Книга: Киев для романтиков

Выдубицкий и Ионовский монастыри

Выдубицкий и Ионовский монастыри

Не обольщайтесь, читатель, я не полностью погрузился в старый «Кіевъ». Нет, меня, человека средней социальной и духовной формации, интересуют не только «преданья старины глубокой», но и вчерашний, а еще более – сегодняшний день. Размышления утомленного романтика касаются всех временных наслоений моего горячо любимого Города. Я певец не только подворотен, но и дворцов. Но в них меня больше интересует не их архитектурный стиль и его анализ, а то, кто в них жил и какие поступки совершал. При этом обойдусь без нудной назидательности о праведности их жизни. У меня есть свои предпочтения, кое-кого я прощаю, а кого-то никак не могу. Особенно, когда это касается современников. Для полного прощения им всем нужно пройти суд Господень. А он для совершивших преступления перед Городом и его обитателями не за горами. Мне с юности присущи любование минувшим и грезы о будущем. И мне по душе многовековая святая обитель Выдубицкого монастыря. Поэтому к ней и направимся.


Выдубицкий монастырь. Михайловская церковь.

Рисунок Т.Г. Шевченко. Открытка 1910-х годов

Молодежь часто бывает на набережной Днепра у памятника «Основателям города Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди». В то время он выгодно отличался от навязанного КПСС назидательного официоза. Автор этой весьма эффектной композиции В. З. Бородай. С установлением знака в 1982 г. это чудесное место сразу понравилось новобрачным, которые после росписи в загсе приезжают сюда в свадебных нарядах, кладут цветы и фотографируются. Но если есть несколько часов до вечерних торжеств и можно оторваться от молодых, то отсюда пешком необходимо пройтись к моему любимому, очень древнему Выдубицкому монастырю. Дорога проходит вдоль берега Днепра по парку, который носит имя В. М. Примакова – военного деятеля, бывшего советником в Китае, о чем он написал интересные воспоминания. Ему в 1970 г. поставили памятник (скульптор Ф. Коцюбинский), где Виталий Маркович в форме червонных казаков, которыми командовал. Это место выбрано не случайно, потому что в январе 1918 г. именно тут по льду и прошло в Киев его подразделение. Что пришлось пережить после этого моему городу, я рассказал в ряде своих книг. Здесь об этих трагических днях кровавого своеволия красных не хочется вспоминать. Хотя я заметил – думаешь, что пишешь повесть или роман, а потом выясняется, что это всего лишь диктант. Поэтому по возможности избегаю повторов.

В исторической местности Зверинец расположен один из самых древних монастырей – Выдубицкий. Ослепляющая белизна стен, голубые и золотые купола вместе с пышной зеленью склонов природного амфитеатра придают ему какой-то особый, неповторный, без преувеличения можно сказать, сказочный облик. Поэтому и любили его рисовать художники, а шедевром национального искусства стал офорт Т. Шевченко «Выдубицкий монастырь в Киеве» (1844).

Название Зверинец происходит от больших звериных ловов, которые проводились здесь в древности. Этому есть логичное объяснение: здесь речка Лыбедь впадает в Днепр, при этом уменьшается скорость течения, – песок создал отмель. На мелководье звери ловили рыбу, приходя на водопой, а здесь их поджидали охотники. Происхождение названия «Выдубицкий» объясняется по легенде Иннокентия Гизеля, приведенной в «Киевском Синопсисе»: «Когда Перуна скинули с капища, то он был мореного дуба, щедро украшенный драгоценностями. Его волочили по Боричеву спуску, а потом скинули в воды Днепра. Он притонул, плывя по течению, не видный на поверхности. Язычники, разъяренные надругательством над своим богом, бежали вдоль берега и кричали: «выдыбай, боже, выдыбай, боже!» Он на отмели у Зверинца и вынырнул, то есть выдыбал. Отсюда и название Выдубичи». Некоторые киевоведы отрицают эту версию, считая, что название местность получила от Выдубицкого ручья.

Трудно представить, но именно здесь в те далекие времена Днепр подступал к самим постройкам. Поэтому там, где раскинулась река, было больше островов и отмелей, и перевоз имел важное оборонное значение. Во все времена монастыри считались не только духовными, но и военно-стратегическими твердынями.

Выдубицкий монастырь стал отчим для княжеской династии Мономаховичей. По преданию, в 1070 г. князь Всеволод Ярославич, когда его на охоте поранил медведь, лежал в своем Красном дворе, что возвышался над Зверинцем. Он дал обет, что если поднимется с постели, то поставит церковь в честь семейного защитника Рюриковичей – архистратига Михаила.

Может быть, это красивая легенда, но князь, выздоровев, заложил церковь, а она пришлась по душе людям. Принято считать, что ее строили в два этапа, поэтому и закончили строительство в 1088 г., но Днепр через столетие подступил к самому храму, угрожая обрушением. Тогда князем Рюриком Ростиславичем был приглашен зодчий Петр Милонег, который соорудил подпорную стену. Для современников произошло величайшее событие – человек остановил стихию, то есть стал преобразователем природы, что вызвало всеобщее восхищение, оставив имя мастера знаменитым на века. На торжества освящения стены в 1199 г. приехал князь Рюрик Ростиславич с княгиней, с сыновьями Ростиславом и Владимиром и дочкой Предславою. Таким образом, непопулярный в народе правитель Руси надеялся вернуть себе расположение киевлян. В честь открытия стены князь сотворил пир немалый и трапезу, а речь игумена Моисея, в которой подчеркивалась ее грандиозность, вошла полностью в летопись. Петр Милонег был придворным архитектором и любимцем князя, поэтому его творческая биография протекала весьма счастливо. Кроме подпорной стены им построен собор Апостолов в Белгороде под Киевом (1197), церковь Василия на Новом княжеском дворе в Киеве (1197) и другие сооружения, о которых сведения не дошли. Так как Милонег был единственным архитектором с указанным именем, то ему приписывали все удачные постройки конца ХІІ в. Замечу, что в последующие столетия и по сей день эта традиция сохраняется! Группа архитекторов, разработавшая проект, ставит во главе списка своего начальника, а потом слова «и др.».

В нише западного фасада Михайловского собора установлена мемориальная доска в честь Милонега. Она первой увековечила память легендарных героев далекого прошлого. Автор ее – скульптор Валентин Борисенко. К сожалению, многочисленные поиски хотя бы фундаментов стены никаких результатов не дали, поэтому нет возможности даже представить формы этого уникального сооружения.

Днепр все-таки подмыл и обрушил восточную часть храма. Восточная часть остается в формах XI ст., поэтому, когда в 1580-х гг. подпорной стены уже не было, апсида собора рухнула, и при святом митрополите Петре Могиле ее отстроили в дереве. Деревянная пристройка существовала до пожара 1760 г., когда пострадал весь собор. Его возобновили в барочных формах через десятилетие по проекту М. Юрасова, частично восстановив северную и южную стены, полностью отстроив восточную сторону с тремя апсидами, тогда же появились новые своды и купол, а также и второй этаж, на который вели ступени древней башни. Таким образом, получилось две церкви разных эпох на двух уровнях.


Выдубицкий монастырь. Михайловская церковь, Георгиевский собор. Колокольня.

Фотооткрытка 1910-х годов

Михайловский собор – выдающийся памятник давнего зодчества, построенный в технике смешанной кладки. От собора осталась лишь западная часть, формы восточной определяются лишь по фундаментам. Вначале храм был трехнефным, шестистолпным, крестово-купольным, вытянутым по оси восток – запад. Вскоре был пристроен нартекс с башней на северной стороне, где и сохранились ступени с летописных времен. Стены собора оживляют пилястры, которые отражают разделение внутреннего простора столпами и системой креплений. Площадь фасадов прорезают узкие окна в два яруса, имеющие двухступенчатое обрамление. Давняя кладка осталась на высоте до нового карниза, поэтому фасад Михайловского собора обновлен в 1974–1981 гг. под наблюдением опытного знатока древнего зодчества В. Холостенко. Выполненная реконструкция свидетельствует о высоком мастерстве реставраторов.

В Михайловской церкви есть уникальная возможность собственноручно коснуться кладки ХI ст., ознакомиться с техникой ее создания, самим обнаружить старые записи, так называемые граффити, на внешней стене, взойти наверх по каменным ступеням на второй ярус Михайловской церкви. Оказавшись среди стен, возведенных в 1070 г., и старых икон в украинских рушниках, найдите возможность абстрагироваться и перенестись в ушедшие времена Древней Руси.

Мессианскую роль моего родного города выдающийся режиссер современности Александр Сокуров понял и прочувствовал именно в Выдубицком монастыре. Первый симптом этого проявился тогда, когда, поднявшись по каменным ступеням на второй ярус Михайловской церкви и оказавшись среди стен ХI в., Сокуров попросил оставить его одного. Обстановка соответствовала этому – она зиждется на особом доверии к посетителям, в храме никого нет, ни монахов, ни прихожан. Создалось впечатление, что он в таком окружении впервые!

Имеются свидетельства, что интерьер собора когда-то был украшен мозаиками, размещенными в алтарной части, куполе и парусах. Эту традицию продолжили 19 сентября 1998 г. – освятили мозаичную икону с изображением «Чуда святого Михаила», выполненную Р. Кириченко.

Когда заходишь в этот храм, кстати, старейший из действующих в Украине, то чувствуешь атмосферу становления христианства в нашей стране. Доброжелательные монахи покажут вам фрески XI в. – фрагменты «Страшного суда» и растительные орнаменты, и живопись XVIII в. – на северной стене первого яруса тут выделяют «Успение», на южной – «Рождество». Особое впечатление оставляет ктиторский портрет XVIII в. князя Всеволода в зеленом казацком жупане, поверх которого накинута горностаевая мантия, размещенный на южной пилястре алтарной части. Насельники не забудут сопроводить вас на второй этаж, где проникновенно расскажут о давних традициях своей обители, уже долгое время в православном мире считающейся местом пребывания особо просвещенных монахов.

У старой обители действительно очень интересная история. Одним из известных и уважаемых летописцев Киевской Руси был игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр, дописывавший с 1115 г. великое творение Нестора-летописца «Повесть временных лет». Нужно отметить и Моисея, автора речи по случаю открытия подпорной стены. Особый расцвет Выдубицкого монастыря припадает на конец XVII в., когда была создана Лазарем Барановичем одна из первых отечественных типографий. Тут совершали свои иноческие подвиги святители Феодосий (Углицкий) и Димитрий (Ростовский). Спустя сто лет стародубский полковник Михаил Миклашевский, после побед над басурманами, вместе с братьями казаками ушел в монастырь замаливать грехи. На его деньги построена трапезная с одноапсидной бесстолпной одноглавой Спасской церковью, полностью сохранившей свой первоначальный вид. Интерьеры трапезной когда-то были украшены живописью, от которой остались довольно большие фрагменты, где особенно хорош в алтарной части святой Иаков.

Но не смог забыть старый вояка Миклашевский подвиги на полях сражений, поэтому и разместил стилизованный родовой герб над порталом входа. В красиво очерченном картуше помещен лук, две скрещенные стрелы и первые буквы полного титула полковника, что по горизонтали расшифровывается так: «Михаил Миклашевский его царского пресветлого величества войск запорожских полковник стародубский». Картуш окружен тонкой, чудесной лепкой, приближенной к народной резьбе. Миклашевскому было чем гордиться, на его средства после героического взятия Азова его полком и в честь этого события в 1696 г. строится Георгиевский собор – один из лучших в Украине. Он представляет собой классический тип пятикамерного пятиглавого украинского храма крестового плана, усложненный низкими камерами в углах, из-за чего строение кажется более просторным. Выверенные пропорции придают ему художественную законченность. Окна в форме крестов на белом фоне при косом падении солнечных лучей остаются черными, тем самым символизируют горькую печаль за павшими на поле брани с басурманами товарищами. В интерьере боковые помещения органично слиты с центральным подкупольным пространством с помощью арок и парусов. По мнению некоторых исследователей, автором Георгиевского собора, скорее всего, построены Всесвятская церковь над Экономическими воротами Лавры, а Екатериновская церковь, что в Чернигове, воздвигнута в честь той же азовской «виктории». Существует версия, что заказ богатого и влиятельного полковника исполнила известная московская строительная артель Матвея Ефимова (Ефимовича).

В соборе были настенные росписи, традиционные для храмов того времени, но основным украшением храма был громадный резанный из липы позолоченный иконостас, варварски уничтоженный – лишь фотографии передают его художественное совершенство. Тут же, в храме, находился парадный ктиторский портрет полковника Миклашевского, который по праву считается одним из лучших произведений отечественного искусства. Но тщетны надежды увидеть оригинал, он давным-давно пылится в запасниках Исторического музея в Москве. А в Национальном художественном музее Украины, что в Киеве, посетителям приходится довольствоваться удачной копией.

Служба в церквях Выдубицкого монастыря продолжалась до 1936 г., когда иконостасы Михайловского и Георгиевского соборов порубили и сожгли. Это громадное пожарище на подворье зажгли комсомольцы-активисты из Союза воинствующих безбожников.

А о пожаре 1967 г. в самом Георгиевском соборе можно было бы не упоминать, – поджигвать храмы в «средневековье» ХХ в. в СССР считалось заурядным явлением. Но огонь в храме превратил в пепел уникальные стародруки. Одна из лучших библиотек XVIII в. была собрана Кириллом Разумовским и находилась в его Батуринском дворце. Ее в 1930-е гг. привезли из расформированного Конотопского музея, хорошо упакованной в деревянные ящики, и сложили в подвалах главной библиотеки города. Там они дождались начала войны, а когда был получен приказ эвакуации книжных сокровищ, то тут под рукой оказались уже упакованные. Их в первую очередь погрузили и вывезли… Оказались они в Средней Азии. Там они кому-то помешали и их вернули в Киев, где книги оказались в подвалах Исторического музея, загромождая проход. Тогда директор почтенного заведения Полупанова (кстати, дочь матроса-террориста, стрелявшего по Киеву), считая, что никому не нужны эти старые книги, так же, не распечатывая, приказала отправить их «с глаз долой». И вот они оказались сложенными в Георгиевском соборе, как бы на хранении. В это время французские ученые и библиофилы просили продать им эти книжные сокровища, которые в большинстве своем были на французском языке. Им в Минкульте ответили, что мы теперь умные – сами знаем, что с ними делать. И вскоре запылал Георгиевский собор. Книги в высохших от времени деревянных ящиках горели хорошо, огонь перебросился на большинство раритетов, валявшихся тут же.

Потом в храме убрали пепел и разместили мастерскую скульпторов, создававших величественные и громоздкие скульптурные монументы.

Колокольня Выдубицкого монастыря была построена на деньги Данилы Апостола, в честь которого на втором ярусе устроили небольшую надвратную церковь Св. Даниила. Выбранный в 1721 г. гетманом Украины Д. Апостол отстаивал ее независимость, но с годами, учитывая неблагоприятные обстоятельства для защитников национальной идеи, сосредоточился на внутренних делах и старался подмять под гетманскую власть киевских мещан. Чтобы как-то привлечь их на свою сторону, и была построена в 1733 г. колокольня в формах популярной в то время украинской архитектуры. Она четырехъярусная, нижние три яруса квадратные, а верхний – восьмигранный, надстроенный через столетие А. Меленским.

Дом настоятеля, построенный в 1770 г. по замыслу М. Юрасова, как и монастырские кельи, сберег свой первоначальный облик. В братском корпусе 1851 г., что по проекту П. Спарро, позднее надстроили второй этаж.

Рядом стилизованная деревянная беседка, в 1978 г. появившаяся над колодцем, выкопанном за два столетия до этого. Как-то остается без внимания очень редкостная, даже для монастырей, часовня для отпевания конца XVIII в., – однонефная, углубленная в землю. Украшенный нишами и полуколоннами фасад завершен треугольным щипцом-фронтоном.

Выдубицкий монастырь издавна был местом захоронения, но преобладающее большинство могил было уничтожено после его закрытия. Остались наиболее значительные. Было восстановлено захоронение генерала, расстрелянного большевиками, где на памятнике надпись: «Двічі Георгіївський кавалер, генерал-майор Яків Григорович Гандзюк, командуючий Першим Українським корпусом. 1874–1918. Героїчно загинув 25 січня 1918 р. в м. Київ». Мне рассказывали, что с ним погиб его ординарец, которого отпускали красные бандиты Муравьева, но он принял смерть вместе с другом-командиром.

Каменный крест стоит на могиле выдающего педагога К. Д. Ушинского. Хочу отметить, что основоположник отечественной педагогики не родился, не жил и не умер в нашем городе, но в последние минуты жизни завещал похоронить его на самом красивом месте в Киеве. Константин Дмитриевич стал создателем нового направления в педагогике, когда в процессе воспитания ребенка мудро и целенаправленно начинала формироваться личность. Работа в радость, доскональное изучение иностранных языков, опыты по природоведению, увлечение музыкой и изобразительным искусством – все это помогает гармоничному развитию. Всенародное признание Ушинскому принесло издание учебников «Детский мир» и «Родное слово», по которым в течение столетия учились все дети.

Величественный склеп у инженера-гидротехника Лялевского, спроектированный В. В. Городецким, прославившим свое имя строительством знаменитого «Дома с химерами». В сооруженном склепе на Выдубичах интерпретируется тема древнегреческого храма, но без излишнего декора, характерного для Владислава Владиславовича.

В некрополе Выдубичей есть захоронения девяти героев Отечественной войны 1812 г., среди которых князь Лев Яшвиль. Когда гордый грузинский князь прославил свое имя на полях битв, при этом как-то затушевалось его непосредственное участие в заговоре против Павла I,которое закончилось убийством императора. Особое уважение генерал добыл на поле под Бородино. Надгробие Яшвиля и его супруги – прекрасный образец художественного литья. Крест сбили давно, но основная часть надгробия еще недавно была в сохранности, с низкой чугунной оградой, а в голове погребенных отдыхал лев, лежа на пушке. Сегодня мы можем созерцать лишь чугунную плиту с эпитафией: «В след орлов парил он с грозными громами, Лев именем и львом в кровавых битвах был, Душевной доблестью сроднился он с сердцами, Тут прах его, а жизнь осталась в делах. Генерал от артиллерии Лев Михайлович Яшвиль родился 1772 года, августа 6 дня. Скончался 19 апреля 1836 г.». Некоторые скульптурные памятники старые – профессору медицины Е. Афанасьеву, а некоторые поставлены в послевоенные годы – известному анатому, профессору В. Бецу. Когда-то здесь был семейный склеп графов Ниродов, поэтому вполне обоснованно появилось захоронение их потомка известного театрального художника Ф. Нирода. Необычайно скромная могила известных коллекционеров Богдана и Варвары Ханенко, создателей одного из лучших музеев страны – Западноевропейского искусства, – настоящего памятника на века.

Тяжелая судьба выпала Выдубицкому монастырю после его самоликвидации в 1924 г. В трапезной организовали клуб деревообрабатывающего комбината, а в кельях настоятельного и братского корпусов поселились семьи рабочих. Всё, что находится на территории Выдубицкого монастыря, имеет историко-архитектурную ценность международного значения и делает его одним из самых интересных и благодатных экскурсионных мест в Киеве. Я поэтому и люблю особых, нравящихся мне гостей поводить по этой чарующей местности. После нескольких посещений этой обители, когда вы остаетесь наедине или с близким человеком, или с хорошими друзьями, то почувствуете мессианскую роль Киева, его духовное значение и историческое предназначение.

Чтобы не расплескать полученный духовный подъем, посетим расположенный рядом Ионовский монастырь. Хотя он только приближается к своему 150-летнему юбилею, тем не менее славен подвижницкой деятельностью своих насельников. Располагается монастырь на территории Центрального ботанического сада Национальной академии наук Украины. В 1935 г. на Зверинце, что тогда считался окраиной города, было решено создать Центральный ботанический сад Академии наук. Сейчас его площадь достигает 169 га, а в его коллекции более 13 тысяч сортов деревьев, кустарников и трав со всех континентов. Здесь можно увидеть ботанико-географические участки степей Украины, Карпат, Крыма и других, которые отображают ландшафты нашей страны, а также монокультурные коллекции садов (сирингарий, розарий и другие). При Ботаническом саде помимо научно-исследовательских подразделений существуют и другие, оказывающие практическую помощь населению, разводящему цветы, имеющему приусадебные и садовые участки.


Ионовский монастырь.

Фотооткрытка 1910-х годов

Украшает эту местность Свято-Троицкий (Ионовский) монастырь, образованный в 1866 г. св. Ионой, в миру Иваном Мирошниченко. Монастырь, как и другие репрессированные обители, был вновь открыт в 1990 г. Его главным храмом является Троицкая церковь (1871), где ныне нетленно почивают мощи отца Ионы (в его некрологе был указан возраст – 108 лет). Архитектура церкви традиционная и простая, хотя купол имеет барочные формы.

Архитектор В. Николаев для обители выполнил проект колокольни в 110 м – самой высокой в Российской империи. Она была торжественно заложена 27 июля 1903 г., уже после смерти старого архимандрита. То ли сбылось предсказание – ничего не должно быть выше Лаврской большой колокольни, – то ли помешала революция, а скорее все вместе, – успели построить только первый ярус. Его в советское время разобрали на кирпичи, но на открытках 1910-х гг. фотографа Дмитрия Маркова колокольня дорисована.

Ионовский монастырь сильно пострадал 5 июня 1918 г., когда весь Печерск, да что там, весь город содрогнулся от страшного взрыва. Взлетели в воздух артиллерийские склады, которые были словно нафаршированы снарядами во время войны, так как Киев продолжительное время был прифронтовым городом. Взрыв сровнял с землей значительную часть города.

В 1918 г. во времена гетмана Петра Скоропадского возник проект перенесения сюда правительственного центра столицы, построив для этого на Зверинецких высотах административные учреждения. Эта идея понравилась и советским местным руководителям, но из Москвы раздался строгий окрик, и столицей Украины стал до 1934 г. Харьков.

Когда будем выходить из Ботанического сада НАНУ, то слева увидим строение, похожее на храм. Это и есть недостроенная Николаевская церковь по проекту П. Фетисова и В. Рыкова, что находилась на новом Братском кладбище. На ее торжественном заложении 12 июня 1916 г. присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна. В 1930-х гг. поступило предложение создать там крематорий. Теперь это один из лабораторных корпусов Института проблем прочности НАН Украины.

Не узнать сегодня историческую местность Зверинец в Наводницкой долине и на окрестных Днепровских холмах, особенно когда несколько лет назад построили эффектные большие коттеджи и церковь Евангельских христиан-баптистов. Там же не менее респектабельные «кельи» монахов-отшельников предстоятеля УПЦ МП (три этажа с мансардой) и настоятеля Печерской лавры Павла (четыре этажа с бассейном и джакузи).

На одном из холмов, том, что поближе к Днепру, начиная с середины Х в., еще при Всеволоде Ярославиче был Красный двор – загородный дворец киевских князей, пока его не сожгли половцы, потом его отстроили для Юрия Долгорукого. После его смерти в 1157 г. возмущенные его деяниями киевляне разметали Двор, и он никогда больше не отстраивался. Позднее эти холмы принадлежали Выдубицкому монастырю, потом – лавре. В 1810 г. тут заложили форты Печерской крепости.

Неподалеку находятся самые давние Зверинецкие пещеры Х в., которые использовали в дохристианские времена купцы для хранения своих товаров. Позднее был основан пещерный монастырь, который в 1097 г. разрушили половцы. Открыли пещеры только в 1880-е гг. и, не теряя времени, начали их тщательно изучать археологи А. Эртель и И. Каманин. Ученые нашли много древних предметов хозяйственного и бытового назначения. В самом начале исследований при входе в подземелье обнаружено больше 30 человеческих скелетов, лежавших в разных позах, что вызвало предположение об их смерти от удушья. Тогда была выдвинута версия, что в 1240 г., когда монголы опустошали окрестности Киева, они завалили вход в подземелье, не имея возможности туда ворваться. Только в этих пещерах, долгое время не эксплуатировавшихся, ощущаешь первоначальный вид древних лаврских лабиринтов. Как вы не были? Это серьезное упущение! В подземном коридоре длиной 150 м размещается подземная церковь и с десяток ниш-усыпальниц. Над пещерами существовала, но была разрушена церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1912).

На подворье по ул. Мичурина, 18 существует ныне закрытый пещерный вход к могиле И. Каманина (1850–1921) – известного историка, архивиста и археолога. Пещеры (ул. Мичурина, 17–22) сейчас являются филиалом Музея истории города Киева. В их изучении стоит отметить большую роль обаятельной женщины и серьезного ученого Елены Воронцовой. Даже трудно представить, что эта возвышенная натура занималась подземным миром и достигла на этом поприще значительных успехов.

С 1878 г. на Зверинце расположили кладбище для нижних военных чинов – солдат. Потом стали хоронить простых жителей Печерска. В советское время захоронения прекратили, но сюда в 1935 г. перезахоронили с Аскольдовой могилы поэта Андрея Подолинского и Василия Тарновского – известного коллекционера, собирателя творческого наследия Т. Шевченко и основателя Музея украинской старины в Чернигове.

Оглавление книги


Генерация: 0.212. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз