Книга: Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площадь, мосты [Историко-архитектурный путеводитель]
Дом Пущиных
Дом Пущиных
Двусторонний участок с четырьмя проходными дворами между Большой Конюшенной улицей, 5, и набережной Мойки, 14, – самый большой и странный во всем квартале.
Ближе к улице он достаточно широк. За двумя прямоугольными дворами следует неправильной формы четырехугольный двор, от которого неожиданно ответвляется под косым углом узкий проход к набережной Мойки. Такая сложная и несуразная конфигурация участка объясняется тем, что в него врезается каре соседнего дома на Мойке, 12, – того самого, где находилась последняя квартира А.С. Пушкина.
Предшественником дома № 12 был особняк, начатый постройкой в 1726 году для И.А. Черкасова, бывшего секретаря Петра I. В 1730-1740-х годах Черкасов возвел большой трехэтажный дом с флигелями и службами, замкнувшими прямоугольный двор. При императрице Елизавете Петровне он стал ее кабинет-секретарем.
Это здание, впоследствии перестроенное, является старейшим из существующих в квартале. Лицевой дом соорудили из «чистого голландского кирпича»[264]. В глубине двора сохранились почти без изменений П-образные в плане конюшни и каретники с двухъярусными аркадами. Это уникальное хозяйственное сооружение часто без должных оснований называли «Бироновы конюшни».
Для постройки крупного дома на набережной участок А.И. Черкасова расширили за счет соседнего владения капитана А.Д. Татищева (ныне дом № 14), «за что последний получил от Черкасова часть его участка, выходящего на Большую Конюшенную»[265]. Поэтому и образовалась необычная изломанная конфигурация будущего владения Пущиных. Геометрически четкая застройка двора Черкасова не выправила, а, наоборот, усугубила иррегулярность планировки смежных дворов.
Набережная Мойки, 12 и 14. Фото 2000-х гг.
В существующем виде дом на Мойке, 12, представляет собой прекрасный образец раннего классицизма. Поэтому его основная перестройка относится к 1770-1780-м годам. Удивительно, что столь выдающийся памятник, давно превращенный в музей, остается произведением неизвестного архитектора, не имеющим точной датировки.
При перестройке бывший дом И.А. Черкасова немного расширили, сохранив его структуру с центральным ризалитом, осями окон и арочными въездами. Ризалит акцентирован шестью каннелированными пилястрами коринфского ордера. Изысканно прорисованы оконные наличники с плечиками и сандриками, филенки с гирляндами и другие детали.
С начала XIX века дом принадлежал князьям Волконским. Здесь в 1836-1837 годах прошли последние месяцы жизни А.С. Пушкина. Этот мемориальный адрес, где находится Музей-квартира поэта, общеизвестен и представлен во множестве изданий.
Вернемся к сквозному участку № 5 по улице и № 14 по набережной. Небольшой дом на Мойке показан уже на генеральных планах Петербурга 1738 и 1753 годов. Однако на Аксонометрическом плане 1765-1773 годов здесь не обозначено никаких строений, кроме крошечного флигеля, а широкая часть двора, прилегающая к улице, занята садом и огородом.
Ситуация в корне изменилась в конце XVIII века. В то время на набережной уже был построен новый лицевой дом с примыкающими к нему флигелями. Посередине участка появились поперечные флигели, поделившие общий двор. Еще один ДОМ, в половину ширины участка, стоял на Большой Конюшенной.
В течение XVIII века у этого сквозного участка сменилось несколько владельцев: петровский медик И. Блюментрост, советник Камер-коллегии К. ГлюК, лейб-гвардии капитан А. Д. Татищев, Канцелярия опекунства иностранных колонистов, ее вице-президент И.Е. Глебовский, адмирал П.И. Пущин. В 1791 году участок был поделен надвое. Часть со стороны Большой Конюшенной улицы приобрел коллежский асессор М.П. Бакунин, а у него – жена генерал-аншефа П.Б. Пассека Мария Сергеевна. В 1798 году Пущины воссоединили владение, купив двор, прилегающий к улице[266].
В усадьбе деда, П.И. Пущина, и отца, генерал-интенданта И.П. Пущина, прошли детские годы Ивана Пущина. Отсюда он уехал в Царское Село, став воспитанником первого набора Лицея. Юность его была озарена горячей дружбой с Александром Пушкиным. Поразительное совпадение – их мемориальные адреса, как некогда лицейские комнаты-«кельи», оказались рядом.
Здесь П.И. Пущин жил после окончания Лицея. Он стал активным членом тайных декабристских обществ. Участник восстания 14 декабря 1825 года, Иван Пущин был осужден на каторгу и ссылку. Его младшего брата, капитана гвардии Михаила Пущина, разжаловали и отправили на Кавказ.
В 1842 году после тяжелого ранения М.И. Пущин вернулся домой. Вскоре началось обновление участка по проектам Б.Б. Гейденрейха.
Академик архитектуры Богуслав Богуславович (Деолаус Генрих) Гейденрейх, служивший в департаменте проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий, построил впоследствии несколько домов, среди которых особый интерес представляет особняк Е.Н. Апраксиной, возведенный в 1860-1861 годах (улица Чайковского, 32, совместно с А.В. Петцольдом). За работами на участке Пущина наблюдал многоопытный каменных дел мастер Франц Иванович (Франческо Мария) Руска[267], участвовавший в сооружении церквей, общественных, жилых и производственных зданий под началом К.И. Росси и других крупных зодчих или же по своим проектам.
21 февраля 1846 года Николай I утвердил составленный Гейденрейхом проект нового фасада трехэтажного особняка на Мойке, 14, построенного в конце XVIII века[268]. Композиция напоминает о раннем классицизме: дощатый руст первого этажа, утопленные в филенках окна, наличники с ушками, лучковые сандрики. Цепочка рустов по левому краю и лучковый фронтон в центре являются характерными штрихами ранней эклектики. Решение фасада привлекает благородной сдержанностью. «Изюминку» его составляют четыре бюста в круглых нишах (античные философы?).
В том же 1846 году коллежский советник М.И. Пущин подал заявку: «Желаю произвести постройку». Речь шла о трехэтажном лицевом доме с флигелями на Большой Конюшенной улице[269]. Здесь Гейденрейх ввел завоевавшие в те годы популярность мотивы неоренессанса. Они придавали зданию представительность, вызывая ассоциации с итальянскими палаццо.
Ярусная композиция, разнообразный руст, обрамления арочных окон рустовкой, мелкими пилястрами и архивольтами – все это неоренессансные формы. Знаком стиля служили двойные проемы («бифорий») с изящной колонкой посередине и медальоном над ней. Эти детали грубо упрощены при ремонте здания[270]. Уцелели примыкающие к ним балконы на кронштейнах, с орнаментальными фигурами решеток.
Лицевой дом был соединен двумя боковыми флигелями с существовавшим поперечным корпусом. Так образовался ближний к улице замкнутый двор-каре. В него обращены парные выступы парадных лестниц, чуть похожие на крепостные башни.
В последующие годы перестройками внутри участка занимался Л.Ф. Фонтана. В 1858 году он заново возвел второй поперечный корпус. Напомним, что немногим ранее Фонтана вел работы во дворе соседнего дома № 3. Так начинал этот большой мастер, построивший впоследствии гостиницу «Европейская» и другие примечательные здания.
В 1860-х годах домовладение перешло от Пущиных купцу 1-й гильдии, коммерции советнику И.О. Утину. При нем продолжались переделки дворовых флигелей по проектам Л.Ф. Фонтана, а затем Ф.Б. Нагеля.
Большая Конюшенная улица, 5. Фото 2017 г.
С конца XIX века сквозной участок принадлежал Лопатиным. Жена полковника О.Н. Меранвиль де Сент-Клер (урожденная Лопатина) заказала в 1898 году архитектору Л.Л. Фуфаевскому проект надстройки лицевого дома на Большой Конюшенной и прилегающих флигелей четвертым-пятым этажами[271]. Архитектор задумал возвести верхнюю часть здания в строгом соответствии со стилем фасада, созданного Б.Б. Гейденрейхом. Однако вполне тактичный проект увеличения кубатуры и доходности дома остался на бумаге. (Вслед за этим Фуфаевский приступил к перестройке особняка на Большой Конюшенной улице, 9.)
Дом № 5 все же вырос на этаж, но, очевидно, намного позднее. Получилась примитивная надстройка откровенно утилитарного типа. Она заметно исказила облик импозантного исторического здания.
В конце XIX – начале XX века по этому адресу находились меблированные комнаты, училища, редакции, магазины и склады, конторы крупных предприятий. Последним владельцем участка в 1913-1917 годах состоял граф А.Д. Шереметев – меломан, руководитель «симфонического концерта», исполнявший обязанности начальника Придворной певческой капеллы.
На фасаде дома № 14 по набережной Мойки в 1991 году установлена мемориальная гранитная доска с бронзовым барельефом И.И. Пущина (архитектор В.Б. Бухаев, скульптор Л.П. Калугина). Ныне в этом здании устроен отель «Пушка Инн».
- № 102 Дом Змеевых
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- № 114 Дом Семьянова (Торгово-офисный комплекс «Невский центр»)
- № 88 Дом О.П. Кушелевой