф. Сам процесс писания сравним с приемом будоражащих средств. Видя, как книга вырастает из его рук, автор раздувается от ложного величия. «Я тоже завоеватель – и, быть может, величайший из всех! Пришло, грядет мое время! Я силой слова порабощу мир!» – и т. д. и т. п., до тошноты. Так Лев Толстой делал с Наташей Ростовой, что хотел!

Нет, такое мировоззрение мне претит. У меня совсем другие задачи. Мой герой – это Киев, Великий Город, стоящий на святых высотах духовности и культуры более тысячелетия! Как воин, витязь, величество, великан… Еще много велеречивых слов можно произнести, но я ограничился только этими, на одну букву «в»! А какие люди жили, творили в нем! Пусть автор перешел на пафос, но поверьте, если говорить о моем городе, вряд ли восторженность будет лишней!

А как еще говорить о ближайшем будущем, об Украине и ее народе, о стольном граде Киеве, душу которого, я надеюсь, постиг. Ведь ни один город мира не может равняться с ним в особой мессианской роли, столь значительной и постоянной для своих обитателей. А какой же еще?

Рим, скажите вы? Но Рим – столица Италии, а не тысячелетней Римской империи, и не живут там латиняне. Это величие прошлого.

Варшава – не изначальная столица, до этого был Краков, и он не был первым в Польше.

Берлин – периодически был центром объединения Германии, но есть другие важные: в культуре – Мюнхен, в промышленности – Гамбург и тому подобные.

Афины – они все в прошлом.

Лондон – город-единоличник, огородившись Ла-Маншем, не признает ни Старый, ни Новый Свет.

Париж – столица мира значительно больше, чем столица Франции.

Москва – могла бы быть, но она давно уже не столица россиян, ее называет Родиной якут и башкир, чукча и калмык.

Остается Иерусалим. Но еврейский народ, живший в апостольские времена, покинул его не по своей воле почти на тысячу лет, а теперь, вернувшись, не может среди этноса, даже в пределах города навести порядок.

Остается один Киев, возникший в летописные времена, ставший вожделенным гармоничным центром для всех жителей Украины, всего его народа. Для них, тысячелетия тому назад начавшим возделывать землю, обрабатывать ее, не было необходимости строить города. А вот Киев сразу предстал светлым маяком на горах, чтобы мог пахарь, огородник или охотник разогнуться, вытереть пот с чела и посмотреть в сторону своей святыни – Киева. Хорошо сказал Шота Руставели: «Будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа».

У некоторых читателей может возникнуть вопрос, а почему наши прогулки не охватили ряд интересных мест Киева? Понимаю ваше недоумение. Есть на то причины. Нельзя объять необъятное! Вот, к примеру, Киево-Печерская лавра. Столько материала! Но есть отдельные подробные описания. То же можно сказать и о других киевских достопримечательностях. О некоторых не хотелось и писать! Грустные там прогулки!

Давно считаю, что распространять гуманитарные знания необходимо лишь среди подготовленной публики. Моя активная просветительская деятельность началась с 1981 г., когда с подачи Якова Бердичевского возглавил секцию краеведческой литературы в Обществе книголюбов, заявляя тогда чиновникам от культуры: «Мы не ликбез». Юмористическое утверждение М. Грузова: «Министерство культуры и отдыха» в наши дни получило неожиданное подтверждение. По-прежнему малодуховный административный орган (тут проскальзывает эротический смысл), некоторое время, как бы по аналогии, называлось «Министерство культуры и туризма». Культура является всеобъемлющим понятием, как недра, в которых соседствуют нефть и вода. И оба полезные ископаемые. Туризм вмещает в себя как развлечения (барахтанье в аквапарках), так и познание родного края на экскурсиях. Желательно с воспитанием чувства гордости за свою страну. А то получится, как последние два десятилетия, практически все экскурсоводы в Крыму, занудливо сетовавшие на русском языке о государственной принадлежности острова, призвали на полуостров беду! И она пришла в 2014 году! В СССР за экскурсии с чуждым идеологическим душком снимали с работы. Нет, я не за цензуру, не за излишнюю идеологизацию воспитательного процесса. Так было в Ленинграде, где вся программа была посвящена ВОСР (Великой Октябрьской социалистической революции). Другие темы, т. е. культурно-духовные, дополнительно заказывали за отдельную повышенную плату. Воспитательную роль экскурсовода очень хорошо понимали партийные органы. А как же! Народ агитки не читал, а газету – с последней страницы. Книги вождей не покупал, приходилось раздаривать или включать в «подарочные наборы» с мушкетерами. А на телеке… Анекдот. Зритель включает одну программу. Там съезд. Он вторую, там тоже. Он третью, а там полковник КГБ, угрожая кулаком: «Я тебе попереключаю!»

А вот на экскурсиях, если они проходили ненавязчиво, доходчиво и образно – доводились важные решения партии. И народ забывал о негативном прошлом: репрессиях, голодоморе, сносе церквей… А сейчас преобладают экскурсоводы старой формации, воспитанные на нормах коммунистической морали, а что тут поделаешь… Новых нет! Даже школ не существует. Ну, хотя бы происходит эстетическое воспитание. А если этот вопрос рассмотреть, то в стране повсеместно отсутствует концепция воспитания патриотизма. Имеются различные Академии общественных наук, педагогики, всевозможные творческие союзы, но за четверть века существования Независимости нигде и никем не разрабатывалась всеобъемлющая программа патриотического воспитания населения, и не только молодежи, получающей хоть какую-то толику знаний в учебных заведениях. А вот взрослые до сих пор не могут отойти от давнего агрессивного шовинистического напора в школе или по телевизору, где десятилетиями шли фильмы о «зверствах» бандеровцев и других прислужников нацистов, которые с экрана говорят на украинском языке. С щеняче-восторженным визгом люди восхищаются мыльными пустыми сериалами.

А ряд представителей старшего поколения нужно постараться переубедить, заставить пересмотреть ошибочные взгляды на нашу славную историю. Вот и получается, что вымирающее племя истинных профессионалов не почивает на пенсионных лаврах, а хоть как-то учит любить свой город, чтобы не было манкуртов, варваров, которые плюют на всех, громоздятся на сверхэтажность бездуховности и отсутствия элементарной культуры. Более всего страдает от этого старый Киев. Нет, не коренные киевляне его защищают, а люди высокой духовности, возможно и из глуши, но они верят в Бога, в высшую справедливость, в вечный разум. Это наше будущее, которое возможно лишь при внимательном сбережении славного прошлого. Вот тогда и возможна настоящая культура, подлинный искренний патриотизм, высокая духовность. На это надеюсь, на это уповаю!!!

Оглавление книги


Генерация: 0.607. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз