Книга: Киев для романтиков

Печерск – городок монахов и военных

Печерск – городок монахов и военных

Мне кажется, что рассказ о Печерске нужно начинать с Крепостного переулка, где находится Дом культуры офицеров Украинской армии, в котором – малоизвестный музей, как бы созданный для трудоустройства жен военачальников. Настолько он камерный, ведь слово – секретный – тут не применишь! Лучше упомянуть памятную доску имаму Шамилю, которая напротив дома. Как-то возле нее один знакомый мне резко сказал, что Шамилю памятная доска есть, а Кутузову нет! Я ответил, что Дагестанское землячество нашло деньги для увековечивания памяти своего земляка, а вот Россия нет, несмотря на выделение средств на другие, менее важные в гуманитарном отношении дела. Получалось, что современная Россия – эта страна, которая ввозила ядерные отходы, но запрещала ввозить грузинские и молдавские вина. Но этот разговор был двадцать лет назад, когда у Кремля был только один враг – чеченцы, и в страшном сне нельзя было предвидеть назначение российских «гумконвоев»!

В Киеве никогда не было Дома русской книги, Центра русской культуры… Не дождалось своих покровителей здание на ул. Гончара, где издал последний вздох П. А. Столыпин, – его бы реставрировать, да сделать там Дом русской культуры имени Великого Реформатора, но тщетны призывы. Никому не было дела до настоящих дел на благо общества, только политическая риторика да пустословия «великих комбинаторов» от бизнеса. Но зато были российские центры оболгания украинского национального просвещения, культуры, духовности… Во всю действовали школы шпионажа, развала экономики, армии, национальной безопасности…

Если из речи простого русского человека убрать мат, то она будет гораздо более непонятной, чем если выкинуть все, кроме мата. Русская речь без мата превращается в доклад… Эти сентенции весьма спорны, но, лично работая в разных областях Российской Федерации, я убедился, что они не лишены основания. А вот большинство представителей российской интеллигенции понимают, что мы братья по культуре, а не по экономическим проблемам. Международной экономикой занимаются люди наживы, а не духовности. Я по духу мятежный украинец, воспитанный на русской культуре, и при всем этом – со шляхетным гонором. Все-таки мои предки – Добжанские, известные с 1629 г., что вызывает законную гордость. Рассуждения о русской культуре меня расстроили, и я принял решение еще раз направиться в сторону Лавры и еще раз поклониться ее святыням, праху Столыпина, тем более что улица Институтская проложена по Ивановскому пути от Печерских ворот Киевской крепости к древней обители.

Во время экскурсии по городу турист задает вопрос экскурсоводу:

– А сколько жителей в городе?

– В городе проживает более 4 млн жителей.

– Ясно. А чем еще вы занимаетесь?

Проходя, справа видим посольство КНР, расположенное в псевдоренессансном особняке № 32 (архитектор В. Николаев, 1891). Фасад его украшен традиционной лепной военной символикой: панцири, шлемы, оружие и венки героев. Этот особняк возводился лично для командующего Киевским военным округом, генерала Михаила Драгомирова. О нем А. А. Игнатьев: «Бравый генерал запамятовал день 30 августа – именины царя – и спохватился лишь 3 сентября. Чтобы выйти из неловкого положения, сочинил такой текст телеграммы: «Третий день пьем здоровье Вашего Величества. Драгомиров». На что Александр ІІІ, тоже, как известно, любитель выпить, ответил: «Пора и кончить. Александр». Так как генералу из-за увечного колена тяжело было передвигаться по ступенькам, то впервые в городе появился пассажирский лифт. Незаурядную личность Драгомирова характеризует множество анекдотов. Генерал-губернатор был либерал, что не нравилось жандармскому полковнику Новицкому, кляузничающему на него в Петербург. Каждое утро жандармский чин являлся к правителю края с докладом. Как и положено, при всем параде, с наградами, он и на этот раз предстал перед Драгомировым. Но того в просторном кабинете нет. Вскоре тихо открылась боковая дверь и оттуда в шлепанцах на босу ногу, в ночной рубахе и колпаке, понурив голову, появился генерал-губернатор. Подойдя к стоящему в растерянности полковнику, повернулся и, забросив рубашку за голову, обнажил свой старческий сморщенный зад. Затем подал Новицкому пучок розог со словами: «Ты жаловался, что ж, признаю, я виновен – секи!» Полковник бросил розги на пол и в ужасе выбежал из кабинета, но писать докладные министру и императору не прекратил. Потом здесь поселился другой военный деятель, чья слава уже не была столь бесспорной, – В. Сухомлинов. В советское время назначение свое особняк не менял, здесь проживали командующие Киевским военным округом. Отсюда они отправлялись кто в сталинские застенки: И. Якир, И. Дубовой, И. Федько, кто на фронт: С. Тимошенко, Г. Жуков, Н. Кирпонос.

Меня водили в находившийся тут после войны Дворец пионеров и школьников, потом я заходил в Общество по культурным связям с заграницей, к моему приятелю Виктору Чернышуку. Он сейчас в Литве защищает интересы Украины. Там я встречал своего однополчанина Володю Легкоступа.

В глубине квартала стоит дом № 34-а (1967), где были квартиры знаменитых летчиков-асов и военачальников – трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина и дважды Героя Советского Союза – Владимира Лавриненкова.

Здесь никак не закончат постройку самого большого киевского «Урода» – жилое здание на Грушевского, 9-а, по проекту «губителя Киева» С. Бабушкина. Это громоздкое сооружение, угрожающе нависшее над днепровским склоном, в последнее время стало символом: а) всемогущего «бабла», которое позволяет воткнуть суперэлитное жилье практически в любом месте древнего города, невзирая ни на какие законные ограничения, нахлобучивая сколько угодно непредусмотренных проектом этажей; б) пустопорожнего болтливого популизма тех, кто на словах грозился избавить киевлян от уродливой башни, а на самом деле оказался бессильным «употребить власть». В результате непоправимо искажены днепровские панорамы, нарушен строительный масштаб Печерска. Самый подходящий момент наступает в самое неподходящее время. Чтобы увидеть Никольские ворота Печерской крепости, нужно приподняться на забор, но не каждый может себе это позволить, поэтому довольствуйтесь осмотром их из окон автобуса. Ворота решены в виде двух арочных проходов, при этом размещены на узком природном перешейке посреди широкого рва. Это сооружение Большой Печерской крепости с узкими амбразурами для пушек и ружей, частично переоборудованными в окна. О Печерской крепости я неоднократно говорил по мере появления ее объектов, строений или мест с ней связанных.

А сейчас разговор пойдет о заводе «Арсенал», который некоторыми старыми и даже «мемориальными» корпусами выходит на небольшую Арсенальную площадь и веером расходящиеся улицы, каждая из них привлекает каким-то оригинальным рассказом об их минувшем. Уже само расположение улиц говорит о прошлом, вполне соответствующем их назначению. Корпуса «Арсенала» были построены в 1850-х, в «Николаевскую эпоху», в канун позорной Крымской войны. «Арсенал» был основан в 1764 г. как военное предприятие для изготовления и ремонта пушек и артиллерийского снаряжения. Вплоть до нашего времени на заводе выпускались различные военные приборы. Некоторая часть продукции была довольно мирной: фотоаппараты «Київ» и другая популярная у населения бытовая аппаратура.

Рабочие этого одного из старейших заводов города постоянно были инициаторами социальных беспорядков и революционных выступлений. Там сложились крепкие и многочисленные социалистические партии и группировки, что позволило большевикам сделать завод ударной силой выступлений против царизма и украинских национальных сил. Особенно в кровавом восстании против Центральной Рады в январе 1918 г., о котором сегодня напоминает старая стена завода, густо иссеченная пулями, в память о тех боях горельеф «Арсенальцы на баррикадах», выполненный из оргстекла и бронзы в 1961 г. Долгое время там работал музей, который и сейчас существует, вернее, влачит жалкое существование. А как вы думаете – поменялись акценты!

В центре площади стоит памятник Арсенальцам. На постаменте красного гранита в 1923 г. установили пушку, из которой рабочие вели бой с национальными войсками. Мне долгие годы непонятно, а почему ее дуло направлено в сторону завода, а не наоборот. Получается, что она стреляла по «Арсеналу»? Поэтому и нет смысла убирать этот симпатичный памятник, на котором надпись: «У 5-ту річницю Жовтневої революції Пленум Київської міськради відзначає особливі заслуги перед Пролетарською революцією Київського Арсеналу, першого заводу, який виступив у Києві зі зброєю в руках в жовтні 1917 року за Владу Рад. Міська Рада робітничих і червоноармійських депутатів». Издавна ставшее привычным высказывание «Снимая памятники – оставляйте постаменты» в данном случае уместно, так как тут с 1914 г. стояли фигуры Василия Кочубея и Ивана Искры. Памятник заказало местное «Военно-историческое общество», с почтением относящееся ко всем «мученикам за русскую идею». По их инициативе поставили несколько ранее описанный выше памятник «Княгине Ольге», созданный способными авторами. А казненных по навету «гетьмана-злодея» писаря и полковника выполнил скульптор-любитель штабс-капитан П. Самонов, поэтому фигуры получились несколько опереточными и статичными. Торжественному открытию помешала вспыхнувшая война, а после революции бронзовые фигуры сторонников царя Петра І были сброшены с пьедестала и перелиты в мастерских Коммунхоза. Мне как-то высказали предположение, что из этого «памятного металла» были изготовлены фигуры новых пролетарских вождей.

Возле Арсенальной площади, на месте высоких домов в конце ХVІІІ в. находилась усадьба одного из богатейших магнатов Украины – гетмана графа Кирилла Разумовского. В 1780-х тут был построен громадный деревянный дворец, садовый фасад его был направлен к Днепровским кручам, а главный, парадный, согласно принятым традициям, выходил на прямоугольный двор, по бокам которого шли флигели. Несмотря на большие затраты по его строительству, в нем никто не жил, – большинство представителей этого семейства предпочитали Петербург, Вену, в крайнем случае, Батурин. Людская молва заселила его нечистой силой! А потом и масонами! Для кое-кого и сейчас – это паритет! В 1797 г. с позволения Разумовского в нем поселился киевский генерал-губернатор граф И. Салтыков. У дворца началась совершенно другая жизнь – с шумными балами, фейерверками и иллюминацией. После этого престарелый бывший гетман полюбил свою резиденцию и часто бродил по ее окрестностям, благо, что они и сегодня впечатляют. Ему все тут нравилось, но как-то раз, во время очередной войны с турками, к графу Кириллу прибыл киевский комендант и сообщил, что в результате очередных передвижений войск в Киеве на постой станет много военных, нельзя ли их разместить во дворце? Разумовский, скрепя сердце, согласился, но вскоре передумал. Старый фельдмаршал понимал, что от этого обременительного исполнения долга отказываться не прилично, поэтому и придумал оригинальное решение: дворец разобрать и перевезти в свое имение Яготин, где собрать заново в тех же формах и размерах. Что и было сделано. Там он стоял до прихода к власти «гегемона», сжегшего и этот дворец до головешек! До 1930 г. в Киеве сохранялся только флигель дворца.

В 37 лет Пушкин (солнце русской поэзии) погиб на дуэли из-за женщины. Маяковский (певец революции) застрелился из-за женщины. Киркоров (солнце русской эстрады) обматерил женщину.

О времена, о нравы!

На месте станции метрополитена «Арсенальная», открытой в 1960 г. и считавшейся самой глубокой, находился Малый Николай. Под таким названием вспоминается каменная церковь необычной архитектуры в виде столпа – «слупа» с иконой св. Николая, что указывал дорогу к Николаевскому монастырю, считавшемуся одним из самых древних стоявшем на месте Аскольдовой могилы. Тут когда-то был густой лес. По давней легенде, в 1113 г. великий князь Киевский Мстислав, сын Владимира Мономаха, войдя в раж во время охоты, не учел быстрого наступления темноты и заблудился. Внезапно увидел свет, направился туда и когда разглядел, то увидел образ св. Николая, стоящего на столбе дерева. Святой направил его на правильный путь и помог выбраться благополучно из леса. В память этого события Мстислав Владимирович основал монастырь, а из-за того, что он был окружен большим лесом, получил название Пустынно-Николаевский. Под таким названием он дожил до 1935 г., когда его вместе с другими Киевскими святынями варварски разрушили.

Эта обитель расцвела во время Литовского княжества – тогда, в 1411 г., в нем переписывал Евангелие монах Макарий. Церковь имела характерную для украинского деревянного зодчества трехкамерную конструкцию и высокий барочный купол. Эта своеобразная планировка не предусматривала размещения большого количества людей, становилось тесно.

Около 1715 г. первый киевский генерал-губернатор князь Дмитрий Голицын построил на месте «слупа» каменную, с высоким куполом церковь, получившую название «Слупская», или «Малого Николая».

В Киеве слагалось немало легенд, большинство местного, городского плана, но хочется рассказать об одном из самых легендарных персонажей всемирной литературы – графе Монте-Кристо. Спросите, при чем тут он? Но потерпите, все по порядку. Познакомимся с так называемой усадьбой Ипсиланти (ул. Гетмана Мазепы, 6). Основное здание (1798) построено для коменданта Киево-Печерской крепости Филиппа Вигеля, отца известного мемуариста. В 1807 г. в этом доме поселился Константинос Ипсиланти, где через 9 лет и умер. С 1799 г. он семь лет был господарем Молдовы и Валахии, находящихся под турецким владычеством, против которого христианская семья Ипсиланти подняла восстание. Оно не увенчалось успехом, и турки жестоко расправились со всем родом. Удалось избежать смерти только Константиносу с сыновьями, успевшим вывезти значительную часть семейных сокровищ. Самозабвенной борьбой этого семейства против владычества ислама восхищался А. Пушкин, а француз де Легард после путешествия по Украине описал героическую жизнь Ипсиланти и его оригинальный восточный образ жизни с диванами, коврами, кальянами, заморскими сладостями и вообще сказочным бытом. Вот этот сюжет и попал в поле зрения Александра Дюма, пожелавшего в приключения его героя – марсельского моряка – добавить восточной экзотики, что и было сделано. Не попал в роман только Киев, скорее всего потому, что, путешествуя по России, великий писатель к нам не заезжал. Самого К. Ипсиланти похоронили в Георгиевской церкви, где на могиле поставили памятник работы Ивана Мартоса. Он был настолько хорош, что его продолжительное время приписывали А. Канове. Теперь он стоит в Киево-Печерской лавре. Название «Ипсилантиевское подворье» сохранилось, и до недавнего времени его носил небольшой ресторан. Но тут вмешалось греческое посольство, заявив, что за использование имени героя Греции нужно платить. Владелец ресторана, вьетнамец по национальности, решил не встревать в межнациональные распри, поэтому сменил название своего заведения, теперь это… «Ханой». Так греки попали «в лужу»!

Архитектура главного здания, скорее всего, деревянного на каменном фундаменте, своей строгостью форм представляет какое-то фортификационное сооружение, потому что строили его военные для коменданта. Сохранилось два длинных, узких флигеля, расположенных по бокам основного строения.

Поблизости «дома Ипсиланти» в середине ХІХ в. находилась усадьба капитана Корта с несохранившимся ампирным домиком, где в 1834 г. начал функционировать Университет Св. Владимира. И жил выдающийся ученый и писатель Михаил Максимович, первый ректор Киевского университета. У него в 1835 г. останавливался Н. В. Гоголь. Как не вспомнить строки из письма любимого писателя ученому от 20.ХІІ.1833: «Туда, туда! В Киев! В древний и прекрасный Киев! Он наш, он не их, правда? Там, или вокруг него, происходили дела минувшего нашего… Да, это славно будет, когда мы займем с тобой киевские кафедры. Много можно будет сделать хорошего». Это когда Николай Васильевич зажегся идеей приехать в Киев, преподавать в Университете и, мало того, заведовать кафедрой, что, к сожалению, не произошло.

Если пройтись немного по улице к площади Славы, то слева увидим ?отель «Салют» (1982), с круглым объемом 5-консольных этажей. Трехэтажное строение из стекла и алюминия рядом – Городской дворец школьников и юношества (архитекторы А. Милецкий, Е. Бельский, 1965). Это строение через два года было удостоено Государственной премии. Главный корпус полезной площадью 12124, 8 кв. м рассчитан на одновременное пребывание 26 500 детей, что на нынешний день при такой рождаемости и разобщенности общества затруднительно. И еще всеобщая «планшетомания»! Во дворце – 180 помещений, в т. ч. 130 комнат для лабораторий и кружков. Имеется кинотеатр на 200 мест, концертно-театральный и для массовых встреч залы. Интерьер украшен мозаикой и чеканкой (скульптор В. Бородай, декоративная роспись В. Мельниченко, А. Рыбарчук). Я не могу забыть руководителя кружка филателистов И. Я. Левитаса, который привил мне страсть к коллекционированию. Знаменательно, что именно там произошли мои встречи, а впоследствии началась дружба с Сашей Федоренко, Володей Быстряковым, Володей Васильковым и Сашей Осадчим, которые тоже собирали марки.

На этом самом месте был Никольский военный собор, к сожалению, разрушенный, не пожалели и колокольню, стоящую в стороне. Разглядывая старые фотографии и открытки, понимаешь то восхищение, которое вызывал у современников этот храм, построенный в 1693 г. русским архитектором Осипом Старцевым в стиле украинского барокко на деньги «христолюбивого гетмана Ивана Мазепы». Западный фасад украшал притвор и фронтон с роскошной лепкой. На северном и южном входах были порталы в виде колонн, перевитых виноградными лозами, разорванными фронтонами и несколько наивными фигурами ангелов. Интерьер величественного собора обогатил семиярусный уникальный резной иконостас, по утверждению К. Шероцкого, «один из наилучших в Киеве», входящий своими верхними скульптурами в купол. Когда-то можно было рассмотреть интересные фигуры ангелов художников, с палетками в руках. Один из них держал щит с датой «1660», другой герб неизвестного фундатора. В 1831 г. во время закрытия Никольского монастыря собор передают Военно-инженерному ведомству и дают название «Военный Николай». В храме принимали присягу, проводили молебны по случаю победы и отпеванию погибших воинов, поэтому и сохранялись в нем военные знамена подразделений, добившихся славы в важных сражениях. В свое время хотели возобновить колокольню Никольского собора, но остановились, так как она получалась при здании Киевского городского СБУ. Поэтому просто ее опишем. Колокольня была построена в 1750 г. в характерных для того периода барочных формах, с грушеподобным куполом. Спустя столетие завершение заменили новым в псевдорусском стиле. Во время варварской бомбардировки 1918 г. ее и Военный собор изувечили и вскоре отстроили, но, как выяснилось, – она простояла недолго. До «средневековья ХХ столетия»!

На площади Славы находится Украинский транспортный университет, основанный в 1944 г. как Автомобильно-дорожный институт. Главный корпус находится в кардинально перестроенном здании 5-й Киево-Печерской гимназии. Перед центральным входом бюст А. Пушкина, вылитый из бронзы петербургской фирмой Берто по проекту скульптора Р. Баха. Постамент – шестигранная двухметровая колонна; на ней золотыми буквами надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину Киево-Печерская гимназия. 1799. 26 мая 1899».

Площадь замыкает парк Вечной славы, размещенный на Верхней надднепровской террасе. Площадь его 9, 5 га. В 1895 г. на этом месте был заложен Аносовский (Комендантский) сквер, названный в честь коменданта Печерской крепости – В. Аносова. В этих местах хоронили еще в великокняжеские времена, в частности, половца Тугорхана. В 1957 г. в парке Вечной славы установлен памятник на могиле Неизвестного солдата (А. Милецкий и др.). Возле 26-метрового обелиска могила Неизвестного солдата, с пылающим Вечным огнем над ней. К монументу ведет широкая аллея, по обе стороны которой – 34 могилы воинов. Положив цветы в память погибших, повернем по ней влево и выйдем на спуск, с мало кому известным, из-за отсутствия домов, названием Аскольдов переулок. По нему можно спуститься к одной из самых легендарных местностей летописного города – Аскольдовой могиле. А по дороге постоим у памятника удивительному актеру и режиссеру киевлянину Л. Быкову.

Оглавление книги


Генерация: 0.536. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз